ОРГАНИЗАЦИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ РОЗНИЧНУЮ ТОРГОВЛЮ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ И ТОВАРАМИ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ. КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ УБЫТКОВ В ВИДЕ СТОИМОСТИ УНИЧТОЖЕННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ТОВАРОВ МЕДИ. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 25.11.09 16-15/123920

             ОРГАНИЗАЦИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ РОЗНИЧНУЮ ТОРГОВЛЮ
          ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ И ТОВАРАМИ МЕДИЦИНСКОГО
            НАЗНАЧЕНИЯ. КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ
          НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ УБЫТКОВ В ВИДЕ
        СТОИМОСТИ УНИЧТОЖЕННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ТОВАРОВ
           МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ВВИДУ ИСТЕЧЕНИЯ СРОКА ИХ
           ГОДНОСТИ, А ТАКЖЕ РАСХОДОВ НА ТАКОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                          25 ноября 2009 г.
                            N 16-15/123920

                                 (Д)


     Согласно  положениям  статьи  268 Налогового кодекса РФ стоимость
приобретения  товаров  учитывается  в уменьшение доходов от реализации
покупных товаров.
     На  основании  пункта  1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик вправе
уменьшить  полученные  доходы  на  сумму  произведенных  расходов  (за
исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
     Расходами    для   целей   налогообложения   прибыли   признаются
обоснованные  и  документально  подтвержденные  затраты  (а в случаях,
предусмотренных   в   статье   265   НК  РФ,  убытки),  осуществленные
(понесенные) налогоплательщиком.
     Под  обоснованными  расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     Под  документально  подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные    документами,    оформленными    в   соответствии   с
законодательством  РФ, либо документами, оформленными согласно обычаям
делового оборота, применяемым в иностранном государстве, на территории
которого   были   произведены   соответствующие   расходы,   и   (или)
документами,  косвенно  подтверждающими  произведенные  расходы (в том
числе  таможенной  декларацией,  приказом  о  командировке, проездными
документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
     Расходами   признаются   любые   затраты  при  условии,  что  они
произведены  для осуществления деятельности, направленной на получение
дохода.
     При   этом   обоснованность  расходов,  учитываемых  при  расчете
налоговой  базы, оценивается с учетом обстоятельств, свидетельствующих
о  намерениях  организации  получить экономический эффект в результате
реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
     В   статье   31  Федерального  закона  от  22.06.98  N  86-ФЗ  "О
лекарственных   средствах"   установлено,   что   запрещается  продажа
лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с
истекшим сроком годности, фальсифицированных лекарственных средств.
     Лекарственные  средства,  пришедшие  в  негодность, лекарственные
средства с истекшим сроком годности и фальсифицированные лекарственные
средства подлежат уничтожению.
     Кроме  того,  согласно  пункту 4 статьи 5 Закона РФ от 07.02.92 N
2300-1   "О   защите   прав   потребителей"   на   продукты   питания,
парфюмерно-косметические  товары,  медикаменты, товары бытовой химии и
иные   подобные  товары  (работы)  изготовитель  (исполнитель)  обязан
устанавливать  срок  годности  -  период,  по истечении которого товар
(работа) считается непригодным для использования по назначению.
     Продажа  товара  (выполнение  работы) по истечении установленного
срока  годности, а также товара (выполнение работы), на который должен
быть  установлен  срок  годности, но он не установлен, запрещается. Об
этом говорится в пункте 5 статьи 5 Закона N 2300-1.
     Таким   образом,  расходы  в  виде  стоимости  приобретенных  для
дальнейшей  реализации  лекарственных  средств  и товаров медицинского
назначения,  подлежащих  уничтожению  в  связи  с  истечением срока их
годности,  а  также расходы, связанные с уничтожением такой продукции,
учитываются   для   целей  налогообложения  прибыли  при  определенном
условии.  А  именно:  данные  расходы должны быть произведены в рамках
предпринимательской  деятельности  и  подтверждены  надлежащим образом
оформленными документами.
     Порядок    уничтожения   лекарственных   средств,   пришедших   в
негодность,   лекарственных   средств   с  истекшим  сроком  годности,
фальсифицированных  лекарственных  средств  разрабатывается  с  учетом
требований   безопасности   людей,   животных  и  окружающей  среды  и
утверждается  федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию
которого  входит  осуществление  функций  по выработке государственной
политики   и  нормативно-правовому  регулированию  в  сфере  обращения
лекарственных средств (п. 3 ст. 31 Закона N 86-ФЗ).
     Так, приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2002 N 382
утверждена  Инструкция  о  порядке  уничтожения лекарственных средств,
пришедших  в  негодность,  лекарственных  средств  с  истекшим  сроком
годности   и   лекарственных   средств,   являющихся   подделками  или
незаконными  копиями  зарегистрированных  в  РФ  лекарственных средств
(далее - Инструкция).
     Уничтожение  лекарственных  средств  осуществляется с соблюдением
обязательных требований нормативных и технических документов по охране
окружающей  среды  и проводится комиссией по уничтожению лекарственных
средств,  создаваемой  органом  исполнительной  власти  субъекта РФ, в
присутствии   собственника   или   владельца   лекарственных  средств,
подлежащих уничтожению. Об этом сказано в пункте 6 Инструкции.
     При  уничтожении  лекарственных  средств комиссией по уничтожению
лекарственных средств составляется акт, в котором указываются:
     - дата и место уничтожения;
     - место   работы,   должность,   фамилия,   имя,   отчество  лиц,
принимавших участие в уничтожении;
     - основание для уничтожения;
     - сведения  о  наименовании  (с  указанием  лекарственной  формы,
дозировки,   единицы  измерения,  серии)  и  количестве  уничтожаемого
лекарственного средства, а также о таре или упаковке;
     - наименование производителя лекарственного средства;
     - наименование    владельца   или   собственника   лекарственного
средства;
     - способ уничтожения.
     Акт  об  уничтожении  лекарственных  средств  подписывается всеми
членами  комиссии  по  уничтожению лекарственных средств и скрепляется
печатью  предприятия,  которое  осуществило уничтожение лекарственного
средства (п. 9 Инструкции).
     Таким образом, учитывая пункты 2, 5 и 6 Инструкции, лекарственные
препараты изымаются из обращения в установленном порядке, направляются
в организации, имеющие право и соответствующую лицензию на уничтожение
лекарственных  средств.  Передача  лекарств на последующее уничтожение
осуществляется   на  основании  заключенного  договора  с  соблюдением
требований  нормативных  и технических документов по охране окружающей
среды  и  проводится  комиссией  по уничтожению лекарственных средств,
создаваемой  органом  исполнительной власти субъекта РФ, в присутствии
представителя аптечного учреждения.
     При   этом   аптечное   учреждение   передает  специализированной
организации  лекарства  на  уничтожение  на основании соответствующего
акта  и  получает  от  указанной организации счет-фактуру, а также акт
приемки выполненных работ по уничтожению лекарственных препаратов.
     Указанные  документы  являются  документами, на основании которых
соответствующие   затраты   отражаются  в  налоговом  учете  аптечного
учреждения.
     Основание: письмо Минфина России от 08.07.2008 N 03-03-06/1/397.

Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы 1-го класса
                                                         А.Н. Чугунова
25 ноября 2009 г.
N 16-15/123920