Страницы: 1 2 О МЕРАХ ПО ПОДДЕРЖКЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2010-2012 ГГ. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 29 декабря 2009 г. N 1471-ПП (Д) В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законами города Москвы от 26 ноября 2008 г. N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" и от 7 июля 2004 г. N 45 "Об инновационной деятельности в городе Москве", постановлениями Правительства Москвы от 2 сентября 2008 г. N 781-ПП "О Городской целевой комплексной программе создания инновационной системы в городе Москве на 2008-2010 гг." и от 4 августа 2009 г. N 724-ПП "О Городской целевой программе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг.", в целях создания благоприятных условий для деятельности малых и средних инновационных предприятий Правительство Москвы постановляет: 1. Определить основной целью реализации мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере в 2010-2012 гг. создание условий для ускорения внедрения результатов научно-технической деятельности, достигнутых субъектами малого и среднего предпринимательства, и стимулирования сбыта инновационной продукции. 2. Утвердить следующие основные направления деятельности по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной среде: - расширение и облегчение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере к финансовым ресурсам, включая субсидии и внебюджетные источники финансирования различных стадий реализации инновационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства; - оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в защите интеллектуальной собственности, сертификации продукции (работ, услуг) по международным и российским стандартам качества, проведении необходимых испытаний для получения разрешительной документации путем предоставления субсидий в установленном порядке; - стимулирование спроса на инновационную продукцию субъектов малого и среднего предпринимательства и оказание содействия предприятиям в продвижении их продукции в Российской Федерации; - стимулирование экспортного потенциала малых и средних инновационных предприятий; - содействие созданию совместных проектов малых и средних промышленных и инновационных предприятий, организация взаимодействия крупных, средних и малых промышленных и инновационных предприятий; - имущественная поддержка инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства; - развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства; - популяризация инновационной деятельности, в том числе в молодежной сфере. 3. Утвердить план мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере на 2010-2012 гг. (приложение). 4. Установить, что реализация плана мероприятий (п. 3) осуществляется в рамках выполнения Городской целевой программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг. 5. Установить, что финансирование плана мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере на 2010-2012 гг. осуществляется за счет средств, предусмотренных на реализацию мероприятий пп. 1.1.2, 1.1.4, 1.1.5, 2.2.1, 2.2.3, 2.2.5, 2.2.9, 2.2.10, 2.2.12, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5, 2.4.1, 2.4.2, 2.4.3, 2.6.1, 2.7.1, 2.7.2, 2.7.3, 2.7.4, 2.7.7, 3.1.5 Городской целевой программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 4 августа 2009 г. N 724-ПП. 6. Возложить на Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы и Департамент науки и промышленной политики города Москвы функцию координатора мероприятий по поддержке малых и средних предприятий в инновационной сфере на территории города Москвы. 7. Департаменту поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы: 7.1. Обеспечить в установленных федеральными законами и законами города Москвы формах первоочередную поддержку деятельности малых и средних предприятий по следующим направлениям: - технологии энергосбережения и возобновляемая энергетика; - медицинская техника и материалы, биотехнологии, новые лекарственные средства; - IT-услуги, телекоммуникационные и навигационные технологии; - новые строительные материалы, конструкции и технологии; - новые технологии в сфере капитального и текущего ремонта жилищного фонда и при эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства; - сохранение окружающей среды, в том числе переработка отходов производства и потребления, внедрение технологий производства продукции из вторичных ресурсов, водоочистка и водопотребление; - электроника, точное машиностроение, приборостроение; - нанотехнологии и наноматериалы; - новые промышленные технологии, материалы, оборудование. 7.2. Ежегодно до 1 июля проводить мониторинг состояния сектора инновационного малого и среднего предпринимательства и по результатам представлять Мэру Москвы доклад о состоянии малого и среднего инновационного предпринимательства в городе Москве. 7.3. Ежегодно предусматривать в составе сводного плана реализации мероприятий Городской целевой программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг. реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 3 настоящего постановления. 7.4. Совместно с Департаментом науки и промышленной политики города Москвы до 1 июня 2010 г. разработать и представить на утверждение Правительства Москвы Положение о реестре инновационной продукции субъектов малого и среднего предпринимательства, определяющее порядок формирования реестра, предусмотрев совместимость с реестром продукции, поставляемой по государственному заказу города Москвы. 7.5. До 1 ноября 2010 г. создать реестр инновационной продукции субъектов малого и среднего предпринимательства. 7.6. Ежегодно: 7.6.1. До 30 марта актуализировать информацию, содержащуюся в реестре инновационной продукции субъектов малого и среднего предпринимательства. 7.6.2. Осуществлять организационные мероприятия по созданию и развитию совместных проектов малых и средних инновационных предприятий по приоритетным направлениям в инновационной сфере (п. 7.1) в рамках реализации плана мероприятий (п. 3). 7.6.3. Проводить Московский венчурный форум с привлечением всех заинтересованных организаций с целью популяризации идей венчурного финансирования и инновационного предпринимательства. 7.7. Совместно с Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы, Департаментом науки и промышленной политики города Москвы, при участии Министерства образования и науки Российской Федерации (по согласованию), Министерства экономического развития Российской Федерации (по согласованию) и Совета ректоров вузов Москвы и Московской области до 1 июля 2010 г. разработать и представить Мэру Москвы предложения по порядку осуществления государственной поддержки малых и средних предприятий, созданных высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами, с учетом положений Федерального закона от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности". 7.8. Совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департаментом капитального ремонта жилищного фонда города Москвы, Департаментом транспорта и связи города Москвы, Департаментом здравоохранения города Москвы, Департаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы, Департаментом городского строительства города Москвы, Департаментом дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы, Департаментом городского заказа капитального строительства города Москвы, Департаментом образования города Москвы, Департаментом социальной защиты населения города Москвы, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департаментом продовольственных ресурсов города Москвы ежегодно проводить выставку-конкурс "Инновационные решения малого бизнеса для экономики города" в целях демонстрации достижений в области инновационной деятельности и их использования в городе Москве. 7.9. Совместно с Департаментом науки и промышленной политики города Москвы: 7.9.1. В первом полугодии 2010 г. разработать и представить на утверждение Правительства Москвы Положение о порядке организации и проведении общегородского конкурса-смотра среди государственных заказчиков города Москвы по использованию инновационной продукции малых и средних предприятий в своей деятельности. 7.9.2. Организовать проведение общегородского конкурса-смотра среди государственных заказчиков города Москвы по использованию инновационной продукции малых и средних предприятий в своей деятельности. 7.10. Ежегодно в рамках реализации Городской целевой программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг. обеспечивать размещение государственного заказа на обучение по управлению инновациями и технологическому менеджменту руководителей и специалистов субъектов малого и среднего предпринимательства, предусматривая формирование разноуровневых учебных программ. 7.11. Совместно с Управлением государственной службы и кадров Правительства Москвы в I квартале 2010 г. разработать программу курса краткосрочного повышения квалификации сотрудников органов исполнительной власти города Москвы, являющихся государственными заказчиками города Москвы по инновационной тематике, для организации в дальнейшем целевого обучения заинтересованных лиц в системе дополнительного образования кадров. 7.12. Совместно с Департаментом науки и промышленной политики города Москвы, Департаментом экономической политики и развития города Москвы обобщить предложения по стимулированию использования инновационной продукции субъектов малого и среднего предпринимательства городскими организациями, полученные в рамках реализации пунктов 9.1 и 11 настоящего постановления, и во II квартале 2010 г. представить предложения Мэру Москвы. 7.13. Обеспечить взаимодействие с Министерством экономического развития Российской Федерации: - на предмет получения субсидий из федерального бюджета в целях реализации на территории города Москвы плана мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере на 2010-2012 гг. (п. 3); - по разработке комплекса мер по стимулированию использования инновационной продукции субъектов малого и среднего предпринимательства. 7.14. Ежегодно до 15 марта представлять в установленном порядке в Департамент экономической политики и развития города Москвы отчет о реализации плана мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере на 2010-2012 гг. в составе сводного отчета о реализации Городской целевой программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг. 8. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы предусмотреть в рамках реализации Программы прикладных научных исследований и проектов в интересах города на 2009-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 10 марта 2009 г. N 186-ПП, размещение от 10 до 20 процентов от объемов государственного заказа на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок среди субъектов малого и среднего предпринимательства путем организации и проведения специализированных торгов с учетом положений постановления Правительства Москвы от 12 мая 2009 г. N 429-ПП "О дополнительных мерах по обеспечению размещения государственного заказа в городе Москве среди субъектов малого предпринимательства". 9. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департаменту капитального ремонта жилищного фонда города Москвы, Департаменту транспорта и связи города Москвы, Департаменту здравоохранения города Москвы, Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы, Департаменту городского строительства города Москвы, Департаменту дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы, Департаменту городского заказа капитального строительства города Москвы, Департаменту образования города Москвы, Департаменту социальной защиты населения города Москвы, Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы: 9.1. Проанализировать спектр закупаемой продукции и в I квартале 2010 г. представить в Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы информацию об использовании в своей деятельности и деятельности подведомственных организаций инновационной продукции малых и средних предприятий и предложения по стимулированию использования инновационной продукции городскими организациями и увеличению ее доли в общем объеме закупаемой ими продукции. 9.2. Принять участие в формировании и ежегодной актуализации реестра инновационной продукции субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом норм, содержащихся в Положении о реестре инновационной продукции. 10. Органам исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции государственных заказчиков города Москвы, а также имеющим подведомственные организации, осуществляющие закупки товаров (работ, услуг), ежегодно начиная с 2011 года предусматривать объявление о размещении государственного заказа путем проведения торгов на закупку продукции, входящей в реестр инновационной продукции малого и среднего предпринимательства, в объеме не менее 10 процентов от общей стоимости всех объявленных в течение года конкурсов при наличии возможности использования продукции, входящей в указанный реестр, и представлять соответствующую информацию в Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы. 11. Первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителю Комплекса городского хозяйства Москвы, первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителю Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы и первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы проанализировать нормативные правовые акты Российской Федерации и правовые акты города Москвы, содержащие требования к закупаемой продукции в части ее инновационности и использования результатов научно-технической деятельности и технологических разработок, и направить в первом полугодии 2010 г. в Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы предложения о внесении изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации и правовые акты города Москвы. 12. Департаменту поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы совместно с Департаментом науки и промышленной политики города Москвы, Департаментом экономической политики и развития города Москвы в первом полугодии 2010 г. разработать критерии оценки социально-экономической эффективности мероприятий по поддержке и развитию инновационной деятельности на территории города Москвы. 13. Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы ежегодно представлять информацию в Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы о технопарках и бизнес-инкубаторах, размещение которых предусматривается проектами планировок территорий, в целях проведения анализа обеспеченности малых и средних инновационных предприятий нежилыми помещениями. 14. Установить, что проведение конкурентных процедур, предусмотренных в том числе пунктом 10 настоящего постановления, осуществляется с использованием инфраструктуры Единой торговой площадки города Москвы с размещением в удаленном доступе информации о конкурентной процедуре в обязательном порядке на официальном сайте города Москвы в сети Интернет www.tender.mos.ru для размещения органами исполнительной власти города Москвы информации о проведении всех видов конкурентных процедур в городе Москве не позднее чем за 30 дней до начала проведения конкурентной процедуры в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 3 марта 2009 г. N 146-ПП "О размещении органами исполнительной власти города Москвы информации о проведении конкурентных процедур в городе Москве". 15. Внести изменения и дополнения в постановление Правительства Москвы от 9 сентября 2008 г. N 818-ПП "Об утверждении Положения о порядке предоставления за счет средств бюджета города Москвы субсидий для реализации мероприятий по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в городе Москве" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 17 марта 2009 г. N 201-ПП, от 28 июля 2009 г. N 711-ПП, от 4 августа 2009 г. N 724-ПП): 15.1. Дополнить пункт 1.2.5 приложения к постановлению после слов "высокотехнологичные проекты" словами ", в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие инновационную и производственную деятельность, реализующие совместные проекты,". 15.2. Дополнить пункт 1.2.6 приложения к постановлению абзацем в следующей редакции: "Организация по развитию совместных проектов - юридическое лицо, коммерческая или некоммерческая организация, которая создана, осуществляет свою деятельность или привлечена в качестве исполнителя в целях реализации федеральной или региональной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства для координации деятельности по совместным проектам и содействия его участникам в осуществлении деятельности, направленной на достижение общих целей участников совместного проекта, включенная в установленном порядке в перечень организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства". 15.3. Дополнить приложение к постановлению пунктом 4.5 в следующей редакции: "4.5. Субсидии организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы на реализацию совместных проектов предоставляются в следующих целях: - создание и развитие комплексной инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки, центры передачи технологий, центры коллективного использования оборудования, промышленные парки и др.); - создание новых видов инновационной продукции предприятий - участников совместных проектов (анализ рынка технологий, приобретение патентов и лицензий, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, подготовка производства и др.); - информационное и маркетинговое продвижение продукции, произведенной в рамках реализации совместных проектов, в том числе на региональных и зарубежных рынках (создание информационных ресурсов, участие в выставках, проведение маркетинговых исследований, разработка и продвижение коллективного бренда совместного проекта, информирование государственных заказчиков о преимуществах применения инновационной продукции, созданной в рамках реализации совместных проектов, и др.); - иные необходимые для развития совместных проектов мероприятия. Субсидии на реализацию совместных проектов предоставляются в размере, определенном проектами, предусматривающими финансирование мероприятий при условии вложения участниками в проект собственных средств в размере не менее 30 процентов от общей стоимости проекта, в соответствии с условиями конкурсного отбора проектов". 16. Признать утратившими силу пункты 3, 4, 5, 7, 8 постановления и приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 24 декабря 2002 г. N 1038-ПП "О поддержке инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства Москвы". 17. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы оказать содействие Департаменту поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы в информировании общественности о мерах, принимаемых Правительством Москвы по поддержке инновационного предпринимательства. 18. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы, руководителя Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы Вышегородцева М.М. Ежегодно во II квартале, начиная с 2011 года, докладывать Мэру Москвы о ходе выполнения постановления. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 29 декабря 2009 г. N 1471-ПП Приложение к постановлению Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. N 1471-ПП ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ О ПОДДЕРЖКЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ НА 2010-2012 ГГ. 1. Основные понятия и определения Малое инновационное предприятие - субъект малого предпринимательства, осуществляющий инновационную деятельность в научно-технической сфере, в том числе разработку и внедрение технических или технологических инноваций. Малое производственное предприятие - субъект малого предпринимательства, осуществляющий производственную (промышленную) деятельность. Среднее инновационное предприятие - субъект среднего предпринимательства, осуществляющий инновационную деятельность в научно-технической сфере, в том числе разработку и внедрение технических или технологических инноваций. Среднее производственное предприятие - субъект среднего предпринимательства, осуществляющий производственную (промышленную) деятельность. Инновационная деятельность - деятельность, направленная на внедрение научно-технических или научно-технологических достижений в технологические процессы, новые или усовершенствованные товары, услуги, реализуемые на внутреннем и внешнем рынках. Производственная деятельность - вид экономической деятельности, направленный на создание материальных благ посредством преобразования ресурсов в продукцию, классифицированный Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД). Инновационная продукция - внедренный результат научно-технической деятельности, имеющий качественной характеристикой абсолютную или относительную научно-техническую новизну, выходящую за пределы усвоенных традиций в прикладной области его использования, и имеющий экономическую эффективность реализации, превышающую среднерыночный уровень, в том числе для имеющихся аналогов. Отличительные признаки инновационной высокотехнологичной продукции: 1. При создании продукции использовались результаты научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ (в том числе в форме ноу-хау, патента или авторского права, принадлежащих заявителю), соответствующие мировому уровню развития науки и техники. 2. В основе реализуемой продукции заложены принципиально новые решения, в том числе созданные на основе технологичных платформ, имеющие прикладное значение и (или) существенно улучшающие имеющиеся аналоги, а также полезные модификации известных технических решений, обеспечивающие качественное улучшение функциональных и (или) эксплуатационных характеристик аналогичной продукции. 3. Основные показатели экономической эффективности реализации продукта существенно превышают среднерыночный уровень (включая аналоги при наличии таковых). 2. Оценка сложившейся ситуации Город Москва по праву относится к лидерам регионального развития малого предпринимательства. В малом бизнесе города Москвы занято более одной трети всего экономически активного населения. По состоянию на начало 2009 г. в городе насчитывалось более 218 тыс. малых предприятий, на которых было занято 2067 тыс. человек, и 145 тыс. индивидуальных предпринимателей. Количество средних предприятий - более 1500. При этом вклад московского малого бизнеса в экономику составляет значительную часть от общероссийского показателя в этом секторе. Так, по имеющимся на данный момент официальным данным органов государственной статистики, оборот московских малых предприятий в 2007 г. превысил 30 процентов оборота всех малых предприятий России. Однако уровень развития малого и среднего предпринимательства в научно-технической и производственной сферах остается все еще на недостаточно высоком уровне. По экспертным оценкам количество субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере не превышает 4000 предприятий, что составляет около 5 процентов от общего числа малых и средних предприятий. Результатом сплошного обследования малых инновационных предприятий города Москвы, проведенного в 2008 году Московским центром развития предпринимательства по заказу Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, стало, что средние показатели, характеризующие деятельность малых предприятий, у малых инновационных предприятий выше (кроме средней выручки). Особое внимание заслуживает тот факт, что средняя сумма активов, приходящихся на одно малое инновационное предприятие, выше, чем у одного малого предприятия в промышленности или просто у одного малого предприятия. Кроме того, необходимо отметить, что предприятия, осуществляющие инновационную деятельность, крайне заинтересованы в поддержке Правительства Москвы на всех стадиях реализации инновационного проекта. Оказание мер государственной поддержки малому предпринимательству осуществляется в городе Москве на протяжении уже многих лет, при этом с 1994 г. эта поддержка оказывается на комплексной программной основе. Ежегодно на развитие и поддержку малого предпринимательства направляется в среднем 0,25-0,3 процента расходов городского бюджета. Меры содействия развитию и укреплению малого бизнеса стали одним из факторов, позволивших московским предпринимателям этого сектора существенно минимизировать потери из-за начавшегося в конце 2008 г. финансово-экономического кризиса. На середину мая 2009 г., по данным мониторинга, проводимого Департаментом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, отмечается снижение оборотов малых предприятий и их прибыльности, в сравнении с ноябрем 2008 г. эти показатели упали более чем на 31 процент. Мониторинг показал, что за период с ноября 2008 г. по середину мая 2009 г. частота оценки предпринимателями экономической ситуации как кризисной возросла в 2,9 раза и достигла 25 процентов в ответах респондентов, еще 43,4 процента респондентов считают ситуацию напряженной. Ухудшения в 2009 г. условий деятельности на предприятиях сферы малого бизнеса ожидают 50 процентов опрошенных. Негативное влияние финансовый кризис оказал и на сектор малого и среднего предпринимательства. Таким образом, началу реализации плана мероприятий предшествует общее нарастание негативных тенденций в малом предпринимательстве, связанных с последствиями финансово-экономического кризиса, что говорит о необходимости увеличения объемов, поиска и предоставления новых мер поддержки не только на стадии ее проектирования, но и непосредственно в процессе ее исполнения в зависимости от фактически складывающихся условий. Правительством Москвы уже с ноября 2008 года в рамках действующей Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2007-2009 гг. реализуется план антикризисных мероприятий по поддержке малого предпринимательства, решающий двойную задачу: недопущение сокращения числа предприятий и работников в сфере малого предпринимательства и создание условий для интеграции в малый бизнес высвобождающихся работников в других секторах экономики. Вместе с тем на территории города Москвы по-прежнему реализуется значительное число программ, направленных на создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности. Департаментом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы обеспечено получение малыми инновационными предприятиями необходимых финансовых ресурсов фактически всех видов. На этапе формирования и становления малое предприятие нуждается в субсидировании своих расходов. В Департаменте поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы в настоящее время малое инновационное предприятие может получить несколько видов субсидий. За 2006-2009 годы было рассмотрено около 200 инновационных проектов малых и средних предприятий. Свыше 60 проектов получили финансовую поддержку в виде субсидий общим объемом около 30 млн. рублей. Эти средства были использованы на патентование, создание опытных образцов, участие в мероприятиях по продвижению. Объем привлеченных внебюджетных средств на реализацию данных проектов превысил 25 млн. рублей. При непосредственном участии Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы было сформировано два частно-государственных венчурных фонда общим объемом 1,6 млрд. рублей. На 1 рубль, выделенный из бюджета города, было привлечено 2 рубля средств частных инвесторов и 1 рубль из федерального бюджета. На сегодняшний день 600 млн. рублей инвестированы в инновационные малые предприятия, которые занимаются разработкой и выпуском наукоемкой продукции. На территории города действуют 7 частно-государственных венчурных фондов, созданных с участием ОАО "Российская венчурная компания". Общий объем средств созданных фондов составляет 18,983 млрд. рублей. Однако только ЗАО "ВТБ Управление Активами" в 2008 году инвестировало средства в малые предприятия на территории города Москвы. В 2008 году на территории города Москвы осуществляли свою деятельность частные венчурные фонды и объединения бизнес-ангелов. Примерный объем привлеченных инвестиций в малые предприятия города Москвы составил 2-2,5 млрд. рублей (примерно 10 процентов от объема прямых инвестиций в России). Важное значение для малого инновационного предприятия имеет возможность получения кредитов. С целью развития системы гарантирования кредитов субъектам малого предпринимательства был создан Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. Активно на территории города работает Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (по согласованию). Фонд содействия реализует более 20 программ, которые направлены на решение различных задач государственной инновационной политики. Общий объем финансирования Фондом московских малых инновационных предприятий в 2008 г. составил более 200 млн. руб. Департаментом науки и промышленной политики города Москвы осуществлялось размещение заказов среди малых и средних инновационных предприятий на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Общее количество заявок субъектов малого предпринимательства, поданных для участия в открытых конкурсах на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в 2008 году - 95 (30,9 процента от общего количества заявок). Количество заявок субъектов малого предпринимательства, выигравших открытые конкурсы на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, в 2008 году - 64 (26,2 процента от общего количества выигравших заявок). Количество заключенных государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок с субъектами малого предпринимательства в 2008 году - 64 (26,2 процента от общего количества заключенных государственных контрактов). Общая стоимость заключенных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок с субъектами малого предпринимательства в 2008 году - 343317,4 тыс. руб. (25,1 процента от стоимости всех заключенных контрактов). Большое значение уделяется вопросам финансовой поддержки. В Москве действуют около 20 технопарков и бизнес-инкубаторов, созданных по инициативе органов исполнительной власти города Москвы. Общая площадь, предназначенная для размещения малых и средних предприятий, составляет более 62000 кв. м. Количество предприятий, расположенных на этих площадях, составляет 180. Однако в большинстве случаев речь идет о рыночных условиях размещения. При этом необходимо отметить, что данные технопарки в недостаточной степени реализуют комплекс мер по имущественной и организационной поддержке малого инновационного предпринимательства, предоставляемый в развитых странах. Отсутствует единая политика предоставления технопарками услуг малым инновационным предприятиям, поскольку в большинстве случаев они действуют как самостоятельные субъекты и имеют свои программы развития, правила привлечения и работы с малыми инновационными предприятиями. Отсутствует система контроля деятельности технопарков: не определены ключевые параметры оценки их деятельности, а сама информация о результатах работы технопарков сильно рассредоточена и не подвергается системной централизованной обработке. В рамках реализации Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг. в 2008 году в Москве были созданы два технопарка в Строгино и Зеленограде, предоставляющие помещения субъектам малого предпринимательства на льготных условиях. На данный момент в Строгино размещены 52 фирмы-резидента, идет отбор инновационных компаний для размещения в бизнес-инкубаторе "Зеленоград". В рамках реализации Комплексной программы поддержки и развития малого предпринимательства ведется постоянная работа по повышению квалификации руководителей и сотрудников малых и средних инновационных предприятий. Действующая система подготовки кадров имеет ярко выраженную многоуровневую структуру. С целью кадровой поддержки малых и средних инновационных предприятий города Москвы в 2007-2009 гг. был организован ряд учебных проектов различных уровней обучения: 1. Профессиональная переподготовка по программам "Инновационный менеджмент и управление рисками инновационных проектов", "Управление инновационными проектами", в ходе которых было подготовлено 60 руководителей и специалистов малого и среднего предпринимательства, получивших компетенции по следующим направлениям: инновационное предпринимательство (коммерциализация инноваций); правовое регулирование инновационной деятельности; защита интеллектуальной собственности предприятия (патентоведение); инвестиции и промышленное освоение инноваций. 2. Повышение квалификации по программам "Инновационный менеджмент и управление рисками инновационных проектов", "Разработка и реализация инновационных проектов (методы и практика)", "Управление инновационными проектами", "Обучение инновационному менеджменту участников конкурсов по инновационным проектам учащейся молодежи города Москвы", "Инновационный менеджмент и управление рисками инновационных проектов", по завершении которых было обучено 278 руководителей и специалистов малого и среднего предпринимательства, а также 150 начинающих предпринимателей из числа учащейся молодежи. 3. Экспресс-семинары по тематикам "Привлечение внебюджетных финансовых ресурсов при реализации инновационных проектов" и "Защита интеллектуальной собственности при реализации инновационных проектов" помогли 80 руководителям и специалистам малого и среднего предпринимательства получить знания и навыки в области оценки коммерческой привлекательности разработки или новой бизнес-идеи, коммерциализации инноваций, патентоведения интеллектуальной собственности предприятия. Следует также отметить программы "Стратегическое управление и инновационное предпринимательство" и "Инновационный и проектный менеджмент", которые стартовали с конца 2008 года и действуют до конца 2009 года. Данные программы обучения рассчитаны исключительно на руководителей и специалистов малого и среднего предпринимательства, имеющих высшее профессиональное образование и стаж практической работы не менее 2 лет. Общее количество обучаемых слушателей по данным программам составляет 40 человек. Объем средств, использованный для реализации учебных программ инновационной тематики по итогам 2007-2009 гг., составит свыше 25 миллионов рублей. Активное участие Москвы на мировом и региональных рынках высоких технологий в свою очередь означает обеспечение паритетного уровня доступа городской высокотехнологичной продукции на эти рынки. С этой целью организации инфраструктуры поддержки и развития инновационного предпринимательства ежегодно организуют и принимают активное участие в московских, региональных и зарубежных выставках и конгрессах, в рамках которых осуществляется активная деятельность по продвижению продукции инновационных предприятий города Москвы. В рамках реализации Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг. малые инновационные предприятия могли принять участие в выставках на льготных условиях. Всего в выставках приняли участие около 90 московских инновационных предприятий. Кроме того, инновационные предприятия могли принять участие в деловых миссиях, организованных Департаментом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы. Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, путем предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства и их представителям адресных очных и заочных консультаций, организации и проведения семинаров, тренингов, "круглых столов", иных мероприятий. Однако остается нерешенным целый ряд проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере. Можно отметить следующие: - отсутствие спроса на инновационную продукцию со стороны государства и крупных промышленных предприятий; - недостаток объемов финансовых ресурсов и адекватных инвестиционных механизмов в виде посевных и венчурных фондов для финансирования инновационных компаний ранних стадий; - слабое развитие имущественной и технологической базы для осуществления инновационной деятельности малыми и средними предприятиями; - отсутствие стимулов заниматься инновационной деятельностью; - недостаточная информированность коллективов разработчиков, особенно в молодежной среде, о возможностях государственной поддержки инновационной деятельности; - слабая координация программ поддержки инновационной деятельности, реализуемых различными ведомствами, между собой; - низкая популярность этой сферы деятельности у молодежной аудитории. 3. Основные цели и задачи мероприятий Основной целью реализации мер по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере в 2010-2012 годах является создание условий для ускорения внедрения результатов научно-технической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и стимулирование сбыта инновационной продукции. Для достижения данной цели предусмотрено решение следующих задач: 1. Обеспечение координации деятельности всех организаций, имеющих отношение к деятельности малых и средних инновационных предприятий. 2. Обеспечение координации мероприятий по поддержке малого и среднего инновационного предпринимательства с мероприятиями по поддержке науки и промышленности в городе. 3. Создание механизмов стимулирования спроса на инновационную продукцию и стимулов для государственных заказчиков города Москвы использовать инновационную продукцию. 4. Формирование механизмов продвижения продукции инновационных предприятий на региональные и экспортные рынки. 5. Создание современных информационных систем, содержащих информацию об инновационной продукции малых и средних предприятий. 6. Обеспечение совершенствования существующих и активное формирование новых механизмов финансовой поддержки инновационной сферы, включая посевное и венчурное инвестирование. 7. Обеспечение совершенствования существующих и формирование недостающих механизмов имущественной поддержки инновационного предпринимательства. 8. Обеспечение высокой эффективности механизмов организационного сопровождения инновационного проекта на всех стадиях. 9. Формирование системы технологической поддержки инновационного предпринимательства. 10. Совершенствование системы кадрового обеспечения инновационного предпринимательства. 11. Обеспечение высокой эффективности процессов трансфера технологий. 4. Основные направления реализации мероприятий План мероприятий представляет собой комплекс правовых, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мероприятий, которые группируются по следующим направлениям: 1. Создание благоприятных условий для осуществления субъектами малого и среднего предпринимательства инновационной деятельности. 2. Предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере финансовой, имущественной и прочей поддержки. 3. Развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях создания благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства предполагается активное участие в разработке нормативно-правовых актов федерального уровня и подготовка предложений по внесению изменений в городскую нормативно-правовую базу. Кроме того, предполагается регулярное осуществление мониторинга сектора инновационного предпринимательства с целью выявления факторов, оказывающих негативное действие на осуществление инновационной деятельности. Также предполагается реализация целого комплекса мероприятий по стимулированию использования инновационной продукции, выпускаемой малыми и средними инновационными предприятиями, городскими организациями. В настоящее время органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие функции государственных заказчиков, не заинтересованы в использовании инновационной продукции. План мероприятий предусматривает целый комплекс мер, направленных на увеличение доли инновационной продукции, приобретаемой в рамках государственного заказа. В целях развития инфраструктуры поддержки инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства план мероприятий предусматривает повышение эффективности координации деятельности организаций, оказывающих те или иные услуги малым и средним инновационным предприятиям. Повышение степени согласованности действий всех заинтересованных организаций приведет к повышению эффективности деятельности по поддержке малого и среднего инновационного предпринимательства. Основной блок плана мероприятий направлен на усиление рыночных позиций субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере и предполагает оказание им широкого спектра услуг по различным направлениям: - финансовая поддержка; - имущественная и технологическая поддержка; - информационная поддержка; - консультационная поддержка; - образовательная поддержка; - поддержка в продвижении продукции. Недостаточная степень развития инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства обусловлена неопределенностью спроса на серийную продукцию, произведенную с использованием результатов научно-технической деятельности, неопределенностью экономического эффекта от применения инновационной продукции, отсутствием инвестиционных финансовых ресурсов, которые могли бы быть предоставлены предприятию на срок более 5 лет. Финансовое обеспечение развития инновационного предпринимательства Недостаток финансовых средств - проблема для любого малого и среднего предприятия. Для инновационного малого и среднего предприятия эта проблема стоит особенно остро. Необходимо, чтобы малый инновационный бизнес имел доступ ко всем видам финансирования: грантам, инвестиционным ресурсам и заемным средствам. При этом необходимо разделять государственные и негосударственные механизмы финансирования инновационной деятельности, а также выделять механизмы, действующие на различных стадиях реализации инновационного проекта. Планом мероприятий предусмотрена организация взаимодействия между заинтересованными организациями в целях создания системы, позволяющей обеспечить финансирование субъектов малого и среднего предпринимательства за счет бюджетных и внебюджетных источников при реализации инновационных проектов на всех стадиях. Создание новой инновационной технологии или продукта представляет собой сложный многоступенчатый процесс, ранние стадии которого характеризуются высокой степенью рисков и неопределенностью возможности коммерциализации конечного результата. Опыт ведущих стран, лидеров рынка высоких технологий показывает, что только жесткость и прозрачность механизмов финансового обеспечения развития инновационной деятельности позволяет достигнуть качественных результатов технического и инновационного развития. Планом мероприятий предусмотрен обмен информацией на постоянной основе между всеми организациями, занимающимися финансовой поддержкой малых и средних инновационных предприятий, включая посевные и венчурные фонды. Это позволит повысить эффективность предоставления субсидий и обеспечить сопровождение реализации инновационного проекта на всех его стадиях. Кроме того, предполагается активизировать процесс предоставления субсидий и провести организационные мероприятия по созданию фонда посевных инвестиций. Имущественная поддержка инновационного предпринимательства Развитие инновационного предпринимательства невозможно без построения эффективной системы имущественной поддержки. Каждое малое и среднее предприятие сталкивается с проблемой своего размещения, поиска производственных площадей. Опыт ведущих стран, лидеров мирового рынка высоких технологий показывает, что наиболее эффективным методом имущественной поддержки инновационного предпринимательства является система технопарков и бизнес-инкубаторов. Располагаясь поблизости от промышленных предприятий или научно-исследовательских центров, технопарки и бизнес-инкубаторы на льготных условиях размещают у себя малые и средние инновационные предприятия, одновременно предоставляя им доступ к научно-технической и производственной базам соответственно. В развитых странах технопарки и бизнес-инкубаторы обеспечивают малые и средние предприятия целым комплексом дополнительных услуг, таких как логистика, бухгалтерское, юридическое и маркетинговое сопровождение. Малые и средние предприятия размещаются в таких зонах лишь на ограниченный период времени, требуемый для их становления. Планом мероприятий предусмотрена реализация мероприятий, направленных на создание и развитие имущественной базы для деятельности малых и средних инновационных предприятий. План мероприятий предусматривает разработку комплекса нормативных документов и реализацию организационных мероприятий, позволяющих создать и обеспечить деятельность бизнес-инкубаторов и технопарков на территориях высших учебных заведений. Кроме того, необходимо активное привлечение частных структур к созданию инфраструктуры имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере. Использование принципов частно-государственного партнерства позволит создать сеть технопарков и бизнес-инкубаторов, работающую на единых принципах. Поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников малого и среднего инновационного предпринимательства Залогом успешной реализации любого инновационного проекта является наличие профессиональной команды. К сожалению, зачастую у истоков создания малого и среднего инновационного предприятия стоят люди, не обладающие достаточными знаниями в бизнесе и экономике, и для успешного ведения дел им необходимо повысить свою квалификацию в этой области. Поэтому постоянное совершенствование системы кадровой поддержки является обязательным пунктом программы развития малого и среднего инновационного предпринимательства. Необходим постоянный мониторинг программ образования как на стадии их подготовки, так и на стадии оценки результативности. Необходимо активно восполнять пробелы в образовательных программах, выявленные в ходе мониторинга мнений предпринимателей инновационной сферы. Для этого необходимо четко выявлять потребности предпринимателей и возможности высших учебных заведений. Вместе с тем необходимо дальнейшее развитие системы подготовки кадров для инновационной сферы. Предполагается активное привлечение к образовательному процессу специалистов-практиков (предпринимателей, инвесторов, консультантов и т.д.), силами которых намечено проведение тренингов для начинающих предпринимателей по повышению компетентности и приобретению практических навыков в создании и развитии малого инновационного бизнеса. Внедрение и производство результатов научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности Получаемые в ходе разработок новые технологии получают свое окончательное оформление в виде процессов или продуктов на этапах внедрения и производства продукции. Практика последних десятилетий показывает, что конкурентоспособность высокотехнологичных производств достигается исключительно в рамках тесного взаимодействия научных, инфраструктурных, производственных, финансовых и маркетинговых организаций, обеспечивающих в рамках узкой специализации высокую эффективность производства, на фоне мобильности обновления производственных возможностей и товарного ряда. Наиболее рациональной формой такого единения являются объединения малых и средних предприятий, реализующие совместные проекты, объединяющие все виды указанных выше организаций в единый организм с целью производства конкретной высокотехнологичной продукции. Стимулирование сбыта инновационной продукции субъектов малого и среднего предпринимательства Отсутствие спроса на инновационную продукцию - фактор, оказывающий негативное воздействие на развитие малого и среднего предпринимательства в инновационной среде. В настоящее время действующее законодательство не стимулирует государственных заказчиков использовать инновационную продукцию. Основным критерием является цена, а не качество или технические характеристики продукции. Сложившаяся ситуация приводит к тому, что государственные заказчики не заинтересованы в приобретении качественной инновационной продукции, которая позволила бы в долгосрочной перспективе добиться значительного экономического эффекта. Важное значение имеет решение вопроса с продвижением инновационной продукции. Завоевание и удержание доли на ведущих мировых экспортных и региональных рынках представляет собой комплексную задачу, требующую для своего решения значительной концентрации усилий высокотехнологичных предприятий. Планом мероприятий предусмотрена реализация целого комплекса мероприятий по стимулированию спроса на инновационную продукцию со стороны государственных заказчиков города Москвы. Предполагается создание реестра инновационной продукции, проведение общегородского конкурса-смотра на лучшую инновационно ориентированную организацию и многое другое. Кроме того, предусмотрена реализация мероприятий по продвижению продукции на внешние рынки. У городских организаций, выполняющих функции государственных заказчиков, должен появиться стимул использовать инновационную продукцию Консультационная поддержка инновационного малого и среднего предпринимательства Планом мероприятий предусмотрено дальнейшее совершенствование порядка предоставления консультаций субъектам малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере по всем аспектам организации и ведения бизнеса: - предоставление государственной поддержки; - правовые аспекты ведения бизнеса; - продвижение продукции на новые рынки; - налогообложение и организация бухгалтерского учета; - экспортно-импортные операции; - привлечение финансовых ресурсов; - аренда и приобретение в собственность помещений; - защита интеллектуальной собственности; - участие в тендерах на получение государственного заказа города Москвы; - субконтрактация; - информационные технологии. Кроме того, предусмотрено дальнейшее развитие системы "одного окна" для коллективов разработчиков и инновационных предприятий, когда заинтересованное лицо, придя в одно место, может получить всю необходимую первичную информацию. Эту систему предполагается развивать на базе Некоммерческого партнерства "Агентство по развитию инновационного предпринимательства" Популяризация инновационного малого и среднего предпринимательства Успех инновационной политики города невозможен в отсутствие у потенциальных предпринимателей желания открывать свой бизнес и развивать свое дело. Таким образом, важнейшей задачей реализации инновационной политики города является всемерная популяризация инновационного предпринимательства. План мероприятий предусматривает реализацию целого комплекса мероприятий, направленных на формирование положительного имиджа инновационной деятельности в глазах общественности. 5. План первоочередных мероприятий по повышению эффективности деятельности государственных органов и коммерческих организаций по поддержке инновационного малого и среднего предпринимательства -------------------------------------------T----------------------------------T---------------------¬ ¦ Мероприятие ¦ Исполнитель ¦ Срок ¦ ¦ ¦ ¦ реализации ¦ +------------------------------------------+----------------------------------+---------------------+ ¦ 1. Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей порядок ¦ ¦ осуществления инновационной деятельности малых и средних предприятий ¦ +------------------------------------------T----------------------------------T---------------------+ ¦ 1.1. Осуществление взаимодействия ¦ Департамент поддержки и ¦ 2010-2012 гг. ¦ ¦ с Государственной Думой ¦ развития малого и ¦ ¦ ¦ Федерального Собрания Российской ¦ среднего ¦ ¦ ¦ Федерации, Министерством ¦ предпринимательства ¦ ¦ ¦ экономического развития ¦ города Москвы, ¦ ¦ ¦ Российской Федерации, ¦ Департамент науки и ¦ ¦ ¦ Министерством образования и науки ¦ промышленной политики ¦ ¦ ¦ Российской Федерации и ¦ города Москвы ¦ ¦ ¦ общественными объединениями ¦ ¦ ¦ ¦ предпринимателей по подготовке ¦ ¦ ¦ ¦ изменений в федеральные законы и ¦ ¦ ¦ ¦ иные правовые акты: ¦ ¦ ¦ ¦ - Федеральный закон от 27.12.2002 ¦ ¦ ¦ ¦ N 184-ФЗ "О техническом ¦ ¦ ¦ ¦ регулировании" и технические ¦ ¦ ¦ ¦ регламенты (введение системы ¦ ¦ ¦ ¦ требований по использованию в ¦ ¦ ¦ ¦ производстве продукции ¦ ¦ ¦ ¦ инновационных технологий); ¦ ¦ ¦ ¦ - Федеральный закон от 29.11.2007 ¦ ¦ ¦ ¦ N 282-ФЗ "Об официальном ¦ ¦ ¦ ¦ статистическом учете и системе ¦ ¦ ¦ ¦ государственной статистики в ¦ ¦ ¦ ¦ Российской Федерации" ¦ ¦ ¦ ¦ (совершенствование системы ¦ ¦ ¦ ¦ статистического учета ¦ ¦ ¦ ¦ инновационной деятельности в ¦ ¦ ¦ ¦ субъектах Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ для оперативного доступа к ¦ ¦ ¦ ¦ информации, размещаемой на ¦ ¦ ¦ ¦ официальных Интернет-страницах ¦ ¦ ¦ ¦ региональных статистических ¦ ¦ ¦ ¦ служб); ¦ ¦ ¦ ¦ - Федеральный закон от 24.07.2007 ¦ ¦ ¦ ¦ N 209-ФЗ "О развитии малого и ¦ ¦ ¦ ¦ среднего предпринимательства в ¦ ¦ ¦ ¦ Российской Федерации" ¦ ¦ ¦ ¦ (стимулирование развития малого ¦ ¦ ¦ ¦ инновационного ¦ ¦ ¦ ¦ предпринимательства); ¦ ¦ ¦ ¦ - Федеральный закон от 21.07.2005 ¦ ¦ ¦ ¦ N 94-ФЗ "О размещении заказов ¦ ¦ ¦ ¦ на поставки товаров, выполнение ¦ ¦ ¦ ¦ работ, оказание услуг для ¦ ¦ ¦ ¦ государственных и муниципальных ¦ ¦ ¦ ¦ нужд" (в части оптимизации ¦ ¦ ¦ ¦ системы конкурсного отбора ¦ ¦ ¦ ¦ исполнителей на осуществление ¦ ¦ ¦ ¦ научно-исследовательских и ¦ ¦ ¦ ¦ опытно-конструкторских ¦ ¦ ¦ ¦ разработок; упрощения процедур ¦ ¦ ¦ ¦ привлечения патентных поверенных ¦ ¦ ¦ ¦ для патентного закрепления ¦ ¦ ¦ ¦ результатов научно-технической ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности, учета специфики ¦ ¦ ¦ ¦ научной продукции и услуг как ¦ ¦ ¦ ¦ товарной продукции, а также ¦ ¦ ¦ ¦ совершенствования формы отчета ¦ ¦ ¦ Страницы: 1 2 |