ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ККТ ПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ЕНВД В ОТНОШЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 09.02.10 Д05-305

         ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ККТ ПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ЕНВД В ОТНОШЕНИИ
           ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

                          9 февраля 2010 г.
                              N Д05-305

                                 (Д)


     В   соответствии   с  письмом  Министерства  финансов  Российской
Федерации  Департамент  развития малого и среднего предпринимательства
Министерства  экономического  развития Российской Федерации рассмотрел
обращение  по  вопросу  использования  контрольно-кассовой техники при
применении  системы налогообложения в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности и сообщает.
     В соответствии с п.  2.1 ст.  2 Федерального закона от 22.05.2003
N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой  техники  при  осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт"  организации  и   индивидуальные   предприниматели,   являющиеся
налогоплательщиками  единого  налога  на вмененный доход для отдельных
видов деятельности,  не подпадающие под действие п.  п.  2 и 3  ст.  2
Федерального  закона  от  22.05.2003 N 54-ФЗ,  при осуществлении видов
предпринимательской  деятельности,  установленных  п.  2  ст.   346.26
Налогового  кодекса Российской Федерации,  могут осуществлять наличные
денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных  карт  без
применения   контрольно-кассовой   техники   при   условии  выдачи  по
требованию покупателя (клиента) документа (товарного  чека,  квитанции
или  другого  документа),  подтверждающего  прием  денежных средств за
соответствующий товар (работу, услугу).
     Каких-либо исключений  применения вышеназванной нормы в отношении
реализации  алкогольной  продукции  Федеральный  закон  от  22.05.2003
N 54-ФЗ не содержит.
     Пунктом  2  ст.  346.26  Налогового  кодекса Российской Федерации
установлено,  что  система  налогообложения  в  виде единого налога на
вмененный  доход для отдельных видов деятельности может применяться по
решениям  представительных  органов  муниципальных  районов, городских
округов,  законодательных  (представительных) органов городской власти
городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении, в
частности,  розничной  торговли с площадью торгового зала не более 150
квадратных метров по каждому объекту организации торговли.
     При  этом в отношении предпринимательской деятельности, связанной
с  торговлей  алкогольной  продукцией,  система налогообложения в виде
единого налога на вмененный доход может применяться.
     Вместе  с  тем  правовые  основы производства и оборота этилового
спирта,   алкогольной   и   спиртосодержащей  продукции  в  Российской
Федерации  устанавливает  Федеральный  закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О
государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции".
     Согласно  п.  5 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ
организации,  осуществляющие  в  городах розничную продажу алкогольной
продукции  с  содержанием  этилового  спирта более 15 процентов объема
готовой  продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые
и  складские  помещения  общей площадью не менее 50 квадратных метров,
охранную   сигнализацию,   сейфы  для  хранения  документов  и  денег,
контрольно-кассовую технику.
     Определение порядка лицензирования и выдача лицензий на розничную
продажу   алкогольной   продукции   относятся  к  полномочиям  органов
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации. Лицензии на
розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской
Федерации  в установленном ими порядке с учетом положений Федерального
закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ только организациям.
     В соответствии  со  ст.  26  Федерального  закона  от  22.11.1995
N 171-ФЗ  в  области  производства   и   оборота   этилового   спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа
алкогольной продукции с  нарушением  требований  ст.  16  Федерального
закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, то есть в том числе розничная продажа в
городах алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более  15
процентов объема готовой продукции без контрольно-кассовой техники.
     Нарушение   данных   норм  при  осуществлении  розничной  продажи
алкогольной    продукции    образует   объективную   сторону   состава
административного  правонарушения,  предусмотренного  ч.  3  ст. 14.16
Кодекса  об  административных  правонарушениях  Российской  Федерации:
"нарушение    иных    правил    розничной    продажи   алкогольной   и
спиртосодержащей   продукции"  (Постановление  Президиума  ВАС  РФ  от
16.09.2008  N 5378/08 по делу N А66-6614/2007). Такое нарушение влечет
наложение  административного  штрафа  на  должностных лиц в размере от
трех  тысяч  до  четырех  тысяч  рублей  с  конфискацией алкогольной и
спиртосодержащей  продукции  или  без таковой; на юридических лиц - от
тридцати  тысяч  до  сорока  тысяч рублей с конфискацией алкогольной и
спиртосодержащей продукции или без таковой.
     Вместе  с тем сообщаем, что Министерством экономического развития
Российской  Федерации  подготовлены  поправки  в  Федеральный закон от
22.11.1995  N  171-ФЗ  "О государственном регулировании производства и
оборота  этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции",
позволяющие  не  применять  контрольно-кассовую  технику при розничной
продаже  алкогольной продукции, в случае если предприниматель является
плательщиком ЕНВД.

Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего
предпринимательства
                                                          Н.Н.АНТИПИНА
9 февраля 2010 г.
N Д05-305