ФГУ ПРИ НАЛИЧИИ ДОСТАТОЧНОГО ОСТАТКА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА РАСЧЕТНОМ СЧЕТЕ В ОКТЯБРЕ - НОЯБРЕ 1999 Г. ПЕРЕЧИСЛИЛО В БЮДЖЕТ ЧЕРЕЗ ОТДЕЛЕНИЕ БАНКА НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ В СУММЕ 174 785 РУБ. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА СПИСАНЫ БАНКОМ СО СЧЕТА УЧРЕЖДЕНИЯ, ЧТО ПОДТВЕРЖДАЕ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 19.05.10 03-02-07/1-244

        ФГУ ПРИ НАЛИЧИИ ДОСТАТОЧНОГО ОСТАТКА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
            НА РАСЧЕТНОМ СЧЕТЕ В ОКТЯБРЕ - НОЯБРЕ 1999 Г.
         ПЕРЕЧИСЛИЛО В БЮДЖЕТ ЧЕРЕЗ ОТДЕЛЕНИЕ БАНКА НАЛОГОВЫЕ
                     ПЛАТЕЖИ В СУММЕ 174 785 РУБ.
        ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА СПИСАНЫ БАНКОМ СО СЧЕТА УЧРЕЖДЕНИЯ,
           ЧТО ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ ВЫПИСКАМИ С РАСЧЕТНОГО СЧЕТА,
         ОДНАКО НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ НЕ ПРИЗНАЛА ФАКТА УПЛАТЫ
           НАЛОГОВ, ПОСКОЛЬКУ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА В БЮДЖЕТ НЕ
        ПОСТУПИЛИ. ПРИ НАПРАВЛЕНИИ ПЛАТЕЖНЫХ ПОРУЧЕНИЙ В БАНК
        УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕЙСТВОВАЛО ДОБРОСОВЕСТНО, ТАК КАК НЕ ИМЕЛО
                 СВЕДЕНИЙ О ЕГО НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ.
          ИСХОДЯ ИЗ П. 3 СТ. 44 НК РФ ОБЯЗАННОСТЬ ПО УПЛАТЕ
           НАЛОГА И (ИЛИ) СБОРА ПРЕКРАЩАЕТСЯ В ТОМ ЧИСЛЕ С
         УПЛАТОЙ НАЛОГА И (ИЛИ) СБОРА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ ИЛИ
              ПЛАТЕЛЬЩИКОМ СБОРА. СОГЛАСНО СТ. 45 НК РФ
           НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК ОБЯЗАН САМОСТОЯТЕЛЬНО ИСПОЛНИТЬ
              ОБЯЗАННОСТЬ ПО УПЛАТЕ НАЛОГА, ЕСЛИ ИНОЕ НЕ
         ПРЕДУСМОТРЕНО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ.
         ВМЕСТЕ С ТЕМ В СИЛУ П. 3 СТ. 45 НК РФ ОБЯЗАННОСТЬ ПО
        УПЛАТЕ НАЛОГА СЧИТАЕТСЯ ИСПОЛНЕННОЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ
              С МОМЕНТА ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ В БАНК ПОРУЧЕНИЯ НА
         ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ СО
          СЧЕТА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА В БАНКЕ ПРИ НАЛИЧИИ НА НЕМ
           ДОСТАТОЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОСТАТКА НА ДЕНЬ ПЛАТЕЖА.
        ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИЗ ПОЛОЖЕНИЙ СТ. СТ. 44 И 45 НК РФ В ИХ
               СИСТЕМНОЙ СВЯЗИ СЛЕДУЕТ, ЧТО ОБЯЗАННОСТЬ
          НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ПО УПЛАТЕ НАЛОГА ПРЕКРАЩАЕТСЯ С
           МОМЕНТА ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ В БАНК ПОРУЧЕНИЙ НА УПЛАТУ
           СООТВЕТСТВУЮЩЕГО НАЛОГА ПРИ СОБЛЮДЕНИИ УСЛОВИЙ,
         ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. 45 НК РФ, А ТАКЖЕ С УЧЕТОМ ТОГО,
           ЧТО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК В ЭТОЙ СИТУАЦИИ ДЕЙСТВОВАЛ
                            ДОБРОСОВЕСТНО.
         ОДНАКО СОГЛАСНО СТ. 59 НК РФ НЕДОИМКА, ЧИСЛЯЩАЯСЯ ЗА
          ОТДЕЛЬНЫМИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ, ВЗЫСКАНИЕ КОТОРОЙ
         ОКАЗАЛОСЬ НЕВОЗМОЖНЫМ В СИЛУ ПРИЧИН ЭКОНОМИЧЕСКОГО,
          СОЦИАЛЬНОГО ИЛИ ЮРИДИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, ПРИЗНАЕТСЯ
         БЕЗНАДЕЖНОЙ И СПИСЫВАЕТСЯ В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ:
        - ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ - ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ НАЛОГАМ И СБОРАМ;
          - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
             СУБЪЕКТОВ РФ, МЕСТНЫМИ АДМИНИСТРАЦИЯМИ - ПО
                   РЕГИОНАЛЬНЫМ И МЕСТНЫМ НАЛОГАМ.
        ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 12.02.2001 N 100 "О
        ПОРЯДКЕ ПРИЗНАНИЯ БЕЗНАДЕЖНЫМИ К ВЗЫСКАНИЮ И СПИСАНИЯ
            НЕДОИМКИ И ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЯМ И ШТРАФАМ ПО
        ФЕДЕРАЛЬНЫМ НАЛОГАМ И СБОРАМ, А ТАКЖЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО
            СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ
           ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ, НАЧИСЛЕННЫМ ПЕНЯМ И ШТРАФАМ"
          ПРИЗНАЮТСЯ БЕЗНАДЕЖНЫМИ К ВЗЫСКАНИЮ И СПИСЫВАЮТСЯ
           НЕДОИМКА И ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО ПЕНЯМ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ
         НАЛОГАМ И СБОРАМ, А ТАКЖЕ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО СТРАХОВЫМ
          ВЗНОСАМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ
          ФОНДЫ ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ ЛИКВИДАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПУТЕМ
          ПРИЗНАНИЯ ДОЛЖНИКА НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫМ (БАНКРОТОМ) ПО
                      РЕШЕНИЮ АРБИТРАЖНОГО СУДА.
          ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ
         28.04.2007 N 62 "О ПОРЯДКЕ ПРИЗНАНИЯ БЕЗНАДЕЖНЫМИ К
        ВЗЫСКАНИЮ И СПИСАНИЯ НЕДОИМКИ И ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЯМ
        И ШТРАФАМ ПО РЕГИОНАЛЬНЫМ НАЛОГАМ" РЕШЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ
           БЕЗНАДЕЖНОЙ К ВЗЫСКАНИЮ И СПИСАНИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
        ПРИНИМАЕТСЯ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ ПРИ НАЛИЧИИ ДОКУМЕНТОВ,
           ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ
         12.02.2001 N 100 "О ПОРЯДКЕ ПРИЗНАНИЯ БЕЗНАДЕЖНЫМИ К
        ВЗЫСКАНИЮ И СПИСАНИЯ НЕДОИМКИ И ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЯМ
          И ШТРАФАМ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ НАЛОГАМ И СБОРАМ, А ТАКЖЕ
         ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
          СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ, НАЧИСЛЕННЫМ ПЕНЯМ И
           ШТРАФАМ", ТО ЕСТЬ ПО РЕШЕНИЮ АРБИТРАЖНОГО СУДА О
           ЛИКВИДАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПУТЕМ ПРИЗНАНИЯ ДОЛЖНИКА
                     НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫМ (БАНКРОТОМ).
        ПРИЗНАЕТСЯ ЛИ В УКАЗАННОМ СЛУЧАЕ БЕЗНАДЕЖНОЙ НЕДОИМКА
          ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ, ЧИСЛИВШАЯСЯ ЗА ФГУ, УПЛАТА И
        ВЗЫСКАНИЕ КОТОРОЙ ОКАЗАЛИСЬ НЕВОЗМОЖНЫМИ В СИЛУ ПРИЧИН
             ЭКОНОМИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО ИЛИ ЮРИДИЧЕСКОГО
                              ХАРАКТЕРА?

                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                            19 мая 2010 г. 
                           N 03-02-07/1-244

                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо по вопросу о списании недоимки и сообщает следующее.
     В  соответствии  с  п.  1  ст.  59  Налогового кодекса Российской
Федерации   (далее   -  Кодекс)  недоимка,  числящаяся  за  отдельными
налогоплательщиками,   плательщиками  сборов  и  налоговыми  агентами,
уплата  и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин
экономического,  социального  или  юридического  характера, признается
безнадежной  и  списывается по федеральным налогам и сборам в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
     Правила,  предусмотренные  п. 1 ст. 59 Кодекса, на основании п. 2
указанной   статьи   применяются   также   при   списании  безнадежной
задолженности по пеням и штрафам.
     В  целях  реализации  ст.  59  Кодекса  Правительством Российской
Федерации  утверждено  Постановление  от  12.02.2001  N 100 "О порядке
признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности
по   пеням  и  штрафам  по  федеральным  налогам  и  сборам,  а  также
задолженности   по  страховым  взносам  в  государственные  социальные
внебюджетные  фонды,  начисленным  пеням и штрафам", согласно которому
решение  о  признании безнадежной к взысканию и списании задолженности
принимается    в    отношении   ликвидированных   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации организаций.
     Другие   основания   для   списания  числящейся  за  организацией
недоимки,   взыскание  которой  невозможно,  указанным  Постановлением
Правительства Российской Федерации не предусмотрены.
     Решение   о   признании   безнадежной   к  взысканию  и  списании
задолженности   принимается  налоговым  органом  по  месту  нахождения
налогоплательщика  при  наличии  документов,  указанных в п. 4 данного
Постановления.
     Порядок  принятия  решения  о признании безнадежной к взысканию и
списании  задолженности определяется Министерством финансов Российской
Федерации,  а  в  случае,  предусмотренном  в  абз.  3 п. 3 указанного
Постановления  Правительства  Российской  Федерации,  государственными
социальными внебюджетными фондами.
     Минфином  России  утвержден Приказ от 15.06.2005 N 72н "О порядке
принятия  решения  о  признании  безнадежными  к  взысканию и списания
недоимки  и  задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и
сборам,   в  том  числе  по  суммам  налоговых  санкций  за  нарушение
законодательства  Российской  Федерации о налогах и сборах, которые до
введения  в действие Налогового кодекса Российской Федерации взимались
в  бесспорном  порядке  и  по  которым  решение налогового органа было
вынесено  до  1  января  1999  г.,  а также задолженности по страховым
взносам  в  государственные  внебюджетные  фонды Российской Федерации,
числящейся  за  организациями  по  состоянию  на  1  января  2001  г.,
начисленным пеням и штрафам".
     Государственной  Думой Федерального Собрания Российской Федерации
принят  в  первом  чтении  проект  федерального  закона  N 269777-5 "О
внесении  изменений  в  часть  первую  Налогового  кодекса  Российской
Федерации  в  части  урегулирования  задолженности  по уплате налогов,
сборов,   пеней   и   штрафов",  внесенный  Правительством  Российской
Федерации.
     Законопроектом,  в  частности,  предусматривается уточнить ст. 59
Кодекса,  определив  в  ней исчерпывающий перечень оснований признания
недоимки  и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию.
При  этом предполагается установить новое основание признания недоимки
и  задолженности  по  пеням  и  штрафам  безнадежными  к взысканию при
наличии  вступившего  в  силу  решения  суда  об утрате возможности на
взыскание  недоимки,  задолженности  по  пеням  и  штрафам  в  связи с
истечением   установленного   срока   их   взыскания  (отказа  суда  в
восстановлении  пропущенного  срока подачи заявления в суд о взыскании
недоимки, задолженности по пеням и штрафам).
     Вместе  с  тем  представляется  целесообразным  отметить,  что  в
Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N
138-О     указывается,     что     отношения,     возникающие    между
налогоплательщиками   и   кредитными   учреждениями   при   исполнении
последними   платежных   поручений  на  списание  налоговых  платежей,
являются   налоговыми  правоотношениями.  Отношения  же  банка  и  его
клиента,  вытекающие  из  договора  банковского  счета и основанные на
принципе   разумности  и  добросовестности  действий  его  участников,
являются  гражданскими  правоотношениями,  в рамках которых исполнение
банком обязательств по зачислению поступающих на счет клиента денежных
средств  и  их  перечислению  со  счета, а также распоряжение клиентом
находящимися  на его счете денежными средствами, зачисленными банком в
том  числе  при исполнении им собственных обязательств перед клиентом,
могут осуществляться лишь при наличии на корреспондентском счете банка
необходимых  денежных средств. По смыслу положения, содержащегося в п.
7  ст.  3  Кодекса,  в  сфере налоговых отношений действует презумпция
добросовестности      налогоплательщиков.      На     недобросовестных
налогоплательщиков не распространяются те выводы, которые содержатся в
мотивировочной  и  резолютивной  части  Постановления Конституционного
Суда  Российской  Федерации  от  12.10.1998  N  24-П, и принудительное
взыскание   в   установленном   законом   порядке  с  недобросовестных
налогоплательщиков   не  поступивших  в  бюджет  налогов  не  нарушает
конституционные гарантии права частной собственности.
     Закрепленный  в  Постановлении  Конституционного  Суда Российской
Федерации от 12.10.1998 N 24-П подход, допускающий распространение его
правовой   позиции   только   на   добросовестных  налогоплательщиков,
предполагает обязанность налоговых органов доказывать обнаруживающуюся
недобросовестность    налогоплательщиков    и    банков   в   порядке,
установленном Кодексом. Из признания таких банков и налогоплательщиков
недобросовестными  вытекает,  что  на них не распространяется правовая
позиция  Конституционного  Суда Российской Федерации, в соответствии с
которой    конституционная   обязанность   каждого   налогоплательщика
считается  исполненной  в  момент  списания  банком с расчетного счета
налогоплательщика  средств  в уплату налога, поскольку по существу они
от исполнения данной обязанности уклонились.
    
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
19 мая 2010 г. 
N 03-02-07/1-244