ТСЖ, ПРИМЕНЯЮЩЕЕ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ЗАРЕГИСТРИРОВАНО НА ОСНОВАНИИ П. 1 СТ. 139 ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РФ В СТРОЯЩЕМСЯ ЖИЛОМ КОМПЛЕКСЕ. ОДНОЙ ИЗ ЦЕЛЕЙ СОЗДАНИЯ ТСЖ ЯВЛЯЕТСЯ КОНТРОЛЬ ЗА ЗАВЕРШЕНИЕМ СТРОИТЕЛЬСТВА. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ДАТА СДАЧИ. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 29.12.09 16-15/138777

         ТСЖ, ПРИМЕНЯЮЩЕЕ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ,
         ЗАРЕГИСТРИРОВАНО НА ОСНОВАНИИ П. 1 СТ. 139 ЖИЛИЩНОГО
          КОДЕКСА РФ В СТРОЯЩЕМСЯ ЖИЛОМ КОМПЛЕКСЕ. ОДНОЙ ИЗ
         ЦЕЛЕЙ СОЗДАНИЯ ТСЖ ЯВЛЯЕТСЯ КОНТРОЛЬ ЗА ЗАВЕРШЕНИЕМ
          СТРОИТЕЛЬСТВА. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ДАТА СДАЧИ ДОМА В
           ЭКСПЛУАТАЦИЮ НЕИЗВЕСТНА, ПРИ ЭТОМ ПРАВЛЕНИЕ ТСЖ
          ПРИНЯЛО РЕШЕНИЕ О СБОРЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ С БУДУЩИХ
        СОБСТВЕННИКОВ КВАРТИР, А НЕ ТОЛЬКО С ЧЛЕНОВ ТСЖ В ВИДЕ
          ЦЕЛЕВОГО ВЗНОСА НА ВРЕМЯ ДОСТРОЙКИ. ОБЯЗАНО ЛИ ТСЖ
           ВКЛЮЧАТЬ В НАЛОГОВУЮ БАЗУ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ ЕДИНОГО
                 НАЛОГА ВСЮ СУММУ СОБРАННЫХ ВЗНОСОВ?

                                ПИСЬМО
    
               УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
                             ПО Г. МОСКВЕ
                                   
                          29 декабря 2009 г. 
                            N 16-15/138777

                                 (Д)
                                   

     В  соответствии с п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса РФ товариществом
собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение
собственников   помещений   в  многоквартирном  доме  для  совместного
управления  комплексом  недвижимого  имущества в многоквартирном доме,
обеспечения  эксплуатации  этого  комплекса, владения, пользования и в
установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом
в многоквартирном доме.
     Если  некоммерческие  организации,  в том числе созданные в форме
ТСЖ,  выполняют  условия,  установленные  в  гл.  26.2  НК  РФ,  то на
основании  ст.  346.12  Налогового  кодекса  РФ  ТСЖ  вправе применять
упрощенную систему налогообложения и уплачивать единый налог.
     Согласно  п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении
объекта налогообложения учитывают:
     - доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК
РФ;
     -  внереализационные  доходы,  определяемые в соответствии со ст.
250 НК РФ.
     При  этом  доходы,  предусмотренные  в  ст.  251 НК РФ, в составе
доходов не учитываются.
     Так,  в  п.  2  ст.  251  НК  РФ  установлено,  что  целевыми, не
учитываемыми   при  формировании  налоговой  базы,  признаются  только
вступительные, членские и паевые взносы в некоммерческие организации.
     На  основании  пп.  2  и  3 п. 1 ст. 137 Жилищного кодекса РФ ТСЖ
вправе  определять  смету  доходов  и  расходов  на  год,  в том числе
необходимые   расходы  на  содержание  и  ремонт  общего  имущества  в
многоквартирном  доме,  затраты  на капитальный ремонт и реконструкцию
многоквартирного  дома,  специальные  взносы  и отчисления в резервный
фонд,  а  также  расходы  на  другие установленные законодательством и
уставом  товарищества  цели.  Также ТСЖ вправе устанавливать на основе
принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей
и  взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в
соответствии  с  его  долей  в  праве  общей  собственности  на  общее
имущество в многоквартирном доме.
     Структура  обязательных  платежей  (плата  за  жилое  помещение и
коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме)
определена в ст. 154 Жилищного кодекса РФ.
     Таким  образом,  собственники  жилых  помещений  ответственны  за
содержание  данного помещения, а если помещение является квартирой, то
общего    имущества    собственников   помещений   в   соответствующем
многоквартирном  доме.  Собственник  комнаты  в  коммунальной квартире
несет   также   ответственность   за   содержание   общего   имущества
собственников комнат в такой квартире.
     В  связи  с этим денежные средства, использованные некоммерческой
организацией,  применяющей УСН, по целевому назначению, не учитываются
при определении налоговой базы по единому налогу.
     Однако  на  основании  пп.  5  п.  2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ
обязанность  по  внесению  оплаты  за  жилое  помещение и коммунальные
услуги  у  собственника  жилого  помещения  наступает  лишь  с момента
возникновения права собственности на жилое помещение.
     Согласно  ст.  16  Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об
участии  в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов
недвижимости  и  о внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской  Федерации"  (далее  -  Закон N 214-ФЗ) право собственности
участника  долевого  строительства  на  объект  долевого строительства
подлежит   государственной   регистрации  в  порядке,  предусмотренном
Федеральным   законом   от  21.07.1997  N  122-ФЗ  "О  государственной
регистрации  прав  на недвижимое имущество и сделок с ним" и Законом N
214-ФЗ.
     Основанием  для  государственной  регистрации права собственности
участника  долевого  строительства  на  объект  долевого строительства
являются  документы,  подтверждающие  факт его постройки (создания), -
разрешение  на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного
объекта   недвижимости,   в  состав  которых  входит  объект  долевого
строительства, и передаточный акт или иной документ о передаче объекта
долевого строительства.
     Обязательства   застройщика   считаются  исполненными  с  момента
подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче
объекта  долевого  строительства. Это предоставляет участнику долевого
строительства   право   фактически  владеть  и  пользоваться  объектом
долевого  строительства,  а  после  государственной  регистрации права
собственности  -  распоряжаться  данным объектом (п. 1 ст. 12 Закона N
214-ФЗ).
     Таким   образом,   обязанность   оплачивать  коммунальные  услуги
возникает только после подписания передаточного акта и государственной
регистрации  права  собственности  либо после подписания передаточного
акта.
     Согласно  ст.  152  Жилищного  кодекса  РФ  для достижения целей,
предусмотренных  уставом,  ТСЖ  вправе  заниматься  следующими  видами
хозяйственной деятельности:
     - обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом недвижимого имущества в
многоквартирном доме;
     -  строительством  дополнительных  помещений  и  объектов  общего
имущества;
     -   сдачей   в   аренду   или  внаем  части  общего  имущества  в
многоквартирном доме.
     Таким  образом,  деятельность  ТСЖ  по  контролю  над завершением
строительства  здания  не  является  основной, поэтому не подтверждает
целевой  характер  сборов  денежных  средств  с  будущих собственников
квартир.  Следовательно,  полученные  денежные  средства учитываются в
доходах ТСЖ на основании ст. 346.15 НК РФ.

Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
                                                          А.Н.ЧУГУНОВА
29 декабря 2009 г. 
N 16-15/138777