ОРГАНИЗАЦИЯ-ТУРАГЕНТ ПОНЕСЛА РАСХОДЫ В ВИДЕ СКИДКИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ КЛИЕНТАМ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ПУТЕВОК. ПРИ ЭТОМ ПУТЕВКИ ПОЛУЧЕНЫ ТУРАГЕНТОМ ОТ ТУРОПЕРАТОРОВ В РАМКАХ АГЕНТСКОГО ДОГОВОРА (ДОГОВОРА КОМИССИИ) ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ПРОДАЖИ. ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИ. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 18.12.09 16-15/133970

         ОРГАНИЗАЦИЯ-ТУРАГЕНТ ПОНЕСЛА РАСХОДЫ В ВИДЕ СКИДКИ,
        ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ КЛИЕНТАМ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ПУТЕВОК. ПРИ
         ЭТОМ ПУТЕВКИ ПОЛУЧЕНЫ ТУРАГЕНТОМ ОТ ТУРОПЕРАТОРОВ В
          РАМКАХ АГЕНТСКОГО ДОГОВОРА (ДОГОВОРА КОМИССИИ) ДЛЯ
        ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ПРОДАЖИ. ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ-ТУРАГЕНТ В
            ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ УЧИТЫВАТЬ ДАННЫЕ
             РАСХОДЫ, ЕСЛИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СКИДКИ ЯВЛЯЕТСЯ
               ИНИЦИАТИВОЙ САМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ-ТУРАГЕНТА?
    
                                ПИСЬМО
    
               УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
                             ПО Г. МОСКВЕ
                                   
                          18 декабря 2009 г. 
                            N 16-15/133970

                                 (Д)
                                   
    
     Согласно  статье  9  Федерального закона от 24.11.96 N 132-ФЗ "Об
основах   туристской   деятельности   в   РФ"   турагент  осуществляет
продвижение  и реализацию туристского продукта от имени и по поручению
туроператора,  а  в  случаях,  предусмотренных  договором, заключаемым
между туроператором и турагентом, - от своего имени.
     В  соответствии  с  пунктом  1  статьи  1005  ГК РФ по агентскому
договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по
поручению  другой  стороны (принципала) юридические и иные действия от
своего  имени,  но  за  счет  принципала  либо  от  имени  и  за  счет
принципала.
     На  основании  пункта  2  статьи 995 ГК РФ комиссионер, продавший
имущество  по  цене ниже согласованной с комитентом, обязан возместить
последнему  разницу,  если  не докажет, что у него не было возможности
продать имущество по согласованной цене и продажа по более низкой цене
предупредила еще большие убытки.
     Если   в   договоре   с   принципалом  предусмотрена  возможность
предоставлять  скидки,  то  эти скидки будет учитывать принципал, а не
агент.
     К  агентскому  договору  применимы  положения о договоре комиссии
(ст. 1011 ГК РФ).
     Таким     образом,     в    рамках    посреднического    договора
посредник-турагент  не  является собственником туристского продукта, а
выполняет  функции  по его продаже по поручению туроператора. При этом
турагент  не может без согласования с туроператором изменить продажную
стоимость, если она определена в виде фиксированного значения. То есть
предоставление скидки возможно только с согласия туроператора, так как
собственником туристского продукта является туроператор.
     Согласно  подпункту  9  пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении
налоговой  базы  не  учитываются  доходы  в  виде  имущества  (включая
денежные  средства),  поступившего  комиссионеру, агенту и (или) иному
поверенному  в  связи с исполнением обязательств по договору комиссии,
агентскому  договору или другому аналогичному договору, а также в счет
возмещения  затрат,  произведенных комиссионером, агентом и (или) иным
поверенным  за  комитента,  принципала  и (или) иного доверителя, если
такие  затраты  не  подлежат включению в состав расходов комиссионера,
агента   и   (или)   иного  поверенного  в  соответствии  с  условиями
заключенных  договоров. К указанным доходам не относится комиссионное,
агентское или иное аналогичное вознаграждение.
     Следовательно,  организация-комиссионер  учитывает  в доходах для
целей  налогообложения  прибыли организаций вознаграждение, полученное
за оказание услуг по реализации товаров третьим лицам, в том объеме, в
котором   оно  предусмотрено  комиссионным  договором,  заключенным  с
организацией-комитентом.
     При   предоставлении  организацией-комиссионером  скидки  третьим
лицам за свой счет необходимо учитывать следующее.
     В  соответствии  с  подпунктом  19.1  пункта 1 статьи 265 НК РФ в
состав  внереализационных  расходов  включаются  затраты в виде премии
(скидки),    выплаченной    (предоставленной)   продавцом   покупателю
вследствие  выполнения  определенных  условий  договора,  в  частности
объема покупок.
     Институты,  понятия  и  термины  гражданского, семейного и других
отраслей  законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ,
применяются  в  том значении, в каком они используются в этих отраслях
законодательства,  если  иное  не  предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 11 НК
РФ).
     Согласно пункту 1 статьи 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна
сторона  (продавец)  обязуется  передать  вещь (товар) в собственность
другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар
и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
     Таким образом, положения, установленные в подпункте 19.1 пункта 1
статьи 265 НК РФ, распространяются только на договоры купли-продажи.
     Следовательно, если турагент предоставляет скидку самостоятельно,
то  расход  в виде суммы предоставленной скидки не учитывается в целях
налогообложения прибыли, тем более что такая скидка не предусмотрена в
агентском  договоре (договоре комиссии) или дополнительных соглашениях
к договору.
     Основание: письмо Минфина России от 10.08.2007 N 03-03-06/1/555.
    
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы 1-го класса
                                                         А.Н. Чугунова
18 декабря 2009 г. 
N 16-15/133970