О ПРАВОМЕРНОСТИ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ ГОСПОШЛИНЫ ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ, НАХОДЯЩИМСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, НЕЗАВИСИМО ОТ СЛУЧАЕВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭТОГО ПРАВА (С МОМ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 15.03.10 03-05-04-03/21

         О ПРАВОМЕРНОСТИ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ ГОСПОШЛИНЫ ЗА
            ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВА ОПЕРАТИВНОГО
           УПРАВЛЕНИЯ НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ, НАХОДЯЩИМСЯ В
           ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
          НЕЗАВИСИМО ОТ СЛУЧАЕВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭТОГО ПРАВА (С
            МОМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ИЛИ РАНЕЕ
        ЗАРЕГИСТРИРОВАННОГО ПРАВА) ЗА УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
                          ИЛИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ.
    
                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                           15 марта 2010 г. 
                           N 03-05-04-03/21

                                 (Д)
                                   

     В связи с письмом по вопросу правомерности освобождения от уплаты
государственной   пошлины   за   государственную   регистрацию   права
оперативного  управления  недвижимым имуществом в случае возникновения
этого  права (права государственной или муниципальной собственности) с
момента    государственной   регистрации   Департамент   налоговой   и
таможенно-тарифной   политики   совместно   с  Правовым  департаментом
сообщает следующее.
     В  соответствии  с  пп.  4.1  п.  3 ст. 333.35 Налогового кодекса
Российской  Федерации  (далее - Кодекс) за государственную регистрацию
права  оперативного  управления  недвижимым  имуществом, находящимся в
государственной   или   муниципальной  собственности,  государственная
пошлина не уплачивается.
     Согласно  п.  п.  1  и  2 ст. 299 Гражданского кодекса Российской
Федерации  (далее - ГК РФ) право оперативного управления имуществом, в
отношении  которого собственником принято решение о его закреплении за
унитарным  предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия
или  учреждения  с  момента передачи имущества, но только если иное не
установлено   законом   и   иными   правовыми   актами   или  решением
собственника.
     Плоды,   продукция   и   доходы   от   использования   имущества,
находящегося    в   оперативном   управлении,   а   также   имущество,
приобретенное  унитарным  предприятием или учреждением по договору или
иным  основаниям,  поступают  в оперативное управление предприятия или
учреждения  в  порядке,  установленном ГК РФ, другими законами и иными
правовыми актами для приобретения права собственности.
     С  учетом  изложенного  п.  2 Методических рекомендаций о порядке
государственной    регистрации   прав   на   создаваемые,   созданные,
реконструированные   объекты   недвижимого   имущества,   утвержденных
Приказом  Федеральной  регистрационной  службы  от  08.06.2007  N 113,
предусмотрено,  что  государственную  регистрацию  права  оперативного
управления  государственных  предприятий (учреждений) на приобретенные
объекты недвижимого имущества предлагается осуществлять одновременно с
государственной  регистрацией  права государственной или муниципальной
собственности на данные объекты.
     Право  оперативного  управления  является  производным  от  права
собственности и не может возникнуть ранее последнего.
     Следовательно,  по мнению Департамента, согласно пп. 4.1 п. 3 ст.
333.35  Кодекса  за  государственную  регистрацию  права  оперативного
управления  недвижимым  имуществом,  находящимся в государственной или
муниципальной собственности, независимо от случаев возникновения этого
права    (с    момента    государственной    регистрации   или   ранее
зарегистрированного    права)    за   унитарными   предприятиями   или
учреждениями государственная пошлина уплачиваться не должна.
     Вместе  с  тем  при  рассмотрении  поставленного вопроса полагаем
возможным обратить внимание на Постановление Федерального арбитражного
суда   Уральского  округа  от  09.08.2006  по  делу  Ф09-6556/06-СЗ  и
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 23.06.2009 по делу N А32-6131/2008-41/283.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
15 марта 2010 г. 
N 03-05-04-03/21