ОРГАНИЗАЦИЯ-ТУРАГЕНТ ПОНЕСЛА РАСХОДЫ В ВИДЕ СКИДКИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ КЛИЕНТАМ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ПУТЕВОК. ПРИ ЭТОМ ПУТЕВКИ ПОЛУЧЕНЫ ТУРАГЕНТОМ ОТ ТУРОПЕРАТОРОВ В РАМКАХ АГЕНТСКОГО ДОГОВОРА (ДОГОВОРА КОМИССИИ) ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ПРОДАЖИ. ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ-ТУРАГЕНТ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ УЧИТЫВАТЬ ДАННЫЕ РАСХОДЫ, ЕСЛИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СКИДКИ ЯВЛЯЕТСЯ ИНИЦИАТИВОЙ САМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ-ТУРАГЕНТА? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 18 декабря 2009 г. N 16-15/133970 (Д) Согласно статье 9 Федерального закона от 24.11.96 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ" турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, - от своего имени. В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. На основании пункта 2 статьи 995 ГК РФ комиссионер, продавший имущество по цене ниже согласованной с комитентом, обязан возместить последнему разницу, если не докажет, что у него не было возможности продать имущество по согласованной цене и продажа по более низкой цене предупредила еще большие убытки. Если в договоре с принципалом предусмотрена возможность предоставлять скидки, то эти скидки будет учитывать принципал, а не агент. К агентскому договору применимы положения о договоре комиссии (ст. 1011 ГК РФ). Таким образом, в рамках посреднического договора посредник-турагент не является собственником туристского продукта, а выполняет функции по его продаже по поручению туроператора. При этом турагент не может без согласования с туроператором изменить продажную стоимость, если она определена в виде фиксированного значения. То есть предоставление скидки возможно только с согласия туроператора, так как собственником туристского продукта является туроператор. Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. Следовательно, организация-комиссионер учитывает в доходах для целей налогообложения прибыли организаций вознаграждение, полученное за оказание услуг по реализации товаров третьим лицам, в том объеме, в котором оно предусмотрено комиссионным договором, заключенным с организацией-комитентом. При предоставлении организацией-комиссионером скидки третьим лицам за свой счет необходимо учитывать следующее. В соответствии с подпунктом 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются затраты в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ). Согласно пункту 1 статьи 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Таким образом, положения, установленные в подпункте 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ, распространяются только на договоры купли-продажи. Следовательно, если турагент предоставляет скидку самостоятельно, то расход в виде суммы предоставленной скидки не учитывается в целях налогообложения прибыли, тем более что такая скидка не предусмотрена в агентском договоре (договоре комиссии) или дополнительных соглашениях к договору. Основание: письмо Минфина России от 10.08.2007 N 03-03-06/1/555. Заместитель руководителя Управления советник государственной гражданской службы 1-го класса А.Н. Чугунова 18 декабря 2009 г. N 16-15/133970 |