ВПРАВЕ ЛИ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕЧИСЛЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ СРЕДСТВА ЦЕЛЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ СВОИМ ОТДЕЛЕНИЯМ, НАДЕЛЕННЫМ ПРАВАМИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА? ВПРАВЕ ЛИ ОНА НАПРАВЛЯТЬ СРЕДСТВА ЦЕЛЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 21 декабря 2009 г. N 16-15/134527 (Д) Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений. К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми согласно Гражданскому кодексу РФ. При этом к расходам на содержание некоммерческой организации относятся затраты: - на оплату труда управленческого и иного персонала, осуществляющего уставную деятельность некоммерческой организации; - командировки данного персонала; - канцелярские товары; - аренду помещений; - содержание зданий и помещений; - содержание и эксплуатацию автотранспорта; - публикацию отчета о деятельности некоммерческой организации. К расходам на ведение уставной деятельности некоммерческой организации относятся затраты, направленные на осуществление деятельности, обозначенной в уставе этой некоммерческой организации в качестве цели и предмета деятельности. Таким образом, средства, признаваемые для общероссийской общественной организации целевым поступлением при ведении ею раздельного учета таких средств и расходов, произведенных за счет их, а также при их целевом использовании, не являются доходом в целях налогообложения прибыли. При этом перечисление целевых поступлений отделениям общероссийской общественной организации, являющимся самостоятельными юридическими лицами, может признаваться целевым расходованием, если такое перечисление относится к уставным задачам общероссийской общественной организации. На основании п. 14 ст. 250 Налогового кодекса РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. Следовательно, если перечисление средств на соответствующие цели отделениям общероссийской общественной организации не относится к уставным задачам последней, то сумма перечисленных средств подлежит учету общероссийской общественной организацией в составе внереализационных доходов. Кроме того, целевые поступления на покрытие затрат в рамках осуществляемой некоммерческой организацией предпринимательской деятельности признаются для целей налогообложения прибыли нецелевым использованием. Заместитель руководителя Управления советник государственной гражданской службы РФ 1 класса А.Н.ЧУГУНОВА 21 декабря 2009 г. N 16-15/134527 |