ОРГАНИЗАЦИЯ-ПОСТАВЩИК В РАМКАХ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ПОНЕСЛА РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВЫПЛАТОЙ ОРГАНИЗАЦИИ-ПОКУПАТЕЛЮ СКИДОК (ОПЛАТА УСЛУГ). ПРИ ЭТОМ ЭТИ ВЫПЛАТЫ НЕ СВЯЗАНЫ С ВЫПОЛНЕНИЕМ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ (МАРКЕТИНГОВАЯ СКИДКА, ПРОВЕДЕНИЕ РЕКЛАМНЫХ АК. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 23.12.09 16-15/136079.1

           ОРГАНИЗАЦИЯ-ПОСТАВЩИК В РАМКАХ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ
                ПОНЕСЛА РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВЫПЛАТОЙ
        ОРГАНИЗАЦИИ-ПОКУПАТЕЛЮ СКИДОК (ОПЛАТА УСЛУГ). ПРИ ЭТОМ
        ЭТИ ВЫПЛАТЫ НЕ СВЯЗАНЫ С ВЫПОЛНЕНИЕМ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА
         ПОСТАВКИ (МАРКЕТИНГОВАЯ СКИДКА, ПРОВЕДЕНИЕ РЕКЛАМНЫХ
           АКЦИЙ ПРИ ОТКРЫТИИ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ, РАЗМЕЩЕНИЕ
        РЕКЛАМЫ ТОВАРОВ В ЖУРНАЛАХ И ЛИСТОВКАХ ТОРГОВОЙ СЕТИ,
           ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЫКЛАДКА ТОВАРОВ В ТОРГОВОМ ЗАЛЕ
          ТОРГОВОГО ЦЕНТРА). ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ-ПОСТАВЩИК
        УЧИТЫВАТЬ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ДАННЫЕ
                               РАСХОДЫ?
    
                                ПИСЬМО
    
               УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
                             ПО Г. МОСКВЕ
                                   
                          23 декабря 2009 г. 
                           N 16-15/136079.1

                                 (Д)
                                   
    
     На  основании  статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ
"О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом,
в   любой   форме  и  с  использованием  любых  средств,  адресованная
неопределенному  кругу  лиц  и  направленная на привлечение внимания к
объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и
его продвижение на рынке.
     При   том   объект   рекламирования   -   это   товар,   средства
индивидуализации  юридического  лица  и (или) товара, изготовитель или
продавец   товара,   результаты   интеллектуальной  деятельности  либо
мероприятие  (в  том  числе спортивное соревнование, концерт, конкурс,
фестиваль,  основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к
которым направлена реклама.
     Согласно  пункту  1  статьи  252  НК  РФ  налогоплательщик вправе
уменьшить  полученные  доходы  на  сумму  произведенных  расходов  (за
исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
     Расходами    для   целей   налогообложения   прибыли   признаются
обоснованные  и  документально  подтвержденные  затраты  (а в случаях,
предусмотренных   в   статье   265   НК  РФ,  убытки),  осуществленные
(понесенные) налогоплательщиком.
     Под  обоснованными  расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     Под  документально  подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные    документами,    оформленными    в   соответствии   с
законодательством  РФ, либо документами, оформленными в соответствии с
обычаями  делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на
территории  которого были произведены соответствующие расходы, и (или)
документами,  косвенно  подтверждающими  произведенные  расходы (в том
числе  таможенной  декларацией,  приказом  о  командировке, проездными
документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
     Расходами   признаются   любые   затраты  при  условии,  что  они
произведены  для осуществления деятельности, направленной на получение
дохода.
     Расходы    организации    на    рекламу   учитываются   в   целях
налогообложения  прибыли в порядке, указанном в пункте 4 статьи 264 НК
РФ.
     Обоснованность  расходов, учитываемых при расчете налоговой базы,
оценивается  с  учетом  обстоятельств,  свидетельствующих о намерениях
налогоплательщика  получить экономический эффект в результате реальной
предпринимательской или иной экономической деятельности.
     В  соответствии  со  статьей  506  ГК  РФ  по  договору  поставки
поставщик-продавец,  осуществляющий  предпринимательскую деятельность,
обязуется  передать  в  обусловленный  срок или сроки производимые или
закупаемые     им    товары    покупателю    для    использования    в
предпринимательской  деятельности  или  в  иных  целях, не связанных с
личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
     Кроме  того,  на  основании  статьи  494  Гражданского кодекса РФ
выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров,
демонстрация   образцов  или  предоставление  сведений  о  продаваемых
товарах  (описаний,  каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их
продажи  признается  публичной  офертой  в  рамках  договора розничной
купли-продажи.
     Плата  поставщика-продавца покупателю товаров за их размещение на
полках  магазинов  в  оговоренном  месте не связана с возникновением у
покупателя  обязанности  передать  поставщику имущество (имущественные
права),   выполнить  работы  или  оказать  услуги  в  рамках  договора
поставки.  В  общем  случае указанные операции осуществляются в рамках
деятельности   покупателя   (магазина)  по  оказанию  услуг  розничной
торговли и не связаны с деятельностью поставщика-продавца.
     Следовательно,  затраты  поставщика-продавца  по  оплате действий
организации-покупателя  в  рамках  договора розничной купли-продажи не
являются    экономически    обоснованными    расходами    для    целей
налогообложения   прибыли.   Расходы   в  виде  маркетинговой  скидки,
заключающейся  в  оплате  покупателю скидки за приобретение конкретных
артикулов   и   размещение  минимального  заказа,  также  не  являются
экономически  обоснованными  затратами,  учитываемыми  при  исчислении
налоговой базы по налогу на прибыль.
     Иной  случай,  когда  заключенное  между  поставщиком-продавцом и
покупателем   (магазином)   соглашение   определяет   целенаправленное
выполнение   предприятием   розничной   торговли   за   вознаграждение
конкретных   действий,  обеспечивающих  в  итоге  создание  конкретных
обстоятельств,  привлекающих  дополнительное  внимание  покупателей  к
наименованию   и   ассортименту  товаров  поставщика-продавца.  Данное
соглашение  может  быть  как  заключено  в виде отдельного договора на
выполнение  услуг,  так и являться составной частью сложного договора,
включающего  в  себя элементы других договоров (в том числе и договора
поставки).
     Согласно  статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг
исполнитель  обязуется  по заданию заказчика оказать услуги (совершить
определенные  действия  или  осуществить определенную деятельность), а
заказчик обязуется оплатить эти услуги.
     Если   организация-заказчик  (поставщик-продавец)  полагает,  что
целенаправленные   оговоренные   в   договоре   действия   исполнителя
(покупателя - организации розничной торговли) способствуют привлечению
внимания    к    товарам   определенного   наименования,   продаваемым
поставщиком-продавцом,  то  такие  действия  могут  рассматриваться  в
качестве  услуг  по  рекламе,  которые  при  надлежащем документальном
подтверждении  учитываются  в целях налогообложения прибыли в пределах
исчисляемого  от  размера выручки норматива, установленного в пункте 4
статьи  264  НК РФ, и с учетом соответствующих положений статьи 272 НК
РФ.
     Основание:  письма Минфина России от 09.06.2009 N 03-03-06/1/371,
от 02.04.2008 N 03-03-06/1/244 и от 30.01.2008 N 03-03-06/1/57.
    
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы 1-го класса
                                                         А.Н. Чугунова
23 декабря 2009 г. 
N 16-15/136079.1