В ЦЕЛЯХ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В ЧАСТИ СОБЛЮДЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (В ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ, А ТАКЖЕ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК) КАКОВ ПЕРЕЧЕНЬ ВСЕХ НЕОБХОДИМЫХ И ДОСТАТОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ПРИ ВЫБОРЕ КОНТРАГЕНТОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПОНЯТИЮ "ДОБРОСОВЕСТНЫЙ"? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 19 марта 2010 г. N 03-02-07/1-118 (Д) В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о подтверждении добросовестности налогоплательщика при выборе контрагентов и сообщается следующее. Налоговый кодекс Российской Федерации не определяет содержания понятия "добросовестный налогоплательщик". Вместе с тем исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах предполагается, что налогоплательщик действует добросовестно, пока не доказано обратное. Согласно п. 6 ст. 108 Кодекса лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" отмечается, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом. Исходя из судебной практики следует, что обстоятельствами, свидетельствующими о необоснованной налоговой выгоде, могут, в частности, являться отсутствие регистрации в едином государственном реестре юридических лиц контрагента налогоплательщика, регистрация контрагента по адресу массовой регистрации, ликвидация юридического лица в принудительном порядке. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (в ред. Приказа ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@) определены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 19 марта 2010 г. N 03-02-07/1-118 |