Страницы: 1 2 О ДАЛЬНЕЙШИХ МЕРАХ ПО СНИЖЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ (Редакция на 09.03.2010) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 17 февраля 2009 г. N 104-ПП (ЮИАИ) В целях сокращения административных барьеров при осуществлении на территории города Москвы субъектами малого и среднего предпринимательства предпринимательской деятельности, реализации положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности", Закона города Москвы от 26 ноября 2008 г. N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" и указа Мэра Москвы от 10 февраля 2009 г. N 8-УМ "Об организации регионального государственного контроля (надзора) в городе Москве в 2009 году" Правительство Москвы постановляет: 1. Возложить на Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы координацию работы органов исполнительной власти города Москвы по реализации положений, содержащихся в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в городе Москве в целях снижения административных барьеров при осуществлении государственного контроля (надзора) за субъектами малого и среднего предпринимательства в городе Москвы и защиты их прав при осуществлении государственного контроля (надзора). 2. Установить, что Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы в целях координации работы органов исполнительной власти города Москвы по реализации положений, содержащихся в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, осуществляет следующие функции: - взаимодействует с органами прокуратуры при проведении мероприятий по контролю в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, принимает участие в заседаниях Общественного совета при прокуроре города Москвы по защите малого и среднего бизнеса, в том числе по вопросам, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) на территории города Москвы; - согласовывает административные регламенты и ежегодные планы проведения проверок органами исполнительной власти города Москвы, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), в части, касающейся субъектов малого и среднего предпринимательства; - координирует взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), при проведении проверок субъектов малого и среднего предпринимательства; - осуществляет мониторинг деятельности органов исполнительной власти города Москвы, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), собирает и обобщает информацию о проведенных ими проверках, выявленных нарушениях и примененных в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства штрафных санкциях; - готовит ежегодный сводный доклад Мэру Москвы по вопросам влияния административных барьеров на развитие предпринимательства в Москве; - осуществляет функции держателя автоматизированной информационной системы "Контроль-Москва". 3. Утвердить: 3.1. Концепцию правовой поддержки и защиты прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве (приложение 1). 3.2. План мероприятий по оказанию правовой помощи малому бизнесу Москвы (приложение 2). 3.3. Примерный Административный регламент взаимодействия органов государственного контроля (надзора) города Москвы при организации и проведении проверок, предмет которых относится к компетенции нескольких органов государственного контроля (надзора) (приложение 3). 3.4. Перечень органов исполнительной власти города Москвы, уполномоченных на выдачу разрешений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, с определением предметов разрешительной деятельности (приложение 4). 3.5. План мероприятий по реализации в городе Москве положений, содержащихся в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ (приложение 5). 4. Согласиться с предложением Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы и Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы о сохранении до 1 января 2010 г. размера базовой ставки на установку рекламных и информационных конструкций для субъектов малого и среднего предпринимательства на уровне 2008 года. 5. Руководителям органов исполнительной власти города Москвы, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора): 5.1. До 1 июля 2009 г. разработать административные регламенты проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ. 5.2. До 1 мая 2009 г. внести в установленном порядке изменения и дополнения в положения об органах исполнительной власти города Москвы, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ. 5.3. С 1 июля 2009 г. согласовывать с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы ведомственные распорядительные документы, регулирующие порядок проведения проверок. 5.4. Ежеквартально представлять в Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы информацию о проведенных проверках, выявленных нарушениях и примененных штрафных санкциях. 5.5. В срок до 1 сентября 2009 г. подготовить планы проведения плановых проверок на 2010 год. 5.6. Исключить практику делегирования государственным унитарным предприятиям города Москвы и городским организациям полномочий в сфере государственного контроля (надзора). 6. Органам исполнительной власти города Москвы и подведомственным им организациям принять в установленном порядке дополнительные меры по: 6.1. Обеспечению предельного и обоснованного упрощения и сокращения ранее установленных для субъектов малого и среднего предпринимательства регламентных процедур, требований и сроков при получении согласований на организацию и осуществление всех видов предпринимательской деятельности в срок до 1 июля 2009 г. 6.2. Исключению дублирования процессов согласования при оформлении разрешений на организацию и осуществление всех видов предпринимательской деятельности. 7. Установить, что предусмотренные регламентными процедурами повторные согласования при оформлении разрешений на организацию и осуществление всех видов предпринимательской деятельности осуществляются только по распоряжению руководителя либо заместителя руководителя органа исполнительной власти. 8. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы: 8.1. В трехмесячный срок разработать и внести на рассмотрение Правительства Москвы проект положения о Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы с учетом возложенных на него функций и полномочий, предусмотренных Законом города Москвы от 26 ноября 2008 г. N 60 и настоящим постановлением. 8.2. Совместно с Управлением государственной службы и кадров Правительства Москвы в срок до 1 июня 2009 г. подготовить и представить Мэру Москвы обоснованные предложения по увеличению штатной численности Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы с учетом возложенных на него функций и полномочий, предусмотренных Законом города Москвы от 26 ноября 2008 г. N 60 и настоящим постановлением. 8.3. В срок до 1 июля 2009 г. обеспечить создание и функционирование "Общегородской открытой телефонной линии содействия московским предпринимателям", "Общегородской открытой онлайн-линии содействия московским предпринимателям" с использованием возможностей действующих в городе Москве систем правовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. 8.4. В срок до 1 января 2010 г. доработать и утвердить в установленном порядке с учетом положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ положение об автоматизированной информационной системе "Контроль-Москва". 8.5. Включить мероприятия по реализации в городе Москве положений, содержащихся в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ (п. 3.5), в проект комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг. 8.6. Совместно с Московским фондом подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности в 2009-2010 гг. для субъектов малого и среднего предпринимательства на базе Центрального дома предпринимателей организовать проведение серии специализированных обучающих курсов (семинаров) по повышению предпринимательской грамотности в сфере противодействия возможным противоправным действиям сотрудников органов государственного контроля (надзора) и попыток рейдерских захватов бизнеса. 8.7. В срок до 1 октября 2009 г. подготовить и представить Мэру Москвы предложения об организации взаимодействия в сфере координации контрольной деятельности с федеральными органами власти, наделенными соответствующими полномочиями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 9. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы и Центром законотворчества Москвы в срок до 1 июля 2009 г. подготовить предложения по внесению изменений в федеральное законодательство по совершенствованию регламентации деятельности общественных объединений потребителей, образованных в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", проверяющих субъекты малого и среднего предпринимательства при осуществлении действий в области защиты прав потребителей. 10. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы совместно с Центром законотворчества Москвы в срок до 1 июля 2009 г. подготовить и направить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения по внесению изменений в федеральное законодательство: 10.1. В Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", предусматривающих отмену ограничений в предоставлении финансовой поддержки организациям, осуществляющим реализацию подакцизных товаров. 10.2. В главу 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации "Упрощенная система налогообложения", предусматривающих увеличение размера годового дохода налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, при превышении которого организации и индивидуальные предприниматели теряют право применять упрощенную систему налогообложения, до 60 млн. руб. 10.3. В Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства возможности получения рассрочки по уплате налогов на срок до одного года при сумме задолженности более 1 млн. руб. и освобождение малых инновационных предприятий от уплаты налога на прибыль в течение первых двух лет работы, а также от уплаты половины налога на прибыль в последующие два года. 10.4. В Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предусматривающих возможность государственной регистрации субъектов малого и среднего предпринимательства по адресам места нахождения организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. 10.5. В Земельный кодекс Российской Федерации, предусматривающих особый льготный порядок предоставления земельных участков субъектам малого и среднего предпринимательства. 10.6. В Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предусматривающих защиту интересов и преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства - добросовестных арендаторов при переоформлении на новый срок арендных отношений. 10.7. В Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", предусматривающих установление начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства в размере 15 млн. руб. 11. Установить, что проекты нормативных правовых актов, направленных на совершенствование системы государственного контроля на территории города Москвы, подлежат согласованию с Общественно-экспертным советом по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы, рассмотрению Межведомственной комиссией при Правительстве Москвы по снижению административных барьеров при развитии предпринимательства и прохождению общественной экспертизы с привлечением Московской торгово-промышленной палаты и иных объединений предпринимателей. 12. Департаменту имущества города Москвы передавать субъектам малого и среднего предпринимательства в аренду нежилые помещения с оформленными в установленном порядке технологическим присоединением к электросетям, переустройством (перепланировкой, переоборудованием), соответствующие общим санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям пожарной безопасности, в соответствии с условиями договора аренды. 13. Утратил силу. 14. Департаменту земельных ресурсов города Москвы в срок до 1 сентября 2009 г. подготовить предложения по упрощению процедуры выполнения работ для формирования и постановки на кадастровый учет земельных участков на территории города Москвы. 15. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы: 15.1. Оказывать содействие организаторам в размещении рекламы проводимых мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Москвы на рекламных конструкциях. 15.2. При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства заключать договоры на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации на имуществе города Москвы с условием внесения платы за установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации ежемесячно. 15.3. В трехмесячный срок внести в установленном порядке изменения в Правила установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2006 г. N 908-ПП "О порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве и Регламенте подготовки документов Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы заявителям в режиме "одного окна", в части упрощения процедуры оформления разрешения на установку объекта наружной рекламы и информации и увеличения периодичности контрольных обследований объектов наружной рекламы и информации. 16. Департаменту транспорта и связи города Москвы в срок до 1 сентября 2009 г. разработать и представить в Правительство Москвы предложения по упрощению порядка выдачи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям города Москвы пропусков в зоны ограничения движения грузового транспорта. 17. Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы в срок до 1 сентября 2009 г. разработать и утвердить в установленном порядке упрощенный регламент заключения договоров для субъектов малого и среднего предпринимательства на технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям мощностью до 15 кВт с платой за присоединение, не превышающей в сумме 5,5 минимальных размеров оплаты труда, и предоставления рассрочки по оплате договоров на технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям сроком на три года в случае подключения объектов мощностью от 15 до 100 кВт. 18. Общественно-экспертному совету по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы обеспечить координацию взаимодействия объединений предпринимателей с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы и другими органами исполнительной власти города Москвы, в том числе уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), по оптимизации контрольно-разрешительной практики в отношении субъектов предпринимательской деятельности на территории города Москвы. 19. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы в срок до 1 сентября 2009 г.: 19.1. Подготовить предложения по внесению изменений в постановление Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. N 274-ПП "Об упорядочении размещения объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы" в части увеличения до трех лет срока действия схемы размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети (тележки, лотки, автоприцепы, автокафе и др.). 19.2. Подготовить и направить в Департамент земельных ресурсов города Москвы обоснованные предложения по внесению изменений в Закон города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" в части заключения (переоформления в связи с окончанием срока действия) на 5 лет договоров аренды земельных участков для размещения некапитальных объектов мелкорозничной сети (киосков, павильонов, остановочно-торговых модулей) на землях общего пользования, улично - дорожной сети. 20. Просить Управление Федеральной налоговой службы России по г. Москве: 20.1. При проведении контрольных мероприятий в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы: - обеспечить соблюдение сроков проведения выездных проверок и сроков рассмотрения материалов проверки; - в целях исключения необоснованного проведения мероприятий налогового контроля в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства при планировании выездных налоговых проверок обеспечить отбор налогоплательщиков, в отношении которых имеются достаточные основания предполагать наличие существенных нарушений налогового законодательства. 20.2. При осуществлении внутриведомственного контроля за территориальными налоговыми органами города Москвы проводить: - проверки требований, направляемых субъектам малого и среднего предпринимательства, в целях исключения направления требований, противоречащих положениям статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в целях исключения роста камеральных налоговых проверок с истребованием документов при одновременном снижении их эффективности; - проверки правомерности применения территориальными налоговыми органами города Москвы обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам и ареста имущества субъектов малого и среднего предпринимательства; - проверки обоснованности проведения мероприятий налогового контроля в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. 21. Применить на территории города Москвы с последующим согласованием с Правительством Российской Федерации начальную (максимальную) цену контракта (цену лота) на поставку товара, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства в размере 15 млн. руб. 22. Признать утратившими силу: 22.1. Распоряжение Мэра Москвы от 16 февраля 1999 г. N 116-РМ "О мерах по упорядочению проведения контролирующими органами проверок деятельности субъектов малого предпринимательства Москвы". 22.2. Распоряжение Мэра Москвы от 15 марта 2000 г. N 271-РМ "О мерах по совершенствованию взаимоотношений контролирующих органов и субъектов предпринимательской деятельности на территории города Москвы". 22.3. Постановление Правительства Москвы от 11 сентября 2001 г. N 829-ПП "О совершенствовании системы государственного контроля за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Москвы". 22.4. Распоряжение Мэра Москвы от 23 апреля 2002 г. N 237-РМ "О мерах по реализации Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и постановления Правительства Москвы от 11.09.2001 N 829-ПП "О совершенствовании системы государственного контроля за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Москвы". 22.5. Постановление Правительства Москвы от 1 марта 2005 г. N 109-ПП "О дополнительных мерах по совершенствованию системы государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории города Москвы". 22.6. Распоряжение Правительства Москвы от 28 мая 2003 г. N 886-РП "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Мэра Москвы от 23.04.2002 N 237-РМ". 22.7. Дефис первый пункта 5 распоряжения Мэра Москвы от 5 сентября 2000 г. N 951-РМ "О едином бланке направления на проведение проверки субъекта предпринимательской деятельности". 22.8. Пункт 2 распоряжения Правительства Москвы от 16 августа 2006 г. N 1612-РП "О внесении изменений в распоряжения Мэра Москвы от 19 августа 1999 г. N 889-РМ и от 15 марта 2000 г. N 271-РМ". 23. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Вышегородцева М.М. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 17 февраля 2009 г. N 104-ПП Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 17 февраля 2009 года N 104-ПП КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ 1. Общие положения Концепция правовой поддержки и защиты прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве (далее - Концепция) разработана на основе анализа имеющегося опыта оказания правовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (СМСП) организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы, а также анализа перспектив развития малого и среднего предпринимательства в городе Москве. Концепция разработана в соответствии с: - Конституцией РФ; - Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; - Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; - Указом Президента РФ от 15 мая 2008 г. N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности"; - постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. N 249 "Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства"; - Законом города Москвы "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" от 26 ноября 2008 года N 60; - постановлением Правительства Москвы от 20 июня 2006 г. N 420-ПП "О Комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг."; - постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2006 г. N 1006-ПП "Об итогах проведения открытого конкурсного отбора для формирования Перечня организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого предпринимательства в городе Москве". 2. Основные термины и понятия В рамках настоящей Концепции используются следующие термины и понятия: Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы - система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд при реализации городских целевых программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки. Мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) и привлекаемых в случае необходимости к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда. Субъекты малого и среднего предпринимательства - юридические лица либо индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям отнесения к категории малого и среднего предпринимательства, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Начинающий предприниматель - физическое или юридическое лицо, намеревающееся начать предпринимательскую деятельность в городе Москве. Благоприятная предпринимательская среда - совокупность внешних и внутренних условий, способствующих развитию малого и среднего предпринимательства. Административные ограничения при развитии предпринимательства - противоправные действия (бездействие) должностных лиц государственных органов власти, создающих препятствия для реализации прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Корпоративный конфликт - любое разногласие или спор между органами управления общества и его акционером (участником), которые возникли в связи с участием акционера (участника) в обществе, по вопросам надлежащего выполнения требований корпоративного законодательства и внутренних документов общества, либо разногласия или спор между акционерами (участниками), если они затрагивают интересы общества, его акционеров (участников). Недружественное поглощение - противоправные действия, направленные на установление контроля над обществом и его активами вопреки интересам основных акционеров (участников) и органов управления общества. 3. Характеристика сложившейся ситуации Малые и средние предприятия (СМСП) являются одними из наименее защищенных категорий субъектов предпринимательской деятельности. У гражданина, имеющего намерение открыть свое дело, необходимость в юридическом сопровождении возникает уже на этапе государственной регистрации предприятия. Согласно данным Московского центра развития предпринимательства валовая прибыль малых предприятий города Москвы за 2007 год в среднем не превышает 2981 тыс. руб. в год, или в среднем 248 тыс. руб. за месяц. Валовая прибыль направляется на покрытие заработной платы аппарата управления, арендной платы, коммунальных платежей, ее показатель формирует чистую прибыль предприятия, которая может быть реинвестирована в дальнейшее его развитие. При этом у предпринимателей нередко возникают проблемы с контрагентами-предпринимателями и юридическими лицами, а также с государственными органами, правильное разрешение которых возможно только посредством получения квалифицированной правовой помощи. Учитывая сложившуюся конъюнктуру на рынке труда юрисконсультов (только фонд оплаты труда без налогов составляет не менее 40 тыс. руб.), среднестатистическое малое предприятие города Москвы не в состоянии содержать в своем штате квалифицированного юриста, имеющего опыт работы по различным отраслям права, зарплата которого будет составлять около 20% валовой прибыли СМСП. В результате СМСП в большинстве случаев не имеют возможности для квалифицированной защиты своих прав и законных интересов в случае их нарушения гражданами, организациями либо органами государственной власти. Также одним из основных препятствий для развития малого и среднего предпринимательства являются административные ограничения при осуществлении предпринимательской деятельности со стороны государственных органов. Так, согласно данным Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" материальные потери СМСП от административных барьеров составляют до 10% от их оборота. Указом Президента РФ от 15 мая 2008 года N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности" предусмотрено усиление гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора). При этом на данный момент существует более 50 государственных органов городского и федерального подчинения, наделенных правом проведения мероприятий по контролю (надзору) в отношении СМСП. Увеличение числа контролирующих органов также не дает возможности многим предпринимателям, в большинстве своем не имеющим юридического образования, избрать правильную позицию для защиты своих прав. По данным Минэкономразвития России, ежегодно в стране проводится более 20 млн. проверок бизнес-структур. Результатом мероприятий по контролю (надзору) может стать приостановление деятельности СМСП, наложение на них штрафных санкций, а в некоторых случаях и ликвидация организации или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), более половины предпринимателей отметили, что каждые полгода их организации проверяют от одного до трех раз в рамках комплексных (90%), плановых (82%) и внеплановых проверок (80%). Представители промышленных предприятий и торговли отмечают, что проверки у них проводятся до шести раз в полугодие и имеют преимущественно внеплановый характер. Согласно информации автоматизированной системы ИАС "Контроль - Москва" за 2008 год зарегистрировано 33979 мероприятий по контролю, проведенных контролирующими органами города Москвы. Для защиты прав и законных интересов СМСП как на месте проведения мероприятий по контролю (надзору), так и на стадии обжалования действий контролирующих органов необходимо присутствие квалифицированного специалиста, способного выработать правильную стратегию действий. При этом административные ограничения при развитии предпринимательства имеют место не только в сфере государственного контроля (надзора). Так, в 2008 году префектурами административных округов города Москвы проведено 29 заседаний межведомственных комиссий по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства, на которых рассмотрено 64 вопроса. Наиболее часто рассматриваемыми вопросами являются ограничения, возникающие в сфере аренды СМСП государственного имущества и присоединения к электросетям. Также одним из основных административных ограничений, возникающим уже на этапе государственной регистрации, является достаточно сложная ситуация с получением адреса места нахождения будущего юридического лица. Для того чтобы пройти процедуру государственной регистрации юридического лица, необходимо иметь соответствующее помещение на праве собственности либо аренды. Однако в свою очередь для получения помещения на праве аренды (участия в аукционе) для будущего юридического лица необходимо представить его учредительные документы. В результате получается замкнутый круг. Одним из решений данной проблемы могут стать услуги по предоставлению рабочих мест, оказываемые организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства города Москвы. Не менее актуальной на данный момент проблемой для малого и среднего предпринимательства являются корпоративные споры и так называемые недружественные поглощения (рейдерство), результатом которых становится лишение СМСП их имущества и/или имущественных прав. При этом объектом недружественных поглощений в настоящее время помимо непосредственно недвижимого имущества, акций и долей в обществах являются долгосрочные договоры аренды с Департаментом имущества города Москвы, эксклюзивные (авторские) права и иные имущественные права. Для разрешения подобных ситуаций, наряду с обращением в правоохранительные органы, требуется разработка и реализация схемы по недопущению противоправного поглощения, по возврату законному собственнику его имущества, восстановлению его прав. При этом схема не может быть универсальной и в каждом конкретном случае необходимо привлечение специалиста именно в данной области (юриста, адвоката). Учитывая специфику данного явления (большое количество инициированных и инициируемых судебных процессов и длительность сроков судебного разбирательства), привлечение такого специалиста требует значительных финансовых вложений. Важно, что при угрозе противоправных поглощений с целью их предотвращения и в процессе борьбы за возврат собственности важным условием достижения успеха является оперативность как в получении информации, так и в осуществлении действий, препятствующих продолжению противоправного захвата. Несвоевременность осуществления указанных действий может привести к невозможности возврата имущества и восстановления прав, что в свою очередь обосновывает необходимость оперативного подключения к работе юристов, как правило, отсутствующих в штате СМСП. В связи с отсутствием у СМСП финансовых и кадровых ресурсов для оплаты полноценного юридического сопровождения своей деятельности в городе Москве существует необходимость создания службы правовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В рамках реализации п. 1.1.2 Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг. в 2008 году за правовой поддержкой обратилось свыше 10000 предпринимателей, проведено более 20000 консультаций, заключено более 2500 безвозмездных договоров на оказание правовой помощи и произведено около 1200 выездов на места проведения мероприятий по контролю (надзору). Помощь предпринимателям оказывалась как по месту вызова и непосредственно в помещениях организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства г. Москвы, так и по телефону специализированной "горячей линии". Как показывает практика работы организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства города Москвы, наиболее часто правовой поддержкой пользовались общества с ограниченной ответственностью (70%) и индивидуальные предприниматели (20%). Это обусловлено наибольшей распространенностью и в то же время незащищенностью данных субъектов малого предпринимательства. Оперативная и бесплатная юридическая и информационно - консультационная поддержка пользуется популярностью среди СМСП, поскольку позволяет минимизировать их последующие затраты на действия по защите своих прав и законных интересов, преодоление административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности. Целью разработки Концепции является создание благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства в городе Москве посредством осуществления правовой защиты прав и законных интересов СМСП. Достижение поставленной цели возможно посредством комплексного решения ряда задач, а именно: - снижение административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности; - создание условий противодействия противоправным поглощениям и завладению имуществом СМСП; - обеспечение оперативного реагирования органов исполнительной власти на факты нарушения прав и законных интересов СМСП при осуществлении предпринимательской деятельности; - минимизация затрат СМСП на осуществление действий по защите своих прав и законных интересов; - повышение информированности и правовой грамотности СМСП; - инициирование совершенствования законодательства в области малого и среднего предпринимательства и корпоративного права. Способами реализации указанных задач являются: - представление интересов предпринимателей при проведении со стороны органов государственного контроля (надзора) мероприятий по контролю (надзору), а также проверок со стороны общественных организаций; - консультирование в режиме "горячей линии" по телефону и через Интернет; - проведение выездных консультаций с использованием "мобильного офиса"; - представление интересов СМСП в суде; - подготовка материалов для рассмотрения дел на Межведомственных комиссиях по снижению административных барьеров при развитии предпринимательства при префектурах административных округов города Москвы и Правительстве Москвы; - подготовка проектов писем, претензий, жалоб и иных обращений в адрес органов исполнительной власти и контрагентов; - освещение в СМИ наиболее актуальных и познавательных для предпринимателей примеров обращений в рамках реализации Концепции и результатов их разрешения; - выпуск информационно-аналитического печатного издания для СМСП с целью их просвещения и предотвращения возможных ошибок; - проведение семинаров, "круглых столов" и конференций с участием СМСП; - подготовка методических рекомендаций по расследованию и предупреждению противоправных поглощений; - подготовка законопроектов о внесении изменений и дополнений в законодательство с целью защиты интересов СМСП. Концепция направлена на оказание правовой поддержки следующим категориям субъектов малого и среднего предпринимательства: - начинающим предпринимателям; - индивидуальным предпринимателям; - микропредприятиям; - малым предприятиям; - средним предприятиям. Мероприятия Концепции будут финансироваться из средств, предусмотренных постановлением Правительства Москвы от 20 июня 2006 г. N 420-ПП "О Комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг.". 4. Основные направления реализации Концепции 4.1. Консультационное направление Оказание квалифицированной юридической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства Москвы, в том числе в приоритетных для города направлениях, должно осуществляться на базе городских организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства города Москвы. Предусматривается осуществление правовой (в том числе с привлечением адвокатов) защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, а также доступного для предпринимателей канала "горячей линии" с целью оперативного предоставления им необходимого объема квалифицированной юридической помощи на льготных условиях с использованием ресурсов территориальных центров развития предпринимательства города Москвы и агентств по развитию предпринимательства города Москвы. Необходимо оказать содействие в обеспечении взаимодействия и координации деятельности территориальных центров развития предпринимательства и агентств по развитию предпринимательства, осуществляющих правовую (в том числе с привлечением адвокатов) защиту субъектов малого и среднего предпринимательства, с консалтинговыми организациями и с организациями, оказывающими юридические услуги субъектам малого и среднего предпринимательства. В рамках консультационного направления также производится: - предоставление СМСП и начинающим предпринимателям консультаций по вопросам гражданского, трудового, финансового, налогового, бюджетного, валютного, административного, корпоративного и иного законодательства; - представление интересов СМСП в процессе проведения мероприятий по контролю (надзору); - подготовка проектов письменных возражений на акты органов государственного контроля (надзора), вынесенных по результатам проведения мероприятий по контролю (надзору), а также жалоб на действия органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц; - представление интересов субъектов малого и среднего предпринимательства в государственных органах при рассмотрении дел по результатам проведенных мероприятий по контролю (надзору) и в судах по спорам, связанным с защитой прав и законных интересов СМСП; - оказание помощи субъектам малого и среднего предпринимательства в составлении проектов локальных нормативных актов, необходимых для ведения бизнеса, гражданско-правовых и трудовых договоров, в подготовке юридических документов для досудебной и судебной защиты интересов субъектов малого и среднего предпринимательства; - предоставление консультаций начинающим предпринимателям по различным вопросам организации бизнеса (государственной регистрации, аккредитации, сертификации, лицензирования и др.); - подготовка проектов ответов от имени СМСП на запросы органов государственного контроля (надзора) и надзорных организаций, государственных органов; - предоставление консультаций о способах выявления и предупреждения случаев противоправного завладения имущественными и корпоративными правами акционеров (участников); - предоставление оперативной консультации о принятии срочных мер, направленных на возврат похищенного имущества и/или восстановление нарушенного права; - подготовка письменных заключений по корпоративному конфликту, недружественному поглощению; - разработка схем по недопущению противоправного поглощения, по возврату законному собственнику его имущества, восстановлению его прав. 4.2. Информационное направление На данный момент существует необходимость повышения информированности субъектов малого и среднего предпринимательства об их правах и способах их защиты и обеспечить издание информационно - справочных пособий по следующим направлениям: - информация об инфраструктуре правовой поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе о субъектах инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (сфера деятельности, адрес, режим работы, стоимость услуг), об обязанностях, лежащих на них в связи с их принадлежностью к инфраструктуре поддержки малого предпринимательства, и о льготном (бесплатном) предоставлении услуг субъектам малого и среднего предпринимательства; - информация о правах субъектов предпринимательства при осуществлении относительно них мероприятий по контролю с алгоритмом действий и конкретными способами защиты интересов субъектов малого и среднего предпринимательства; - распространение рекламных проспектов (в том числе в Журнале учета мероприятий по контролю) о создании и функционировании системы правовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы; - нормативные правовые акты, затрагивающие права и законные интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, с кратким комментарием; - изменения положений законодательства, затрагивающего субъектов малого и среднего предпринимательства. В рамках реализации информационного направления также осуществляется: - проведение семинаров и "круглых столов" во всех административных округах города Москвы с участием СМСП; - проведение мониторинга публикаций о СМСП в СМИ; - информационное сопровождение мероприятий Концепции в СМИ и сети Интернет. 4.3. Экспертно-аналитическое направление В рамках реализации Концепции необходимо проводить работу по анализу и выявлению проблемных вопросов, связанных с возникновением административных ограничений при развитии предпринимательской деятельности, с целью их последующего устранения и предупреждения развития негативных тенденций. В связи с этим будет проводиться: - разработка материалов для подготовки заседаний Межведомственных комиссий по снижению административных барьеров при развитии предпринимательства при префектурах административных округов города Москвы и Правительстве Москвы; - анализ и систематизация информации о мероприятиях по контролю (надзору) в городе Москве, корпоративных спорах и противоправных поглощениях; - подготовка тематических аналитических обзоров о реализации положений Концепции; - выявление наиболее значимых проблем в сфере соблюдения и защиты прав субъектов малого и среднего предпринимательства с целью подготовки проектов изменений в законодательства города Москвы и Российской Федерации. 4.4. Планово-контрольное направление Указанное направление предусматривает: - организацию и ведение учета обратившихся в рамках реализации Концепции; - учет и контроль исполнения мероприятий Концепции; - разработку проектов распорядительных и иных документов в целях развития малого и среднего предпринимательства в Москве; - формирование отчетов (ежемесячных, квартальных, годовых) о выполнении мероприятий Концепции. 5. Основные принципы реализации Концепции - оперативность - оказание поддержки СМСП в максимально короткие сроки; - безвозмездность - услуги для СМСП в рамках реализации Концепции оказываются бесплатно; - законность - реализация Концепции строится в соответствии с нормами законодательства РФ и города Москвы; - объективность - оценка обращений СМСП и перспектив их разрешения строится исключительно на основе норм права; - квалифицированность - помощь оказывается опытными специалистами в области права и экономики; - территориальность (доступность) - помощь в случае необходимости оказывается по месту фактического нахождения СМСП в городе Москве. 6. Способы и формы оказания правовой поддержки В рамках реализации Концепции поддержка оказывается следующими способами: - дистанционно (телефон, Интернет); - в офисах организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства города Москвы; - с выездом по месту нахождения СМСП; - публично (на семинарах, "круглых столах"). В рамках реализации Концепции поддержка оказывается в формах: - устной; - письменной; - смешанной. 7. Ожидаемые результаты В результате реализации Концепции в 2009 году планируется достижение следующих результатов: - повышение уровня правовой защиты СМСП и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства города Москвы; - сокращение числа судебных разбирательств, спорных вопросов с участием СМСП за счет сокращения оснований для возникновения споров и использования возможностей их досудебного урегулирования; - сокращение и предупреждение нарушений действующего законодательства со стороны СМСП и контролирующих органов при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору); - предотвращение и минимизация убытков СМСП в практике договорных отношений, взаиморасчетов с бюджетом; - сокращение количества противоправных захватов и корпоративных споров; - охват поступающих от СМСП обращений в количестве, запланированном в приведенном плане мероприятий реализации Концепции на 2009 г. 8. Финансирование мероприятий Концепции Финансирование проекта "НПП МБМ" осуществляется в рамках пункта 1.1.2 "Развитие системы правового обеспечения деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей" раздела 1.1 Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2007-2009 гг., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 20 июня 2006 года N 420-ПП. 9. Система контроля за реализацией Концепции Координацию работы и контроль за реализацией Концепции осуществляет Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы и другие органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на проведение контроля (надзора). Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 17 февраля 2009 года N 104-ПП ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОКАЗАНИЮ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ МАЛОМУ БИЗНЕСУ МОСКВЫ ----------------------------------------------------------------------------- | Наименование мероприятия |Плановый | Исполнитель | | |показатель| | |---------------------------------|----------|------------------------------| Страницы: 1 2 |