О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ ДОХОДОВ ШВЕЙЦАРСКОЙ КОМПАНИИ - УЧАСТНИКА ДОГОВОРА О СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ УЧАСТИЕ КОМПАНИИ ОГРАНИЧИВАЕТСЯ ВНЕСЕНИЕМ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ОБЩИЙ ФОНД СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДАЛЬНЕЙШИМ ПОЛУЧЕНИЕМ ПРИЧИТАЮЩЕЙСЯ ЕЙ ДОЛИ ПРИБЫЛИ. ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 23 марта 2010 г. N 03-08-05 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос по вопросу налогообложения доходов швейцарской компании при распределении прибыли от совместной деятельности (простое товарищество) с российской компанией и сообщает следующее. Как следует из запроса, участниками договоров о совместной деятельности являются иностранные компании - резиденты Швейцарии. Участие швейцарской компании ограничивается внесением денежных средств в общий фонд совместной деятельности и дальнейшим получением причитающейся ей доли прибыли, распределяемой между всеми участниками договора по договору о совместной деятельности. В соответствии со ст. 1041 "Договор простого товарищества" Гражданского кодекса Российской Федерации по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели, а на основании ст. 1048 "Распределение прибыли" прибыль, полученная товарищами в результате их совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иное не предусмотрено договором простого товарищества или иным соглашением товарищей. Особенности исчисления налога на прибыль по доходам, полученным участниками вышеуказанного договора, предусмотрены ст. 278 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Так, если хотя бы одним из участников товарищества является российская организация либо физическое лицо - налоговый резидент Российской Федерации, то согласно п. 2 ст. 278 Кодекса вести учет доходов и расходов такого товарищества для целей налогообложения должен российский участник независимо от того, кто ведет общие дела товарищества. Согласно п. 6 ст. 306 Кодекса факт заключения иностранной организацией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон (участников), осуществляемую полностью или частично на территории Российской Федерации, не рассматривается для иностранной организации как приводящий к образованию ее постоянного представительства в Российской Федерации. По нашему мнению, при применении норм указанной ст. 306 Кодекса постоянное представительство не образуется, если иностранная организация в рамках договора о совместной деятельности (простого товарищества) не занимается осуществлением самостоятельной предпринимательской деятельности либо деятельности через зависимого агента в Российской Федерации, приводящей к образованию постоянного представительства. При этом тот факт, что в соответствии со ст. 278 Кодекса ведение учета доходов и расходов товарищества для целей налогообложения должно осуществляться российским участником товарищества независимо от того, на кого возложено ведение дел товарищества, не изменяет налоговый статус иностранной организации. Кроме того, при рассмотрении вопроса о признании деятельности иностранной организации, осуществляемой или не осуществляемой через постоянное представительство в Российской Федерации, необходимо учитывать положения соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения, действующего в отношениях между Российской Федерацией и соответствующим иностранным государством. Так, в соответствии с п. 1 ст. 5 Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15.11.1995 для целей применения Соглашения термин "постоянное представительство" означает постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность предприятия. Таким образом, деятельность иностранной организации - резидента Швейцарии на территории Российской Федерации может быть признана приводящей к образованию постоянного представительства при соблюдении следующих условий: - наличие обособленного подразделения или любого иного места деятельности иностранной организации в Российской Федерации; - осуществление иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации; - осуществление предпринимательской деятельности на регулярной основе. Поэтому в случае, когда обязанности иностранного участника договора о совместной деятельности ограничиваются внесением вклада в совместную деятельность, как это указано в письме, постоянного представительства на территории Российской Федерации не возникает как в соответствии с нормами Конвенции, так и в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах. Учитывая, что распределение прибыли и имущества между участниками договора о совместной деятельности не является распределением чистой прибыли организации (поскольку простое товарищество не считается юридическим лицом (организацией) и прибыль распределяется между участниками до момента ее налогообложения), доходы, получаемые при таком распределении, не признаются дивидендами и, соответственно, положения ст. 10 "Дивиденды" Соглашения не применяются. Таким образом, на доход, полученный по договору о совместной деятельности (простого товарищества) швейцарской компании, распространяется действие ст. 21 "Другие доходы" Соглашения. Согласно данной статье полученный доход подлежит налогообложению в стране резидентства получателя дохода при наличии у налогового агента - российской организации, выплачивающей данный доход, подтверждения местопребывания иностранной компании в данном государстве в соответствии с п. 1 ст. 312 Кодекса. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА 23 марта 2010 г. N 03-08-05 |