ФИЗЛИЦО ВСТУПАЕТ В НАСЛЕДСТВО В ОТНОШЕНИИ 1/2 ДОЛИ КВАРТИРЫ И ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ. ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ НОТАРИАЛЬНОГО ТАРИФА ОНО ПРЕДСТАВИЛО НОТАРИУСУ СПРАВКУ ОБ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ И КАДАСТРОВЫЙ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 26.04.10 03-05-06-03/42

          ФИЗЛИЦО ВСТУПАЕТ В НАСЛЕДСТВО В ОТНОШЕНИИ 1/2 ДОЛИ
         КВАРТИРЫ И ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
         НАЗНАЧЕНИЯ. ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ НОТАРИАЛЬНОГО ТАРИФА ОНО
         ПРЕДСТАВИЛО НОТАРИУСУ СПРАВКУ ОБ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННОЙ
         СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ И КАДАСТРОВЫЙ ПАСПОРТ
             ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА. НОТАРИУС ОТКАЗАЛСЯ ВЗЯТЬ
           ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ПОТРЕБОВАВ ПРЕДСТАВИТЬ
        ТОЛЬКО ОТЧЕТ О СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА И 1/2 ДОЛИ
        КВАРТИРЫ (С УКАЗАНИЕМ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ). ПРАВОМЕРНЫ
                        ЛИ ДЕЙСТВИЯ НОТАРИУСА?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          26 апреля 2010 г.
                           N 03-05-06-03/42

                                 (Д)


     В   связи   с  обращением  по  вопросу  правомерности  требования
нотариусом  для  исчисления  размера  нотариального  тарифа  за выдачу
свидетельства  о  праве  наследства  рыночной  стоимости  наследуемого
имущества Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает
следующее.
     В  соответствии  с  Положением  о Министерстве юстиции Российской
Федерации,  утвержденным  Указом  Президента  Российской  Федерации от
13.10.2004  N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации является
федеральным  органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию  в  установленной  сфере  деятельности,  а также в сфере
нотариата.
     В   связи   с   этим  рассмотрение  вопросов,  касающихся  оплаты
нотариальных   действий   и  других  услуг,  оказываемых  нотариусами,
занимающимися  частной  практикой,  входит  в компетенцию Министерства
юстиции Российской Федерации.
     При  этом,  учитывая,  что  исчисление  нотариального  тарифа  за
совершение  нотариальных  действий непосредственно связано с размерами
государственной  пошлины, Департамент считает возможным высказать свое
мнение по данному вопросу.
     Согласно  пп.  5  п.  1  ст. 333.25 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  по  выбору  плательщика  для исчисления
государственной  пошлины  может  быть представлен документ с указанием
инвентаризационной,  рыночной,  кадастровой  либо  иной  (номинальной)
стоимости    имущества,    выданный   организациями   (органами)   или
специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в пп. 7 - 10 данного
пункта.   Нотариусы   и  должностные  лица,  совершающие  нотариальные
действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки)
в  целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика
представления   документа,   подтверждающего   данный   вид  стоимости
имущества (способ оценки).
     В    случае   представления   нескольких   документов,   выданных
организациями  (органами)  или  специалистами-оценщиками (экспертами),
указанными  в  пп.  7  -  10  данного  пункта,  с  указанием различной
стоимости  имущества  при  исчислении  размера государственной пошлины
принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества.
     На  основании  пп.  8  и  9  п.  1  ст.  333.25 Кодекса стоимость
недвижимого    имущества   может   определяться   как   организациями,
осуществляющими оценку недвижимости, так и организациями (органами) по
учету   объектов   недвижимого  имущества  по  месту  его  нахождения,
стоимость  земельных  участков  -  как  организациями, осуществляющими
оценку  земельных  участков, так и федеральным органом, осуществляющим
кадастровый  учет,  ведение  государственного  кадастра недвижимости и
государственную  регистрацию  прав  на недвижимое имущество и сделок с
ним, и его территориальными подразделениями.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
26 апреля 2010 г.
N 03-05-06-03/42