ОРГАНИЗАЦИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩАЯ ОПТОВУЮ ТОРГОВЛЮ КАМЕННЫМ УГЛЕМ, ВЫПЛАЧИВАЕТ КОМПЕНСАЦИЮ РАБОТНИКУ ЗА ПРОЕЗД НА ТАКСИ В МЕСТЕ КОМАНДИРОВКИ В СВЯЗИ С НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ ПРОЕЗДА ОБЩЕСТВЕННЫМ ТРАНСПОРТОМ (ОТ ГОСТИНИЦЫ ДО УГОЛЬНОГО РАЗРЕЗА). УЧИТЫВАЮТСЯ ЛИ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ РАСХОДЫ НА ТАКУЮ КОМПЕНСАЦИЮ? ПРИ ЭТОМ НИ ТРУДОВЫМ, НИ КОЛЛЕКТИВНЫМ ДОГОВОРАМИ ДАННАЯ КОМПЕНСАЦИЯ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА. ОНА УСТАНОВЛЕНА ВНУТРЕННИМ НОРМАТИВНЫМ АКТОМ. ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 30 декабря 2009 г. N 16-15/139297 (Д) Согласно ст. 166 ТК РФ служебной командировкой признается поездка по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. В ст. 168 ТК РФ предусмотрено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), и иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом на основании ст. 252 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных, экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ) при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Вместе с тем обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Учитывая, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Учитывая принцип свободы экономической деятельности, налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность (ст. 8 Конституции РФ). Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П. Таким образом, уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на сумму расходов, связанных с оплатой проезда командированного работника на такси, возможно только при условии их документального подтверждения и экономической обоснованности. При этом обязанность проверки экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов возложена на налоговые органы. Основание: Письма Минфина России от 27.08.2009 N 03-03-06/2/162, от 31.07.2009 N 03-03-06/1/505, от 22.05.2009 N 03-03-06/1/339 и от 19.12.2007 N 03-03-06/4/880. Заместитель руководителя Управления советник государственной гражданской службы РФ 1 класса А.Н.ЧУГУНОВА 30 декабря 2009 г. N 16-15/139297 |