О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА ПО НДФЛ В ОТНОШЕНИИ СУММ, ИЗРАСХОДОВАННЫХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ НА РАСШИРЕНИЕ ЖИЛОГО ДОМА В СЛУЧАЕ РЕКОНСТРУКЦИИ (ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРИСТРОЙКИ); О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЧАСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 21.09.09 03-04-06-01/241

         О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА ПО
                НДФЛ В ОТНОШЕНИИ СУММ, ИЗРАСХОДОВАННЫХ
        НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ НА РАСШИРЕНИЕ ЖИЛОГО ДОМА В СЛУЧАЕ
             РЕКОНСТРУКЦИИ (ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРИСТРОЙКИ); О
              СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЧАСТИ
        ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ И НАЛОГУ НА
          ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
                              ИНВАЛИДОВ.

                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                         21 сентября 2009 г. 
                          N 03-04-06-01/241

                                 (Д)
                                   

     Департамент    налоговой    и   таможенно-тарифной   политики   в
соответствии  с письмом рассмотрел Перечень вопросов и предложений, по
которым  наиболее часто обращаются граждане в части внесения изменений
в  положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс),
и сообщает следующее.
     Пунктом   1   Перечня   вопросов   и   предложений   предлагается
распространить имущественный налоговый вычет, установленный пп. 2 п. 1
ст.  220  Кодекса,  на  суммы,  израсходованные  налогоплательщиком на
расширение  жилого  дома  в  случае  его реконструкции (дополнительной
пристройки).
     В  соответствии  с  пп.  2  п.  1 ст. 220 Кодекса при определении
размера  налоговой  базы  налогоплательщик  имеет  право  на получение
имущественного  налогового вычета в сумме, израсходованной им на новое
строительство  либо  приобретение  на  территории Российской Федерации
жилого  дома,  квартиры,  комнаты  или  доли  (долей) в них, в размере
фактически  произведенных  расходов,  а также в сумме, направленной на
погашение  процентов  по  целевым  займам  (кредитам),  полученным  от
кредитных   и  иных  организаций  Российской  Федерации  и  фактически
израсходованным   им  на  новое  строительство  либо  приобретение  на
территории  Российской  Федерации  жилого  дома, квартиры, комнаты или
доли (долей) в них.
     При  этом  максимальный  размер  имущественного налогового вычета
начиная  с  2008  г.  увеличен  с 1 000 000 руб. до 2 000 000 руб. без
учета  сумм,  направленных  на  погашение  процентов по целевым займам
(кредитам),  полученным  от  кредитных  и  иных организаций Российской
Федерации  и  фактически  израсходованным  на новое строительство либо
приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры,
комнаты   или   доли  (долей)  в  них,  которые  учитываются  в  сумме
имущественного налогового вычета без ограничений.
     В  фактические  расходы  на новое строительство либо приобретение
жилого  дома  или  доли  (долей)  в  нем  могут включаться: расходы на
разработку  проектно-сметной  документации;  расходы  на  приобретение
строительных  и  отделочных материалов; расходы на приобретение жилого
дома,  в том числе не оконченного строительством; расходы, связанные с
работами или услугами по строительству (достройке дома, не оконченного
строительством)  и  отделке;  расходы на подключение к сетям электро-,
водо-,  газоснабжения и канализации или создание автономных источников
электро-, водо-, газоснабжения и канализации.
     При  этом  принятие к вычету расходов на достройку приобретенного
дома  возможно  в  том  случае, если в договоре, на основании которого
осуществлено  такое приобретение, указано приобретение не завершенного
строительством жилого дома.
     Федеральным  законом от 19.07.2009 N 202-ФЗ "О внесении изменений
в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и
о  признании  утратившими силу отдельных положений Федерального закона
"О  внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса
Российской  Федерации  и  отдельные  законодательные  акты  Российской
Федерации"  внесены  изменения  в  пп.  2 п. 1 ст. 220 Кодекса в части
распространения  имущественного налогового вычета до 2 000 000 руб. на
новое строительство либо приобретение жилья также на земельные участки
для  индивидуального  жилищного  строительства. Данная норма вступит в
силу с 1 января 2010 г.
     Учитывая  изложенное,  вносить дополнительные предложения в части
налогового   стимулирования   граждан   при   пристройке  помещений  к
существующему жилью считаем нецелесообразным.
     Пунктом  2  Перечня  вопросов  и  предложений предлагается внести
изменения  в п. 3 ст. 381 и п. 5 ст. 395 Кодекса, распространив льготы
по  налогу  на  имущество  организаций  и  земельному  налогу  на  все
общественные организации инвалидов, а не только на общероссийские.
     Согласно  ст.  ст. 14 и 15 Кодекса налог на имущество организаций
относится  к  региональным  налогам,  а  земельный  налог  - к местным
налогам.
     В  соответствии с гл. 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса
налог  на  имущество  организаций  устанавливается Кодексом и законами
субъектов  Российской  Федерации, вводится в действие в соответствии с
Кодексом  законами субъектов Российской Федерации и с момента введения
в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта
Российской Федерации.
     Согласно   гл.  31  "Земельный  налог"  Кодекса  земельный  налог
устанавливается    Кодексом    и    нормативными    правовыми   актами
представительных   органов   муниципальных   образований,  вводится  в
действие   и  прекращает  действовать  в  соответствии  с  Кодексом  и
нормативными  правовыми  актами представительных органов муниципальных
образований  и  обязателен  к  уплате на территории этих муниципальных
образований.
     В  настоящее  время в силу п. 3 ст. 381 и п. 5 ст. 395 Кодекса от
уплаты   налога  на  имущество  организаций  и  земельного  налога  на
федеральном уровне освобождены следующие организации инвалидов:
     1) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе
созданные  как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов
которых  инвалиды  и  их законные представители составляют не менее 80
процентов,  - в отношении имущества и земельных участков, используемых
для осуществления их уставной деятельности;
     2)  организации,  уставный  капитал  которых полностью состоит из
вкладов  указанных  общероссийских общественных организаций инвалидов,
если   среднесписочная   численность  инвалидов  среди  их  работников
составляет  не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не
менее  25  процентов,  -  в  отношении имущества и земельных участков,
используемых   для   производства   и  (или)  реализации  товаров  (за
исключением  подакцизных  товаров,  минерального сырья и иных полезных
ископаемых,   а   также   иных   товаров   по  перечню,  утверждаемому
Правительством  Российской Федерации по согласованию с общероссийскими
общественными  организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением
брокерских и иных посреднических услуг);
     3)  учреждения,  единственными  собственниками  имущества которых
являются  указанные общероссийские общественные организации инвалидов,
-  в  отношении  имущества  и земельных участков, используемых ими для
достижения   образовательных,   культурных,   лечебно-оздоровительных,
физкультурно-спортивных,   научных,   информационных   и   иных  целей
социальной  защиты  и  реабилитации  инвалидов,  а  также для оказания
правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
     Кроме  того,  на  основании  п.  2 ст. 372 и п. 2 ст. 387 Кодекса
законодательные   (представительные)   органы  государственной  власти
субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных
образований  вправе  устанавливать  налоговые льготы соответственно по
налогу на имущество организаций и земельному налогу и основания для их
использования налогоплательщиком.
     Таким  образом,  в настоящее время на федеральном уровне Кодексом
предусмотрены  льготы  по налогу на имущество организаций и земельному
налогу   лишь  в  отношении  общероссийских  общественных  организаций
инвалидов.
     В   связи   с   этим  отмечаем,  что  согласно  правовой  позиции
Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении
от  23.12.1999  N  18-П,  все  общественные  организации инвалидов вне
зависимости  от территориальной сферы их деятельности (общероссийские,
межрегиональные,   региональные,   местные)   имеют  равные  права  на
получение государственной поддержки инвалидов и равны перед законом.
     С  учетом  этой  правовой  позиции  в настоящее время арбитражная
практика  складывается  в  пользу  общественных организаций инвалидов,
имеющих   различный   территориальный  статус,  подтверждая  право  на
предоставление   им   льгот  по  налогу  на  имущество  организаций  и
земельному налогу, предусмотренных п. 3 ст. 381 и п. 5 ст. 395 Кодекса
(в   частности,   Определения  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской
Федерации от 04.02.2008 N 566/08, от 31.01.2008 N 552/08).
     В  целом  соглашаясь  с  позицией  судебных органов, считаем, что
рассматриваемый  вопрос  требует законодательного урегулирования путем
внесения изменений в ст. ст. 381 и 395 Кодекса.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
21 сентября 2009 г. 
N 03-04-06-01/241