ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 020700 ГЕОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР") ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 29 марта 2010 г. N 231 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 020700 Геология (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа. Министр А.ФУРСЕНКО 29 марта 2010 г. N 231 Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 марта 2010 г. N 17162 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2010 г. N 231 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 020700 ГЕОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР") I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 020700 Геология образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ВПО - высшее профессиональное образование; ООП - основная образовательная программа; ОК - общекультурные компетенции; ПК - профессиональные компетенции; УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1. -------------------------------- <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Таблица 1 Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников ---------------T--------------------------------T----------------T--------------¬ ¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный ¦ Трудоемкость ¦ ¦ ООП +----------------T---------------+ срок освоения ¦ (в зачетных ¦ ¦ ¦ Код в ¦ Наименование ¦ ООП (для очной ¦ единицах) ¦ ¦ ¦ соответствии ¦ ¦ формы ¦ ¦ ¦ ¦ с принятой ¦ ¦ обучения), ¦ ¦ ¦ ¦ классификацией ¦ ¦ включая ¦ ¦ ¦ ¦ ООП ¦ ¦ последипломный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отпуск ¦ ¦ +--------------+----------------+---------------+----------------+--------------+ ¦ ООП ¦ 68 ¦ магистр ¦ 2 года ¦ 120 <*> ¦ ¦ магистратуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------+----------------+---------------+----------------+--------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения. Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ 4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает изучение строения и вещественного состава Земли, земной коры, литосферы, поиски и разведку месторождений полезных ископаемых, исследования кристаллов, минералов, горных пород, подземных вод, геологических процессов, решение геологических, геофизических, геохимических, гидрогеологических и инженерно-геологических, нефтегазовых и эколого-геологических задач (в соответствии с ООП магистратуры). Профессиональная деятельность магистров может осуществляться в: академических и ведомственных научно-исследовательских организациях, связанных с решением геологических проблем; геологических организациях, геологоразведочных и добывающих фирмах и компаниях, осуществляющих поиски, разведку и добычу минерального сырья; организациях, связанных с мониторингом окружающей среды и решением экологических задач; общеобразовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. 4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются: Земля, земная кора, литосфера, горные породы, подземные воды (все ООП магистратуры); месторождения твердых и жидких полезных ископаемых (все ООП магистратуры); геофизические поля, физические свойства горных пород и подземных вод (ООП магистратуры в области Геофизики); минералы, кристаллы, геохимические поля и процессы (ООП магистратуры в области Геохимии); подземные воды, геологическая среда, природные и техногенные геологические процессы (ООП магистратуры в области Геофизики, Гидрогеологии и Инженерной геологии); экологические функции литосферы (ООП магистратуры в области Экологической геологии). 4.3. Магистр по направлению подготовки 020700 Геология готовится к следующим видам профессиональной деятельности: В соответствии с ООП магистратуры в области геологии, геофизики, геохимии, гидрогеологии и инженерной геологии, геологии и геохимии горючих ископаемых, экологической геологии магистры подготовлены к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательской; научно-производственной; организационно-управленческой; проектной; научно-педагогической. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. 4.4. Магистр по направлению подготовки 020700 Геология должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности: Выпускник по направлению подготовки 020700 Геология с присвоением квалификации (степени) магистра должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности: научно-исследовательская деятельность: самостоятельный выбор и обоснование целей и задач научных исследований в области геологии, геофизики, геохимии, гидрогеологии и инженерной геологии, нефтяной геологии и геохимии, экологической геологии; самостоятельный выбор и освоение методов решения поставленных задач при проведении полевых, лабораторных, интерпретационных исследований с использованием современного оборудования, приборов и информационных технологий; анализ и обобщение результатов научно-исследовательских работ с использованием современных достижений науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта в области геологии, геофизики, геохимии, гидрогеологии и инженерной геологии, нефтяной геологии и геохимии, экологической геологии; оценка результатов научно-исследовательских работ, подготовка научных отчетов, публикаций, докладов, составление заявок на изобретения и открытия; научно-производственная деятельность: самостоятельная подготовка и проведение производственных и научно-производственных, полевых, лабораторных и интерпретационных исследований при решении практических задач в области геологии, геофизики, геохимии, гидрогеологии и инженерной геологии, нефтяной геологии и геохимии, экологической геологии; самостоятельный выбор, подготовка и профессиональная эксплуатация современного полевого и лабораторного оборудования и приборов; сбор, анализ и систематизация имеющейся (априорной) геологической, геофизической, геохимической, гидрогеологической, инженерно-геологической, нефтегеологической и эколого-геологической информации с использованием современных информационных технологий; комплексная обработка и интерпретация полевой и лабораторной информации с целью решения научно-производственных задач в области геологии, геофизики, геохимии, гидрогеологии и инженерной геологии, нефтяной геологии и геохимии, экологической геологии; определение экономической эффективности научно-производственных работ в области геологии, геофизики, геохимии, гидрогеологии и инженерной геологии, нефтяной геологии и геохимии, экологической геологии; участие в разработке нормативных методических документов в области проведения геологических работ; организационно-управленческая деятельность: планирование и организация научно-исследовательских и научно-производственных полевых, лабораторных, интерпретационных работ в области геологии, геофизики, геохимии, гидрогеологии и инженерной геологии, нефтяной геологии и геохимии, экологической геологии; планирование и организация научных и научно-производственных семинаров и конференций; проектная деятельность: проектирование и осуществление научно-технических проектов в области геологии, геофизики, геохимии, гидрогеологии и инженерной геологии, нефтяной геологии и геохимии, экологической геологии; проектирование работ в области рационального недропользования и защиты геологической среды; участие в проведении экспертизы проектов научно-исследовательских работ в области геологии, геофизики, геохимии, гидрогеологии и инженерной геологии, нефтяной геологии и геохимии, экологической геологии; научно-педагогическая деятельность: участие в подготовке и ведении семинарских, лабораторных и практических занятий; участие в руководстве научно-учебной работой обучающихся в области геологии. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): готов самостоятельно совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); готов к самостоятельному обучению новым методам исследования и их внедрению в процесс профессиональной деятельности (ОК-2); способен работать в международной среде, свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3); способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4); готов проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска (ОК-5); способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6); готов самостоятельно интегрировать знания и формировать собственные суждения при решении профессиональных и социальных задач (ОК-7); способен анализировать и адекватно оценивать собственную и чужую деятельность, способность адаптироваться к новым ситуациям, разбираться в социальных проблемах, связанных с профессией (ОК-8); готов к осмыслению и аргументированной оценке последствий своей профессиональной деятельности при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-9); способен самостоятельно выбирать и применять на практике методы и средства познания для достижения поставленной цели (ОК-10). 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общенаучные: способен самостоятельно приобретать, осмысливать, структурировать и использовать в профессиональной деятельности новые знания и умения, развивать свои инновационные способности (ПК-1); способен расширять и углублять свое научное мировоззрение (ПК-2); способен самостоятельно формулировать цели исследований, устанавливать последовательность решения задач (ПК-3); способен самостоятельно проводить научные эксперименты и исследования, обобщать и анализировать экспериментальную информацию, делать выводы, формулировать заключения и рекомендации (ПК-4); готов внедрять результаты профессиональных исследований и разработок и организовывать защиту прав на объекты интеллектуальной собственности (ПК-5); способен применять на практике знания фундаментальных и стыковых прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы (ПК-6); способен создавать модели изучаемых объектов на основе использования углубленных теоретических и практических знаний в области геологии, полученных при освоении магистерской программы (ПК-7); способен к кооперации и разделению труда в научном коллективе, способен порождать новые идеи (креативность) (ПК-8); способен активно внедрять новейшие достижения геологической теории и практики в своей научно-исследовательской и научно-производственной деятельности (ПК-9); способен к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ПК-10); инструментальные: способен профессионально выбирать и творчески использовать современное научное и техническое оборудование и компьютерные технологии для решения научных и практических задач (ПК-11); способен критически анализировать, представлять, защищать, обсуждать и распространять результаты своей профессиональной деятельности (ПК-12); профессионально-специализированные (в соответствии с видами деятельности): научно-исследовательская деятельность: способен глубоко осмысливать и формировать диагностические решения проблем геологии путем интеграции фундаментальных разделов геологии, геофизики, геохимии, гидрогеологии и инженерной геологии, нефтяной геологии, экологической геологии (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры) и специализированных геологических знаний (ПК-13); способен самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области геологии, геофизики, геохимии, гидрогеологии и инженерной геологии, нефтяной геологии, экологической геологии (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры) и решать их с помощью современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий, с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта (ПК-14); способен и готов применять на практике навыки составления и оформления научно-технической документации, научных отчетов, обзоров, докладов и статей (ПК-15); производственно-технологическая деятельность: способен использовать углубленные специализированные профессиональные теоретические и практические знания для проведения геологических, геофизических, геохимических, гидрогеологических, нефтегазовых и эколого-геологических исследований (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры) (ПК-16); способен к профессиональной эксплуатации современного геологического, геофизического, геохимического, гидрогеологического, инженерно-геологического, геокриологического, нефтегазового полевого и лабораторного оборудования и приборов (ПК-17); способен свободно и творчески пользоваться современными методами обработки и интерпретации комплексной геологической, геофизической, геохимической, гидрогеологической, нефтегазовой и эколого-геологической информации (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры) для решения научных и практических задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-18); организационно-управленческая деятельность: готов к использованию практических навыков организации и управления научно-исследовательскими и научно-производственными работами при решении задач геологии, геофизики, геохимии, гидрогеологии и инженерной геологии, нефтяной геологии, экологической геологии (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры) (ПК-19); готов к практическому использованию нормативных документов при планировании и организации полевых лабораторных и интерпретационных исследований (ПК-20); проектная деятельность: способен самостоятельно составлять и представлять проекты научно-исследовательских и научно-производственных геологических, геофизических, геохимических, гидрогеологических, нефтегазовых и эколого-геологических работ (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры) (ПК-21); готов к проектированию комплексных научно-исследовательских и научно-производственных работ при решении геологических, геофизических, геохимических, гидрогеологических, нефтегазовых и эколого-геологических задач (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры) (ПК-22); научно-педагогическая деятельность: способен участвовать в руководстве научно-учебной работой обучающихся в области геологии (ПК-23); способен проводить семинарские, лабораторные и практические занятия (ПК-24). VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2): общенаучный цикл; профессиональный цикл и разделов: практики и научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация. 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре. Таблица 2 Структура ООП магистратуры ------T----------------------------------T--------------T--------------------T-------------¬ ¦ Код ¦ Учебные циклы, разделы ¦ Трудоемкость ¦ Перечень дисциплин ¦ Коды ¦ ¦ ¦ и проектируемые ¦ (зачетные ¦ для разработки ¦ формируемых ¦ ¦ ¦ результаты их освоения ¦ единицы) ¦ примерных ¦ компетенций ¦ ¦ ¦ ¦ <*> ¦ программ, а также ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебников и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий ¦ ¦ +-----+----------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ М.1 ¦ Общенаучный цикл ¦ 12 - 17 ¦ Философия ¦ ОК-1 ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 10 - 14 ¦ естествознания ¦ ОК-2 ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ Современные ¦ ОК-3 ¦ ¦ ¦ базовой части цикла ¦ ¦ проблемы ¦ ОК-4 ¦ ¦ ¦ обучающийся должен: ¦ ¦ экономики, ¦ ОК-6 ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ организации и ¦ ОК-7 ¦ ¦ ¦ - философские концепции ¦ ¦ управления в ¦ ОК-8 ¦ ¦ ¦ естествознания, место ¦ ¦ области ¦ ОК-9 ¦ ¦ ¦ естественных наук в выработке ¦ ¦ геологоразведочных ¦ ОК-10 ¦ ¦ ¦ научного мировоззрения; ¦ ¦ работ и ¦ ПК-1 - 12 ¦ ¦ ¦ - мировоззренческие, социально ¦ ¦ недропользования ¦ ¦ ¦ ¦ и личностно значимые ¦ ¦ Компьютерные ¦ ¦ ¦ ¦ философские проблемы; ¦ ¦ технологии в ¦ ¦ ¦ ¦ - основные теории и методы ¦ ¦ геологии ¦ ¦ ¦ ¦ макро- и микроэкономики; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономическое планирование и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ прогнозирование; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - теоретические основы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации, управления научно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследовательскими работами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в области геологии и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ недропользования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - современные компьютерные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологии, применяемые при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сборе, хранении, обработке, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализе и передаче ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ геологической информации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - применять методы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средства познания, обучения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и самоконтроля для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ интеллектуального развития; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - формулировать цели и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ задачи исследований; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - внедрять результаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследований и разработок; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - осуществлять экономическое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и организационное обоснование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научных исследований в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области геологии и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ недропользования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - анализировать, оценивать и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ прогнозировать экономические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эффекты и последствия своей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - самостоятельно использовать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ современные компьютерные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологии для решения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научно-исследовательских и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производственно-технологических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ задач профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основами методологии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научного познания при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ изучении различных уровней ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации материи, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пространства и времени ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ М.2 ¦ Профессиональный цикл ¦ 35 - 45 ¦ История и ¦ ОК-1 ¦ ¦ ¦ Базовая ¦ 5 - 7 ¦ методология ¦ ОК-2 ¦ ¦ ¦ (общепрофессиональная) часть ¦ ¦ геологических наук ¦ ОК-3 ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ Современные ¦ ОК-6 ¦ ¦ ¦ базовой части цикла ¦ ¦ проблемы геологии ¦ ОК-7 ¦ ¦ ¦ обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ОК-8 ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ОК-9 ¦ ¦ ¦ историю и методологию ¦ ¦ ¦ ОК-10 ¦ ¦ ¦ геологических наук, расширяющую ¦ ¦ ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ общепрофессиональную, ¦ ¦ ¦ ПК-2 ¦ ¦ ¦ фундаментальную подготовку; ¦ ¦ ¦ ПК-3 ¦ ¦ ¦ современные ¦ ¦ ¦ ПК-4 ¦ ¦ ¦ проблемы геологии; ¦ ¦ ¦ ПК-5 ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ПК-6 ¦ ¦ ¦ - использовать фундаментальные ¦ ¦ ¦ ПК-7 - 11 ¦ ¦ ¦ геологические представления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в сфере профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - проводить научно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технические эксперименты и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследования, собирать, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обобщать и анализировать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экспериментальную и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ техническую информацию, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ делать выводы, формулировать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ заключения и рекомендации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - теоретическими знаниями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в области геологии, часть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ которых находится на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ передовом рубеже данной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ науки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ М.3 ¦ Практики и научно-исследова- ¦ 60 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тельская работа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (Практические умения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ навыки определяются ООП ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Научно-исследовательская и ¦ 28 - 32 ¦ ¦ ОК-1 - 9 ¦ ¦ ¦ научно-педагогическая ¦ ¦ ¦ ПК-1 - 10 ¦ ¦ ¦ практики ¦ ¦ ¦ ПК-11 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-12 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-13 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-14 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-15 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-16 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-17 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-18 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-29 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-20 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-21 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-22 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-23 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-24 ¦ ¦ +----------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ ¦ Научно-исследовательская ¦ 28 - 32 ¦ ¦ ОК-1 - 10 ¦ ¦ ¦ работа ¦ ¦ ¦ ПК-1 - 22 ¦ +-----+----------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ М.4 ¦ Итоговая государственная ¦ 5 - 10 ¦ ¦ ОК-1 - 10 ¦ ¦ ¦ аттестация ¦ ¦ ¦ ПК-1 - 12 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-13 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-14 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-15 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-16 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-17 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-18 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-19 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-20 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-21 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК-22 ¦ +-----+----------------------------------+--------------+--------------------+-------------+ ¦ ¦ Общая трудоемкость основной ¦ 120 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦ L-----+----------------------------------+--------------+--------------------+-------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций. VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы. 7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия и самоуправления). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности. 7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерного моделирования, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, групповых дискуссий, обсуждения результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, производственно-технологической, проектной, организационно-управленческой, научно-педагогической), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистра. В рамках специализированных учебных курсов (по выбору вуза) должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций. Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий. 7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции. 7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза. 7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно. 7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет в среднем 18 академических часов. 7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731). 7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>. -------------------------------- <*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534). 7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. 7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом. 7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС. 7.13. ООП магистратуры вуза должна включать семинары и практические занятия по дисциплинам базовых частей циклов М.1, М.2, формирующим у обучающихся умения и навыки в области основ экономики, организации и управления в области геологоразведочных работ и недропользования; компьютерных технологий в геологии, истории и методологии геологических наук, современных проблем геологии, а также по дисциплинам вариативной части этих циклов, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков. 7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули); при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку; обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза. 7.15. Требования к организации практик обучающихся. Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: научно-исследовательская и научно-педагогическая. Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. 7.16. Требования к организации научно-исследовательской работы обучающихся. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся: планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с проблематикой исследовательских работ (в соответствии с ООП магистратуры); выбор темы исследования (совместно с руководителем ООП магистратуры), написание реферата по избранной теме; проведение научно-исследовательской работы; корректировка плана проведения научно-исследовательской работы. Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах факультета (кафедры) с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры. 7.17. Реализация основной образовательной программы магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 10 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь ученые степени и ученые звания (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности), при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей. При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания. Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более одной ООП магистратуры. Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами. Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации. 7.18. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении основных образовательных программ магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ. Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.20. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя: геологические, геофизические, геохимические, петрофизические, петрохимические, минералогические, литологические, гидрогеологические, инженерно-геологические лаборатории; специально оборудованные кабинеты и аудитории для проведения лекционных занятий и практических работ; специализированные полигоны и базы учебных геологических практик. Лаборатории высшего учебного заведения должны быть оснащены современным геологическим, геофизическим и геохимическим оборудованием, позволяющим изучать вещественный состав, физические и химические свойства горных пород, моделировать геологические объекты, изучать геологические процессы. Полигоны и базы учебных геологических практик вуза должны быть оборудованы помещениями для проживания и работы студентов и преподавателей, располагать современным полевым оборудованием, приборами для полевых наблюдений (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры), вычислительной техникой для проведения камеральных работ. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин (не менее трех часов самостоятельной работы в день). VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях. Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. 8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. 8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие комплексные вопросы, ситуационные задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником. При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности. При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения. Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые оценки: взаимное рецензирование студентами своих работ; оппонирование студентами рефератов, дипломных работ, докладов по научно-исследовательской работе. Могут выполняться экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей. 8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. 8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины. 8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза. 8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением. Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, содержащую решение задач того вида (видов) деятельности, к которому готовится магистр (научно- исследовательской, научно-производственной, проектной, организационно-управленческой, научно-педагогической). Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач: разработка методики геологических (геофизических, геохимических, гидрогеологических, нефтегазовых и эколого-геологических) исследований при решении научно-исследовательских и производственных задач; анализ получаемой полевой и лабораторной геологической, геофизической, геохимической, гидрогеологической, нефтегазовой и эколого-геологической информации с использованием современной вычислительной техники; проектирование и проведение научно-исследовательских и производственных (в том числе специализированных) геологоразведочных работ; обработка получаемой геологической информации, обобщение и систематизация результатов научно-исследовательских и производственных работ с использованием современной техники и технологии. При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения. 8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции. |