ФГУ ПРИ НАЛИЧИИ ДОСТАТОЧНОГО ОСТАТКА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА РАСЧЕТНОМ СЧЕТЕ В ОКТЯБРЕ - НОЯБРЕ 1999 Г. ПЕРЕЧИСЛИЛО В БЮДЖЕТ ЧЕРЕЗ ОТДЕЛЕНИЕ БАНКА НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ В СУММЕ 174 785 РУБ. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА СПИСАНЫ БАНКОМ СО СЧЕТА УЧРЕЖДЕНИЯ, ЧТО ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ ВЫПИСКАМИ С РАСЧЕТНОГО СЧЕТА, ОДНАКО НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ НЕ ПРИЗНАЛА ФАКТА УПЛАТЫ НАЛОГОВ, ПОСКОЛЬКУ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА В БЮДЖЕТ НЕ ПОСТУПИЛИ. ПРИ НАПРАВЛЕНИИ ПЛАТЕЖНЫХ ПОРУЧЕНИЙ В БАНК УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕЙСТВОВАЛО ДОБРОСОВЕСТНО, ТАК КАК НЕ ИМЕЛО СВЕДЕНИЙ О ЕГО НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ. ИСХОДЯ ИЗ П. 3 СТ. 44 НК РФ ОБЯЗАННОСТЬ ПО УПЛАТЕ НАЛОГА И (ИЛИ) СБОРА ПРЕКРАЩАЕТСЯ В ТОМ ЧИСЛЕ С УПЛАТОЙ НАЛОГА И (ИЛИ) СБОРА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ ИЛИ ПЛАТЕЛЬЩИКОМ СБОРА. СОГЛАСНО СТ. 45 НК РФ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК ОБЯЗАН САМОСТОЯТЕЛЬНО ИСПОЛНИТЬ ОБЯЗАННОСТЬ ПО УПЛАТЕ НАЛОГА, ЕСЛИ ИНОЕ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ. ВМЕСТЕ С ТЕМ В СИЛУ П. 3 СТ. 45 НК РФ ОБЯЗАННОСТЬ ПО УПЛАТЕ НАЛОГА СЧИТАЕТСЯ ИСПОЛНЕННОЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ С МОМЕНТА ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ В БАНК ПОРУЧЕНИЯ НА ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ СО СЧЕТА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА В БАНКЕ ПРИ НАЛИЧИИ НА НЕМ ДОСТАТОЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОСТАТКА НА ДЕНЬ ПЛАТЕЖА. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИЗ ПОЛОЖЕНИЙ СТ. СТ. 44 И 45 НК РФ В ИХ СИСТЕМНОЙ СВЯЗИ СЛЕДУЕТ, ЧТО ОБЯЗАННОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ПО УПЛАТЕ НАЛОГА ПРЕКРАЩАЕТСЯ С МОМЕНТА ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ В БАНК ПОРУЧЕНИЙ НА УПЛАТУ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО НАЛОГА ПРИ СОБЛЮДЕНИИ УСЛОВИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. 45 НК РФ, А ТАКЖЕ С УЧЕТОМ ТОГО, ЧТО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК В ЭТОЙ СИТУАЦИИ ДЕЙСТВОВАЛ ДОБРОСОВЕСТНО. ОДНАКО СОГЛАСНО СТ. 59 НК РФ НЕДОИМКА, ЧИСЛЯЩАЯСЯ ЗА ОТДЕЛЬНЫМИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ, ВЗЫСКАНИЕ КОТОРОЙ ОКАЗАЛОСЬ НЕВОЗМОЖНЫМ В СИЛУ ПРИЧИН ЭКОНОМИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО ИЛИ ЮРИДИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, ПРИЗНАЕТСЯ БЕЗНАДЕЖНОЙ И СПИСЫВАЕТСЯ В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ: - ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ - ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ НАЛОГАМ И СБОРАМ; - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ, МЕСТНЫМИ АДМИНИСТРАЦИЯМИ - ПО РЕГИОНАЛЬНЫМ И МЕСТНЫМ НАЛОГАМ. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 12.02.2001 N 100 "О ПОРЯДКЕ ПРИЗНАНИЯ БЕЗНАДЕЖНЫМИ К ВЗЫСКАНИЮ И СПИСАНИЯ НЕДОИМКИ И ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЯМ И ШТРАФАМ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ НАЛОГАМ И СБОРАМ, А ТАКЖЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ, НАЧИСЛЕННЫМ ПЕНЯМ И ШТРАФАМ" ПРИЗНАЮТСЯ БЕЗНАДЕЖНЫМИ К ВЗЫСКАНИЮ И СПИСЫВАЮТСЯ НЕДОИМКА И ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО ПЕНЯМ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ НАЛОГАМ И СБОРАМ, А ТАКЖЕ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ ЛИКВИДАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПУТЕМ ПРИЗНАНИЯ ДОЛЖНИКА НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫМ (БАНКРОТОМ) ПО РЕШЕНИЮ АРБИТРАЖНОГО СУДА. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.04.2007 N 62 "О ПОРЯДКЕ ПРИЗНАНИЯ БЕЗНАДЕЖНЫМИ К ВЗЫСКАНИЮ И СПИСАНИЯ НЕДОИМКИ И ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЯМ И ШТРАФАМ ПО РЕГИОНАЛЬНЫМ НАЛОГАМ" РЕШЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ БЕЗНАДЕЖНОЙ К ВЗЫСКАНИЮ И СПИСАНИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРИНИМАЕТСЯ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ ПРИ НАЛИЧИИ ДОКУМЕНТОВ, ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 12.02.2001 N 100 "О ПОРЯДКЕ ПРИЗНАНИЯ БЕЗНАДЕЖНЫМИ К ВЗЫСКАНИЮ И СПИСАНИЯ НЕДОИМКИ И ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЯМ И ШТРАФАМ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ НАЛОГАМ И СБОРАМ, А ТАКЖЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ, НАЧИСЛЕННЫМ ПЕНЯМ И ШТРАФАМ", ТО ЕСТЬ ПО РЕШЕНИЮ АРБИТРАЖНОГО СУДА О ЛИКВИДАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПУТЕМ ПРИЗНАНИЯ ДОЛЖНИКА НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫМ (БАНКРОТОМ). ПРИЗНАЕТСЯ ЛИ В УКАЗАННОМ СЛУЧАЕ БЕЗНАДЕЖНОЙ НЕДОИМКА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ, ЧИСЛИВШАЯСЯ ЗА ФГУ, УПЛАТА И ВЗЫСКАНИЕ КОТОРОЙ ОКАЗАЛИСЬ НЕВОЗМОЖНЫМИ В СИЛУ ПРИЧИН ЭКОНОМИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО ИЛИ ЮРИДИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 19 мая 2010 г. N 03-02-07/1-244 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о списании недоимки и сообщает следующее. В соответствии с п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается по федеральным налогам и сборам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила, предусмотренные п. 1 ст. 59 Кодекса, на основании п. 2 указанной статьи применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам. В целях реализации ст. 59 Кодекса Правительством Российской Федерации утверждено Постановление от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам", согласно которому решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается в отношении ликвидированных в соответствии с законодательством Российской Федерации организаций. Другие основания для списания числящейся за организацией недоимки, взыскание которой невозможно, указанным Постановлением Правительства Российской Федерации не предусмотрены. Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика при наличии документов, указанных в п. 4 данного Постановления. Порядок принятия решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности определяется Министерством финансов Российской Федерации, а в случае, предусмотренном в абз. 3 п. 3 указанного Постановления Правительства Российской Федерации, государственными социальными внебюджетными фондами. Минфином России утвержден Приказ от 15.06.2005 N 72н "О порядке принятия решения о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, в том числе по суммам налоговых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г., а также задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, числящейся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам". Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона N 269777-5 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в части урегулирования задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов", внесенный Правительством Российской Федерации. Законопроектом, в частности, предусматривается уточнить ст. 59 Кодекса, определив в ней исчерпывающий перечень оснований признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию. При этом предполагается установить новое основание признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию при наличии вступившего в силу решения суда об утрате возможности на взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания (отказа суда в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам). Вместе с тем представляется целесообразным отметить, что в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О указывается, что отношения, возникающие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении последними платежных поручений на списание налоговых платежей, являются налоговыми правоотношениями. Отношения же банка и его клиента, вытекающие из договора банковского счета и основанные на принципе разумности и добросовестности действий его участников, являются гражданскими правоотношениями, в рамках которых исполнение банком обязательств по зачислению поступающих на счет клиента денежных средств и их перечислению со счета, а также распоряжение клиентом находящимися на его счете денежными средствами, зачисленными банком в том числе при исполнении им собственных обязательств перед клиентом, могут осуществляться лишь при наличии на корреспондентском счете банка необходимых денежных средств. По смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 Кодекса, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. На недобросовестных налогоплательщиков не распространяются те выводы, которые содержатся в мотивировочной и резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.1998 N 24-П, и принудительное взыскание в установленном законом порядке с недобросовестных налогоплательщиков не поступивших в бюджет налогов не нарушает конституционные гарантии права частной собственности. Закрепленный в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.1998 N 24-П подход, допускающий распространение его правовой позиции только на добросовестных налогоплательщиков, предполагает обязанность налоговых органов доказывать обнаруживающуюся недобросовестность налогоплательщиков и банков в порядке, установленном Кодексом. Из признания таких банков и налогоплательщиков недобросовестными вытекает, что на них не распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой конституционная обязанность каждого налогоплательщика считается исполненной в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика средств в уплату налога, поскольку по существу они от исполнения данной обязанности уклонились. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 19 мая 2010 г. N 03-02-07/1-244 |