В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА ОАО ПОЛУЧАЛО ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ИЗ БЮДЖЕТА ЦЕНТРА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ (ДАЛЕЕ - ЦЗН) В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ПРОГРАММОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР СНИЖЕНИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ХАБАРОВСКОГ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 19.03.10 03-03-06/1/157

         В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА ОАО ПОЛУЧАЛО
            ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ИЗ БЮДЖЕТА ЦЕНТРА ЗАНЯТОСТИ
             НАСЕЛЕНИЯ (ДАЛЕЕ - ЦЗН) В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ
        МЕРОПРИЯТИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ПРОГРАММОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
        МЕР СНИЖЕНИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ХАБАРОВСКОГО
            КРАЯ В 2009 ГОДУ, УТВЕРЖДЕННОЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
           ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ОТ 31.03.2009 N
           105-ПР. В ЦЕЛЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ПРОГРАММОЙ, ОАО
                 ЗАКЛЮЧИЛО СЛЕДУЮЩИЕ ДОГОВОРЫ С ЦЗН:
        О СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ
                         ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ;
         О СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕННОГО
                     ТРУДОУСТРОЙСТВА РАБОТНИКОВ;
              ПО СОДЕЙСТВИЮ РАБОТОДАТЕЛЯМ В ОПЕРЕЖАЮЩЕМ
         ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ РАБОТНИКОВ В СЛУЧАЕ УГРОЗЫ
        МАССОВОГО УВОЛЬНЕНИЯ (УСТАНОВЛЕНИЕ НЕПОЛНОГО РАБОЧЕГО
        ВРЕМЕНИ, ВРЕМЕННАЯ ПРИОСТАНОВКА РАБОТ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ
              ОТПУСКОВ БЕЗ СОХРАНЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ).
          ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ФАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ
        ДОГОВОРОВ ПРОИЗВОДИТСЯ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ: ИЗДАН ПРИКАЗ
        ПО ОРГАНИЗАЦИИ НА НАПРАВЛЕНИЕ НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ И
         СОЗДАНИЮ ГРУПП ПО ОПЕРЕЖАЮЩЕМУ ОБУЧЕНИЮ; СОСТАВЛЕНЫ
         СПИСКИ И СМЕТЫ РАСХОДОВ НА КАЖДОГО РАБОТНИКА, ТАБЕЛЬ
        УЧЕТА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ, ИСПОЛЬЗОВАННОГО ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ
        ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ, АКТЫ О ВЫПОЛНЕНИИ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ
        ДОГОВОРОМ ВИДОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ, СЧЕТ НА ВОЗМЕЩЕНИЕ
        ЗАТРАТ БЕЗ НДС (ПРЕДСТАВЛЕН В ЦЗН); ПОСЛЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
         ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ ИЗ ЦЗН ВЫПЛАЧЕНА ПРИЧИТАЮЩАЯСЯ ЗА
          ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА ПО ОТДЕЛЬНЫМ
                             ВЕДОМОСТЯМ.
            ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ ПРОВОДИЛОСЬ ИЗ БЮДЖЕТА
                             СУБЪЕКТА РФ.
        СОГЛАСНО ПИСЬМУ ФНС РОССИИ ОТ 20.08.2009 N 3-2-13/185
           СРЕДСТВА, ПОЛУЧЕННЫЕ ОТ ЦЗН, ПОДЛЕЖАТ ОБЛОЖЕНИЮ
             НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ, ТАК КАК В СТ. 6 БК РФ НЕ
                ПОИМЕНОВАНЫ КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ.
          ОДНАКО В СТ. 6 БК РФ СОДЕРЖИТСЯ ОТКРЫТЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
            ПОЛУЧАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ. В СТ. 69 БК РФ
        ПРЕДУСМОТРЕНЫ БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ
        БЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМСЯ
        ГОСУДАРСТВЕННЫМИ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ, А ТАКЖЕ
              СУБСИДИЙ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, ИНДИВИДУАЛЬНЫМ
         ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ, ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ - ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ
         ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ. СТАТЬЕЙ 10 БК РФ УСТАНОВЛЕНО,
        ЧТО В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РФ ВКЛЮЧЕНЫ БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ
            РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И БЮДЖЕТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
                 ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ.
           ДОЛЖНО ЛИ ОАО УПЛАЧИВАТЬ НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ И НДС?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                           19 марта 2010 г. 
                           N 03-03-06/1/157

                                 (Д)
                                   

     В    Департаменте   налоговой   и   таможенно-тарифной   политики
рассмотрены письма и сообщается следующее.
     В   соответствии   с   Постановлением   Правительства  Российской
Федерации   от  31.12.2008  N  1089  "О  дополнительных  мероприятиях,
направленных  на  снижение  напряженности  на  рынке  труда  субъектов
Российской  Федерации" средства субсидий бюджетам субъектов Российской
Федерации  на  реализацию  дополнительных мероприятий, направленных на
снижение  напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации,
могут использоваться на:
     опережающее  профессиональное обучение работников в случае угрозы
массового увольнения;
     организацию   общественных   работ,  временного  трудоустройства,
стажировки  в  целях  приобретения  опыта  работы безработных граждан,
граждан,    ищущих   работу,   включая   выпускников   образовательных
учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения;
     оказание  адресной  поддержки  гражданам,  включая организацию их
переезда в другую местность для замещения рабочих мест;
     содействие  развитию  малого  предпринимательства и самозанятости
безработных граждан.
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 N
875  утверждено  Положение  об организации общественных работ (далее -
Положение),  которое определяет порядок организации общественных работ
и условия участия в этих работах граждан.
     Согласно  п.  п.  2  -  4  Положения  под  общественными работами
понимается   трудовая   деятельность,   имеющая   социально   полезную
направленность  и  организуемая  в  качестве дополнительной социальной
поддержки граждан, ищущих работу.
     Проведение  оплачиваемых общественных работ организуется органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы
для осуществления полномочия Российской Федерации в области содействия
занятости населения.
     Органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и
финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих
трудности в поиске работы.
     Общественные работы проводятся в организациях по договорам.
     В  соответствии  с  п.  10  Положения  отношения  между  органами
исполнительной   власти   субъектов   Российской  Федерации,  органами
местного  самоуправления,  органами  службы  занятости и организациями
регулируются  договорами  о  совместной  деятельности по организации и
проведению общественных работ.
     Пункт  21  Положения  определяет, что финансирование общественных
работ  производится  за счет средств организаций, в которых проводятся
эти  работы.  По  решению  органов  государственной  власти Российской
Федерации,   органов   государственной   власти  субъектов  Российской
Федерации    и    органов   местного   самоуправления   финансирование
общественных  работ  может  производиться за счет средств федерального
бюджета,   бюджетов   субъектов   Российской   Федерации   и  бюджетов
муниципальных образований (местных бюджетов).
     В  соответствии со ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее  - НК РФ), закрепляющей принципы определения доходов, доходом в
целях   налогообложения  прибыли  признается  экономическая  выгода  в
денежной  или  натуральной  форме, учитываемая в случае возможности ее
оценки  и  в  той  мере,  в  которой  такую  выгоду  можно  оценить, в
соответствии с гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
     При определении объекта налогообложения организациями учитываются
доходы  от  реализации  товаров (работ, услуг), реализации имущества и
имущественных  прав,  определяемые  в соответствии со ст. 249 НК РФ, и
внереализационные  доходы,  определяемые  в соответствии со ст. 250 НК
РФ.
     Предоставление   субсидий   юридическим   лицам  (за  исключением
субсидий  государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным
предпринимателям,  физическим  лицам  - производителям товаров, работ,
услуг регламентировано ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
в  соответствии  с которой субсидии указанным лицам предоставляются на
безвозмездной  и  безвозвратной  основе  в целях возмещения затрат или
недополученных  доходов в связи с производством (реализацией) товаров,
выполнением  работ,  оказанием  услуг. То есть компенсируются затраты,
возникшие в связи с деятельностью организации.
     В  этой связи факт получения организацией средств в виде субсидий
на   возмещение  затрат  по  договорам  на  реализацию  дополнительных
мероприятий,  направленных  на  снижение напряженности на рынке труда,
сам  по  себе  не  может свидетельствовать об отсутствии у организации
дохода (экономической выгоды) от выполнения работ, оказания услуг.
     В этой связи средства, получаемые организациями в рамках программ
содействия  занятости  населения,  должны  учитываться при определении
налоговой  базы  в  составе  доходов организации. При этом расходы, на
возмещение которых организации предоставлены субсидии, учитываются при
определении   налоговой  базы  по  налогу  на  прибыль  организаций  в
общеустановленном порядке.
     В  соответствии  с  п.  1  ст. 146 НК РФ объектом налогообложения
налогом  на  добавленную  стоимость  признаются операции по реализации
товаров  (работ,  услуг) на территории Российской Федерации независимо
от  источника  их  оплаты.  В  этой  связи  указанные  услуги подлежат
налогообложению  налогом  на добавленную стоимость в общеустановленном
порядке.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
19 марта 2010 г. 
N 03-03-06/1/157