ЛОКАЛЬНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ АКТАМИ ОРГАНИЗАЦИИ И ТРУДОВЫМИ ДОГОВОРАМИ РАБОТНИКАМ ПРЕДУСМОТРЕНА ДОПЛАТА ДО ОКЛАДА ЗА ПЕРИОД ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, НЕ ПРЕВЫШАЮЩИЙ 15 РАБОЧИХ ДНЕЙ В ГОД, ИЗ НИХ 3 ДНЯ БЕЗ ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ (БОЛЬНИЧНОГО ЛИСТА).. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 21.05.10 03-03-06/1/340

        ЛОКАЛЬНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ АКТАМИ ОРГАНИЗАЦИИ И ТРУДОВЫМИ
        ДОГОВОРАМИ РАБОТНИКАМ ПРЕДУСМОТРЕНА ДОПЛАТА ДО ОКЛАДА
        ЗА ПЕРИОД ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, НЕ ПРЕВЫШАЮЩИЙ
        15 РАБОЧИХ ДНЕЙ В ГОД, ИЗ НИХ 3 ДНЯ БЕЗ ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ
                   ДОКУМЕНТОВ (БОЛЬНИЧНОГО ЛИСТА).
        ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ НА ОСНОВАНИИ П. 25 СТ. 255 НК РФ
          УЧЕСТЬ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В СОСТАВЕ
                      РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА:
          1) РАЗНИЦУ МЕЖДУ СУММОЙ ОКЛАДА И СУММОЙ ПОСОБИЯ ЗА
         ПЕРИОД ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, ПОДТВЕРЖДЕННЫЙ
                          БОЛЬНИЧНЫМ ЛИСТОМ;
                 2) СУММУ ОКЛАДА ЗА ПЕРИОД ВРЕМЕННОЙ
           НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, НЕ ПОДТВЕРЖДЕННЫЙ БОЛЬНИЧНЫМ
                               ЛИСТОМ?

                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                            21 мая 2010 г. 
                           N 03-03-06/1/340

                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  и  по  вопросам,  относящимся  к  своей  компетенции, сообщает
следующее.
     1.  В  соответствии  со  ст.  34.2  Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  - НК РФ) Министерство финансов Российской Федерации
дает  письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и
налоговым  агентам  по вопросам применения законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах. Консультирование указанных лиц по выбору
наиболее  оптимального  для  налогоплательщика  порядка уплаты налога,
проведение  экспертизы  договоров,  учредительных  и  иных  документов
организаций,  методик  оценки  показателей  хозяйственной деятельности
этих   лиц,   а  также  оценка  конкретных  хозяйственных  операций  к
обязанностям Минфина России не относятся.
     При этом сообщаем, что с 1 января 2010 г. в соответствии с п. 3.1
ст.  14  Федерального  закона  от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном
социальном  страховании  на  случай  временной  нетрудоспособности и в
связи   с   материнством"   средний  дневной  заработок,  из  которого
исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и
родам,  не  может  превышать  средний  дневной заработок, определяемый
путем  деления  предельной  величины  базы  для  начисления  страховых
взносов  в  ФСС  РФ, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 N
212-ФЗ на день наступления страхового случая, на 365.
     Частью  1  ст.  7  Федерального  закона  от  29.12.2006  N 255-ФЗ
установлено,   что  размер  пособия  по  временной  нетрудоспособности
зависит  от  страхового  стажа работника. При стаже восемь и более лет
пособие  выплачивается в размере 100% среднего заработка. При стаже от
пяти до восьми лет оно составит 80%, до пяти лет - 60%.
     Согласно  ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ первые
два  дня  временной  нетрудоспособности  оплачиваются  за счет средств
работодателя,  и  указанные расходы на основании пп. 48.1 п. 1 ст. 264
НК РФ учитываются в целях налогообложения прибыли.
     В соответствии с п. 25 ст. 255 НК РФ в составе расходов на оплату
труда в целях налогообложения прибыли могут быть учтены иные, прямо не
поименованные  в  ст.  255  НК  РФ  расходы,  произведенные  в  пользу
работника,  предусмотренные  трудовым  договором  и (или) коллективным
договором.
     Таким  образом, по нашему мнению, налогоплательщик имеет право на
основании  п.  25 ст. 255 НК РФ учесть в целях налогообложения прибыли
сумму   превышения  фактически  выплачиваемого  пособия  по  временной
нетрудоспособности,    исчисленного   согласно   трудовому   и   (или)
коллективному договору, над максимальным размером пособия по временной
нетрудоспособности,  исчисленного в соответствии с Федеральным законом
от 29.12.2006 N 255-ФЗ, в пределах фактического (среднего) заработка.
     2.  В  соответствии  с  п.  1  ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ
расходами   признаются  обоснованные  и  документально  подтвержденные
затраты  (а  в  случаях,  предусмотренных  ст.  265  НК  РФ,  убытки),
осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     Пункт 1 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 N 514 "О
Порядке  выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности"
определяет,      что      документом,     удостоверяющим     временную
нетрудоспособность  граждан и подтверждающим их временное освобождение
от   работы,   является   листок  нетрудоспособности,  выдаваемый  при
заболеваниях,  травмах  и  отравлениях  и иных состояниях, связанных с
временной   потерей   трудоспособности,   на   период   долечивания  в
санаторно-курортных  учреждениях,  при  необходимости ухода за больным
членом  семьи, на период карантина, на время протезирования в условиях
стационара, на период отпуска по беременности и родам, при усыновлении
ребенка.
     Таким  образом,  выплата  заработной  платы  работнику  за период
временной  нетрудоспособности при отсутствии листка нетрудоспособности
является  расходом, не соответствующим критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, и
не учитывается при исчислении налога на прибыль организаций.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
21 мая 2010 г. 
N 03-03-06/1/340