Страницы: 1 2 О ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (ЕСКК ТЭИ) БАНКА РОССИИ ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ 19 июля 2000 г. N 116-П (ББ 00-32) Настоящее Положение устанавливает единые методологические и организационные основы проведения работ по классификации и кодированию технико-экономической информации в системе Банка России, порядок разработки, ввода в действие и использования классификаторов технико-экономической информации, определяет порядок взаимодействия структурных подразделений Банка России, участвующих в их разработке, ведении и использовании. Положение разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"; Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"; Федеральный закон "О стандартизации"; Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации"; федеральная целевая программа "Реформирование статистики в 1997-2000 гг.", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.96 г. N 1410; постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.02.93 г. N 121 "О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики"; Распоряжение Банка России от 24.06.97 N Р-208 "О вводе в действие в банковской системе Российской Федерации общероссийских классификаторов: ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов"; ГОСТ 6.01.1-87 "Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации. Основные положения": ГОСТ Р 6.30-97 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов"; ПР 50-734-93 "Порядок разработки общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации"; ПР 50-735-93 "Положение о ведении общероссийских классификаторов на базе информационно-вычислительной сети Госкомстата России". Использование ЕСКК ТЭИ для кредитных организаций, входящих в банковскую систему России, носит рекомендательный характер в целях обеспечения информационной совместимости при обмене данными на межведомственном уровне, за исключением случаев использования общероссийских классификаторов, введенных в действие постановлениями Госстандарта России и применяемых в обязательном порядке. I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Единая система классификации и кодирования Банка России представляет собой совокупность общероссийских, ведомственных и локальных классификаторов (справочников) технико-экономической информации, нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению в информационно-вычислительных и телекоммуникационных комплексах Банка России. Общероссийские классификаторы (ОК) - утверждаются Госстандартом России для применения в информационно-вычислительных системах управления различных министерств (ведомств), входят в состав документов федерального фонда государственных стандартов и являются частью информационных ресурсов Российской Федерации. Ведомственные (ВК) и локальные (ЛК) классификаторы (справочники) разрабатываются с целью решения задач, связанных с анализом состояния банковской системы, динамики развития экономики, финансовых рынков и обеспечения интеграции Государственных информационных ресурсов с информационными ресурсами Банка России. Ведомственные и локальные классификаторы (справочники) относятся к информационным ресурсам Банка России. Перечень общероссийских и ведомственных классификаторов (справочников) ТЭИ, применяемых в системе Банка России, приведен в приложении 1. Термины и определения понятий, применяемых в ЕСКК ТЭИ, приведены в приложении 2. 1.2. Организация нормативно-справочной информации (НСИ), содержащейся в общероссийских, ведомственных, локальных классификаторах и справочниках, обеспечивает: понятийно-терминологическое единство, определяющее сопоставимость банковской информации на всех уровнях ее сбора, обработки и использования; единое описание объектов классификации. 1.3. Объектами классификации и кодирования в Банке России являются виды экономической деятельности, виды банковских операций, унифицированные формы банковских документов, экономические показатели, денежные единицы, кредитные организации, счета бухгалтерского учета, корреспондентские счета, подразделения расчетной сети Банка России и пр. 1.4. Использование ЕСКК ТЭИ Банка России при постоянно растущем объеме информации создает необходимые предпосылки для эффективной организации ее сбора, обработки, оперативного анализа и организации хранения в системе Банка России. 1.5. Работы по классификации и кодированию технико-экономической информации осуществляются с целью обеспечения сопоставимости информации, собираемой и анализируемой в системе Банка России, унификации форм банковских документов и стандартизации информационного обеспечения программных комплексов, разрабатываемых в системе Банка России, и заключаются в обеспечении методического и информационного единства в области разработки, внедрения, ведения и использования классификаторов, информационной совместимости баз данных Банка России и повышении эффективности их функционирования. 1.6. Банк России наряду с органами исполнительной власти Российской Федерации участвует в разработке ЕСКК ТЭИ и является головной организацией, ответственной за разработку и ведение ряда общероссийских классификаторов, их отдельных классов и группировок, относящихся к предмету его экономической деятельности. Эти работы осуществляются в соответствии с Федеральной целевой программой "Реформирование статистики в 1997-2000 гг.", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.96 г. N 1410 и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.02.93 г. N 121 "О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике системы учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики". 1.7. Банк России несет ответственность за формирование следующих общероссийских классификаторов как в целом, так и за отдельные классы и группировки, относящиеся к предмету его экономической деятельности: - общероссийский классификатор валют ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-94; - общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 класс "Унифицированная система банковской документации"; - общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 подраздел "Финансовое посредничество, кроме страхования и пенсионного обеспечения". 2. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ БАНКА РОССИИ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ЕСКК ТЭИ 2.1. В процессе разработки, ведения и использования классификаторов, включаемых в ЕСКК ТЭИ, участвуют: департаменты центрального аппарата Банка России; территориальные учреждения Банка России и другие подведомственные учреждения и организации Банка России. 2.1.1. Департаменты Банка России разрабатывают нормативные акты по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", и в установленном порядке передают их на согласование в Департамент информационных систем с целью определения необходимости разработки и ввода в действие новых классификаторов (справочников) или изменения существующих. 2.1.2. Департамент информационных систем определяет необходимость разработки и ввода в действие новых классификаторов (справочников) или изменения существующих, осуществляет методологическое руководство и организацию работ по созданию единой системы классификации и кодирования ТЭИ совместно со структурными подразделениями центрального аппарата Банка России; разработку и совершенствование методических и нормативных материалов, регламентирующих разработку, ведение и использование классификаторов (справочников) ТЭИ в системе Банка России; координацию работ по созданию классификаторов (справочников); унификацию состава показателей, форм банковских документов и пр.; классификацию и кодирование новых объектов, включаемых в классификаторы (справочники); разработку требований к структуре электронных баз данных взаимосвязанных классификаторов (справочников) и программных комплексов, обеспечивающих их формирование и ведение; контроль за ведением и использованием классификаторов (справочников) ТЭИ в системе Банка России; взаимодействие с внешними организациями при регистрации общероссийских и ведомственных классификаторов (справочников), разработанных в системе Банка России; взаимодействие с Госстандартом России по ведению и использованию общероссийских классификаторов; подготовку и передачу изменений к общероссийским классификаторам в Госстандарт России на согласование и утверждение; координацию работ по созданию, внедрению и развитию системы централизованного ведения классификаторов (справочников); мониторинг электронных баз данных (ЭБД) ведомственных классификаторов (справочников); ведомственную регистрацию классификаторов (справочников); подготовку заданий на доработку ТПК, использующих информацию из ЕСКК ТЭИ; ведение реестра классификаторов (справочников); ведение контрольных экземпляров общероссийских классификаторов. 2.1.3. Главный центр информатизации Банка России обеспечивает: разработку и развитие программного обеспечения системы и централизованного ведения классификаторов (справочников) ЕСКК ТЭИ; централизованное ведение эталонов ЭБД классификаторов (справочников) ТЭИ; доступ структурных подразделений центрального аппарата Банка России к централизованной электронной базе данных классификаторов (справочников) ТЭИ в режиме, позволяющем производить электронную выборку НСИ, содержащейся в ОК и ВК, для функциональных задач структурного подразделения, доведение до территориальных учреждений Банка России контрольных экземпляров электронных баз данных классификаторов (справочников) ТЭИ и изменений к ним; доведение электронных баз данных классификаторов (справочников) ТЭИ до внешних организаций (по соглашениям с Банком России); взаимодействие с Госкомстатом России по вопросам получения информации для актуализации электронных баз данных классификаторов ТЭИ на основании договора об информационном обслуживании между Госкомстатом России и Банком России, заключенного в соответствии с Соглашением между Банком России и Госкомстатом России (приказ Банка России от 19 мая 1999 г. N ОД-184) и согласованного с Департаментом информационных систем в установленном порядке, получение от территориального учреждения Банка России исходных данных для ведения эталонов ведомственных классификаторов (справочников). 2.1.4. Территориальные учреждения Банка России ведут контрольные экземпляры, формируют рабочие копии ЭБД общероссийских и ведомственных классификаторов (справочников), обеспечивают ими пользователей информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем территориального уровня и ведут территориальные разделы ведомственных классификаторов (справочников) в случае, если информация об объектах, включаемых в классификатор (справочник), порождается на территориальном уровне, обеспечивают доработку программных комплексов, использующих классификаторы (справочники) при сборе и обработке банковской информации, и доведение ЭБД классификаторов (справочников) до пользователей, которые могут быть как подразделениями территориального учреждения, так и кредитными организациями. 3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И ВЕДЕНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКИХ, ВЕДОМСТВЕННЫХ И ЛОКАЛЬНЫХ КЛАССИФИКАТОРОВ (СПРАВОЧНИКОВ) 3.1. Классификационные множества, включаемые в Общероссийские, ведомственные и локальные классификаторы (справочники), представляются в форме, отображаемой на бумажном носителе, а также в виде электронных баз данных. 3.2. Исходная информация об объектах классификации, содержащаяся в некоторых ведомственных классификаторах (справочниках), формируется на территориальном уровне, передается в центральный аппарат Банка России или Главный центр информатизации для формирования эталона ЭБД и осуществления дальнейшего централизованного тиражирования НСИ. НСИ, содержащаяся в ведомственных классификаторах (справочниках), может быть как регламентного обновления (например, ЭБД Справочника БИК РФ), так и обновления по мере возникновения изменений (например, ЭБД План счетов бухгалтерского учета). 3.3. Порядок формирования и ведения электронных баз данных ведомственных и локальных классификаторов (справочников), их структура регламентируются положениями об ЭБД, разрабатываемыми Департаментом информационных систем или Опорными объектами, Главным центром информатизации Банка России по заданию Департамента информационных систем. 3.4. Порядок разработки, ввода в действие, ведения и использования общероссийских классификаторов устанавливается федеральными органами исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, Госстандарт России, Госкомстат России) и описывается в нормативных документах, которые публикуются в информационных указателях стандартов, выпускаемых ежемесячно Госстандартом России. 3.5. Ведомственные классификаторы (справочники) Банка России представляют собой самостоятельные документы, а также входят в состав инструктивных документов Банка России. Ведомственные классификаторы (справочники) используются в случае отсутствия в общероссийских классификаторах требуемой информации или невозможности ее включения в общероссийские классификаторы путем их расширения. Примерами ведомственных классификаторов (справочников) являются: Книга государственной регистрации кредитных организаций; Справочник банковских идентификационных кодов участников расчетов на территории Российской Федерации; Справочник кодов подразделений для формирования сводной отчетности в системе Банка России; План счетов бухгалтерского учета и др. 3.6. Разработка ведомственного классификатора (справочника) предусматривает поэтапное проведение работ, которые организует Департамент информационных систем. 1-й этап: - проведение исследований, определяющих исходное множество объектов, подлежащих классификации; - выбор метода классификации и классификационных признаков, позволяющих упорядочить объекты в систему. 2-й этап: - разработка методики создания ведомственного классификатора (справочника), содержащей: - состав и характеристику объектов классификации; - описание и обоснование классификационных признаков и методов классификации и кодирования объектов, включаемых в ведомственный классификатор (справочник); - структуру ведомственного классификатора (справочника). 3-й - этап: - создание ведомственного классификатора (справочника) и программного обеспечения системы ведения ведомственного классификатора (справочника); - сбор исходных данных; - установление полного перечня объектов классификации и упорядочение этих объектов в систему; - разработка структуры и формирование ЭБД ведомственного классификатора (справочника); - подготовка задания ГЦИ на создание системы ведения ведомственного классификатора (справочника); - оформление, согласование и утверждение ведомственного классификатора (справочника) в установленном порядке. 4-й этап: - ввод в действие ведомственного классификатора (справочника). 3.7. Локальные классификаторы (справочники) разрабатываются при необходимости подразделениями центрального аппарата и территориальными учреждениями Банка России, согласовываются с Департаментом информационных систем в установленном порядке. Локальные классификаторы (справочники) включают в себя информацию, отсутствующую в общероссийских и ведомственных классификаторах (справочниках), и представляют собой систематизированный набор кратких и точных сведений по отдельным видам экономической деятельности структурных подразделений и территориальных учреждений Банка России. Примерами локальных классификаторов (справочников) являются: справочник кредитных организаций, заключивших кредитные договоры; справочник участников электронного обмена; справочник ошибок, возникающих при обработке документов (сообщений), и др. 3.8. Разработка локального классификатора (справочника) осуществляется в соответствии с требованиями п.3.6 с учетом следующих особенностей: - в случае если локальный классификатор (справочник) разрабатывается подразделением центрального аппарата Банка России, ввод в действие его осуществляется тем нормативным актом Банка России в состав которого он включен для описания объектов классификации; - в случае если локальный классификатор (справочник) разрабатывается территориальным учреждением Банка России, ввод в действие его осуществляется распоряжением территориального учреждения по согласованию с Департаментом информационных систем. Согласования производится в установленном порядке. 4. РЕГИСТРАЦИЯ КЛАССИФИКАТОРОВ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 4.1. Общероссийские классификаторы или их разделы, разработанные в системе Банка России, утвержденные в установленном порядке, проходят государственную регистрацию. Согласно п.3.5.2 ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов" порядок регистрации общероссийских классификаторов определяет Госстандарт России. 4.2. Регистрацию утвержденных ведомственных и локальных классификаторов (справочников), формирование и ведение ведомственного Реестра классификаторов (справочников) осуществляет Департамент информационных систем Банка России. 4.3. При регистрации ведомственным и локальным классификаторам (справочникам) присваивается обозначение, состоящее из обозначения категории ведомственного или локального классификатора (ВК или ЛК соответственно), трехзначного регистрационного номера и отделенного дефисом года принятия классификатора, например: ВК 001-2000. 4.4. Ведение ведомственного Реестра классификаторов (справочников) предназначено для выполнения следующих основных функций: учет общероссийских, ведомственных и локальных классификаторов (справочников), применяемых в системе Банка России; исключение дублирования при классификации ТЭИ в системе Банка России; централизованное обеспечение разработчиков автоматизированных банковских систем и подразделений Банка России информацией о зарегистрированных классификаторах (справочниках) и о подразделениях Банка России, ответственных за их разработку и поддержание в актуальном состоянии. 4.5. Описание каждого классификатора в Реестре классификаторов (справочников) включает: - обозначение классификатора (справочника); - полное наименование классификатора (справочника); - сокращенное наименование классификатора (справочника); - систему классификации и кодирования; - характеристику реквизитов; - подразделение - разработчик классификатора (справочника); - функциональное подразделение Банка России, ответственное за формирование исходной информации; - перечень задач, использующих классификатор (справочник); - структуру ЭБД классификатора (справочника). 5. ВНЕДРЕНИЕ КЛАССИФИКАТОРОВ (СПРАВОЧНИКОВ) ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 5.1. Порядок внедрения общероссийских классификаторов, ведомственных и локальных классификаторов (справочников) в системе Банка России определяется приказами и распоряжениями Банка России, включающими конкретный состав работ и исполнителей. 5.2. Процесс внедрения классификатора (справочника) включает: - создание системы ведения классификатора (справочника); - создание организационно-методических документов по внедрению классификатора (справочника); - организацию отраслевых семинаров, совещаний по вопросам внедрения общероссийских и ведомственных классификаторов (справочников); - организацию системы контроля за внедрением классификатора (справочника). 5.3. Система ведения общероссийских, ведомственных и локальных классификаторов (справочников) в Банке России предусматривает формирование эталона ЭБД, контрольного экземпляра и рабочей копии. Эталоны ЭБД общероссийских и ведомственных классификаторов (справочников) в системе Банка России ведет ГЦИ в соответствии с возложенными на него функциями. ГЦИ формирует контрольные экземпляры ЭБД ОК и ВК, тиражирует их в установленном порядке в подразделения Банка России. Территориальные учреждения Банка России изготавливают рабочие копии ЭБД и устанавливают их в программных комплексах, обеспечивающих обработку банковской информации. Департамент информационных систем использует контрольные экземпляры ЭБД ОК и ВК для осуществления своей деятельности, связанной с возложенными на него функциями (п.2.1.2). 5.4. Создание организационно-методических документов предусматривает издание распоряжения Банка России о вводе классификатора (справочника) в действие и разработку плана организационно-методических мероприятий. В плане предусматривается проведение следующих работ: - определение области и порядка применения; - формирование задания на доработку типовых программных комплексов, обеспечивающих обработку банковской информации и ведение классификатора (справочника); - создание (при необходимости) перекодировочных таблиц и программ-трансляторов; - разработка мероприятий по приведению в соответствие с вводимым классификатором (справочником) терминологии, применяемой в автоматизированных системах. 5.5. Контроль за использованием единой системы классификации и кодирования производится путем мониторинга ЭБД общероссийских и ведомственных классификаторов (справочников), осуществляемого Департаментом информационных систем, и выборочных или плановых проверок типовых программных комплексов, функционирующих в Банке России, которые осуществляются Департаментом информационных систем с привлечением при необходимости специалистов функциональных департаментов Банка России. 5.6. В процессе мониторинга ЭБД общероссийских и ведомственных классификаторов (справочников) проверяется: наличие классификаторов (справочников) ТЭИ, обязательных для применения при обеспечении сбора, обработки и анализа технико-экономической информации в Банке России; соблюдение правил описания данных, содержащихся в используемых классификаторах (справочниках); актуальность ЭБД классификаторов (справочников) в обрабатывающих комплексах; соблюдение регламента обновления ЭБД ведомственных классификаторов (справочников). 5.7. В процессе проведения ведомственного надзора за внедрением классификаторов (справочников) проверяется: - использование зарегистрированных и введенных в действие классификаторов (справочников); - порядок обновления НСИ, содержащейся в классификаторах (справочниках); - использование незарегистрированных в установленном порядке классификаторов (справочников). По результатам проверки составляется акт, где фиксируются фактическое состояние внедрения и использования классификаторов (справочников), а также меры по устранению выявленных недостатков. 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 6.1. Положение вступает в силу с момента его публикации в "Вестнике Банка России". Председатель Центрального банка Российской Федерации В.В.Геращенко Приложение 1 к Положению Банка России "О Единой системе классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК ТЭИ) Банка России" от 19 июля 2000 г. N 116-П ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ОБЩЕРОССИЙСКИХ И ВЕДОМСТВЕННЫХ КЛАССИФИКАТОРОВ И СПРАВОЧНИКОВ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В СИСТЕМЕ БАНКА РОССИИ ______________________________________________________________________________________________________________ | Наименование | Наименование | Назначение классификатора (справочника) | | и обозначение | и обозначение | | | классификатора | документа, которым | | | (справочника) | принят и введен | | | | в действие | | | | классификатор | | | | (справочник) | | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | 1 | 2 | 3 | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | ОБЩЕРОССИЙСКИЕ КЛАССИФИКАТОРЫ | |____________________________________________________________________________________________________________| | Общероссийский | Принят и введен | Общероссийский классификатор органов государственной власти | | классификатор | в действие | и управления (ОКОГУ) входит в состав Единой системы | | органов | постановлением | классификации и кодирования технико-экономической и | | государственной | Госстандарта России | социальной информации (ЕСКК ТЭИ) Российской Федерации. | | власти и управления | от 30 декабря 1993 г. | | | ОК 006-93 | N 294; Распоряжением | | | | Банка России | | | | от 24 июля 1997 г. | | | | N Р-208 | | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | ОКОГУ предназначен для: | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - упорядочения и систематизации информации об органах | | | | государственной власти и управления; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - характеристики ведомственной принадлежности, | | | | административной и организационной подчиненности | | | | хозяйствующих субъектов, в частности, для их идентификации | | | | в Едином государственном регистре предприятий и | | | | организаций; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - проведения статистического учета, обеспечения | | | | государственных статистических наблюдений; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | Объектами классификации в ОКОГУ являются: | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - федеральные органы представительной (законодательной), | | | | исполнительной и судебной власти; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - органы государственной власти субъектов Российской | | | | Федерации; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - органы местного самоуправления; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - объединения предприятий и организаций, выполняющие важные | | | | функции в экономике. | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | В классификаторе нашли отражение также такие объекты, как | | | | добровольные объединения (ассоциации) экономического | | | | взаимодействия субъектов Российской Федерации, органов | | | | местного самоуправления; общественные объединения и | | | | религиозные организации; межгосударственные органы | | | | управления, в том числе образованные в рамках СНГ. | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | Эти объекты не являются органами государственного | | | | управления Российской Федерации, однако они включены в | | | | классификатор, так как оказывают существенное влияние на | | | | развитие экономики и широко используются для целей | | | | обработки информации совместно с органами государственной | | | | власти и управления. | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | Классификация органов государственной власти и управления | | | | осуществлена на основе Конституции Российской Федерации, | | | | федеральных законов, указов Президента Российской | | | | Федерации, постановлений Правительства Российской | | | | Федерации, других законодательных и нормативных актов | | | | Российской Федерации. | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | Общероссийский | Принят и введен | Общероссийский классификатор экономических регионов (ОКЭР) | | классификатор | в действие | является составной частью Единой системы классификации и | | экономических | постановлением | кодирования технико-экономической и социальной информации | | регионов | Госстандарта России | (ЕСКК ТЭИ) Российской Федерации. | | ОК 024-95 | от 27 декабря 1995 г. | | | | N 640; | | | | Распоряжением Банка | | | | России от 25 февраля | | | | 2000 г. N Р-53 | | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | ОКЭР представляет собой систематизированный перечень | | | | региональных экономических группировок объектов | | | | административно-территориального деления России. | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | Общероссийский классификатор экономических районов | | | | предназначен для информационного обеспечения органов | | | | государственной власти и управления Российской Федерации, | | | | межрегиональных ассоциаций, научных, проектных, финансовых, | | | | консультативных и других организаций и предприятий всех | | | | форм собственности при решении следующих задач: | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - анализ, прогнозирование и регулирование территориального | | | | размещения производительных сил страны, экономических | | | | взаимоотношений субъектов Российской Федерации между собой | | | | и с федеральными органами государственной власти, | | | | формирование и совершенствование региональной и | | | | социально-экономической политики; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - оценка и упорядочение межрегиональных экономических и | | | | культурных связей и решение других проблем, связанных с | | | | регулированием социально-экономического развития и | | | | согласованием экономических интересов регионов России; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - координация финансово-хозяйственной и | | | | социально-культурной деятельности в регионах страны. | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | Объектами классификации в ОКЭР являются различные виды | | | | экономических регионов. При этом под экономическим регионом | | | | понимается совокупность объектов | | | | административно-территориального деления страны, обладающих | | | | рядом общих природно-экономических признаков. | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | Общероссийский | Принят и введен | Общероссийский классификатор | | классификатор | в действие | административно-территориального деления (ОКАТО) входит в | | объектов | постановлением | состав Единой системы классификации и кодирования | | административно - | Госстандарта России | технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ) | | территориального | от 31 июля 1995 г. | Российской Федерации. | | деления ОК 019-95 | N 413 | | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | ОКАТО предназначен для обеспечения достоверности, | | | | сопоставимости и автоматизированной обработки информации в | | | | разрезе административно-территориального деления в таких | | | | сферах, как статистика, экономика и др. | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | Объектами классификации в ОКАТО являются: республики; края; | | | | области; города федерального значения; автономная область; | | | | автономные округа; районы; города; внутригородские районы, | | | | округа города; поселки городского типа; сельсоветы; | | | | сельские населенные пункты. | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | В классификаторе принята иерархическая система | | | | классификации. | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | Все множество объектов административно-территориального | | | | деления подразделяется на группы согласно территориальному | | | | делению, и эти группы располагаются по трем уровням | | | | классификации в соответствии с административной | | | | подчиненностью, причем в каждый уровень включаются объекты, | | | | непосредственно подчиненные объектам предыдущего уровня. | | | | Первый уровень классификации включает объекты федерального | | | | значения: республики; края; области; города федерального | | | | значения; автономную область; автономный округ, входящий в | | | | состав Российской Федерации. Ко второму уровню | | | | классификации относятся: автономные округа, входящие в | | | | состав края или области; районы республики, края, области, | | | | автономной области, автономного округа, входящего в состав | | | | Российской Федерации, внутригородские районы, округа города | | | | федерального значения; города республиканского, краевого, | | | | областного подчинения; поселки городского типа краевого, | | | | областного подчинения; города районного подчинения; поселки | | | | городского типа районного подчинения; сельсоветы. | | | | В пределах группировок третьего уровня классификации | | | | кодируются сельские населенные пункты. | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | Общероссийский | Принят и введен | Общероссийский классификатор управленческой документации | | классификатор | в действие | (ОКУД) является составной частью Единой системы | | управленческой | постановлением | классификации и кодирования технико-экономической и | | документации | Госстандарта России | социальной информации (ЕСКК ТЭИ) и охватывает | | ОК 011-93 | от 30 декабря 1993 г. | унифицированные системы документов, разрешенных к | | | N 299; | применению в экономике. | | | Распоряжением Банка | | | | России от 24 июля | | | | 1997 г. N Р-208 | | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | ОКУД предназначен для решения следующих задач: | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - регистрации форм документов; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - упорядочения информационных потоков в экономике; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - сокращения количества применяемых форм; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - исключения из обращения неунифицированных форм документов;| |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - обеспечения учета и систематизации унифицированных форм | | | | документов на основе их регистрации; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - контроля за составом форм документов и исключения | | | | дублирования информации, применяемой в сфере управления; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - рациональной организации контроля за применением | | | | унифицированных форм документов. | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | Объектами классификации в ОКУД являются общероссийские | | | | (межотраслевые, межведомственные) унифицированные формы | | | | документов, утверждаемые министерствами (ведомствами) | | | | Российской Федерации - разработчиками унифицированных | | | | систем документации (УСД). | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | В ОКУД приведены наименования и кодовые обозначения | | | | унифицированных форм документов, входящих в унифицированные | | | | системы документации. | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | Общероссийский | Принят и введен | Общероссийский классификатор валют (ОКВ) входит в состав | | классификатор | постановлением | Единой системы классификации и кодирования | | валют ОК 014-94 | Госстандарта России | технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ) | | | от 26 декабря 1994 г. | Российской Федерации. | | | N 365; Распоряжением | | | | Банка России | | | | от 18 июня 1997 г. | | | | N Р-164 | | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | ОКВ построен на основе Международного стандарта ИСО 4217-94 | | | | "Коды для представления валют и фондов". | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | ОКВ используют при прогнозировании внешних экономических | | | | связей, учете валютных поступлений и платежей, | | | | бухгалтерском и статистическом учете, оперативной | | | | отчетности по операциям, связанным с международными | | | | расчетами, контроле за соблюдением договорной и платежной | | | | дисциплины. | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | Объектами классификации ОКВ являются национальные валюты - | | | | денежные единицы стран мира и территорий. | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | Общероссийский | Принят и введен | Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ) входит в | | классификатор | в действие | состав Единой системы классификации и кодирования | | стран мира | постановлением | технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ) | | ОК 025-95 | Госстандарта России | Российской Федерации. | | | от 27 декабря 1995 г. | | | | N 641; Распоряжением | | | | Банка России | | | | от 24 июля 1997 г. | | | | N Р-208 | | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | Построен на основе международного стандарта ИСО 3166-93 | | | | "Коды для представления названий стран". | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | Предназначен для: | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - идентификации стран; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - использования в процессе обмена информацией при решении | | | | задач международных, экономических, научных, культурных и | | | | спортивных связей. | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | Объект классификации - суверенные государства или любые | | | | другие территории, имеющие политические, экономические, | | | | географические или исторические особенности и | | | | представляющие интерес с точки зрения внешнеторговых | | | | операций, транспортных перевозок и т.д. | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | Общероссийский | 1995 | ОКПО предназначен для: | | классификатор | | | | предприятий и | | | | организаций | | | | (ОКПО) | | | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - обеспечения единого государственного учета предприятий и | | | | организаций в Российской Федерации; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - обеспечения совместимости и сопоставимости значений | | | | различных социально-экономических показателей при | | | | информационном взаимодействии с органами федеральной и | | | | территориальной власти и управления; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - организации нормативно-справочной информации, | | | | используемой в регистрах, базах данных, комплексах | | | | автоматизированной обработки информации; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - обеспечения единых принципов идентификации хозяйствующих | | | | субъектов при их взаимодействии в рамках информационного | | | | пространства СНГ. | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | Коды ОКПО подлежат обязательному применению в | | | | унифицированных формах документов, а также при обмене | | | | информацией на машинных носителях. | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | Объектами ОКПО являются: | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - предприятия, организации, учреждения и объединения | | | | независимо от их форм собственности, включая предприятия с | | | | иностранными инвестициями, учреждения Банка России и | | | | кредитные организации, общественные объединения и другие | | | | юридические лица; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - полные товарищества; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - филиалы, представительства, отделения и другие | | | | обособленные подразделения предприятий и организаций. | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | Одним из отраслевых разделов ОКПО является классификатор | | | | учреждений Банка России и кредитных организаций, | | | | предназначенный для обеспечения информационной | | | | совместимости между различными звеньями банковской | | | | автоматизированной системы, а также между | | | | автоматизированной банковской системой в целом и | | | | общегосударственной системой управления. | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | Общероссийский | Принят и введен | Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС) | | классификатор | в действие | входит в состав Единой системы классификации и кодирования | | форм собственности | постановлением | технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ) | | ОК 027-99 | Госстандарта России | Российской Федерации. | | | от 30 марта 1999 г. | | | | N 97 | | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | ОКФС предназначен для: | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - формирования информационных ресурсов, регистров, реестров | | | | и кадастров, содержащих сведения о субъектах гражданского | | | | права; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - решения аналитических задач в области статистики, в | | | | системе налогообложения и других сферах экономики, | | | | связанных с управлением и распоряжением имуществом; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - обеспечения совместимости информационных систем, | | | | проведения автоматизированной обработки | | | | технико-экономической и социальной информации; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - анализа и прогнозирования социально-экономических | | | | процессов, разработки рекомендаций по регулированию | | | | экономики. | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | Объектами классификации ОКФС являются формы собственности, | | | | установленные Конституцией Российской Федерации, | | | | Гражданским кодексом Российской Федерации, а также | | | | следующими Федеральными законами: | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 г.; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - "О потребительской кооперации в Российской Федерации" от | | | | 19 июня 1992 г.; с изменениями и дополнениями; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ | | | | с изменениями и дополнениями; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - "О благотворительной деятельности и благотворительных | | | | организациях" от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях | | | | деятельности" от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 | | | | сентября 1997 г. N 125-ФЗ. | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | Под формой собственности понимаются законодательно | | | | урегулированные имущественные отношения, характеризующие | | | | закрепление имущества за определенным собственником на | | | | праве собственности. | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | Собственниками имущества могут быть граждане и юридические | | | | лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской | | | | Федерации - республики, края, области, города федерального | | | | значения, автономная область, автономные округа, городские | | | | и сельские поселения и другие муниципальные образования. | | | | В Российской Федерации признаются частная, государственная, | | | | муниципальная и иные формы собственности. | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | С учетом изложенного в ОКФС формы собственности | | | | классифицируются в зависимости от типа собственника. | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | Например, имущество, принадлежащее на праве собственности | | | | Российской Федерации, является федеральной собственностью; | | | | имущество, принадлежащее на праве собственности | | | | муниципальному образованию, является муниципальной | | | | собственностью и т.п. | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | Общероссийский | Принят и введен | Общероссийский классификатор организационно-правовых форм | | классификатор | в действие | (ОКОПФ) входит в состав Единой системы классификации и | | организационно - | постановлением | кодирования технико-экономической и социальной информации | | правовых форм | Госстандарта России | (ЕСКК ТЭИ) Российской Федерации. | | ОК 028-99 | от 30 марта 1999 г. | | | | N 97 | | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | ОКОПФ предназначен для: | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - формирования информационных ресурсов, регистров, реестров | | | | и кадастров, содержащих сведения о хозяйствующих субъектах; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - решения аналитических задач в области статистики, в | | | | системе налогообложения и других сферах экономики, | | | | связанных с управлением и распоряжением имуществом; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - обеспечения совместимости информационных систем, | | | | проведения автоматизированной обработки | | | | технико-экономической и социальной информации; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - анализа и прогнозирования социально-экономических | | | | процессов, разработки рекомендаций по регулированию | | | | экономики. | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | Объектами классификации ОКОПФ являются | | | | организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов, | | | | установленные Гражданским кодексом Российской Федерации, а | | | | также следующими федеральными законами и нормативными | | | | актами: | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22 ноября 1990 | | | | г. (с изменениями и дополнениями); | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - Указ Президента Российской Федерации "О дополнительных | | | | мерах по повышению эффективности инвестиционной политики | | | | Российской Федерации" от 25 июля 1995 г. N 765; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - "Об общих принципах организации местного самоуправления" | | | | от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г. | | | | N 190-ФЗ; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. | | | | N 7-ФЗ; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - "О товариществах собственников жилья" от 15 июня 1996 г. | | | | N 72-ФЗ; | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | - "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих | | | | объединениях граждан" от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ. | | | | К хозяйствующим субъектам в ОКОПФ относятся любые | | | | юридические лица, а также организации, осуществляющие свою | | | | деятельность без образования юридического лица, и | | | | индивидуальные предприниматели. | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | Под организационно-правовой формой понимается способ | | | | закрепления и использования имущества хозяйствующим | | | | субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и | | | | цели предпринимательской деятельности. | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | | | В ОКОПФ выделены три основные классификационные | | | | группировки: юридические лица, являющиеся коммерческими | | | | организациями; юридические лица, являющиеся некоммерческими | | | | организациями; организации без прав юридического лица, | | | | индивидуальные предприниматели, и определен состав | | | | относящихся к ним позиций. | |______________________|_______________________|_____________________________________________________________| | Общероссийский | Принят и введен | Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей | | классификатор | в действие | служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) является составной | | профессий рабочих, | постановлением | частью Единой системы классификации и кодирования | Страницы: 1 2 |