В ЦЕЛЯХ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В ЧАСТИ СОБЛЮДЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (В ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ, А ТАКЖЕ ДОКУМЕНТОВ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 19.03.10 03-02-07/1-118

         В ЦЕЛЯХ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В ЧАСТИ
         СОБЛЮДЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (В ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ
           ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ
         ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ, А ТАКЖЕ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ
        НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК) КАКОВ ПЕРЕЧЕНЬ ВСЕХ НЕОБХОДИМЫХ И
         ДОСТАТОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ПРИ ВЫБОРЕ
                КОНТРАГЕНТОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПОНЯТИЮ
                          "ДОБРОСОВЕСТНЫЙ"?
    
                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                           19 марта 2010 г. 
                           N 03-02-07/1-118
                                   
                                 (Д) 
                                   

     В    Департаменте   налоговой   и   таможенно-тарифной   политики
рассмотрено   письмо   по  вопросу  о  подтверждении  добросовестности
налогоплательщика при выборе контрагентов и сообщается следующее.
     Налоговый  кодекс  Российской  Федерации не определяет содержания
понятия "добросовестный налогоплательщик".
     Вместе  с тем исходя из основных начал законодательства о налогах
и сборах предполагается, что налогоплательщик действует добросовестно,
пока не доказано обратное.
     Согласно  п.  6  ст.  108  Кодекса  лицо  считается  невиновным в
совершении  налогового  правонарушения,  пока  его виновность не будет
доказана   в   предусмотренном   федеральным  законом  порядке.  Лицо,
привлекаемое   к   ответственности,   не   обязано   доказывать   свою
невиновность  в  совершении  налогового правонарушения. Обязанность по
доказыванию   обстоятельств,   свидетельствующих  о  факте  налогового
правонарушения  и  виновности  лица  в  его совершении, возлагается на
налоговые   органы.   Неустранимые   сомнения   в   виновности   лица,
привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
     В  Постановлении  Пленума  Высшего  Арбитражного  Суда Российской
Федерации   от   12.10.2006   N  53  "Об  оценке  арбитражными  судами
обоснованности    получения   налогоплательщиком   налоговой   выгоды"
отмечается,  что  налоговая выгода может быть признана необоснованной,
если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал
без  должной  осмотрительности  и  осторожности и ему должно было быть
известно  о  нарушениях,  допущенных контрагентом, в частности, в силу
отношений  взаимозависимости  или аффилированности налогоплательщика с
контрагентом.
     Исходя   из  судебной  практики  следует,  что  обстоятельствами,
свидетельствующими   о   необоснованной  налоговой  выгоде,  могут,  в
частности,  являться  отсутствие  регистрации в едином государственном
реестре  юридических  лиц  контрагента  налогоплательщика, регистрация
контрагента  по  адресу  массовой регистрации, ликвидация юридического
лица в принудительном порядке.
     Приказом  ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (в ред. Приказа
ФНС  России  от  14.10.2008  N  ММ-3-2/467@)  определены Общедоступные
критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
19 марта 2010 г. 
N 03-02-07/1-118