Без названия. Заявление. Уполномоченный по правам человека в РФ. 31.05.10


                              ЗАЯВЛЕНИЕ

                УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ
                                   
                           31 мая 2010 года


                                 (Д)
                                   
    
     В ноябре прошлого года значительный общественный резонанс вызвали
трагические  события,  связанные  со  смертью в СИЗО-1 Управления ФСИН
России  по  городу  Москве  юриста  Инвестиционного  фонда  "Hermitage
Capital  Management"  Магнитского  С.,  находившегося  под  стражей  и
страдавшего тяжелым заболеванием.
     Этот,  к  сожалению, не единственный случай обнажил ряд системных
проблем   в   функционировании  отечественной  уголовно-исполнительной
системы.  Уполномоченный  в  очередной  раз  напомнил  о необходимости
переподчинения   медицинского   персонала   ФСИН  России  Министерству
здравоохранения  и социального развития Российской Федерации. Ранее он
трижды  обращался  к  федеральным органам исполнительной власти с этим
предложением.
     К  сожалению,  вопрос  не  нашел  своего разрешения до настоящего
времени.
     В  тот  же  период  Уполномоченный  обратился  в  Минюст России с
предложением   рассмотреть   вопрос   о   совершенствовании  правового
регулирования порядка применения меры пресечения в виде содержания под
стражей  с  использованием  института  освобождения  из-под  стражи по
болезни  с внесением для этого в Государственную Думу соответствующего
законопроекта   в  порядке  законодательной  инициативы  Правительства
Российской Федерации.
     Уполномоченный  надеялся,  что  это  актуальное предложение будет
поддержано   Минюстом   России,   поскольку  общепризнанно,  что  мера
пресечения    в    виде   содержания   под   стражей   потеряла   свою
исключительность  на  практике  и  применяется  значительно  чаще иных
альтернативных  мер  пресечения, установленных уголовно-процессуальным
законом.
     При этом учитывалось, что по указанному вопросу совпадают позиции
самых  различных  слоев  российского  общества  от  профессионалов  до
правозащитников, что само по себе явление не столь частое.
     Однако,  по  мнению Минюста России, выраженному в январе текущего
года,  соответствующие  правоотношения  в  полном объеме урегулированы
положениями  статьи  110  Уголовно-процессуального  кодекса Российской
Федерации и в совершенствовании не нуждаются.
     Тем  временем  30  апреля в ФБУ ИЗ-77/1 Управления ФСИН России по
городу Москве скончалась подследственная Трифонова В., смерть которой,
по  предварительной  информации,  произошла  по  причине невозможности
оказания   ей   квалифицированной   медицинской   помощи   в  условиях
следственного изолятора.
     Кроме того, 13 мая в ФБУ ИЗ-77/4 Управления ФСИН России по городу
Москве  умер осужденный Сафронов А., а в СИЗО-1 Управления ФСИН России
по  Калужской  области скончался обвиняемый Сысоев Л., смерть которого
наступила через несколько часов после изменения ему меры пресечения.
     В  связи  с  этим  Уполномоченный  18  мая  посетил  ФБУ  ИЗ-77/4
Управления  ФСИН  России  по  городу  Москве  в целях выяснения причин
происшедшего и условий, им способствовавших.
     По   результатам   посещения   приходится   вновь   с  сожалением
констатировать,  что  под стражей опять содержался человек, страдавший
комплексом тяжелых заболеваний, отдельные из которых лечить в условиях
следственного изолятора невозможно.
     Сразу   после   этого   Уполномоченным  получен  из  ФСИН  России
законопроект     о     внесении     изменений     в     статью     110
Уголовно-процессуального       кодекса      Российской      Федерации,
предусматривающих конкретизацию порядка отмены либо изменения на более
мягкую  меру  пресечения  в  виде  заключения  под  стражу в отношении
подозреваемых  и обвиняемых в совершении преступлений, имеющих тяжелые
заболевания.
     Изложенные  обстоятельства  позволяют  обратиться  к  федеральным
органам   исполнительной   и   законодательной  власти  с  призывом  в
максимально   короткие   сроки   внести   указанный   законопроект   в
Государственную    Думу    в    порядке   законодательной   инициативы
Правительства   Российской   Федерации,  обеспечить  его  всестороннее
общественное  обсуждение  и  принять  в  первоочередном порядке уже на
текущей сессии палаты.
    
                                                                      
                                                               В.ЛУКИН
31 мая 2010 года