ООО, ПРИМЕНЯЮЩЕЕ УСН (ОБЪЕКТ "ДОХОДЫ МИНУС РАСХОДЫ"), ЗАКЛЮЧАЕТ ДОГОВОРЫ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИМПОРТИРУЕМЫХ ГРУЗОВ. ООО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРЕВОЗЧИКОМ. ДОГОВОРЫ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ НА 1 ГОД И БОЛЕЕ. СУММА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ В ДОГОВОРЕ НЕ УКАЗЫВАЕТСЯ, ТАК КАК В ТЕЧЕНИЕ ГОДА ОНА ЗАВИСИТ ОТ ХАРАКТЕРА ГРУЗА. В РАМКАХ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО УКАЗАННОМУ ДОГОВОРУ ООО КАК ОКАЗЫВАЕТ СОБСТВЕННЫЕ УСЛУГИ (ПРОЕКТ ГТД, СОДЕЙСТВИЕ ПРИ ТАМОЖЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ И ДР.), ТАК И ПРИВЛЕКАЕТ СТОРОННИЕ ОРГАНИЗАЦИИ (ХРАНЕНИЕ ГРУЗА НА СВХ, СКЛАДСКАЯ ОБРАБОТКА, УПАКОВКА, ДОСТАВКА ГРУЗА АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ И ДР.). УСЛУГИ СТОРОННИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЯВЛЯЮТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ, ТАК КАК ГРУЗ ПО ИМПОРТУ/ЭКСПОРТУ АВТОМАТИЧЕСКИ ПОПАДАЕТ НА СКЛАДЫ СВХ ПОГРАНИЧНОГО ПУНКТА ПРОПУСКА. ПО ИТОГАМ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ (УСЛУГ) ООО СОСТАВЛЯЕТ ОБЩИЙ АКТ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ СТОИМОСТЬ СОБСТВЕННЫХ УСЛУГ И УСЛУГ СТОРОННИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ООО СЧИТАЕТ, ЧТО ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА, УПЛАЧИВАЕМОГО В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ УСН, В ДОХОДЫ ВКЛЮЧАЕТСЯ ВСЯ СУММА, ПОЛУЧЕННАЯ ОТ ПОКУПАТЕЛЯ, ОТРАЖЕННАЯ В АКТЕ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ (УСЛУГ), ПРИ ЭТОМ В РАСХОДЫ ВКЛЮЧАЮТСЯ ВСЕ РАСХОДЫ НА ОПЛАТУ УСЛУГ (РАБОТ) СТОРОННИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ТАК КАК ЯВЛЯЮТСЯ РАСХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА СОГЛАСНО ПП. 6 П. 1 СТ. 254 НК РФ. ПРАВОМЕРНА ЛИ УКАЗАННАЯ ПОЗИЦИЯ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 19 апреля 2010 г. N 03-11-06/2/61 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее. В соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения не учитываются, в частности, доходы, указанные в ст. 251 Кодекса. В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. Согласно п. 1 ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, которые избраны экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором. В связи с этим организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения и исполняющими обязанности экспедитора в рамках договора транспортной экспедиции, не являющимися перевозчиками, при определении налоговой базы учитываются доходы в виде вознаграждения по договору, а также суммы возмещения затрат, осуществленных экспедитором за клиента, если эти затраты учтены экспедитором в составе расходов. При этом, если организация-экспедитор оказывает клиенту дополнительные услуги (хранение груза, осуществление погрузочно-разгрузочных работ, доставку груза автомобильным транспортом и др.), плата за их выполнение также включается в состав доходов. Одновременно с этим следует иметь в виду, что если согласно договору о транспортной экспедиции сумма вознаграждения включает в себя суммы возмещения затрат, осуществленных экспедитором за клиента, а также суммы оплаты дополнительных услуг, то при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у экспедитора будут учитываться все поступившие денежные средства от клиента по вышеуказанному договору. Что касается расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, то их перечень приведен в ст. 346.16 Кодекса. Подпунктом 5 п. 1 ст. 346.16 Кодекса в вышеуказанном перечне расходов предусмотрены материальные расходы, которые согласно п. 2 ст. 346.16 Кодекса определяются в соответствии с порядком, предусмотренным для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 Кодекса. Согласно пп. 6 п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам относятся расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика. К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы. К работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности, перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов). Исходя из этого расходы по оплате услуг сторонних организаций, в частности, за хранение груза, складскую обработку, упаковку, доставку груза (при заключении договора перевозки от собственного имени) в указанное клиентом место, учитываются организациями, оказывающими транспортно-экспедиционные услуги, при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Кроме того, обращаем внимание, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (далее - Положение), и Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н (далее - Регламент), в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Министерства. При этом в соответствии с Положением и Регламентом в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 19 апреля 2010 г. N 03-11-06/2/61 |