ФИЗЛИЦО ВСТУПАЕТ В НАСЛЕДСТВО В ОТНОШЕНИИ 1/2 ДОЛИ КВАРТИРЫ И ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ. ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ НОТАРИАЛЬНОГО ТАРИФА ОНО ПРЕДСТАВИЛО НОТАРИУСУ СПРАВКУ ОБ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ И КАДАСТРОВЫЙ ПАСПОРТ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА. НОТАРИУС ОТКАЗАЛСЯ ВЗЯТЬ ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ПОТРЕБОВАВ ПРЕДСТАВИТЬ ТОЛЬКО ОТЧЕТ О СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА И 1/2 ДОЛИ КВАРТИРЫ (С УКАЗАНИЕМ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ). ПРАВОМЕРНЫ ЛИ ДЕЙСТВИЯ НОТАРИУСА? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 26 апреля 2010 г. N 03-05-06-03/42 (Д) В связи с обращением по вопросу правомерности требования нотариусом для исчисления размера нотариального тарифа за выдачу свидетельства о праве наследства рыночной стоимости наследуемого имущества Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере нотариата. В связи с этим рассмотрение вопросов, касающихся оплаты нотариальных действий и других услуг, оказываемых нотариусами, занимающимися частной практикой, входит в компетенцию Министерства юстиции Российской Федерации. При этом, учитывая, что исчисление нотариального тарифа за совершение нотариальных действий непосредственно связано с размерами государственной пошлины, Департамент считает возможным высказать свое мнение по данному вопросу. Согласно пп. 5 п. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в пп. 7 - 10 данного пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки). В случае представления нескольких документов, выданных организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в пп. 7 - 10 данного пункта, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества. На основании пп. 8 и 9 п. 1 ст. 333.25 Кодекса стоимость недвижимого имущества может определяться как организациями, осуществляющими оценку недвижимости, так и организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения, стоимость земельных участков - как организациями, осуществляющими оценку земельных участков, так и федеральным органом, осуществляющим кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и его территориальными подразделениями. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 26 апреля 2010 г. N 03-05-06-03/42 |