ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНИМАЕТСЯ ОПТОВЫМИ ПОСТАВКАМИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В МАГАЗИНЫ И ТОРГОВЫЕ СЕТИ. В ЦЕЛЯХ ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРА И УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЕМА ПРОДАЖ ОРГАНИЗАЦИЯ-ПОКУПАТЕЛЬ ОКАЗЫВАЕТ ЕЙ УСЛУГИ МЕРЧАНДАЙЗИНГА. ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ-ПОСТАВЩИК УЧИТЫВАТЬ ПОДОБНЫ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 27.04.10 03-03-06/1/294

                   ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНИМАЕТСЯ ОПТОВЫМИ
          ПОСТАВКАМИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В МАГАЗИНЫ И ТОРГОВЫЕ
         СЕТИ. В ЦЕЛЯХ ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРА И УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЕМА
          ПРОДАЖ ОРГАНИЗАЦИЯ-ПОКУПАТЕЛЬ ОКАЗЫВАЕТ ЕЙ УСЛУГИ
           МЕРЧАНДАЙЗИНГА. ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ-ПОСТАВЩИК
            УЧИТЫВАТЬ ПОДОБНЫЕ РАСХОДЫ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ
                          НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          27 апреля 2010 г.
                           N 03-03-06/1/294

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  и  по  вопросу,  относящемуся  к  своей  компетенции, сообщает
следующее.
     Согласно  ст.  3  Федерального  закона  от  13.03.2006 N 38-ФЗ "О
рекламе"  реклама - это информация, распространенная любым способом, в
любой   форме   и   с   использованием   любых  средств,  адресованная
неопределенному  кругу  лиц  и  направленная на привлечение внимания к
объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и
его продвижение на рынке.
     При  этом объектом рекламирования могут выступать товар, средство
его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение
внимания к которым направлена реклама.
     При   определении   налоговой   базы   по   налогу   на   прибыль
налогоплательщик  - российская организация уменьшает полученные доходы
на  сумму  произведенных  расходов в порядке, предусмотренном в гл. 25
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
     На  основании  п.  1  ст.  252 Кодекса установлено, что расходами
признаются  обоснованные  и  документально подтвержденные затраты (а в
случаях,  предусмотренных  ст.  265  Кодекса,  убытки), осуществленные
(понесенные) налогоплательщиком.
     Под  обоснованными  расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     Расходами   признаются   любые   затраты  при  условии,  что  они
произведены  для осуществления деятельности, направленной на получение
дохода.
     Услуги  мерчандайзинга направлены на повышение привлекательности,
доступности  товаров  для  конечного  потребителя.  К таким услугам, в
частности,  относятся  приоритетная выкладка товара, размещение полной
ассортиментной  линейки товара, поддержание необходимого запаса товара
в зале.
     Обоснованность  расходов, учитываемых при расчете налоговой базы,
должна   оцениваться   с  учетом  обстоятельств,  свидетельствующих  о
намерениях   налогоплательщика   получить   экономический   эффект   в
результате   реальной   предпринимательской   или  иной  экономической
деятельности.
     Учитывая,   что  в  налоговом  законодательстве  не  используется
понятие  экономической  целесообразности  и  не регулируются порядок и
условия  ведения  финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность
расходов,  уменьшающих  в  целях налогообложения полученные доходы, не
может  оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности,
эффективности  или  полученного  результата.  В  силу принципа свободы
экономической   деятельности   (ч.  1  ст.  8  Конституции  Российской
Федерации)  налогоплательщик  осуществляет  ее  самостоятельно на свой
риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и
целесообразность.   При  этом  проверка  экономической  обоснованности
произведенных  налогоплательщиком  расходов  осуществляется налоговыми
органами  во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения
которого установлен Кодексом.
     В   соответствии  со  ст.  506  Гражданского  кодекса  Российской
Федерации  (далее  -  ГК  РФ) по договору поставки поставщик-продавец,
осуществляющий  предпринимательскую деятельность, обязуется передать в
обусловленный  срок  или  сроки  производимые или закупаемые им товары
покупателю  для использования в предпринимательской деятельности или в
иных  целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным
использованием.
     Согласно ст. 494 ГК РФ выставление в месте продажи (на прилавках,
в  витринах  и т.п.) товаров, демонстрация образцов или предоставление
сведений  о  продаваемых  товарах  (описаний,  каталогов,  фотоснимков
товаров  и  т.п.)  в  месте  их продажи признаются публичной офертой в
рамках договора розничной купли-продажи.
     Оплата поставщика-продавца покупателю товаров за их размещение на
полках  магазинов  в  оговоренном  месте не связана с возникновением у
покупателя  обязанности  передать  поставщику имущество (имущественные
права),   выполнить  работы  или  оказать  услуги  в  рамках  договора
поставки.  В  общем  случае указанные операции осуществляются в рамках
деятельности   покупателя   (магазина)  по  оказанию  услуг  розничной
торговли   и   не   связаны   с   деятельностью   поставщика-продавца.
Соответственно,   затраты   поставщика-продавца   по  оплате  действий
покупателя   -   организации  розничной  торговли  в  рамках  договора
розничной  купли-продажи  не  могут  рассматриваться  как экономически
обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли.
     При  этом  могут  иметь  место  случаи,  когда  заключенное между
поставщиком-продавцом  и покупателем (магазином) соглашение определяет
целенаправленное   выполнение   организацией   розничной  торговли  за
вознаграждение  конкретных  действий,  обеспечивающих в итоге создание
конкретных   обстоятельств,   привлекающих   дополнительное   внимание
покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца.
     В  соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания
услуг   исполнитель   обязуется   по   заданию   заказчика   совершить
определенные  действия  или  осуществить  определенную деятельность, а
заказчик  обязуется  оплатить эти услуги. Если у организации-заказчика
(поставщика-продавца)  есть  основания  полагать, что целенаправленные
оговоренные  в договоре действия исполнителя (покупателя - организации
розничной   торговли)  способствуют  привлечению  внимания  к  товарам
определенного   наименования,  продаваемым  поставщиком-продавцом,  то
такие действия могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе.
     Если    целенаправленные,   оговоренные   в   договоре   действия
исполнителя (покупателя - организации розничной торговли) направлены и
обеспечивают  привлечение  внимания  розничных  покупателей  к товарам
определенного   наименования,   продаваемым   организацией  заказчиком
(поставщиком-продавцом),   то  такие  действия  являются  услугами  по
рекламе,   которые  учитываются  в  целях  налогообложения  прибыли  в
пределах  исчисляемого  от размера выручки норматива, установленного в
п. 4 ст. 264 Кодекса.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
27 апреля 2010 г.
N 03-03-06/1/294