ТСЖ, ПРИМЕНЯЮЩЕЕ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ЗАРЕГИСТРИРОВАНО НА ОСНОВАНИИ П. 1 СТ. 139 ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РФ В СТРОЯЩЕМСЯ ЖИЛОМ КОМПЛЕКСЕ. ОДНОЙ ИЗ ЦЕЛЕЙ СОЗДАНИЯ ТСЖ ЯВЛЯЕТСЯ КОНТРОЛЬ ЗА ЗАВЕРШЕНИЕМ СТРОИТЕЛЬСТВА. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ДАТА СДАЧИ ДОМА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ НЕИЗВЕСТНА, ПРИ ЭТОМ ПРАВЛЕНИЕ ТСЖ ПРИНЯЛО РЕШЕНИЕ О СБОРЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ С БУДУЩИХ СОБСТВЕННИКОВ КВАРТИР, А НЕ ТОЛЬКО С ЧЛЕНОВ ТСЖ В ВИДЕ ЦЕЛЕВОГО ВЗНОСА НА ВРЕМЯ ДОСТРОЙКИ. ОБЯЗАНО ЛИ ТСЖ ВКЛЮЧАТЬ В НАЛОГОВУЮ БАЗУ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ ЕДИНОГО НАЛОГА ВСЮ СУММУ СОБРАННЫХ ВЗНОСОВ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 29 декабря 2009 г. N 16-15/138777 (Д) В соответствии с п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Если некоммерческие организации, в том числе созданные в форме ТСЖ, выполняют условия, установленные в гл. 26.2 НК РФ, то на основании ст. 346.12 Налогового кодекса РФ ТСЖ вправе применять упрощенную систему налогообложения и уплачивать единый налог. Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают: - доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ; - внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. При этом доходы, предусмотренные в ст. 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются. Так, в п. 2 ст. 251 НК РФ установлено, что целевыми, не учитываемыми при формировании налоговой базы, признаются только вступительные, членские и паевые взносы в некоммерческие организации. На основании пп. 2 и 3 п. 1 ст. 137 Жилищного кодекса РФ ТСЖ вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные законодательством и уставом товарищества цели. Также ТСЖ вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Структура обязательных платежей (плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме) определена в ст. 154 Жилищного кодекса РФ. Таким образом, собственники жилых помещений ответственны за содержание данного помещения, а если помещение является квартирой, то общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Собственник комнаты в коммунальной квартире несет также ответственность за содержание общего имущества собственников комнат в такой квартире. В связи с этим денежные средства, использованные некоммерческой организацией, применяющей УСН, по целевому назначению, не учитываются при определении налоговой базы по единому налогу. Однако на основании пп. 5 п. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника жилого помещения наступает лишь с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Согласно ст. 16 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) право собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Законом N 214-ФЗ. Основанием для государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства являются документы, подтверждающие факт его постройки (создания), - разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства. Обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства. Это предоставляет участнику долевого строительства право фактически владеть и пользоваться объектом долевого строительства, а после государственной регистрации права собственности - распоряжаться данным объектом (п. 1 ст. 12 Закона N 214-ФЗ). Таким образом, обязанность оплачивать коммунальные услуги возникает только после подписания передаточного акта и государственной регистрации права собственности либо после подписания передаточного акта. Согласно ст. 152 Жилищного кодекса РФ для достижения целей, предусмотренных уставом, ТСЖ вправе заниматься следующими видами хозяйственной деятельности: - обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом недвижимого имущества в многоквартирном доме; - строительством дополнительных помещений и объектов общего имущества; - сдачей в аренду или внаем части общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, деятельность ТСЖ по контролю над завершением строительства здания не является основной, поэтому не подтверждает целевой характер сборов денежных средств с будущих собственников квартир. Следовательно, полученные денежные средства учитываются в доходах ТСЖ на основании ст. 346.15 НК РФ. Заместитель руководителя Управления советник государственной гражданской службы РФ 1 класса А.Н.ЧУГУНОВА 29 декабря 2009 г. N 16-15/138777 |