ПО ДОГОВОРУ ОБ ОТСТУПНОМ БАНК ПОЛУЧАЕТ ИМУЩЕСТВО В ВИДЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ (КВАРТИР), КОТОРЫЕ ДО ПРИНЯТИЯ БАНКОМ РЕШЕНИЯ ОБ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ ИЛИ ПЕРЕВОДЕ В СОСТАВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ УЧИТЫВАЮТСЯ НА СЧЕТЕ N 61011 "ВНЕОБОРОТНЫЕ ЗАПАСЫ". ПРАВОМЕРНО ЛИ ВКЛЮЧАТЬ В РАСХОДЫ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ЗАТРАТЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ВИДЕ ОПЛАТЫ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ДО ПРИНЯТИЯ БАНКОМ ОДНОГО ИЗ УКАЗАННЫХ РЕШЕНИЙ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 18 марта 2010 г. N 03-03-06/2/49 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета в целях налогообложения прибыли расходов по содержанию жилых помещений, полученных по договору отступного, в виде оплаты коммунальных услуг и сообщает следующее. В соответствии с п. 5.6 гл. 5 Приложения 10 к Положению о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденному Приказом Центрального банка Российской Федерации от 26.03.2007 N 302-П, а также Порядком отражения в бухгалтерском учете операций, совершаемых кредитными организациями при прекращении обязательств, обеспечении исполнения обязательств и перемене лиц в обязательствах по договорам на предоставление (размещение) денежных средств, утвержденным Указанием Центрального банка Российской Федерации от 27.07.2001 N 1007-У, движимое и недвижимое имущество, приобретенное в результате осуществления сделок по договорам отступного, залога, учитывается до принятия кредитной организацией решения о его реализации или использовании в собственной деятельности и передачи документов на регистрацию прав собственности на объект недвижимого имущества в составе материальных запасов (счет 61011 "Внеоборотные запасы"). Таким образом, поскольку заложенное имущество или имущество, полученное по договору отступного, учитывается в составе материальных запасов и не приносит дохода, оно не подлежит признанию в качестве основных средств. На основании п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Учитывая изложенное, считаем, что расходы (в том числе коммунальные платежи), связанные с содержанием имущества, полученного по договору отступного, до момента принятия решения о реализации данного имущества или о переводе в состав основных средств не могут учитываться для целей налогообложения прибыли организации как не соответствующие положениям ст. 252 Кодекса. Однако согласно п. 1 ст. 268 Кодекса, при реализации имущества и (или) имущественных прав, указанных в ст. 268 Кодекса, налогоплательщик также вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества. Таким образом, по нашему мнению, сумма расходов по содержанию имущества в виде оплаты коммунальных услуг, понесенных до момента принятия решения о дальнейшем использовании имущества, полученного по договору отступного, может уменьшать доходы от продажи данного имущества. В случае если будет принято решение о переводе имущества, полученного по договору отступного, в состав основных средств, расходы на оплату коммунальных услуг (в том числе и за период, когда указанное имущество учитывалось в составе внеоборотных запасов) могут быть включены в состав материальных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 18 марта 2010 г. N 03-03-06/2/49 |