ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ПРИВЛЕЧЕН К НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. ПО МНЕНИЮ НАЛОГОВОГО ОРГАНА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ НЕ ПРОЯВИЛ ДОЛЖНОЙ ОСТОРОЖНОСТИ И ОСМОТРИТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С КОНТРАГЕНТАМИ. КАКИМИ ДОКУМЕН. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 16.04.10 03-02-08/25

              ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
         ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ПРИВЛЕЧЕН К НАЛОГОВОЙ
            ОТВЕТСТВЕННОСТИ. ПО МНЕНИЮ НАЛОГОВОГО ОРГАНА,
          ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ НЕ ПРОЯВИЛ ДОЛЖНОЙ ОСТОРОЖНОСТИ И
         ОСМОТРИТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С КОНТРАГЕНТАМИ. КАКИМИ
        ДОКУМЕНТАМИ СЛЕДУЕТ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ
           ДЛЯ ОЦЕНКИ СОБСТВЕННЫХ РИСКОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
                  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          16 апреля 2010 г.
                            N 03-02-08/25

                                 (Д)


     В    Департаменте   налоговой   и   таможенно-тарифной   политики
рассмотрено    обращение   по   вопросу   о   мерах,   предпринимаемых
налогоплательщиком    для    обоснования    своей    осторожности    и
осмотрительности при выборе контрагента, и сообщается следующее.
     Согласно пп. 2 п. 1 и п. 3 ст. 21, п. 2 ст. 24 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) право получать от Минфина России
письменные   разъяснения   по   вопросам  применения  законодательства
Российской    Федерации    о    налогах    и    сборах   предоставлено
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам.
     Письменные  разъяснения  по  вопросам применения законодательства
Российской    Федерации   о   налогах   и   сборах   Минфином   России
предоставляются  организациям  и  физическим  лицам  только  в связи с
выполнением   ими  обязанностей,  соответственно,  налогоплательщиков,
плательщиков сборов, налоговых агентов (п. 1 ст. 34.2 Кодекса).
     Налогоплательщик   (плательщик   сбора,  налоговый  агент)  может
участвовать  в  отношениях, регулируемых законодательством о налогах и
сборах,  через  законного или уполномоченного представителя, если иное
не  предусмотрено  Кодексом.  При этом полномочия представителя должны
быть  документально  подтверждены  в  соответствии  с Кодексом и иными
федеральными законами (ст. 26 Кодекса).
     Вместе  с  тем  Департамент  полагает  необходимым  отметить, что
исходя   из   основных  начал  законодательства  о  налогах  и  сборах
предполагается,  что налогоплательщик действует добросовестно, пока не
доказано обратное.
     Согласно  п.  6  ст.  108  Кодекса  лицо  считается  невиновным в
совершении  налогового  правонарушения,  пока  его виновность не будет
доказана   в   предусмотренном   федеральным  законом  порядке.  Лицо,
привлекаемое   к   ответственности,   не   обязано   доказывать   свою
невиновность  в  совершении  налогового правонарушения. Обязанность по
доказыванию   обстоятельств,   свидетельствующих  о  факте  налогового
правонарушения  и  виновности  лица  в  его совершении, возлагается на
налоговые   органы.   Неустранимые   сомнения   в   виновности   лица,
привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
     В  п.  п.  1 и 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами
обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" выражена
правовая  позиция, согласно которой представление налогоплательщиком в
налоговый   орган  всех  надлежащим  образом  оформленных  документов,
предусмотренных   законодательством   о  налогах  и  сборах,  в  целях
получения  налоговой выгоды является основанием для ее получения, если
налоговым  органом  не  доказано,  что  сведения,  содержащиеся в этих
документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
     Факт  нарушения  контрагентом  налогоплательщика  своих налоговых
обязанностей   сам  по  себе  не  является  доказательством  получения
налогоплательщиком  необоснованной  налоговой выгоды. Налоговая выгода
может  быть  признана  необоснованной,  если  налоговым  органом будет
доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности
и   осторожности  и  ему  должно  было  быть  известно  о  нарушениях,
допущенных    контрагентом,    в    частности,    в   силу   отношений
взаимозависимости    или    аффилированности    налогоплательщика    с
контрагентом.
     Из    судебной    практики    следует,    что   обстоятельствами,
свидетельствующими   о   необоснованной  налоговой  выгоде,  могут,  в
частности,  являться  отсутствие  регистрации в едином государственном
реестре юридических лиц контрагента, регистрация контрагента по адресу
массовой  регистрации,  ликвидация  юридического лица в принудительном
порядке,  непредставление  в  налоговый орган контрагентом налоговой и
бухгалтерской   отчетности   (представление   отчетности   с  нулевыми
показателями).
     Для самостоятельной оценки рисков рекомендуется руководствоваться
Приказом  ФНС  России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (в ред. Приказа ФНС
России от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@).
     Порядок  обжалования  актов  налоговых  органов  и  действий  или
бездействия  их должностных лиц, в том числе по результатам налогового
контроля,  регламентируется разд. VII Кодекса. Акты налоговых органов,
действия  или  бездействие  их должностных лиц могут быть обжалованы в
вышестоящий  налоговый  орган  (вышестоящему  должностному лицу) или в
суд, если иное не предусмотрено Кодексом.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
16 апреля 2010 г.
N 03-02-08/25