СТАТЬЕЙ 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 27.12.2009 N 368-ФЗ ПРИОСТАНОВЛЕНО ДЕЙСТВИЕ АБЗ. 4 П. 1 СТ. 269 НК РФ С 1 ЯНВАРЯ ПО 30 ИЮНЯ 2010 Г. ВКЛЮЧИТЕЛЬНО В ОТНОШЕНИИ РАСХОДОВ В ВИДЕ ПРОЦЕНТОВ ПО ДОЛГОВЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ, ВОЗНИКШИМ ДО 1 НОЯБРЯ 2009 Г. В ПЕРИОД ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ УКАЗАННОЙ НОРМЫ ПРЕДЕЛЬНАЯ ВЕЛИЧИНА ПРОЦЕНТОВ, ПРИЗНАВАЕМЫХ РАСХОДОМ, ПРИНИМАЕТСЯ РАВНОЙ СТАВКЕ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УВЕЛИЧЕННОЙ В ДВА РАЗА, ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ДОЛГОВОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В РУБЛЯХ И РАВНОЙ 15 ПРОЦЕНТАМ - ПО ДОЛГОВЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ. ДОЛГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО, ВОЗНИКШЕЕ ДО 1 НОЯБРЯ 2009 Г., СОХРАНЯЕТСЯ С ВНЕСЕННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ НА БОЛЕЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ СРОК В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ В ДЕЙСТВУЮЩИЙ ДОГОВОР БАНКОВСКОГО ВКЛАДА (ДЕПОЗИТА) СТОРОНЫ (БАНК И ВКЛАДЧИК) ВНОСЯТ ИЗМЕНЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ СРОКА ВОЗВРАТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, УВЕЛИЧИВАЯ ОБЩИЙ СРОК ДЕПОЗИТА. НАПРИМЕР, ПО ДОЛГОВОМУ ОБЯЗАТЕЛЬСТВУ (ВКЛАД ПРИВЛЕЧЕН В 2007 Г. СРОКОМ ДО ФЕВРАЛЯ 2010 Г.) ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ СОГЛАШЕНИЕМ В ЯНВАРЕ 2010 Г. УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ЕГО СРОК ДО 2012 Г. ПРАВОМЕРНО ЛИ ОТНОСИТЬ ПОДОБНЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА К КАТЕГОРИИ ВОЗНИКШИХ ДО 1 НОЯБРЯ 2009 Г., С ПРИМЕНЕНИЕМ УВЕЛИЧЕННОЙ В 2 РАЗА СТАВКИ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ БАНКА РОССИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЦЕНТОВ, ПРИЗНАВАЕМЫХ РАСХОДОМ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 16 марта 2010 г. N 03-03-06/2/46 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей налогообложения прибыли расходов в виде процентов в период с 01.01.2010 по 30.06.2010 и сообщает следующее. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" приостановлено действие абз. 4 п. 1 ст. 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 января по 30 июня 2010 г. включительно в отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 г. Согласно п. 2 указанной статьи в период приостановления действия абз. 4 п. 1 ст. 269 Кодекса при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в два раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте. Таким образом, на период с 1 января по 30 июня 2010 г. включительно расходы в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 г., принимаются равными ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в два раза, при оформлении долгового обязательства в рублях. В случае если в действующий договор банковского вклада, оформленный до 1 ноября 2009 г., вносятся изменения по сроку возврата денежных средств, увеличивающие общий срок депозита, но при этом обязательство по сумме и по процентам остается неизменным, расход в виде предельной величины процентов принимается для целей налогообложения прибыли исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 2 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях. Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 16 марта 2010 г. N 03-03-06/2/46 |