О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 12 ФЕВРАЛЯ 2008 Г. N 111-ПП ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 18 мая 2010 г. N 413-ПП (ПРМ) В целях приведения объемов финансирования мероприятий Городской целевой программы развития рекламы, информации и оформления города Москвы на 2008-2010 гг. в соответствие с утвержденными показателями бюджета города Москвы на 2010 год Правительство Москвы постановляет: 1. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 12 февраля 2008 г. N 111-ПП "О Городской целевой программе развития рекламы, информации и оформления города Москвы на 2008-2010 гг." (в редакции постановления Правительства Москвы от 21 октября 2008 г. N 972-ПП): 1.1. Приложение 1 к постановлению изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению. 1.2. Приложение 2 к постановлению изложить в редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению. 2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам межрегионального сотрудничества, спорта и туризма Байдакова С.Л. Мэр Москвы Ю.М.Лужков 18 мая 2010 г. N 413-ПП Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 18 мая 2010 года N 413-ПП Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 12 февраля 2008 года N 111-ПП ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕКЛАМЫ, ИНФОРМАЦИИ И ОФОРМЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2008-2010 ГГ. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ --------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Городская целевая программа развития рекламы, | | Программы | информации и оформления города Москвы | | | на 2008-2010 гг. | |---------------------|---------------------------------------------------------------| | Основание для | Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О | | разработки | рекламе", Закон города Москвы от 5 ноября 1997 г. | | Программы | N 46 "О защите населения и территорий города от | | | чрезвычайных ситуаций природного и техногенного | | | характера", постановление Правительства Москвы от | | | 21 ноября 2006 г. N 908-ПП "О порядке установки и | | | эксплуатации объектов наружной рекламы и | | | информации в городе Москве и регламенте подготовки | | | документов Комитетом рекламы, информации и | | | оформления города Москвы заявителям в режиме | | | "одного окна", постановление Правительства Москвы | | | от 30 января 2007 г. N 51-ПП "О Концепции развития | | | информационно-рекламного пространства Москвы" | |---------------------|---------------------------------------------------------------| | Государственный | Комитет рекламы, информации и оформления города | | заказчик - | Москвы. Персональный руководитель Программы - | | координатор | председатель комитета Макаров В.П. | | Программы | | |---------------------|---------------------------------------------------------------| | Государственные | Префектуры административных округов города Москвы | | заказчики | | | Программы | | |---------------------|---------------------------------------------------------------| | Разработчики | Комитет рекламы, информации и оформления города | | Программы | Москвы | | Основные | Комитет по архитектуре и градостроительству города | | исполнители | Москвы | | Программы | Департамент внешнеэкономических и международных | | | связей города Москвы | | | Комитет межрегиональных связей и национальной | | | политики города Москвы | | | Объединение административно-технических инспекций | | | города Москвы | | | Управление информатизации города Москвы | | | Префектуры административных округов города Москвы | | | Юридические лица, отобранные на конкурсной основе | |---------------------|---------------------------------------------------------------| | Сроки и этапы | 2008-2010 годы: | | реализации | 1 этап - 2008 год; | | Программы | 2 этап - 2009 год; | | | 3 этап - 2010 год. | |---------------------|---------------------------------------------------------------| | Основные цели | Системное и сбалансированное развитие рекламы, информации и | | Программы | оформления города Москвы, в том числе: | | |---------------------------------------------------------------| | | - наиболее полное удовлетворение потребностей жителей столицы | | | в получении качественной, достоверной информации о программах | | | и планах Правительства Москвы, Московской городской Думы; | | |---------------------------------------------------------------| | | - повышение взаимодействия и координация городских структур в | | | развитии информационно-рекламного пространства; | | |---------------------------------------------------------------| | | - укрепление доверия граждан к информационной политике | | | органов государственной власти города Москвы, повышение их | | | авторитета и поддержание позитивного имиджа столицы; | | |---------------------------------------------------------------| | | - обеспечение дальнейшего комплексного развития наружной | | | рекламы, информации, праздничного и тематического развития | | | города Москвы; | | |---------------------------------------------------------------| | | - совершенствование нормативной правовой базы рекламной и | | | информационной деятельности; | | |---------------------------------------------------------------| | | - оперативное и достоверное информирование населения города | | | Москвы с использованием специализированных объектов наружной | | | рекламы и информации (видеоэкраны) в местах массового | | | пребывания людей, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных | | | ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, о | | | состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных | | | ситуациях и принятых мерах по обеспечению безопасности. | |---------------------|---------------------------------------------------------------| | Основные | 1. Создание комплексной системы информирования населения о | | задачи | деятельности органов государственной власти города Москвы по | | Программы | освещению социально значимых городских программ, мероприятий | | | общественно-политической, экономической, культурной, | | | спортивной жизни города Москвы в рекламных блоках печатных | | | средствах массовой информации, на радио, телевидении, в | | | Интернете, на объектах наружной рекламы и информации с | | | использованием современных информационнокоммуникационных | | | средств. | | |---------------------------------------------------------------| | | 2. Оптимизация освоения рекламного пространства города | | | Москвы. | | |---------------------------------------------------------------| | | 3. Совершенствование системы контроля в области технического | | | состояния объектов наружной рекламы, информации, праздничного | | | и рекламноинформационного оформления города. | | |---------------------------------------------------------------| | | 4. Создание скоординированной системы управления | | | информационно-рекламным пространством на всех уровнях | | | исполнительной власти города Москвы с использованием | | | современных информационных технологий. | | |---------------------------------------------------------------| | | 5. Повышение художественно-эстетического уровня праздничного, | | | тематического и светового оформления территорий города | | | Москвы. | | |---------------------------------------------------------------| | | 6. Использование механизмов внебюджетного финансирования в | | | реализации программных мероприятий. | | |---------------------------------------------------------------| | | 7. Дальнейшее развитие и укрепление межрегиональных и | | | международных связей Москвы в рекламно-информационной сфере, | | | выведение межрегионального сотрудничества на более | | | качественный организационно-технологический уровень. | | |---------------------------------------------------------------| | | 8. Законотворческое и нормативно-правовое обеспечение | | | рекламно-информационной деятельности. | | |---------------------------------------------------------------| | | 9. Анализ результатов и корректировка планов проведения | | | рекламно-информационных кампаний социальной направленности. | |---------------------|---------------------------------------------------------------| | Основные | 1. Координация проведения рекламно-информационных кампаний | | мероприятия | социальной направленности по особо значимым городским | | Программы | мероприятиям в рекламных блоках печатных средств массовой | | | информации, Интернета, радио и телевидения. | | |---------------------------------------------------------------| | | 2. Развитие системы коммуникационных указателей | | | информационного обеспечения расположения объектов органов | | | исполнительной власти города Москвы и городских организаций. | | |---------------------------------------------------------------| | | 3. Разработка комплекса мероприятий по оптимизации освоения | | | рекламного пространства города Москвы | | |---------------------------------------------------------------| | | 4. Создание комплексной системы обеспечения безопасности | | | объектов наружной рекламы и информации и элементов | | | праздничного оформления. | | |---------------------------------------------------------------| | | 5. Развитие и оптимизация Единой интегрированной московской | | | информационной сети "Реклама, информация и оформление | | | города". | | |---------------------------------------------------------------| | | 6. Разработка и реализация программ праздничного, | | | тематического и светового оформления территорий города | | | Москвы. | | |---------------------------------------------------------------| | | 7. Привлечение внебюджетных средств в развитие систем | | | наружного информационного обеспечения, праздничного и | | | тематического оформления города. | | |---------------------------------------------------------------| | | 8. Организация и проведение международных и межрегиональных | | | мероприятий в области рекламы, информации и оформления. | | |---------------------------------------------------------------| | | 9. Правовая поддержка развития рекламной отрасли. | | |---------------------------------------------------------------| | | 10. Разработка и реализация системы мониторинга | | | информационного поля, проведение социологических исследований | | | с целью получения объективных данных об уровне | | | информированности населения, эффективности проводимых | | | рекламных кампаний, определения перспективных направлений и | | | оперативной корректировки планов работы. | |---------------------|---------------------------------------------------------------| | Финансовое | Общий объем финансирования <*> 3050,0 млн. руб., | | обеспечение | в т.ч. по годам реализации: | | Программы |---------------------------------------------------------------| | | | 2008 г. | 2009 г.| 2010 г.| Всего | | |------------------|---------|--------|--------|----------------| | | Бюджет города | 1469,04 | 580,76 | 494,74 | 2544,54 | | | Москвы, в т.ч. | | | | | | |------------------|---------|--------|--------|----------------| | | Комитет рекламы, | 1067,69 | 393,46 | 292,00 | 1753,35 | | | информации и | | | | | | | оформления | | | | | | | города Москвы | | | | | | |------------------|---------|--------|--------|----------------| | | Префектуры | 401,35 | 187,3 | 202,54 | 791,19 | | | административных | | | | | | | округов | | | | | | | города Москвы | | | | | | |------------------|---------|--------|--------|----------------| | | внебюджетные | 224,3 | 134,66 | 146,50 | 505,46 | | | источники | | | | | | |------------------|---------|--------|--------|----------------| | | ИТОГО | 1693,34 | 715,42 | 641,24 | 3050,00 | | |---------------------------------------------------------------| | | <*> Объемы финансирования уточняются ежегодно при | | | формировании бюджета города Москвы на очередной | | | финансовый год | |-------------------------------------------------------------------------------------| | Ожидаемые результаты реализации Программы | |-------------------------------------------------------------------------------------| | Основные | 2008 год | 2009 год | 2010 год | Всего | | мероприятия | | | | | | Программы | | | | | |---------------------|-------------|---------------|---------------|----------------| | Развитие | 2200 шт. | - | - | 2200 шт. | | системы | | | | | | коммуникационных | | | | | | указателей | | | | | | информационного | | | | | | обеспечения | | | | | | объектов | | | | | | органов | | | | | | исполнительной | | | | | | власти города | | | | | | Москвы, | | | | | | городских | | | | | | организаций | | | | | |---------------------|-------------|---------------|---------------|----------------| | Разработка и | 20 трасс | - | - | 20 трасс | | реализация | | | | | | концепций, | | | | | | предусматриваю | | | | | | щих сокращение | | | | | | рекламных | | | | | | конструкций на | | | | | | трассах города | | | | | |---------------------|-------------|---------------|---------------|----------------| | Размещение | 100 шт. | - | 100 шт. | 200 шт. | | конструкций | | | | | | уличной | | | | | | мебели, | | | | | | совмещенной со | | | | | | средствами | | | | | | наружной | | | | | | рекламы | | | | | |---------------------|-------------|---------------|---------------|----------------| | Проведение | 2100 шт. | - | 400 шт. | 2500 шт. | | технической | | | | | | экспертизы | | | | | | объектов | | | | | | наружной | | | | | | рекламы и | | | | | | информации | | | | | |---------------------|-------------|---------------|---------------|----------------| | Разработка и | 5 | 4 | 4 | 13 программ | | реализация | программ | программ | программ | | | программ | | | | | | праздничного и | | | | | | тематического | | | | | | оформления | | | | | | территорий | | | | | | города Москвы | | | | | |---------------------|-------------|---------------|---------------|----------------| | Разработка и | 5 | 3 | - | 8 проектов | | реализация | проектов | проекта | | | | проектов | | | | | | художественно - | | | | | | светового | | | | | | оформления | | | | | | территорий | | | | | | города Москвы | | | | | |---------------------|-------------|---------------|---------------|----------------| | Развитие | 399 шт. | 15 шт. | 20 шт. | 434 шт. | | программы | | | | | | установки | | | | | | конструкций | | | | | | "Московская | | | | | | афиша" | | | | | |---------------------|-------------|---------------|---------------|----------------| | Организация и | 7 | 3 | 4 | 14 | | проведение | мероприятий | мероприятия | мероприятия | мероприятий | | межрегиональных | | | | | | форумов, | | | | | | интернет - | | | | | | конференций, | | | | | | семинаров, | | | | | | выставок | | | | | |---------------------|-------------|---------------|---------------|----------------| | Проведение | 9 | 8 | 4 | 21 | | социологических и | исследований| исследований | исследования | исследование | | маркетинговых | | | | | | исследований | | | | | |---------------------|--------------------------------------------------------------| | Система | Управление и контроль за реализацией Программы осуществляет | | организации | государственный заказчик - координатор Программы - Комитет | | управления и | рекламы, информации и оформления города Москвы. Орган | | контроля за | управления - персональный руководитель Программы. Конкурсный | | исполнением | отбор исполнителей Программы осуществляют (в пределах своих | | Программы | полномочий) Департамент города Москвы по конкурентной | | | политике, Комитет рекламы, информации и оформления города | | | Москвы, государственные заказчики мероприятий Программы. | | |--------------------------------------------------------------| | | Государственные заказчики Программы представляют отчеты по | | | курируемым направлениям государственному | | | заказчику-координатору в срок до 15 февраля и 1 ноября | | | ежегодно. | | |--------------------------------------------------------------| | | Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы | | | представляет ежегодно отчет о выполнении Программы в | | | Департамент экономической политики и развития города Москвы | | | в сроки: до 1 марта - за отчетный год, до 15 ноября - за 9 | | | месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год. | | |--------------------------------------------------------------| | | Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы во | | | взаимодействии с основными исполнителями Программы по мере | | | необходимости готовит предложения по корректировке перечня | | | программных мероприятий, уточнению отдельных его | | | показателей. | -------------------------------------------------------------------------------------- Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, и оценка сложившейся ситуации Городская целевая программа развития рекламы, информации и оформления города Москвы на 2008-2010 гг. разработана в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", ст. 2, 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", ст. 13, 20 Устава города Москвы, постановлением Правительства Москвы от 17 января 2006 г. N 33-ПП "О Порядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации городских целевых программ в городе Москве", ст. 12 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", постановлением Правительства Москвы от 11 января 2005 г. N 3-ПП "О совершенствовании практики разработки и реализации городских целевых программ в городе Москве", постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2006 г. N 908-ПП "О порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве и регламенте подготовки документов Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы заявителям в режиме "Одного окна", распоряжением Правительства Москвы от 10 марта 2006 г. N 379-РП "О создании Межведомственной комиссии Правительства Москвы по размещению социально значимой рекламы и информации", распоряжением Правительства Москвы от 4 декабря 2006 г. N 2499-РП "О распространении социальной рекламы и социально значимой городской рекламы в городе Москве", постановлением Правительства Москвы от 30 января 2007 г. N 51-ПП "О Концепции развития информационно-рекламного пространства Москвы" и содержит обоснование комплекса мероприятий по повышению эффективности работы отрасли и перспективам ее развития на период 2008-2010 гг. Развитие Москвы как социально ориентированного, удобного для жизни города требует постоянного внимания Правительства Москвы к вопросам наружной рекламы, информации, праздничного и тематического оформления города. Совершенствование нормативной правовой базы, правоприменительной практики и конкретных направлений работы создает благоприятные условия для использования ресурсов отрасли в интересах как москвичей и гостей столицы, так и представителей бизнеса. Внедрение более совершенных механизмов работы уполномоченных ведомств и организаций (в первую очередь, системы "одного окна"), создание Межведомственной комиссии Правительства Москвы по размещению социально значимой рекламы и информации, постоянное проведение в Правительстве Москвы совещаний и слушаний по вопросам развития наружной рекламы, организация отраслевых мероприятий с участием представителей бизнеса свидетельствуют о высоком внимании Правительства Москвы к данной сфере. Разработанная Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы Программа направлена на обеспечение преемственности государственной политики в области регулирования наружной рекламы, информации и оформления в городе Москве. Представленная Программа основывается на результатах Городской целевой программы развития наружной рекламы, информации и оформления города Москвы на 2005-2007 гг. и, с одной стороны, является ее логическим продолжением и развитием, а с другой - содержит ряд принципиально новых и актуальных направлений, разработанных комитетом и одобренных Правительством Москвы. Основными целями Городской целевой программы развития наружной рекламы, информации и оформления города Москвы на 2005-2007 годы (далее - Программа 2005-2007) были заявлены: комплексное рекламно - информационное обустройство и оформление города, соответствующее облику столичного мегаполиса и отвечающее нормам по обеспечению безопасности дорожного движения; формирование единого информационного пространства, наиболее полно удовлетворяющего запросам и интересам жителей и гостей столицы; повышение уровня взаимодействия и координации участников рынка, эффективности и результативности работы Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы. Ожидаемыми результатами реализации Программы 2005-2007 должны стать: оптимизация размещения объектов наружной рекламы и информации на всей территории города Москвы путем сокращения количества рекламных конструкций на 20% и установка новых высокотехнологичных средств наружной рекламы и информации в количестве не менее 6000 конструкций; ввод в промышленную эксплуатацию автоматизированной системы "одного окна" с использованием электронной цифровой подписи; создание Единой интегрированной московской информационной сети "Реклама, информация и оформление города". Для достижения поставленных целей предполагалось решить комплекс задач и программных мероприятий, ассоциированных со следующими базовыми направлениями Программы: наружная реклама, социальная реклама и социально значимая городская реклама, праздничное и тематическое оформление города, автоматизация управления отраслью, развитие межрегионального сотрудничества. Программа 2005-2007 насчитывает 30 проектов, взаимоувязанных с системой комплексных задач. Результаты реализации Программы 2005-2007 показывают высокую эффективность применения программноцелевого метода для решения задач развития рекламной отрасли в городе Москве, а также целого спектра направлений, сопряженных с развитием рекламной сферы. В рамках организации автоматизированной работы системы службы "одного окна", оптимизация и развитие системы документооборота службы "одного окна" разработана и введена в промышленную эксплуатацию автоматизированная система "одно окно" Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы. Данная система позволяет обеспечить электронный документооборот с использованием электронной цифровой подписи между службой "одного окна" Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы и уполномоченными организациями, участвующими в процессе подготовки, согласования и выдачи конечных документов заявителю в режиме "одного окна", а также городскими организациями. В сфере оптимизации освоения рекламного пространства города Москвы разработаны концепции оптимизации размещения и установки объектов наружной рекламы на следующих городских трассах в зоне особого городского значения: проспект Вернадского, проспект Мира, проспект 60-летия Октября, Ярославское шоссе, Каширское шоссе, развязки Московской кольцевой автодороги, Бережковская набережная. Завершается оформление разрешительной документации по 17 городским трассам. Произведена замена всех рекламных конструкций формата 3х6 м на территории внутри Садового кольца на современные высокотехнологичные конструкции площадью стороны до 10 кв. м. В соответствии с проектом Программы 2005-2007, предусматривающим разработку концептуальных проектов рекламно-информационного оформления наиболее значимых в градостроительном отношении объектов и территорий общего городского значения города Москвы, разработаны концепции оформления Манежной, Тверской, Пушкинской, Триумфальной площадей, площади Тверской заставы, улиц Тверская и 1-я Тверская-Ямская. Проведен конкурс и заключен государственный контракт на разработку номенклатуры конструкций и схемы размещения средств городской и социально-значимой информации на территории города Москвы. Информационная поддержка и сопровождение социально-значимых городских программ, общественно-политических, культурно-массовых и спортивных мероприятий, проводимых под эгидой и при участии Правительства Москвы, а также информирование населения о решениях Правительства Москвы и Московской городской Думы осуществляется Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы на основании решений Межведомственной комиссии Правительства Москвы по размещению социально значимой рекламы и информации в соответствии с квартальными планами размещения социальной рекламы. Разработана концепция размещения видеоэкранов на территории города Москвы. В ее рамках установлено 68 высокотехнологичных рекламных конструкций. Успешно реализуется программа информирования населения средствами наружной рекламы "Московская городская афиша". В настоящее время эксплуатируются 354 рекламные конструкции данного формата. Продолжаются работы по созданию сети электронных информационных автоматических киосков, подключенных к сети Интернет. Установлены и подключены к сети Интернет 80 электронных информационных автоматических киосков. Программное обеспечение электронных информационных автоматических киосков дополнено разделом о справочных сведениях по службам "одного окна" города Москвы. Создано программно-информационное обеспечение, позволяющее осуществлять контроль и проводить сбор статистических сведений с электронных автоматических киосков, установленных на территории города. В течение среднесрочного периода 2005-2007 годов успешно разрабатывались и реализовывались программы праздничного и тематического оформления новых территорий, комплексного развития центральных магистралей и площадей, территорий городских зон отдыха. Значительно увеличилось количество новых оформительских конструкций, изготовленных с использованием современных материалов и технологий. Разработан Сборник вариантов типовых и нестандартных оригинальных проектных решений праздничного оформления городских территорий, отдельных зданий и сооружений и нормативов по количеству размещения основных оформительских элементов на городских территориях. В 2007 году будет завершена разработка схемы и адресного перечня размещения средств праздничного оформления на территории города Москвы и колористического решения праздничного оформления. В рамках единой системы комплексной экспертизы объектов наружной рекламы и информации экспертными организациями - победителями конкурса ежегодно осуществляется выполнение работ по технической экспертизе 1500 рекламных конструкций, а также элементов праздничного оформления. Крайне важным проектом Программы 2005-2007 является разработка новых, внесение изменений в действующие правовые акты и предложений в законодательные акты, регламентирующие деятельность в рекламно-информационной области. В данном направлении Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы была проделана значительная работа. Совместно с заинтересованными органами исполнительной власти города Москвы проводилась работа по защите интересов города Москвы при разработке и принятии новой редакции Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе". Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы участвовал также в подготовке предложений по внесению изменений в Федеральный закон "О рекламе". Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2006 г. N 908-ПП "О порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве и Регламенте подготовки документов Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы заявителям в режиме "одного окна" утверждены Правила установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве. Подготовлено и выпущено постановление Правительства Москвы от 30 января 2007 г. N 51-ПП "О Концепции развития информационно-рекламного пространства Москвы". Разработан и утвержден Регламент взаимодействия Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы и Комитета по культурному наследию города Москвы по вопросам согласования размещения рекламных и информационных конструкций на объектах культурного наследия. Разработан и утвержден Порядок прохождения государственной экспертизы проектов особо сложных объектов наружной рекламы и информации, имеющих признаки капитального строительства. Была организована работа по правовой защите и отстаиванию интересов Правительства Москвы и Комитета рекламы в судах различных инстанций в вопросах размещения на территории города Москвы объектов наружной рекламы и информации, праздничного и тематического оформления. В период реализации Программы 2005-2007 регулярно проводились социологические, маркетинговые исследования рынка наружной рекламы, осуществлялась экспертиза развития рекламного рынка с его последующим анализом. На основании полученной информации была организована работа по совершенствованию правовой базы в сфере рекламной деятельности и корректировке реализуемых Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы программ по размещению социальной рекламы. В целях реализации проекта по разработке и реализации программы развития рекламно-информационного присутствия города Москвы в регионах по инициативе Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы в протоколы к соглашениям между Правительством Москвы и правительствами субъектов Российской Федерации о торгово - экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве включен раздел о сотрудничестве в области рекламной и оформительской деятельности. Дальнейшее развитие данного направления нашло отражение в постановлении Правительства Москвы от 30 января 2007 г. N 51-ПП "О Концепции развития информационно-рекламного пространства Москвы". Ежегодно Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы при участии региональных и московских общественных организаций проводятся обучающие семинары "Деятельность уполномоченных органов администраций в наружной рекламе", Межрегиональные конференции "Городская реклама: проблемы и перспективы развития". В работе данных мероприятий традиционно принимают участие представители более 60 российских регионов. Организованы стажировки представителей региональных администраций и муниципальных образований в Комитете рекламы, информации и оформления города Москвы по вопросам правового и организационного обеспечения рекламной деятельности. За период реализации Программы 2005-2007 было проведено три московских фестиваля социальной рекламы. Тематические плакаты победителей размещались на объектах наружной рекламы и информации города Москвы в качестве социальной рекламы. Городская целевая программа развития рекламы, информации и оформления города Москвы на 2008-2010 гг. представляет собой совокупность 10 проектов, ориентированных на углубленное совершенствование политики, проводимой Правительством Москвы в данной области. Сохраняя значимость задач экономического характера - обеспечения на стабильной основе поступлений в городской бюджет средств от размещения объектов наружной рекламы и информации на имуществе города Москвы, - в качестве приоритетов Программа определяет решение задач социального характера. В связи с наличием и ростом опасности экологических, технологических и террористических угроз особое внимание следует уделить разработке и развитию системы информирования и оповещения населения с использованием специализированных объектов наружной рекламы и информации (видеоэкранов) в местах массового пребывания людей. Очевидная необходимость дальнейшей модернизации механизмов развития наружной рекламы, информации и оформления города определяет направления реформирования отрасли. Несмотря на значительный потенциал развития системы наружной рекламы, информации и оформления на территории такого крупного мегаполиса как Москва, в настоящее время наблюдается чрезмерная концентрация рекламных конструкций в центре города. В то же время недостаточно активно используются ресурсы прочих территорий столицы. В целях устранения этого несоответствия предлагается ряд мер по освоению новых перспективных территорий города. Разработка и реализация концепций включает в себя сокращение рекламных конструкций в районах города, перенасыщенных в рекламном отношении, перенос конструкций на малоосвоенные в рекламном отношении территории города, оптимизацию размещения крупногабаритных конструкций. В целях упорядочения размещения наружной рекламы предполагается определение технических параметров и минимальных ограничений (требований), территорий для проведения краткосрочных рекламных акций. Данные требования будут учитывать архитектурную и историческую застройку, особенно значимые объекты культурного и исторического наследия, требования по безопасности граждан в местах массового скопления людей, параметрические признаки территорий, улиц и зон. Необходимо дальнейшее развитие и совершенствование различных рекламных технологий на территории города Москвы, в том числе нестандартных (нетрадиционных) видов рекламы, связанных с организацией и проведением массовых публичных рекламных акций (в первую очередь рекламных акций товаров и услуг, производимых предприятиями, расположенными на территории города Москвы) в городских парках, садах, скверах, на бульварах, улицах, площадях, водоемах, а также других территориях, находящихся в собственности города Москвы. Широкие возможности для реформирования отрасли связаны с экономическими результатами функционирования столичной сферы наружной рекламы. Прогноз развития отрасли свидетельствует о наличии у Правительства Москвы достаточного объема ресурсов для дальнейшего реформирования рынка даже в случае развития неблагоприятного сценария. Город обладает широкими возможностями для улучшения качества и жизни в Москве и создания условий для реализации интересов и прав всех его жителей и гостей. Данное направление деятельности станет центральным аспектом политики Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы на ближайшую перспективу. В первую очередь, необходимым является максимально полное использование средств рекламы и информации, в том числе наружной, для решения задач социально-политического характера: обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти города Москвы, укрепление доверия граждан к информационной политике органов государственной власти города Москвы, повышение их авторитета и поддержание позитивного имиджа столицы. Для их решения Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы разработал комплекс мер по созданию единой информационной системы на основе планов, разработанных отдельными органами исполнительной власти города Москвы. Указанная система должна стать основой для рекламно - информационного сопровождения особо значимых городских мероприятий средствами наружной рекламы и информации, электронными и печатными средствами массовой информации. Кроме того, развитие Москвы как современного города, обладающего собственным неповторимым образом, обуславливает необходимость внедрения современных конструкций и применения передовых технологий, подчеркивающих красоту столицы. В этих целях предполагается разработка и реализация программ праздничного и тематического, а также проектов художественно-светового оформления территорий города Москвы. Наряду с украшением исторического центра города, внимание будет сосредоточено на оформлении других районов Москвы, в том числе и районов массовой жилой застройки. В то же время рост качества эстетической составляющей объектов наружной рекламы и информации, а также элементов праздничного оформления не отразится на их безопасности. Объективный рост требований к безопасности обуславливает продолжение работы в данном направлении, что отражено в комплексе мер по совершенствованию регулирующей и контролирующей деятельности Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы в сфере безопасности наружной рекламы и информации и элементов праздничного оформления. Направлением работы станет дальнейшая практика регулярной комплексной проверки технической и электрической безопасности объектов наружной рекламы и элементов праздничного оформления, создание службы оперативного реагирования и мониторинга состояния рекламных конструкций, анализ действующих методических документов, определяющих порядок проектирования и технической экспертизы объектов наружной рекламы и оформления, совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы, разработка и введение в действие технических условий и технического паспорта на конструкции и их электроустановки, разработка технических требований к производству типовых рекламных конструкций. В результате развития комплексной системы обеспечения безопасности будет сформирована система постоянного и комплексного контроля за техническим состоянием объектов наружной рекламы и информации, обеспечена надежность конструкций и элементов наружной рекламы и праздничного оформления. Масштабность стоящих перед Правительством Москвы задач свидетельствует о целесообразности привлечения внебюджетных средств в развитие систем наружного информационного обеспечения, праздничного и тематического оформления города. Главным образом, эти средства будут использованы для внедрения современных технологий. Реализация Программы в сфере наружной рекламы будет базироваться на собственном богатом опыте Москвы, а также на основе международного и межрегионального взаимодействия в области рекламы, информации и оформления. Подобное сотрудничество создаст мощную платформу для эффективного регулирования отрасли в Москве. С другой стороны, развитие взаимодействия является фактором укрепления лидирующей роли Москвы как города, обладающего наибольшим опытом реформирования сферы наружной рекламы, информации и оформления. Помимо использования опыта зарубежных государств и субъектов Российской Федерации, данное взаимодействие будет способствовать привлечению международных и региональных партнеров в экономику города в результате формирования благоприятного имиджа города Москвы. Успешное функционирование столичной отрасли наружной рекламы и информации невозможно без существования соответствующей нормативно - правовой базы, позволяющей в максимальной степени использовать ресурсы совершенствования отрасли. В настоящее время Правительством Москвы ведется активная работа по совершенствованию нормативной правовой базы федерального и регионального уровней. В первую очередь, актуальным является дальнейшее развитие благоприятных условий для работы добросовестных компаний, внедрения практики социальной ответственности и пресечения нарушений законодательства. В этой связи основными направлениями законотворческой деятельности должна стать подготовка предложений по внесению изменений в Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38 "О рекламе", разработка проектов города Москвы, определяющих особенности размещения объектов наружной рекламы и информации на имуществе города Москвы, а также регулирующих процедуру демонтажа объектов наружной рекламы и информации, размещенных на территории города Москвы с нарушением установленного порядка, и процедуру взыскания задолженности за размещение наружной рекламы на имуществе города Москвы. Отдельного внимания требует совершенствование правовой базы города Москвы в области регламентации проведения рекламных акций на территории города Москвы. Реализация обозначенных задач, а также выработка новых приоритетов будут отражать современные реалии столицы. Тенденции времени не позволяют органам власти работать в отрыве от актуальных событий и процессов социально-экономического и общественно - политического характера. В условиях рыночной среды, предполагающей первостепенное значение потребителя, а не поставщика услуг, Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы строит свою работу с учетом современных методов рекламной деятельности. Размещение наружной рекламы и информации будет строиться на основе медиапланирования - маркетингового инструмента, позволяющего управлять эффективностью рекламы, знать ее медиапараметры, доносить рекламное сообщение до потребителей. Медиапланирование будет включать в себя формирование и реализацию стратегии использования не только наружной рекламы и информации, но и других коммуникационных ресурсов. Основными направлениями деятельности станут маркетинговые исследования по основным секторам рекламного рынка, исследования эффективности и популярности отдельных носителей рекламы. В первую очередь, это позволит максимально полно использовать возможности социальной рекламы и информации, а также повысить толерантность граждан к коммерческой рекламе. Другим важнейшим инструментом повышения качества функционирования наружной рекламы и информации станет изучение тенденций развития отрасли и происходящих в ней процессов. Предполагаемые направления развития сферы наружной рекламы, информации и оформления будут базироваться на комплексном анализе отрасли, действий ее основных участников, интересов потребителей (граждан). Центральным инструментом реализации этой задачи станет проведение социологических, маркетинговых исследований рынка наружной рекламы, информации и оформления, а также изучение информационного поля по вопросам развития отрасли. Данный анализ будет проводиться на постоянной основе и позволит одновременно решать две основополагающие задачи: оценивать качество работы уполномоченных ведомств и организаций, участников рекламного бизнеса, а также определять обоснованность проводимой политики, с одной стороны, и получать информацию о необходимых направлениях деятельности в дальнейшем. Так, будут проводиться социологические исследования рекламноинформационных кампаний, изучение их результативности, эффективности воздействия на аудиторию, степени их влияния на поведение и ценностные установки граждан. Все это позволит корректировать направления политики в сфере наружной рекламы и информации. Важнейшим инструментом изучения вопросов развития отрасли и восприятия общественным сознанием деятельности столичного руководства станет мониторинг информационного пространства. Рекламно-информационные кампании будут планироваться и реализовываться на качественно новой основе, с учетом "обратной связи". В результате более эффективной работы Правительства Москвы по освещению направлений собственной деятельности должны быть решены задачи увеличения доли информированности населения о деятельности органов государственной власти Москвы и укрепления доверия граждан к их информационной политике. Наряду с анализом содержательного наполнения рекламных кампаний планируется изучать восприятие жителями и гостями города внешнего вида объектов наружной рекламы и информации, тематического и праздничного оформления. Благодаря оперативному получению информации об отношении граждан к программам, реализуемым в данной сфере, будет создаваться облик города, в максимальной степени привлекательный для его жителей. Раздел 2. Основные цели Программы, оценка социальных и экономических результатов реализации Программы Основной целью Программы является системное и сбалансированное развитие рекламы, информации и оформления города Москвы, в том числе: - наиболее полное удовлетворение потребностей жителей столицы в получении качественной, достоверной информации о программах и планах Правительства Москвы, Московской городской Думы; - повышение взаимодействия и координация городских структур в развитии информационно-рекламного пространства; - укрепление доверия граждан к информационной политике органов государственной власти города Москвы, повышение их авторитета и поддержание позитивного имиджа столицы; - создание единой централизованной системы размещения на установленных в городе видеоэкранах экстренной информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты от них; - обеспечение дальнейшего комплексного развития наружной рекламы, информации, праздничного и тематического развития города Москвы; - совершенствование нормативной правовой базы рекламной и информационной деятельности. Достижение данных целей предполагает реализацию комплекса следующих задач: 1. Создание комплексной системы информирования населения о деятельности органов государственной власти города Москвы по освещению социально значимых городских программ, мероприятий общественно - политической, экономической, культурной, спортивной жизни города Москвы в рекламных блоках печатных средствах массовой информации, на радио, телевидении, в Интернете, на объектах наружной рекламы и информации с использованием современных информационно-коммуникационных средств. 2. Оптимизация освоения рекламного пространства города Москвы. 3. Совершенствование системы контроля в области технического состояния объектов наружной рекламы, информации, праздничного и тематического оформления города. 4. Создание скоординированной системы управления информационно - рекламным пространством на всех уровнях исполнительной власти города Москвы с использованием современных информационных технологий. 5. Повышение художественно-эстетического уровня праздничного, тематического и светового оформления территорий города Москвы. 6. Использование механизмов внебюджетного финансирования в реализации программных мероприятий. 7. Дальнейшее развитие и укрепление межрегиональных и международных связей Москвы в рекламно-информационной сфере, выведение межрегионального сотрудничества на более качественный организационно - технологический уровень. 8. Законотворческое и нормативно-правовое обеспечение рекламно - информационной деятельности. 9. Реализация планов рекламно-информационных кампаний социальной направленности. Для осуществления контроля за решением задачи создания единой комплексной системы информирования населения о деятельности органов государственной власти города Москвы по освещению социально значимых городских программ, мероприятий общественно-политической, экономической, культурной, спортивной жизни столицы в рекламных блоках печатных средствах массовой информации, на радио, телевидении, в Интернете, на объектах наружной рекламы и информации с использованием современных информационно-коммуникационных средств предполагается использовать следующие целевые индикаторы: Таблица ---------------------------------------------------------------------- Приводится в подлиннике. Для осуществления контроля за решением задачи реализации планов рекламно-информационных кампаний социальной направленности предполагается использовать следующие основные индикаторы: Таблица ---------------------------------------------------------------------- Приводится в подлиннике. Раздел 3. Перечень мероприятий Программы Таблица ---------------------------------------------------------------------- Приводится в подлиннике. Раздел 4. Обоснование источников и объемов финансового обеспечения Программы Таблица ---------------------------------------------------------------------- Приводится в подлиннике. Основные программные мероприятия осуществляются за счет средств бюджета города, направляемых на реализацию Программы, и привлеченных внебюджетных средств. Стабильно возрастающие поступления средств в городской бюджет от установки объектов наружной рекламы и информации позволяют говорить о наличии значительного потенциала для реформирования отрасли, в то же время масштабность стоящих задач свидетельствует о целесообразности привлечения внебюджетных средств в развитие систем наружного информационного обеспечения, праздничного и рекламно-информационного оформления города. Общий объем финансирования Программы составляет: Таблица ---------------------------------------------------------------------- Приводится в подлиннике. Объем финансирования работ по годам реализации Программы уточняется при формировании проекта бюджета города Москвы на соответствующий год. Направления использования средств бюджета города Москвы и внебюджетных средств для реализации Программы: Таблица ---------------------------------------------------------------------- Приводится в подлиннике. Направления использования средств бюджета города Москвы для реализации программы в разрезе кодов бюджетной классификации. ---------------------------------------------------------------------- Приводится в подлиннике. Раздел 5. Оценка внешних условий и сценарии хода реализации Программы Основными условиями и факторами, влияющими на ход реализации Программы, являются: - условия развития экономики Российской Федерации; - условия социально-экономического развития города Москвы; - внутренние условия развития рынка рекламы в Российской Федерации и городе Москве. Одним из факторов, влияющих на условия развития экономики Российской Федерации, является действующее федеральное законодательство, определяющее правила функционирования и направления развития рекламной отрасли. Существующие пробелы и недостатки в федеральном законодательстве, регулирующем сферу рекламы, ограничивают степень влияния уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы, призванных осуществлять координацию деятельности и контроль за распространением рекламы на территории города. Реализация положений Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ повлечет упразднение с 1 января 2008 года целевых бюджетных фондов, средства которых будут консолидированы в "традиционный" бюджет. В связи с тем, что Программа содержит проекты, предусматривающие их реализацию путем привлечения внебюджетных источников финансирования, важным фактором, влияющим на вектор экономического развития, является инвестиционная привлекательность рекламной отрасли. В случае ужесточения инвестиционного климата путем внесения изменений в федеральное законодательство и возникновения негативных тенденций в его правоприменительной практике возможно уменьшение объемов планируемых к привлечению внебюджетных средств. При таком сценарии развития Программа будет скорректирована по количественным показателям инвестиционных проектов в сторону уменьшения. В свою очередь, фактором, влияющим на условия социально - экономического развития города Москвы, является московское законодательство и система нормативных правовых актов города Москвы. В условиях отмены с 1 января 2008 г. положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в части функционирования целевых бюджетных фондов необходимо определить порядок расходования средств целевых бюджетных фондов, исходя из обеспечения финансовыми ресурсами закрепленных за соответствующими органами исполнительной власти города Москвы полномочий. Положения, закрепленные в порядке расходования средств целевых бюджетных фондов, могут повлиять на объемы бюджетных средств, привлекаемых для реализации программных мероприятий. В случае снижения объемов выделяемых на реализацию Программы бюджетных средств она будет скорректирована по количественным показателям составляющих ее проектов в сторону уменьшения. Необходимы формирование и постоянная актуализация нормативной правовой базы, регламентирующей весь спектр правоотношений органов государственной власти города Москвы и участников рекламного рынка. Несвоевременная и некачественная разработка и принятие нормативных правовых актов, регулирующих рекламную отрасль в Москве, пробелы и недостатки в правовой базе могут ограничить область возможных мер, предусматриваемых Программой, а также снизить темпы реализации содержащихся в Программе проектов (мероприятий). Строгое соблюдение законодательства и нормативных правовых актов будет способствовать ускорению сроков выполнения мероприятий Программы, а также повышению степени эффективности реализуемых мероприятий. Мероприятия, представленные в настоящей Программе, соответствуют наиболее вероятному (умеренно оптимистическому) сценарию развития рекламной отрасли города Москвы. Предусматриваемые программные мероприятия обеспечивают возможность достижения целевых социально-экономических показателей Программы в рамках входящих в нее 10 сбалансированных проектов. При существенных изменениях факторов развития отрасли предусматривается соответствующая корректировка Программы в рамках создаваемого механизма ее управления. Прогнозирование рынка наружной рекламы Москвы может быть выполнено двумя способами - исходя из общеотраслевых показателей и методом экстраполяции. Оба способа дополняют друг друга. Таблица 1 Оборот рекламного рынка России в 1996-2006 гг. ----------------------------------------------------------------------------- | | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |----------|-------|------|--------|-------|-------|-------|-------|--------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |----------|-------|------|--------|-------|-------|-------|-------|--------| | Рынок | | | | | | | | | | рекламы | 43,9 | 70,1 | 90,0 | 113,0 | 142,2 | 176,4 | 219,5 | 269,2 | | (млрд. | | | | | | | | | | руб.) | | | | | | | | | |----------|-------|------|--------|-------|-------|-------|-------|--------| | Доля | 18,2 | 17,8 | 18,1 | 18,1 | 18,1 | 18,2 | 18,4 | 17,0 | | наружной | | | | | | | | | | рекламы | | | | | | | | | | (%) | | | | | | | | | |----------|-------|------|--------|-------|-------|-------|-------|--------| | Рынок | 8,0 | 12,5 | 16,3 | 20,5 | 25,7 | 32,1 | 40,4 | 45,9 | | наружной | | | | | | | | | | рекламы | | | | | | | | | | (млрд. | | | | | | | | | | руб.)* | | | | | | | | | |----------|-------|------|--------|-------|-------|-------|-------|--------| | Темпы | 66,7 | 56,3 | 30,4 | 25,8 | 25,4 | 24,9 | 25,9 | 13,5 | | роста (%)| | | | | | | | | |----------|-------|------|--------|-------|-------|-------|-------|--------| | Доля | 60,4 | 58,2 | 54,9 | 55,7 | 52,3 | 53,5 | 51,8 | 51,8 | | Москвы | | | | | | | | | | (%) | | | | | | | | | |----------|-------|------|--------|-------|-------|-------|-------|--------| | Рынок | 4,8 | 7,3 | 8,9 | 11,4 | 13,4 | 17,2 | 20,9 | 23,7 | | наружной | | | | | | | | | | рекламы | | | | | | | | | | в Москве | | | | | | | | | | (млрд. | | | | | | | | | | руб.)* | | | | | | | | | |----------|-------|------|--------|-------|-------|-------|-------|--------| | Темпы | 60,0 | 50,6 | 22,9 | 27,7 | 17,6 | 27,8 | 21,9 | 13,5 | | роста (%)| | | | | | | | | ----------------------------------------------------------------------------- (*) Включая все виды наружной рекламы, в том числе в метрополитене, наземном транспорте и нестандартных стационарных конструкциях. При прогнозировании развития рынка наружной рекламы в Москве исходя из общеотраслевых тенденций необходимо оперировать несколькими основными прогнозными показателями: - оборот отечественного рынка рекламы; - доля "наружки" на рынке рекламы; - доля Москвы на рынке наружной рекламы. Закономерности развития в 2001-2008 гг. - при росте оборота рынка доля Москвы снижается за счет более динамичного развития регионов. В 2007-2008 гг. доля столицы стабилизировалась за счет исчерпания регионами потенциала экстенсивного роста наружной рекламы. Наблюдалось также постепенное затухание темпов роста наружной рекламы, как в Москве, так и в целом по стране. Стабилизация темпов роста в 2004-2007 гг. можно рассматривать как временное явление, обусловленное общим ростом спроса на рекламу. Кризис, начавшийся в 2008 году, выход из которого ожидается, согласно оптимистическому прогнозу, в 2010 году, а согласно пессимистическому - не ранее 2011 года, внес значительные коррективы в развитие рекламного рынка: - наружная реклама испытала более глубокое падение, чем рекламный рынок в целом, что сократило ее долю; - сокращение объемов наружной рекламы в Москве было более существенным, чем в среднем по России, что обусловлено более значительным падением цен в столице; - коммерческая загрузка рекламоносителей в Москве ниже, чем в регионах, хотя до кризиса всегда была выше. Таблица 2 Прогноз развития рынка наружной рекламы (ZenithOptimedia, октябрь 2009) ------------------------------------------------------------------------ | | 2008 | 2009 | 2009 | | | |оптимистический| пессимистический| |----------------------------|-------|---------------|-----------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |----------------------------|-------|---------------|-----------------| | Рынок рекламы (млрд.руб.) | 267,0 | 202,9 | 192,5 | |----------------------------|-------|---------------|-----------------| | Темпы роста | 17% | -24% | -28% | |----------------------------|-------|---------------|-----------------| | Доля наружной рекламы | 17,2% | 15,8% | 15,5% | |----------------------------|-------|---------------|-----------------| | Рынок наружной рекламы | | | | | (млрд.руб.) | 45,8 | 32,1 | 29,8 | |----------------------------|-------|---------------|-----------------| | Темпы роста | 13% | -30% | -35% | ------------------------------------------------------------------------ Все прогнозы предусматривают значительное сокращение объемов рекламного рынка России в 2009 году, различается только предполагаемая глубина падения. Также все прогнозы сходятся на том, что сокращение объемов наружной рекламы будет значительным, чем рекламного рынка в целом. По прогнозу ZenithOptimedia, сокращение рекламного рынка составит в 2009 году от 24% до 28% (соответственно, оптимистический и пессимистический сценарий), при сокращении наружной рекламы от 30% до 35%. Итоги первых трех кварталов 2009 года свидетельствуют, что глубина падения рекламного рынка в целом и наружной рекламы в том числе, будет еще более значительной. По предварительном данным, за январь-сентябрь 2009 года, объем рынка наружной рекламы сократился на 42% относительно аналогичного периода прошлого года. Цифры за четвертый квартал будут лучше, благодаря сравнению с "кризисным" четвертым кварталом 2008 года и некоторым признакам оживления на рынке наружной рекламы, но в целом по 2009 году сокращение составит не менее 40%. Кризис значительно сократил горизонт прогнозирования. Основной тернд развития рекламного рынка - восстановление или дальнейший спад, не может быть определен. На 2010 год необходимо рассматривать два сценария, один из которых предусматривает положительную, а другой - отрицательную динамику рынка. Таблица 3 Оптимистический прогноз развития рынка наружной рекламы в 2009-2010 гг. ("ЭСПАР-Аналитик") ---------------------------------------------------------------------- | | 2008 | 2009 | 2010 | |-------------------------|--------------|----------|----------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |-------------------------|--------------|----------|----------------| | Доля наружной рекламы | 17,0% | 13,8% | 13,6% | |-------------------------|--------------|----------|----------------| | Рынок наружной рекламы | 45,9 | 27,5 | 30,0 | | (млрд.руб.) | | | | |-------------------------|--------------|----------|----------------| | Темпы роста | 13,5% | -40,0% | 9,1% | |-------------------------|--------------|----------|----------------| | Доля Москвы | 51,8% | 50,0% | 51,0% | |-------------------------|--------------|----------|----------------| | Рынок наружной рекламы | 23,7 | 13,8 | 15,3 | | в Москве (млрд.руб.)* | | | | |-------------------------|--------------|----------|----------------| | Темпы роста в Москве | 13,5% | -42,1% | 11,3% | |-------------------------|--------------|----------|----------------| | Доля Москвы | 50,8% | 50% | 49% | 47% | 46% | ---------------------------------------------------------------------- (*) Включая все виды наружной рекламы, в том числе в метрополитене, наземном транспорте и нестандартных стационарных конструкциях. Согласно оптимистическому прогнозу, предполагается, что дно падения рекламного рынка достигнуто и в четвертом квартале 2009 года дальнейшего сокращения рекламного рынка не произойдет, а в 2010 году начнется выход из кризиса. Это выразится в устойчивой положительной динамике рекламного рынка во втором полугодии 2010 года, хотя восстановление рынка после спада будет проходить гораздо более медленно, чем после кризиса 1998-1999 гг. Рынок наружной рекламы в 2009 году сократится примерно на 40% по сравнению с 2008 годом, в Москве, в силу большего падения цен - на 42%. Предполагается, что цены на размещение рекламы достигли минимума, определенного рентабельностью операторов. Постпенное восстановление цен по мере выхода из кризиса станет одним из существенных факторов роста в 2010 году. В Москве, где цены сократились в наибольшей степени, их восстановление в 2010 году обеспечит опережающий рост столичного рынка наружной рекламы, по сравнению с регионами. Достачно бысрый выход из кризиса позволит избежать банкротства операторов и массового демонтажа рекламного инвентаря,обусловленного экономическими причинами. В тоже время, даже оптимистический сценарий предусматривает на 2010 год лишь незначительное восстановление рынка. Достижение докризисных показателей отодвигается на более отдаленную перспективу. Пессимистический прогноз строится на основе более глубокого спада в наружной рекламе в 2009 году и отрицательной динамики рекламного рынка в целом в 2010 году. Таблица 4 Пессимистический прогноз развития рынка наружной рекламы в 2009-2010 гг. ("ЭСПАР-Аналитик") ---------------------------------------------------------------------- | | 2008 | 2009 | 2010 | |----------------------------|----------|-----------|----------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |----------------------------|----------|-----------|----------------| | Доля наружной рекламы | 17,0% | 12,5% | 12,5% | |----------------------------|----------|-----------|----------------| | Рынок наружной рекламы | 45.9 | 25,0 | 22,5 | | (млрд.руб.) | | | | |----------------------------|----------|-----------|----------------| | Темпы роста | 13,5% | -45,5% | -10,0% | |----------------------------|----------|-----------|----------------| | Доля Москвы | 51,8% | 50,0% | 49,0% | |----------------------------|----------|-----------|----------------| | Рынок наружной рекламы | 23,7 | 12,5 | 11,0 | | в Москве (млрд.руб.)* | | | | |----------------------------|----------|-----------|----------------| | Темпы роста в Москве | 13,5% | -47,3% | -11,8% | ---------------------------------------------------------------------- (*) Включая все виды наружной рекламы, в том числе в метрополитене, наземном транспорте и нестандартных стационарных конструкциях. Согласно пессимистическому прогнозу, ожидается падение объемов рынка наружной рекламы в четвертом квартале 2009 года. Хотя некоторое увеличение активности рекламодателей в конце года увеличит коммерческуб загрузку, это будет сопровождаться некоторым снижением цен. Предполагается, что снижение ставки арендных платежей в Москве и в ряде других городов, создало потенциал для нового снижения цен на услуги наружной рекламы, которой будет реализован до конца года. В этом случае, падение объемов наружной рекламы в Москве превысит 50% по сравнению с 2008 годом. В 2010 году, на фоне сокращения рекламного рынка в целом, наружная реклама сохранит прежние объемы, благодаря повышению активности рекламодателей, стимулированной низкими ценами. В первую очередь этот процент затронет регионы. В Москве динамика рынка наружной рекламы будет хуже средней по рынку из-за меньшей активности рекламдателей и экономически обусловленного демонтажа части рекламного инвентаря. Объемы наружной рекламы в Москве сократятся более чем в два раза по сравнению с 2008 годом. В обоих сценариях, доля наружной рекламы в 2010 году сократится до 12,5 - 14% и вполне возможно сохранится на этом или близком уровне и после кризиса. Таким образом, можно сделать следующие выводы: - в 2009 году спад в наружной рекламе Москвы составит 42-47%, что выше, чем в среднем по России (40-45%); - ключевой фактор падения объемов рынка - снижение цен; - динамика цен будет определять движение столичного рынка наружной рекламы в четвертом квартале 2009 года и в 2010 году; - восстановление рынка наружной рекламы в докризисных объемах может занять несколько лет; - доля наружной рекламы на медиарынке сократилась, по всей видимости, уже безвозвратно. Список аббревиатур, применяемых в Программе ---------------------------------------------------------------------- | NN | Аббревиатура | Значение | | п/п | | | |-----|----------------|---------------------------------------------| | 1. | ОНРИ | Объект наружной рекламы и информации | |-----|----------------|---------------------------------------------| | 2. | ЦАО | Центральный административный округ | |-----|----------------|---------------------------------------------| | 3. | АИС | Автоматизированная информационная система | |-----|----------------|---------------------------------------------| | 4. | СМИ | Средства массовой информации | |-----|----------------|---------------------------------------------| | 5. | ТЭО | Технико-экономическое обоснование | |-----|----------------|---------------------------------------------| | 6. | ОАТИ | Объединение административно-технических | | | | инспекций города Москвы | ---------------------------------------------------------------------- Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 18 мая 2010 года N 413-ПП Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 12 февраля 2008 года N 111-ПП Объемы средств на исполнение расходного обязательства по программе "Городская целевая программа развития рекламы, информации и оформления города Москвы на 2008-2010 гг." (тыс.рублей) ------------------------------------------------------------------ | Плановый период | | (Среднесрочный финансовый план) | |----------------------------------------------------------------| | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |-------------------------|---------------------|----------------| | 1067684,0 | 393450,0 | 292200,0 | ------------------------------------------------------------------ |