В СВЯЗИ С ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ НЕОБХОДИМОСТЬЮ ФИЛИАЛ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (США) В Г. МОСКВЕ НАМЕРЕН НАПРАВЛЯТЬ РЯД СВОИХ РАБОТНИКОВ В КОМАНДИРОВКИ ЗА ПРЕДЕЛЫ РФ НА ДЛИТЕЛЬНЫЕ СРОКИ, ЧАСТО ПРЕВЫШАЮЩИЕ ОДИН ГОД. В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 166 ТРУДОВОГО КОДЕКС. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 28.04.10 03-03-06/1/304

           В СВЯЗИ С ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ НЕОБХОДИМОСТЬЮ ФИЛИАЛ
          ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (США) В Г. МОСКВЕ НАМЕРЕН
          НАПРАВЛЯТЬ РЯД СВОИХ РАБОТНИКОВ В КОМАНДИРОВКИ ЗА
          ПРЕДЕЛЫ РФ НА ДЛИТЕЛЬНЫЕ СРОКИ, ЧАСТО ПРЕВЫШАЮЩИЕ
                              ОДИН ГОД.
             В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 166 ТРУДОВОГО КОДЕКСА
          РФ ПОД СЛУЖЕБНОЙ КОМАНДИРОВКОЙ ПОНИМАЕТСЯ ПОЕЗДКА
        РАБОТНИКА ПО РАСПОРЯЖЕНИЮ РАБОТОДАТЕЛЯ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ
          СРОК ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО ПОРУЧЕНИЯ ВНЕ МЕСТА
                          ПОСТОЯННОЙ РАБОТЫ.
            В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, П. 4 ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ
           НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТНИКОВ В СЛУЖЕБНЫЕ КОМАНДИРОВКИ,
           УТВЕРЖДЕННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ
        13.10.2008 N 749, ПРЕДУСМОТРЕНО, ЧТО СРОК КОМАНДИРОВКИ
        ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ РАБОТОДАТЕЛЕМ С УЧЕТОМ ОБЪЕМА, СЛОЖНОСТИ
             И ДРУГИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛУЖЕБНОГО ПОРУЧЕНИЯ.
                 ДО ПРИНЯТИЯ УКАЗАННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЯ
               ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И
         ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ МИНФИНА РОССИИ РАЗЪЯСНЯЛ
             СО ССЫЛКОЙ НА П. 4 ИНСТРУКЦИИ МИНФИНА СССР,
            ГОСКОМТРУДА СССР И ВЦСПС ОТ 07.04.1988 N 62 "О
          СЛУЖЕБНЫХ КОМАНДИРОВКАХ В ПРЕДЕЛАХ СССР", ЧТО СРОК
             КОМАНДИРОВКИ НЕ МОЖЕТ ПРЕВЫШАТЬ 40 ДНЕЙ, И,
        СООТВЕТСТВЕННО, РАБОТНИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ РАБОТОДАТЕЛЯМИ
            В КОМАНДИРОВКИ НА СРОК, ПРЕВЫШАЮЩИЙ УКАЗАННОЕ
            ОГРАНИЧЕНИЕ, НЕ МОГУТ СЧИТАТЬСЯ НАХОДЯЩИМСЯ В
          КОМАНДИРОВКЕ (ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ ОТ 12.01.2007
          N 03-04-06-01/1, ОТ 28.09.2007 N 03-04-06-01/335,
                   ОТ 28.03.2008 N 03-03-06/2/30).
              С УЧЕТОМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ
         13.10.2008 N 749 ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ, НАПРАВЛЯЮЩАЯ
             СВОИХ РАБОТНИКОВ В КОМАНДИРОВКИ, ЗНАЧИТЕЛЬНО
            ПРЕВЫШАЮЩИЕ 40-ДНЕВНЫЙ СРОК, ОТНОСИТЬ РАСХОДЫ
           НА ТАКИЕ КОМАНДИРОВКИ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА
           НА ПРИБЫЛЬ К РАСХОДАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРОИЗВОДСТВОМ
                    И РЕАЛИЗАЦИЕЙ, В СООТВЕТСТВИИ
                     С ПП. 12 П. 1 СТ. 264 НК РФ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          28 апреля 2010 г.
                           N 03-03-06/1/304

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо    по   вопросу   учета   в   целях   налогообложения   прибыли
командировочных расходов организации и сообщает следующее.
     В  соответствии со ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации
под   служебной   командировкой   понимается   поездка   работника  по
распоряжению   работодателя   на   определенный  срок  для  выполнения
служебного  поручения  вне  места постоянной работы. Служебные поездки
работников,  постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет
разъездной характер, служебными командировками не признаются.
     Особенности   направления  работников  в  служебные  командировки
установлены   Положением,  утвержденным  Постановлением  Правительства
Российской  Федерации  от  13.10.2008  N 749 (далее - Положение), п. 4
которого    предусмотрено,    что   срок   командировки   определяется
работодателем   с  учетом  объема,  сложности  и  других  особенностей
служебного поручения.
     Расходы  на  командировки  учитываются  в  целях  налогообложения
прибыли  в  составе расходов, связанных с производством и реализацией,
на  основании  пп.  12  п.  1  ст.  264  Налогового кодекса Российской
Федерации.
     Одновременно  обращаем  внимание,  что  одним  из квалифицирующих
признаков  командировки,  предусмотренных  ст.  166  Трудового кодекса
Российский  Федерации,  является  выполнение работником отдельного или
отдельных  служебных  поручений  работодателя. Согласно п. 6 Положения
цель   (содержание   задания)   командировки   работника  определяется
руководителем  командирующей  организации  и  указывается  в служебном
задании,  которое утверждается работодателем. Таким образом, работники
направляются  в  командировку  для выполнения отдельного поручения вне
места   постоянной  работы,  в  котором  работник  исполняет  основные
трудовые обязанности.
     В  случае  если  большую  часть  рабочего времени и большую часть
трудовых  обязанностей,  предусмотренных трудовым договором, работники
выполняют   в   иностранном   государстве,  фактическое  место  работы
сотрудников   будет  находиться  в  иностранном  государстве  и  такие
работники не могут считаться находящимися в командировке.
     Соответственно,  в этом случае расходы организации, учитываемые в
целях  налогообложения прибыли в установленном гл. 25 Кодекса порядке,
включают  затраты  на  выплату  вознаграждения  за выполнение трудовых
обязанностей   на   территории  иностранного  государства,  возмещение
стоимости  проезда  работника  к  месту  работы  за  границей,  оплату
стоимости  визы  и суммы возмещения расходов по найму жилого помещения
работника.
     По  вопросам  оформления  командировок  рекомендуем  обращаться в
Минздравсоцразвития России.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
28 апреля 2010 г.
N 03-03-06/1/304