ОРГАНИЗАЦИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ РОЗНИЧНУЮ ТОРГОВЛЮ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ И ТОВАРАМИ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ. КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ УБЫТКОВ В ВИДЕ СТОИМОСТИ УНИЧТОЖЕННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ТОВАРОВ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНА. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 30.12.09 16-15/139267

             ОРГАНИЗАЦИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ РОЗНИЧНУЮ ТОРГОВЛЮ
          ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ И ТОВАРАМИ МЕДИЦИНСКОГО
          НАЗНАЧЕНИЯ. КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ
              НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ УБЫТКОВ В ВИДЕ СТОИМОСТИ
             УНИЧТОЖЕННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ТОВАРОВ
          МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ В СВЯЗИ С ИСТЕЧЕНИЕМ СРОКА
           ГОДНОСТИ, А ТАКЖЕ РАСХОДОВ НА ТАКОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ?
    
                                ПИСЬМО
    
               УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
                             ПО Г. МОСКВЕ
                                   
                          30 декабря 2009 г. 
                            N 16-15/139267

                                 (Д)
                                   

     Согласно  положениям  ст.  268  Налогового  кодекса  РФ стоимость
приобретения  товаров  учитывается  в уменьшение доходов от реализации
покупных товаров.
     На основании п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить
полученные  доходы  на  сумму  произведенных  расходов (за исключением
расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
     Расходами    для   целей   налогообложения   прибыли   признаются
обоснованные  и  документально  подтвержденные  затраты  (а в случаях,
предусмотренных  в ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
     Под  обоснованными  расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     Под  документально  подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные    документами,    оформленными    в   соответствии   с
законодательством  РФ, либо документами, оформленными согласно обычаям
делового оборота, применяемым в иностранном государстве, на территории
которого   были   произведены   соответствующие   расходы,   и   (или)
документами,  косвенно  подтверждающими  произведенные  расходы (в том
числе  таможенной  декларацией,  приказом  о  командировке, проездными
документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
     Расходами   признаются   любые   затраты  при  условии,  что  они
произведены  для осуществления деятельности, направленной на получение
дохода.
     При   этом   обоснованность  расходов,  учитываемых  при  расчете
налоговой  базы, оценивается с учетом обстоятельств, свидетельствующих
о  намерениях  организации  получить экономический эффект в результате
реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
     В  соответствии  с  п.  п.  1  и  2 ст. 31 Федерального закона от
22.06.1998  N  86-ФЗ  "О  лекарственных средствах" запрещается продажа
лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с
истекшим сроком годности и фальсифицированных лекарственных средств.
     Лекарственные  средства,  пришедшие  в  негодность, лекарственные
средства с истекшим сроком годности и фальсифицированные лекарственные
средства подлежат уничтожению.
     Кроме  того, согласно п. 4 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1
"О     защите     прав     потребителей"    на    продукты    питания,
парфюмерно-косметические  товары,  медикаменты, товары бытовой химии и
иные   подобные  товары  (работы)  изготовитель  (исполнитель)  обязан
устанавливать  срок  годности  -  период,  по истечении которого товар
(работа) считается непригодным для использования по назначению.
     Продажа  товара  (выполнение  работы) по истечении установленного
срока  годности, а также товара (выполнение работы), на который должен
быть  установлен  срок  годности, но он не установлен, запрещается. Об
этом говорится в п. 5 ст. 5 Закона N 2300-1.
     Таким   образом,  расходы  в  виде  стоимости  приобретенных  для
дальнейшей  реализации  лекарственных  средств  и товаров медицинского
назначения,  подлежащих  уничтожению  в  связи  с  истечением срока их
годности,  а  также расходы, связанные с уничтожением такой продукции,
учитываются   для   целей  налогообложения  прибыли  при  определенном
условии.  А  именно:  данные  расходы должны быть произведены в рамках
предпринимательской  деятельности  и  подтверждены  надлежащим образом
оформленными документами.
     Порядок    уничтожения   лекарственных   средств,   пришедших   в
негодность,   лекарственных  средств  с  истекшим  сроком  годности  и
фальсифицированных  лекарственных  средств  разрабатывается  с  учетом
требований   безопасности   людей,   животных  и  окружающей  среды  и
утверждается  федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию
которого  входит  осуществление  функций  по выработке государственной
политики   и  нормативно-правовому  регулированию  в  сфере  обращения
лекарственных средств. Об этом сказано в п. 3 ст. 31 Закона N 86-ФЗ.
     Так, Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2002 N 382
утверждена  Инструкция  о  порядке  уничтожения лекарственных средств,
пришедших  в  негодность,  лекарственных  средств  с  истекшим  сроком
годности   и   лекарственных   средств,   являющихся   подделками  или
незаконными  копиями  зарегистрированных  в  РФ  лекарственных средств
(далее - Инструкция).
     Уничтожение  лекарственных  средств  осуществляется с соблюдением
обязательных требований нормативных и технических документов по охране
окружающей  среды  и проводится комиссией по уничтожению лекарственных
средств,  создаваемой  органом  исполнительной  власти  субъекта РФ, в
присутствии   собственника   или   владельца   лекарственных  средств,
подлежащих уничтожению. Об этом сказано в п. 6 Инструкции.
     При  уничтожении  лекарственных  средств комиссией по уничтожению
лекарственных средств составляется акт, в котором указываются:
     - дата и место уничтожения;
     -   место   работы,   должность,   фамилия,  имя,  отчество  лиц,
принимавших участие в уничтожении;
     - основание для уничтожения;
     -  сведения  о  наименовании  (с  указанием  лекарственной формы,
дозировки,   единицы  измерения,  серии)  и  количестве  уничтожаемого
лекарственного средства, а также о таре или упаковке;
     - наименование производителя лекарственного средства;
     -   наименование   владельца   или   собственника  лекарственного
средства;
     - способ уничтожения.
     Акт  об  уничтожении  лекарственных  средств  подписывается всеми
членами  комиссии  по  уничтожению лекарственных средств и скрепляется
печатью  предприятия,  которое  осуществило уничтожение лекарственного
средства (п. 9 Инструкции).
     Таким  образом,  лекарственные препараты изымаются из обращения в
установленном  порядке,  направляются  в  организации, имеющие право и
соответствующую   лицензию   на   уничтожение  лекарственных  средств.
Передача   лекарств   на  последующее  уничтожение  осуществляется  на
основании заключенного договора с соблюдением требований нормативных и
технических   документов  по  охране  окружающей  среды  и  проводится
комиссией  по  уничтожению  лекарственных средств, создаваемой органом
исполнительной   власти   субъекта  РФ,  в  присутствии  представителя
аптечного учреждения.
     При   этом   аптечное   учреждение   передает  специализированной
организации  лекарства  на  уничтожение  на основании соответствующего
акта  и  получает  от  данной  организации  счет-фактуру и акт приемки
выполненных работ по уничтожению лекарств.
     Указанные  документы  являются  документами, на основании которых
соответствующие   затраты   отражаются  в  налоговом  учете  аптечного
учреждения.
     Основание: Письмо Минфина России от 08.07.2008 N 03-03-06/1/397.

Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
                                                          А.Н.ЧУГУНОВА
30 декабря 2009 г. 
N 16-15/139267