О БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ПРИ ВОЗМЕЩЕНИИ ИЗ БЮДЖЕТА НДС В ЗАЯВИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 176.1 НК РФ ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА 4 мая 2010 г. N ШС-37-3/1158 (Д) Федеральная налоговая служба в связи со вступлением с 01.04.2010 в действие ст. 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), регламентирующей процедуру возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость в заявительном порядке, информирует о следующем. В соответствии с пп. 2 п. 2 данной статьи право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных данной статьей. Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (далее - перечень). Перечень ведется Министерством финансов Российской Федерации на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в сети Интернет. Территориальный налоговый орган, проверяя обоснованность права налогоплательщика на применение заявительного порядка возмещения НДС, кроме прочего, сверяет данные банка, выдавшего гарантию, с соответствующими данными, указанными Минфином России в перечне. Вместе с тем состав реквизитов размещенного Минфином России перечня не позволяет налоговым органам в полном объеме реализовать свои полномочия по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, так как содержит только следующие реквизиты: 1. N по порядку. 2. Наименование региона. При этом под термином "наименование региона" понимается определение региона территориального управления Центрального банка Российской Федерации, осуществляющего надзор за деятельностью банка, указанного в перечне (по информации, полученной от Банка России в рабочем порядке), тогда как буквальное толкование данного реквизита предполагает место нахождения банка. 3. Регистрационный номер - указывается регистрационный номер кредитной организации, присвоенный Банком России. 4. Наименование кредитной организации - указывается сокращенное наименование банка, например: ООО "РКБ", ООО "М плюс", АБ "БФП" (ЗАО), ОАО "ГПБ", ОАО "НББ", ЗАО "БМИ", ООО "ПЧРБ", ЗАО "ТКБ", ОАО "ПСКБ", ЗАО "БСЖВ", ОАО "КУБ". Кроме того, в указанном перечне отсутствует информация о дате включения банка в перечень (исключения из перечня), что не позволяет достоверно определить промежуток времени, когда банк действительно соответствовал критериям, установленным п. 4 ст. 176.1 Налогового кодекса. Невозможность четко идентифицировать банк ввиду недостаточности реквизитов перечня либо различного толкования значений имеющихся в перечне реквизитов осложняет работу налогоплательщикам, претендующим на возмещение НДС, непосредственно банкам, выдающим гарантии, и налоговым органам, что повышает риски возникновения дополнительных налоговых споров с налогоплательщиками. Принимая во внимание, что ФНС России не является органом государственной власти, ответственным за формирование перечня и его поддержание в актуальном состоянии, но в то же время учитывая необходимость систематического применения данных из перечня территориальными налоговыми органами, предлагаем: 1. Дополнить состав реквизитов перечня банков следующими: БИК банка, ИНН банка, ОГРН банка. Наличие всех трех реквизитов позволит налоговому органу достаточно достоверно идентифицировать банк даже в случае возникновения ошибки в каком-либо из реквизитов. 2. Предусмотреть в составе реквизитов перечня данные о дате включения банка в перечень (исключения из перечня) либо дате начала соответствия банка установленным критериям со ссылкой на дату и номер соответствующего письма Банка России. 3. Для упорядочения нормативно-правового регулирования ведения данного списка банков предлагаем рассмотреть возможность издания Банком России и Минфином совместного нормативно-правового акта (распоряжения, приказа и т.п.), утверждающего перечень банков. Это позволит: - разграничить ответственность ведомств, - упорядочить внесение в перечень новых банков и исключение из перечня банков, переставших соответствовать критериям, - четко определять дату, с которой банк уполномочен выдавать такие гарантии. Действительный государственный советник РФ 2 класса С.Н.ШУЛЬГИН 4 мая 2010 г. N ШС-37-3/1158 |