МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИЗНАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ. Рекомендации. Министерство образования и науки РФ. 01.04.10

Оглавление


Страницы: 1  2  



                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
              ПО ПРИЗНАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
                   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ

                             РЕКОМЕНДАЦИИ

                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

                           1 апреля 2010 г.


                                 (Д)


                                                             УТВЕРЖДАЮ
                                           Министр образования и науки
                                                  Российской Федерации
                                                          А.А.ФУРСЕНКО
                                                    1 апреля 2010 года

                          I. Общие положения

     1.    Методические    рекомендации   по   признанию   результатов
интеллектуальной деятельности единой технологией (далее - Методические
рекомендации),   разработанные   в  соответствии  с  законодательством
Российской  Федерации,  определяют порядок и документальное оформление
идентификации  результата  научно-технической  деятельности  (далее  -
РНТД)  как  единой технологии и признания результатов интеллектуальной
деятельности  (далее - РИД) единой технологией, осуществляемых с целью
обеспечения   результату   научно-технической  деятельности  правового
режима   единой   технологии   и   определения   прав  и  обязанностей
правообладателя, вытекающих из норм ст. 1542 ГК.
     Настоящие  Методические  рекомендации  применяются  к отношениям,
связанным   с   созданием,  правовой  охраной,  использованием  единых
технологий,  получаемых  в  ходе  выполнения научно-исследовательских,
опытно-конструкторских  и  технологических  работ  (далее - НИОКТР) за
счет  или  с  привлечением  средств федерального бюджета либо бюджетов
субъектов   Российской  Федерации,  выделяемых  для  оплаты  работ  по
государственным контрактам, по другим договорам, для финансирования по
сметам доходов и расходов или в виде субсидий.
     2.   Правовое   регулирование   отношений,   связанных  с  единой
технологией,  осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации
<*>  и  Федеральным законом от 25.12.2008 N 284-ФЗ "О передаче прав на
единые технологии" <**>.
--------------------------------
     <*>  "Собрание законодательства РФ", 25.12.2006, N 52 (ч. I), ст.
5496; "Собрание законодательства РФ", 10.11.2008, N 45, ст. 5147.
     <**> "Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. I), ст.
6239.

     Из положений п. 1 ст. 1240 ГК РФ следует, что единая технология -
это  один  из видов сложного объекта, включающего несколько охраняемых
результатов интеллектуальной деятельности.
     Согласно  ст.  1542  единой  технологией  в смысле главы 77 ГК РФ
признается выраженный в объективной форме результат научно-технической
деятельности,  который  включает в том или ином сочетании изобретения,
полезные  модели,  промышленные  образцы, программы для ЭВМ или другие
результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране в
соответствии   с   правилами   настоящего  раздела,  и  может  служить
технологической   основой  определенной  практической  деятельности  в
гражданской  или  военной  сфере  (единая технология). В состав единой
технологии    могут    входить   также   результаты   интеллектуальной
деятельности,  не  подлежащие  правовой  охране  на  основании  правил
настоящего раздела, в том числе технические данные, другая информация.
     Отношения    субъектов    научно-технической    деятельности    и
потребителей  ее  результатов  регулируются  Федеральным законом от 23
августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической
политике",   давшим  определение  основных  понятий  в  сфере  научной
(научно-исследовательской) и научно-технической деятельности.
     Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности,
которые  входят  в  состав  единой  технологии,  признаются и подлежат
защите   в  соответствии  с  правилами  четвертой  части  Гражданского
кодекса. Право использовать результаты интеллектуальной деятельности в
составе  единой технологии как в составе сложного объекта (статья 1240
ГК  РФ)  принадлежит  лицу, организовавшему создание единой технологии
(право   на   технологию)   на   основании  договоров  с  обладателями
исключительных   прав  на  результаты  интеллектуальной  деятельности,
входящие  в состав единой технологии. В состав единой технологии могут
входить  также  охраняемые  результаты  интеллектуальной деятельности,
созданные самим лицом, организовавшим ее создание.
     Правила  главы  77  ГК  РФ  применяются к отношениям, связанным с
правом на технологию гражданского, военного, специального или двойного
назначения,  созданную за счет или с привлечением средств федерального
бюджета  либо  бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых для
оплаты  работ  по государственным контрактам, по другим договорам, для
финансирования  по сметам доходов и расходов, а также в виде субсидий.
Указанные   правила  не  применяются  к  отношениям,  возникающим  при
создании   единой  технологии  за  счет  или  с  привлечением  средств
федерального  бюджета  либо бюджетов субъектов Российской Федерации на
возмездной основе в форме бюджетного кредита.
     К   данным   отношениям   как  к  гражданско-правовым  отношениям
применяются  также  положения частей первой, второй и третьей ГК РФ. В
главе  77  ГК  РФ содержатся бланкетные нормы, предполагающие принятие
иных  нормативных  правовых  актов  и применение положений других глав
четвертой  части  ГК  РФ  к  отношениям,  связанным с правом на единую
технологию.
     Согласно  ст.  1544 ГК РФ лицо, которому в соответствии с законом
принадлежит  право  на  технологию,  обязано незамедлительно принимать
предусмотренные   законодательством   Российской  Федерации  меры  для
признания  за  ним  и  получения  прав  на результаты интеллектуальной
деятельности,  входящие в состав единой технологии (подавать заявки на
выдачу    патентов,   на   государственную   регистрацию   результатов
интеллектуальной  деятельности,  вводить  в  отношении соответствующей
информации  режим  сохранения  тайны, заключать договоры об отчуждении
исключительных   прав   и   лицензионные   договоры   с   обладателями
исключительных  прав  на  соответствующие  результаты интеллектуальной
деятельности,  входящие  в  состав единой технологии, и принимать иные
подобные  меры, если такие меры не были приняты до создания технологии
или  в  процессе  ее  создания.  В  случаях,  когда Гражданский кодекс
допускает    различные    способы    правовой    охраны    результатов
интеллектуальной  деятельности,  входящих  в состав единой технологии,
лицо,  которому  принадлежит  право на технологию, выбирает тот способ
правовой  охраны,  который  в  наибольшей  степени  соответствует  его
интересам и обеспечивает практическое применение единой технологии.
     Лицо,  которому  в соответствии со статьей 1544 ГК РФ принадлежит
право  на  технологию, обязано осуществлять ее практическое применение
(внедрение).  Такую  же  обязанность  в соответствии со ст. 1545 ГК РФ
несет  любое  лицо,  которому  передается или к которому переходит это
право в соответствии с правилами Гражданского кодекса.
     В  случаях,  когда в соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 1546 ГК РФ
право  на  технологию  принадлежит  Российской  Федерации или субъекту
Российской  Федерации,  исполнитель  обязан в соответствии с пунктом 2
статьи  1544  ГК РФ принять меры для признания за ним и получения прав
на   соответствующие   результаты  интеллектуальной  деятельности  для
последующей  передачи  этих прав соответственно Российской Федерации и
субъекту Российской Федерации.
     Согласно  ст.  1550  ГК  РФ,  если иное не предусмотрено законом,
лицо,  обладающее  правом  на  технологию,  может по своему усмотрению
распоряжаться  этим  правом  путем передачи его полностью или частично
другим  лицам  по договору или по иной сделке, в том числе по договору
об  отчуждении  этого  права,  по лицензионному договору либо по иному
договору,  содержащему  элементы  договора  об  отчуждении  права  или
лицензионного  договора. Право на технологию передается одновременно в
отношении  всех  результатов интеллектуальной деятельности, входящих в
состав  единой технологии как единое целое. Передача прав на отдельные
результаты  из  числа  указанных  результатов  (на  часть  технологии)
допускается  лишь в случаях, когда часть единой технологии может иметь
самостоятельное значение в соответствии с пунктом 5 статьи 1549 ГК РФ.
     Федеральный  закон  от  25.12.2008  N  284-ФЗ "О передаче прав на
единые  технологии"  регулирует  отношения  по распоряжению правами на
единые  технологии  гражданского,  военного, специального или двойного
назначения,  которые  принадлежат  Российской  Федерации  или субъекту
Российской  Федерации либо совместно Российской Федерации или субъекту
Российской  Федерации  и  иным  лицам,  путем  их  передачи  на основе
проведения  конкурсов  или аукционов, а также порядок передачи прав на
единые  технологии  без  проведения конкурсов или аукционов. Положения
Федерального   закона   распространяются   также   на   отношения   по
распоряжению  правами  на части единых технологий в случае, если части
единых  технологий могут иметь самостоятельное значение в соответствии
с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
     При  идентификации  РНТД  как  единой  технологии и признании РИД
единой   технологией  необходимо  принимать  во  внимание  нормативные
правовые  акты,  регулирующие  отношения,  связанные  с  вовлечением в
хозяйственный   оборот  результатов  научно-технической  деятельности,
созданными  за  счет  или  с привлечением средств федерального бюджета
(см. Приложение 1)
     3.  Под идентификацией результата научно-технической деятельности
как  единой  технологии  понимается выявление среди результатов НИОКТР
такого   результата,   признаки   которого  соответствуют  юридическим
признакам  единой технологии и в отношении которого может быть принято
решение   о   признании   совокупности   результатов  интеллектуальной
деятельности,  включенных в его состав, сложным объектом в виде единой
технологии.  Идентификация  РНТД  как  единой технологии - это процесс
легального   (соответствующего  принятым  нормам  права,  на  законных
основаниях)  установления  тождественности  характеристик  полученного
результата    научно-технической    деятельности    признакам   единой
технологии.
     Под признанием результатов научно-технической деятельности единой
технологией  понимается документально оформленное волеизъявление <*> о
том,   что  результаты  интеллектуальной  деятельности,  включенные  в
результат  научно-технической  деятельности, образуют сложный объект в
виде  единой  технологии.  Признание  РНТД единой технологией означает
возложение  на  лицо, которому принадлежит право на единую технологию,
обязанности   по   признанию   и   приобретению   прав  на  результаты
интеллектуальной  деятельности,  входящие в состав единой технологии и
выполнение  иных  обязанностей,  вытекающих из правового режима единой
технологии.  Признание  РНТД  единой  технологией означает согласие на
приобретение  прав  и  принятие  обязанностей, вытекающих из правового
режима единой технологии.
--------------------------------
     <*> Изъявление согласия.

     4.   Методические   рекомендации   предназначены  для  применения
организациями,    выполняющими    НИОКТР   (исполнителями,   головными
исполнителями,   соисполнителями,   субподрядчиками),   в   т.ч.   для
государственных   нужд;   государственными  заказчиками;  заказчиками;
органами  исполнительной  власти;  специализированными  организациями;
организациями,   уполномоченными   заказчиками   или  государственными
заказчиками  в  установленном порядке осуществлять приемку результатов
НИОКТР,  мониторинг  выполнения  НИОКТР, федеральных целевых программ;
иными  организациями,  а  также специалистами, выступающими в качестве
экспертов.   Методические   рекомендации   могут   также   применяться
контрольными и надзорными органами в целях осуществления установленных
полномочий,  а  также  сторонами  договора о выполнении дополнительных
работ   по   доведению   единой  технологии  до  стадии  практического
применения с учетом потребностей заинтересованного лица.
     Для  урегулирования  отношений, связанных с конкретными РНТД, еще
до  начала  выполнения  НИОКТР  или  дополнительных работ по доведению
единой   технологии   до  стадии  практического  применения  с  учетом
потребностей  заинтересованного  лица  (далее - дополнительных работ),
рекомендуется  в  конкурсной документации, государственных контрактах,
договорах,   технических   заданиях,   бюджетных   заданиях,  заданиях
учредителя  автономного  учреждения,  приказах  и (или) распоряжениях,
издаваемых  федеральными  органами  исполнительной власти или органами
государственной   власти   субъектов   Российской  Федерации,  и  иных
документах,  являющихся  основанием  для  выполнения  и  (или) приемки
НИОКТР  либо  дополнительных работ, заранее предусматривать требование
создать  результат  научно-технической  деятельности,  соответствующий
признакам  единой  технологии  и который возможно идентифицировать как
единую  технологию.  Эти  требования  могут быть изложены, например, в
техническом  задании  в  части  требований,  предъявляемых к ожидаемым
результатам  НИОКТР  либо  дополнительных работ. Указанные в настоящем
пункте документы могут также включать отсылку к настоящим Методическим
рекомендациям.
     Указанные  документы в соответствии с правосубъектностью сторон и
нормами  главы  77  ГК  РФ  могут определить, на какую из сторон будут
возложены   обязанность  осуществить  идентификацию  РНТД  как  единой
технологии и правомочие осуществить признание РНТД единой технологией,
а  также  определить  соответствующее  лицо,  уполномоченное принимать
решение,  издавать  приказ о признании РНТД единой технологии (далее -
уполномоченное  лицо).  Указанные  документы  могут  также  определить
последствия несогласия какой-либо стороны с результатами идентификации
РНТД   как   единой  технологии,  порядок  (в  том  числе  досудебный)
разрешения споров.

           II. Организация и проведение идентификации РНТД
                        как единой технологии

     5.  Работы по идентификации РНТД как единой технологии могут быть
выполнены  как  независимая  задача,  так  и  в  виде одного из этапов
проведения следующих работ:
     - сдача-приемка результатов НИОКТР;
     - инвентаризация    прав    на    результаты   научно-технической
деятельности, в том числе инициативная инвентаризация;
     - научная, научно-техническая или судебная экспертиза.
     6.   Для  проведения  идентификации  РНТД  приказом  руководителя
организации  создается  экспертная  комиссия  из  числа  сведущих лиц,
квалифицированных     специалистов    в    области    соответствующего
научно-технического   направления  и  интеллектуальной  собственности,
утверждается    регламент    работы   экспертной   комиссии,   порядок
взаимодействия  подразделений  и предоставления необходимой информации
экспертной   комиссии.   Экспертная   комиссия  может  действовать  на
постоянной  основе,  в  этом случае рекомендуется утвердить план работ
экспертной комиссии на предстоящий период.
     Полномочиями   экспертной   комиссии   может   быть  наделен  уже
существующий  в  организации коллегиальный совещательный орган, в т.ч.
постоянно  действующий  (например,  научно-технический  совет  или его
секция,  комиссия  или  совет  по  рассмотрению  предложений по подаче
заявок  на  выдачу  патента  на  служебные  объекты  патентного права,
предложений  по охране сведений в режиме коммерческой тайны как секрет
производства  (ноу-хау),  по  рассмотрению  вопросов по вознаграждению
авторам,  по инвентаризации РНТД и (или) РИД, нематериальных активов и
т.п.).
     Результаты идентификации РНТД экспертная комиссия представляет на
рассмотрение  научно-техническому  (научному, ученому) совету, который
своим    решением    может    рекомендовать   руководителю   утвердить
подготовленное   экспертной  комиссией  отрицательное  заключение  или
заключение о соответствии РНТД признакам единой технологии и о наличии
оснований    для    принятия    решения    о   признании   результатов
интеллектуальной    деятельности    единой    технологией,   а   также
рекомендовать  руководителю  принять  решение  о признании результатов
интеллектуальной деятельности единой технологией.
     7.   При  проведении  работ  по  идентификации  РНТД  как  единой
технологии   в   рамках   сдачи-приемки   результатов  НИОКТР  следует
руководствоваться соответствующей процедурой сдачи-приемки результатов
НИОКТР,    установленной   нормативными   актами   и   государственным
контрактом, договором.
     В   случае   создания   по   государственному   контракту   таких
охраноспособных  РИД,  как  изобретения, полезные модели, промышленные
образцы, нормы п. 2 ст. 1373 ГК РФ установили требование к исполнителю
направлять   государственному   заказчику   письменное  уведомление  о
получении   результата  интеллектуальной  деятельности,  способного  к
правовой   охране   в   качестве   изобретения,  полезной  модели  или
промышленного   образца.   Письменное   уведомление   государственному
заказчику  рекомендуется  подготавливать  с  учетом результатов работы
экспертной комиссии по идентификации РНТД как единой технологии.
     8.   При  проведении  работ  по  идентификации  РНТД  как  единой
технологии    в    рамках    инвентаризации    прав    на   результаты
научно-технической  деятельности  (далее  -  инвентаризация) порядок и
документальное  оформление  результатов  работ  должен соответствовать
Положению  об  инвентаризации  прав  на  результаты научно-технической
деятельности,  утвержденному  Постановлением  Правительства  РФ  от 14
января 2002 г. N 7.
     Обязательная  или  инициативная инвентаризация проводится рабочей
инвентаризационной  комиссией,  создаваемой руководителем организации,
выполняющей НИОКТР. Инвентаризация включает следующие мероприятия:
     осуществление  научно-технического,  правового  и  экономического
анализа  результатов научно-технической деятельности с целью выявления
объектов   исключительных  прав,  потенциально  охраноспособных  РНТД,
которые  не  могут  являться  объектами  исключительных  прав (далее -
выявленные результаты научно-технической деятельности);
     идентификация    субъектов    прав   на   выявленные   результаты
научно-технической деятельности;
     разработка   рекомендаций   по   получению   правовой  охраны  на
выявленные    результаты    научно-технической   деятельности   и   их
использованию   в   гражданском   обороте   (по   каждому  выявленному
результату).
     Согласно  пп. 10 - 12 Методических рекомендаций по инвентаризации
прав   на   результаты   научно-технической  деятельности  (утверждены
распоряжением Минимущества России, Минпромнауки России, Минюста России
от  22  мая  2002  г. N 1272-р/Р-8/149) научно-технический, правовой и
экономический  анализ  РНТД  осуществляется рабочей инвентаризационной
комиссией    путем    проверки    документов,   подтверждающих   права
правообладателя, документов, связанных с выполнением НИОКТР, первичных
учетных документов, иных документов и сведений.
     Целью научно-технического анализа является выявление РНТД.
     Целью  правового  анализа является определение правообладателя на
каждый   выявленный   РНТД,   включая   установление  действительности
документов, подтверждающих права правообладателя.
     Целью  экономического  анализа  является определение коммерческой
ценности  и  перспектив коммерческой реализации выявленных РНТД и прав
на них.
     Идентификация субъектов прав на выявленные РНТД осуществляется по
результатам  проведенного  правового  анализа  документов  и сведений,
указанных  в п. 10 Методических рекомендаций по инвентаризации прав на
результаты научно-технической деятельности.
     Экспертная   комиссия   может  быть  включена  в  состав  рабочей
инвентаризационной  комиссии  с целью проведения научно-технического и
правового   анализа  РНТД  на  предмет  их  идентификации  как  единой
технологии.  Рекомендации  по  получению правовой охраны на выявленные
результаты   научно-технической   деятельности   и   их  использование
инвентаризационная   комиссия   основывает  на  заключении  экспертной
комиссии.
     9.  В  случае  проведения  работ по идентификации РНТД как единой
технологии    в    виде    научной,    научно-технической   экспертизы
организационные  условия  и  порядок  идентификации  РНТД определяются
заключенным  с  третьим  лицом  договором,  в  рамках  которого  такая
экспертиза  проводится.  Такие  работы  и экспертиза не имеют правовой
регламентации   и   проводятся   экспертом,   исходя   из  собственных
специальных знаний и квалификации.
     10.   Работы   по   идентификации   РНТД  как  единой  технологии
рекомендуется   проводить,   когда   необходимо   выявить  возможность
признания  едиными  технологиями  созданных  или  полученных  РНТД, не
только  в  течение,  но  и  по окончании выполнения НИОКТР (в т.ч. для
государственных нужд) или дополнительных работ.
     В   частности,   идентификацию   РНТД   как   единой   технологии
рекомендуется проводить в следующие периоды:
     - перед подачей заявок на конкурсы на право выполнения НИОКТР;
     - перед   заключением  с  соисполнителями-субподрядчиками  НИОКТР
договоров  на  выполнение НИОКТР, лицензионных договоров, договоров об
отчуждении исключительных прав на РИД и иных договоров;
     - во  время  проведения НИОКТР за счет или с привлечением средств
федерального  бюджета  либо  бюджетов  субъектов Российской Федерации,
выделяемых  для  оплаты работ по государственным контрактам, по другим
договорам,  для финансирования по сметам доходов и расходов или в виде
субсидий;
     - после  получения  письменного  уведомления  автора-работника  о
создании  в  связи  с  выполнением  своих  трудовых  обязанностей  или
конкретного   задания   работодателя   такого   результата  (служебное
изобретение, служебную полезную модель, служебный промышленный образец
или  служебное селекционное достижение), в отношении которого возможна
правовая охрана;
     - перед  приемкой результатов работ соисполнителей-субподрядчиков
НИОКТР, а также по ее завершении;
     - перед  подготовкой отчетной документации о выполнении НИОКТР, в
т.ч.  письменных  уведомлений  в  адрес  государственного  заказчика о
получении   результата  интеллектуальной  деятельности,  способного  к
правовой   охране   в   качестве   изобретения,  полезной  модели  или
промышленного образца, отчетов о НИОКТР;
     - по окончании приемки результатов НИОКТР;
     - перед   подготовкой  и  направлением  в  установленном  порядке
сведений     в     рамках     государственного    учета    результатов
научно-технической деятельности гражданского назначения для внесения в
базы данных заказчиков и регистрации РНТД;
     - при  подготовке  сведений  для  ведения  бухгалтерского учета и
подготовке бухгалтерской отчетности;
     - при  оспаривании  прав  на единую технологию или исключительных
прав на РИД в ее составе;
     - по  истечении  шести  месяцев после окончания работ по созданию
единой технологии в случае, когда лицо, организовавшее создание единой
технологии  (исполнитель),  не  обеспечило  совершение  всех действий,
необходимых  для признания за ним или приобретения исключительных прав
на  результаты  интеллектуальной деятельности, которые входят в состав
технологии.

        III. Порядок идентификации РНТД как единой технологии

     11.  Идентификация  РНТД  как  единой технологии проводится в три
этапа.  Блок-схема  последовательности  действий,  осуществляемых  при
идентификации, представлена в Приложении 1.
     На   первом   этапе   пошагово,  последовательно  устанавливается
соответствие    рассматриваемого    результата    работ   существенным
юридическим признакам единой технологии.
     На   втором   этапе   идентификации  РНТД  подготавливается  либо
отрицательное  заключение,  либо  в  случае  тождества  РНТД признакам
единой технологии собираются и систематизируются сведения для описания
единой технологии и для подготовки заключения.
     Третий  этап  идентификации  РНТД  проводится  в случае тождества
рассматриваемого  РНТД  признакам  единой технологии. На третьем этапе
идентификации  РНТД  подготавливается  заключение  о соответствии РНТД
признакам единой технологии и о наличии оснований для принятия решения
о   признании   РНТД  единой  технологией,  а  также  описание  единой
технологии, перечни РИД и рекомендации.
     12.  Первый этап идентификации РНТД целесообразно разбить на семь
шагов (подэтапов), выполняемых систематически и последовательно.
     При  проведении  идентификации  РНТД  на  первом  этапе  пошагово
устанавливается соответствие результата работ существенным юридическим
признакам единой технологии:
     1.   является  ли  рассматриваемый  результат  работ  результатом
научно-технической деятельности;
     2. имеет ли данный результат объективную форму выражения;
     3.  был  ли  получен результат за счет или с привлечением средств
федерального  бюджета  либо  бюджетов  субъектов Российской Федерации,
выделяемых  для  оплаты работ по государственным контрактам, по другим
договорам,  для финансирования по сметам доходов и расходов, а также в
виде субсидий;
     4.  имеет  ли  рассматриваемый  результат  предназначенность  для
определенного  практического  применения  в  качестве "технологической
основы определенной практической деятельности";
     5.    имеются   ли   в   составе   РНТД   охраняемые   результаты
интеллектуальной деятельности;
     6.    имеются   ли   в   составе   РНТД   охраняемые   результаты
интеллектуальной деятельности в количестве более одного;
     7.  если  в  составе  РНТД имеется в наличии сочетание охраняемых
РИД, то является ли это сочетание достаточным.
     При    первом    же    обнаружении    невозможности    установить
тождественность  признака  рассматриваемого результата признаку единой
технологии   дальнейшие  шаги  первого  этапа  идентификации  РНТД  не
проводятся,  и  далее, на втором этапе, подготавливается отрицательное
заключение.

     12.1.    Шаг   1   заключается   в   определении,   является   ли
рассматриваемый   результат   работ   результатом   научно-технической
деятельности.
     К    результатам    научно-технической   деятельности   относятся
результаты     опытно-конструкторских    и    технологических    работ
безотносительно их тематической направленности. К результатам научно -
технической  деятельности  также  относятся  результаты  полного цикла
научно-исследовательских,  опытно-конструкторских  и   технологических
работ.
     В иных случаях,  несмотря  на  сложность  отграничения  научно  -
технической деятельности от научно-исследовательской деятельности <*>,
при    рассмотрении    результата    научно-исследовательских    работ
рекомендуется   исходить   из   сущности   полученного   научного  или
научно-технического   результата   и    научно-технических    проблем,
обусловивших его создание.
--------------------------------
     <*> Например, Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов на
научно-исследовательские,   опытно-конструкторские  и  технологические
работы"  ПБУ  17/02,  утвержденное Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 N
115н  (ред. от 18.09.2006), к научно-исследовательским работам относит
"работы, связанные     с     осуществлением    научной    (научно    -
исследовательской),      научно-технической       деятельности       и
экспериментальных  разработок",  с отсылкой на Федеральный закон от 23
августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической
политике".

     Как  следует  из  определения,  данного  Федеральным  законом  от
23.08.1996  N  127-ФЗ  "О  науке  и государственной научно-технической
политике", научно-техническая  деятельность  от  научной  или научно -
исследовательской  деятельности  отличается  тем,  что  создание  РНТД
обусловлено  решением  соответствующих  научно-технических проблем,  а
именно   решением    технологических,    инженерных,    экономических,
социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечением функционирования
науки, техники и производства как единой системы.
     Результаты  прикладных  научно-исследовательских  работ в области
естественных,  технических, математических наук, в том числе в области
информатики,    по    своему    существу    и    характеру    решаемых
научно-технических  проблем  являются  результатами научно-технической
деятельности.
     Для  отнесения результатов прикладных общественных и гуманитарных
наук   к   РНТД   необходим  анализ  характера  предлагаемых  в  таких
результатах  и  исследованиях  средств  решения  проблем. На отдельных
результатах  конкретных прикладных исследований в области общественных
и  гуманитарных  наук  могут быть основаны, в том числе, и технические
средства   решения  экономических,  социальных,  гуманитарных  и  иных
проблем или обеспечения функционирования науки, техники и производства
как    единой    системы,    что    позволяет   и   такие   результаты
научно-исследовательских работ относить к РНТД.
     Особую  группу  результатов  прикладных  научных  исследований  в
области  общественных  и  гуманитарных  наук составляют различные виды
развивающих    наглядных   пособий,   базы   данных,   программы   для
электронно-вычислительных      машин      (ЭВМ),     например,     для
автоматизированной   обработки  результатов  анкетирования,  и  прочие
научно-технические  результаты, которые следует относить к результатам
научно-технической деятельности.
     Необходимо    также    выделить    результаты    работ,   имеющих
обзорно-информационный  или  нормативно-методический  характер. К РНТД
можно   отнести  те  результаты,  содержание  которых  непосредственно
ориентировано  на  решение технологических, инженерных, экономических,
социальных,  гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования
науки,  техники  и производства как единой системы. Пример РНТД такого
рода:  проект  технического  регламента, отраслевая инструкция. Обзоры
научной  литературы,  патентной  информации  по  определенной тематике
традиционно  относили к информационному обеспечению научно-технической
деятельности.  Такие  результаты не содержат собственно нового знания,
хотя  бы  и  неизвестного  на  определенный  момент  конкретной группе
работников.  Однако  такие  результаты  в  современных  условиях часто
выполняют   на   основе  контракта  (договора)  о  выполнении  научных
исследований.  Проекты  нормативных  актов,  направленные  на  решение
специфических  социально-экономических  проблем  путем  формулирования
правил  поведения  субъектов,  могут  создаваться в результате научных
исследований  в  области  юриспруденции  с конкретной целью и областью
дальнейшего применения, но не относятся к категории РНТД.
     Взаимосвязь    получаемых    результатов   с   задачами   решения
технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и
иных   проблем,   обеспечения   функционирования   науки,   техники  и
производства  как  единой  системы может быть отражена в наименованиях
работ,  наименованиях предмета государственного контракта или договора
или  в требованиях технических заданий, прилагаемых к государственному
контракту  или  иному договору на выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских  и  технологических  работ  либо утвержденных в
рамках тематических планов работ, заданий научных учреждений.
     Например,   из   наименования   научно-исследовательской   работы
"Разработка  синтеза нового класса противоопухолевых агентов на основе
гетероциклических   триарилметанов"  очевидна  взаимосвязь  получаемых
результатов с решением проблем лечения больных раком.
     Приводимые в техническом задании цель работы, требования к работе
и  результатам, ожидаемые направления использования результатов работы
часто  указывают  и на те научно-технические проблемы, решение которых
составляет задачу научно-исследовательской, опытно-конструкторской или
технологической   работы.  Исходя  из  таких  требований  к  цели  или
содержанию  работы,  как  обоснование  конкретных  технических и (или)
технологических   мероприятий  по  уменьшению  негативных  последствий
какого-либо   фактора,   создание   научно-технического   задела   для
последующих   прикладных  разработок  в  области  создания  продуктов,
материалов,   веществ,   устройств  или  технологических  процессов  в
какой-либо области или, например, "обеспечение эффективного применения
системы  ГЛОНАСС и GPS при решении задач геодезии и точной навигации",
можно   однозначно   установить  принадлежность  результатов  работ  к
категории результатов научно-технической деятельности.
     Результаты  исследований  ряда  общественных  и гуманитарных наук
(историко-филологические    науки,   философия   и   пр.),   отдельные
направления  научно-исследовательских  работ  в  виде  фундаментальных
научных исследований изначально не предназначены для решения указанных
научно-технических проблем.
     Так,  например, исследование ландшафтной специфики прошлых эпох в
связи    с    эволюцией    наземных   экосистем   обусловлено   только
исследовательской  программой в данной области фундаментальных научных
исследований.
     Другой   пример:   исследования   тепломассопереноса   связаны  с
рассмотрением  явлений  теплопроводности,  естественной  и вынужденной
конвекции,  теплопередачи  и  теплообмена.  Прикладные  исследования в
данной   области   связаны   с  решением  научно-технических  проблем,
соответственно  результаты  таких  исследований будут отнесены к РНТД.
Однако  результаты  фундаментального  научного  исследования в области
теоретического   анализа   усложненных   моделей   тепломассопереноса,
обусловленные  решением  научных задач и реализацией исследовательской
программы,   непосредственно   не  касаются  решения  технологических,
инженерных  и  иных  проблем  или  обеспечения функционирования науки,
техники и производства как единой системы. Такие результаты не следует
относить к результатам научно-технической деятельности.
     Результаты  ориентированных  фундаментальных научных исследований
отдельных  направлений  могут  быть  ориентированы  на будущее решение
научно-технических   проблем.  Например,  результаты  фундаментального
исследования  "Изучение и оценка изменений состояния нарушенных земель
в   разных   природных   зонах   и  обоснование  путей  рекультивации"
ориентированы  на  решение  проблем  рационального природопользования,
полученные   отдельные   результаты   могут  иметь  научно-технический
характер, и, следовательно, их возможно применить к решению конкретных
научно-технических задач и отнести к РНТД.

     12.2. Шаг 2 заключается в установлении того, что данный результат
выражен  в  объективной  форме.  Под объективной формой в общем случае
понимается  форма, реально доступная для восприятия человеком. Частный
случай  объективной  формы  выражения  -  материальная  форма. Если из
существа  материального объекта следует сущность входящих в него РНТД,
то  материальные  объекты  могут рассматриваться как объективная форма
выражения  результата. Объективная форма выражения либо в документе на
некотором носителе, либо в ином материальном объекте должна раскрывать
сущность входящих РНТД в целом.
     При   идентификации   РНТД   как   единой  технологии  необходимо
учитывать,    что   осуществление   научно-технической   деятельности,
осуществление   научно-исследовательских,   опытно-конструкторских   и
технологических   работ   получило   определенную  регламентацию  форм
представления получаемых результатов, как нормативно закрепленную, так
и общепринятую в научно-технической сфере.
     Существенный  признак продукта научной и (или) научно-технической
деятельности   (научный   и   (или)   научно-технический   результат),
представляющего    собой    новое    знание   или   решение,   -   это
зафиксированность  на  любом информационном носителе в соответствии со
ст. 2   Федерального  закона  "О  науке  и  государственной  научно  -
технической  политике".  Таким   информационным   носителем   является
документ.  Кроме  как в документах,  результаты воплощаются в образцах
создаваемых  объектов.  Так,  согласно  ст.  769  ГК  РФ   результатом
опытно-конструкторских  работ  может  быть  образец  нового  изделия и
конструкторская документация на образец нового изделия.
     Технические  задания  на  выполнение  работ могут предусматривать
разработку  таких  видов  научно-технической  документации,  как:  при
выполнении исследований - отчет о научно-исследовательской работе, а в
случае  опытно-конструкторских  и  технологических  работ - проектная,
техническая     (конструкторская,     технологическая,    программная,
эксплуатационная и иная) документация.
     Зачастую  государственными  контрактами  и  иными  договорами  на
выполнение  НИОКТР  предусматривается выполнение работ и представление
результатов  работ  исполнителем  в  соответствии  с  государственными
стандартами   ГОСТ  15.101-98  и  ГОСТ  Р  15.201-2000.  Разработка  и
оформление отчетной    документации    по    результатам    научно   -
исследовательских  работ,  если  это  предусмотрено  договором,  может
осуществляться  в  соответствии  с  требованиями  ГОСТ  7.32-2001.  По
результатам предусматриваемых государственными  контрактами  патентных
исследований  отчет  о  патентных  исследованиях может быть оформлен в
соответствии с ГОСТ Р 15.011-96.
     При  этом  в  государственные контракты, договоры или технические
задания  могут  включаться  требования об оформлении разрабатываемой в
ходе  работ  технической  документации  в  соответствии  с принятыми в
отрасли  нормативными  актами,  положениями государственных стандартов
(например, СРПП, ЕСКД, ЕСТД и иных серий).
     Контракты    и   ведомственные,   отраслевые   нормативные   акты
государственных  заказчиков  регламентируют  порядок  представления по
мере  завершения  работ  научно-технической  документации и письменных
уведомлений  государственного заказчика о готовности результатов работ
к   сдаче-приемке.  Причем  конкретная  форма  документов,  в  которых
представляются  результаты работ, может отличаться от форм документов,
принятых в государственных стандартах.
     Результаты  работ  также  описываются  в  письменных уведомлениях
автора     работодателя,     письменных    уведомлениях    исполнителя
государственного   заказчика,   в  заявках  на  выдачу  патента  и  на
регистрацию,  описаниях  к  патентам  и  свидетельствам, в нормативных
актах,  в т.ч. локальных (инструкции и методики), в научной литературе
(рукописи,  опубликованные  статьи,  монографии, пособия и прочее) и в
иных документах.
     Кроме  документального оформления в случае опытно-конструкторских
и  технологических  работ  государственные  контракты  или технические
задания  могут  предусматривать представление результатов работ в виде
конкретных  материальных  объектов.  Согласно ст. 769 ГК РФ в качестве
одного  из видов результатов опытно-конструкторских работ предусмотрен
образец  нового  изделия.  Результаты  работ  на  практике  могут быть
представлены  в  виде  таких  объектов,  как  макеты, опытные образцы,
изделия   установочной   партии,  изделия,  принятые  в  эксплуатацию,
конечная  продукция,  а  также  образцы  веществ,  материалов, штаммов
микроорганизмов, культур клеток растений и животных и пр.
     В  задачу  идентификации  РНТД  как  единой  технологии на шаге 2
первого этапа входит определение реальной формы выражения результата и
проверка  ее  соответствия установленным формам объективного отражения
научного  или  научно-технического  результата  соответствующего вида,
закрепленным законодательством, положениями государственных контрактов
или   иных  договоров,  принятыми  для  исполнения  стандартами.  Если
законодательство   и  государственный  контракт,  техническое  задание
предусматривают     представление     результата    работ    в    виде
научно-технической документации или иных документов либо материального
объекта,  необходимо проверить, какую именно форму представления имеет
рассматриваемый   результат   и  соответствует  ли  она  установленным
требованиям для данного конкретного результата работ.
     Отсутствие     требуемой    законодательством,    государственным
контрактом    или   иным   договором,   техническим   заданием   формы
представления  для  данного результата означает отсутствие объективной
формы  выражения  РНТД,  требуемой  для идентификации в составе единой
технологии.
     Так,   например,  техническим  заданием  научно-исследовательской
работы  по теме "Разработка методов медицинского лабораторного анализа
содержания определенных элементов в биологических жидкостях" требуется
получение   результатов   в   виде   аттестованной   по  установленной
Федеральным  законом  от  26  июня  2008  г.  N 102-ФЗ "Об обеспечении
единства  измерений"  процедуре  методики  медицинского  лабораторного
анализа,  при  этом  под  "методикой"  здесь  понимается  совокупность
конкретно  описанных  операций  для  обеспечения получения результатов
измерения  с  установленными  показателями точности. Объективная форма
выражения  данного  результата  -  это документ, например, на бумажном
носителе, содержащий описание совокупности операций, и документ, также
на    бумажном    носителе,   подтверждающий   соответствие   методики
установленным  метрологическим требованиям и утвержденный или выданный
компетентным органом - метрологической службой. Отсутствие первого или
второго документа либо отсутствие обоих требуемых документов по итогам
выполнения  работ  показывает  отсутствие  объективной формы выражения
результата    работ.    При    этом    наличие    отчета    о   данной
научно-исследовательской  работе,  содержащего  описание  методических
подходов к выполнению данного вида медицинского лабораторного анализа,
не  может  подтвердить  наличие объективной формы выражения, требуемой
для данного конкретного результата работ.
     Техническое  задание  на  выполнение  НИОКТР, например, в области
разработки   комплекса   комплектующих  изделий  механообрабатывающего
оборудования   может  предусматривать  разработку  эскизного  проекта,
экспериментального  макетного  образца,  конструкторской документации,
опытных  образцов.  Если  же  в ходе такой работы не были подготовлены
отдельные  виды  документов или опытный образец не был представлен для
приемочных испытаний, результат работ в некоторой своей части все-таки
имеет    выражение    в   объективной   форме.   Однако   недоработки,
некачественное   исполнение  НИОКТР  могут  привести  и  к  отсутствию
какой-либо  формы  представления и, в конце концов, к отсутствию самих
результатов.  Так, если по итогам такой работы ничего не было получено
из  числа  требуемых  контрактом  и  техническим заданием документов и
образцов,  то  это  свидетельствует об отсутствии у результатов данной
работы  требуемого  в  данном конкретном случае вида объективной формы
выражения  результатов,  а  соответственно правомерен вопрос о наличии
каких-либо результатов.
     Фонограммы,  видеозаписи, визуальные произведения иных технологий
или  аудиовизуальные  произведения  на любых носителях могут выступать
как  форма выражения РНТД в виде документов. Однако допустимость таких
форм   представления  получаемых  результатов  должна  быть  оговорена
соответствующими     государственными     контрактами,     договорами,
техническими  заданиями.  Представление результатов научно-технической
деятельности  исключительно  в  форме  фонограммы  или видеозаписи или
аудиовизуального произведения без описания РНТД в текстовых документах
не характерно для научно-технической деятельности.
     Сообщение,  являющееся  в общем виде объективной формой выражения
интеллектуального  продукта,  осуществленное,  однако, без фиксации на
информационном  носителе,  например,  устный  научный доклад, не может
считаться  объективной  формой выражения, установленной для результата
научно-технической деятельности.

     12.3.   Шаг   3  первого  этапа  идентификации  РНТД  как  единой
технологии   включает   проверку   источника   денежных   средств  для
финансирования  работ, в результате которых был создан рассматриваемый
результат.
     При  проведении  идентификации  РНТД  на  данном  шаге необходимо
проверить,  из  каких  источников  была  профинансирована работа. Если
результат  был получен за счет или с привлечением средств федерального
бюджета  либо  бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых для
оплаты  работ  по государственным контрактам, по другим договорам, для
финансирования  по сметам доходов и расходов, а также в виде субсидий,
то такой результат при соответствии прочим признакам единой технологии
подпадает   под  применение  правил  о  единой  технологии  Главы  77.
Указанные   правила  не  применяются  к  отношениям,  возникающим  при
создании   единой  технологии  за  счет  или  с  привлечением  средств
федерального  бюджета  либо бюджетов субъектов Российской Федерации на
возмездной основе в форме бюджетного кредита.
     При  анализе источников финансирования НИОКТР необходимо выделять
финансирование,  получаемого  организацией  в  качестве соисполнителя,
субподрядчика  НИОКТР  по  договору  с  непосредственным  исполнителем
(головным исполнителем) государственного контракта или с организацией,
также    являющейся    соисполнителем,    субподрядчиком   НИОКТР   по
государственному  контракту  ли  по  договору,  заключенного  в рамках
государственного   контракта   или   в   целях   его  выполнения  иным
исполнителем.  Признание  полученного  соисполнителем,  субподрядчиком
результата   НИОКТР  частью  единой  технологии,  специально  для  нее
созданной,  влечет  за  собой  необходимость  урегулирования отношений
соисполнителей,   субподрядчиков   с  организовавшим  создание  единой
технологии  исполнителем  государственного  контракта по отчуждению их
исключительных  прав  на результаты выполненных работ путем заключения
договоров в соответствии со ст. 1240 и п. 3 ст. 1542 ГК РФ.

     12.4.   Шаг   4  первого  этапа  идентификации  РНТД  как  единой
технологии     выполняется    следующим    образом:    устанавливается
предназначение   рассматриваемого   результата,   затем   определяется
функциональная  пригодность  РНТД для реализации его назначения, сфера
назначения  РНТД  анализируется  на  предмет  отношения к определенной
практической  деятельности,  содержание  и форма РНТД сопоставляется с
возможностью "служить технологической основой" в сфере его назначения,
и  если рассматриваемый результат возможно применить в таком качестве,
то  устанавливается  тождественность  назначения  РНТД признаку единой
технологии.
     Анализ    характеристик    РНТД   проводится   квалифицированными
специалистами  на  основании  информации,  содержащейся  в техническом
задании  на  выполнение  работ,  отчетной  и технической документации,
содержащей описание РНТД, а также на основании собственных специальных
знаний  в  конкретной предметной области. Желательно при этом обращать
внимание  на  полноту отражения в документах потенциальной пригодности
РНТД    для   использования   в   конкретной   области   деятельности.
Государственные   контракты   и   отраслевые  нормативные  акты  часто
регламентируют  форму  и  порядок  представления  сведений о возможном
будущем  использовании РНТД на практике. Недостаточное раскрытие таких
возможностей  в  отчетной или технической документации может послужить
препятствием для однозначной идентификации РНТД как единой технологии.
     Под "определенной практической деятельностью" необходимо понимать
точно    известную   или   предполагаемую   таковой,   точно,   твердо
установленную,  ясную,  очевидную,  логически описываемую с раскрытием
содержания   и   отличительных  признаков,  материальную  деятельность
человека,  содержание  которой  составляет  целесообразное изменение и
преобразование   окружающего   мира  с  применением  опыта  и  знаний,
совокупности  приемов,  решений  и навыков. К сфере такой деятельности
относятся  промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение, другие
отрасли   социальной  сферы  и  народного  хозяйства.  К  определенной
практической  деятельности  относятся  производственная,  промышленная
деятельность,  деятельность  по  обеспечению  товародвижения  в  любой
области.
     Соответственно  РНТД  могут "служить технологической основой" для
такой  целеполагающей  деятельности человека в виде знаний о способах,
процессах,  материалах,  материальных объектах (в том числе, продуктов
труда),   материальных   средствах   (в   том   числе,   оборудовании,
инструментах),    в    частности,   в   виде   проекта   изделия   или
технологического процесса, для решения задач в области техники в целях
производства продукции, выполнения работ, оказания услуг. Существенной
особенностью   знания   как   "технологической  основы"  является  его
практическая  применимость, возможность реального использования знаний
на  практике, реализации применительно к конкретным научно-техническим
задачам, проблемам определенной практической деятельности.
     Например,   в   ходе   НИОКТР  основным  исполнителем  разработан
асинхронный  тяговый  двигатель  с  короткозамкнутым  ротором, который
предназначен  для использования в конструкции магистрального грузового
электровоза   постоянного  тока  нового  поколения.  В  свою  очередь,
разработанный   соисполнителем   механизм   принудительной  вентиляции
предназначен   для   охлаждения  указанного  тягового  двигателя.  При
разработке таких РНТД изначально предполагается реализация в материале
проектов  механизмов вентиляции, тяговых двигателей и электровозов, их
будущее  производство как продукции. Следовательно, относительно таких
РНТД  следует  делать  вывод  об  их  принципиальной  применимости как
"технологической основы" производственной деятельности.
     При  анализе  назначения  РНТД,  его функциональной пригодности и
возможности "служить технологической основой определенной практической
деятельности"    применимы   подходы   к   установлению   соответствия
изобретения   такому   условию  патентоспособности,  как  промышленная
применимость.  В  соответствии  с пунктом 4 ст. 1350 ГК РФ изобретение
является  промышленно  применимым,  если оно может быть использовано в
промышленности,  сельском  хозяйстве, здравоохранении, других отраслях
экономики  или в социальной сфере. Как указывается в "Рекомендациях по
вопросам   экспертизы   заявок   на  изобретения  и  полезные  модели"
(утверждены  Приказом  Роспатента  от  31.03.2004  N 43, опубликованы:
"Патенты   и   лицензии",   2004,   N   7;  применяются  в  части,  не
противоречащей   части   четвертой   Гражданского  кодекса  РФ):  "Это
определение  [промышленной  применимости]  не  дает  оснований  ни для
проверки  наличия  у  изобретения  преимуществ  по сравнению с другими
средствами  такого  же  назначения, ни для оценки наличия общественной
потребности  в  данном  средстве,  т.е. целесообразности использования
изобретения   как   такового,   и   предполагает  лишь  принципиальную
пригодность   его   для   использования   в   какой-либо  из  отраслей
деятельности.  При  таком  понимании  рассматриваемого  требования  не
должен   возникать   и  вопрос  о  возможных  масштабах  использования
изобретения для признания его промышленно применимым: этому требованию
могут   соответствовать   и   изобретения,   которые  реализуемы  лишь
однократно   в  специфических,  неповторимых  условиях,  например  при
восстановлении   частично   разрушенного   сооружения   с   конкретным
характером повреждений, подъеме конкретного затонувшего судна. ... [Не
требуется]   оценка   фактического   наличия  потребности  в  средстве
заявленного  назначения.  Поэтому было бы ошибочно, например, мнение о
невозможности     признать     промышленно    применимым    заявленный
усовершенствованный  паровоз,  основанное  на  том,  что строительство
новых  паровозов  не  предполагается,  а  ранее  построенные  паровозы
выводятся   из  эксплуатации.  Если  указанное  заявителем  назначение
является  необычным,  даже  экзотическим,  тоже  не следует подвергать
сомнению  промышленную применимость. ... Исследователи истории техники
склонны   считать,   что   техника   вообще   не  создает  абстрактных
потребностей,   она   лишь   актуализирует,   делает  осознанными  уже
существующие.   Тем   более   нет  оснований  относить  к  промышленно
неприменимым изобретения, направленные на создание средств с необычным
сочетанием   уже  известных  функций,  например  лестница-стремянка  -
тележка, книжная полка - ящик для рыболова".
     Следует   отличать  результаты,  изначально  предназначенные  для
практического  применения,  но не доведенные до состояния готовности к
применению,    до   стадии   практического   применения,   результаты,
функционально   не  пригодные  для  реализации  своего  назначения,  и
результаты,   изначально   не   имеющие   такого  предназначения  быть
реализованным в определенной практической деятельности.
     Например,   если   разработка   упомянутого  выше  магистрального
грузового   электровоза   предусмотрена  только  до  стадии  эскизного
проекта,  то  такой  РНТД  представляет собой "технологическую основу"
дальнейших  работ по проектированию и будущему производству продукции,
хотя  и потребуется проведение дополнительных работ по доведению этого
проекта до стадии практического применения.
     Недоработки, некачественное исполнение НИОКТР снижают возможность
практического   применения   результатов  как  технологической  основы
какой-либо  деятельности вплоть до их полной невозможности применения.
В   случае   некачественного   выполнения   НИОКТР,  когда,  например,
вследствие    неоптимальных   технических   решений,   выбранных   при
проектировании   механизма   принудительной   вентиляции,  обнаружится
неработоспособность  тягового двигателя в целом, его непригодность для
использования,   тогда  проекты  функционально  непригодных  механизма
вентиляции  и  тягового  двигателя  не  смогут служить технологической
основой  их производства. То же относится и к производству электровоза
до   тех  пор,  пока  не  будет  выполнена  альтернативная  разработка
комплектующих.
     Напротив,  могут  быть  получены  РНТД,  не  предназначенные  для
использования  в  качестве "технологической основы". Например, получен
результат   обзора   данных,   представленных   в   научно-технической
литературе  по  проблеме  моделирования  кинетики коррозии циркониевых
сплавов.  Данный РНТД представляет собой знание о методах исследования
материалов,  но не содержит в себе знаний, позволяющих целенаправленно
осуществлять   изменение   и  преобразование  каких-либо  материальных
объектов.  Его  содержание  недостаточно для осуществления на практике
хотя  бы  одного  из проанализированных методов моделирования. В таком
случае   необходимо   сделать   вывод  о  невозможности  практического
применения   данного   РНТД   в   качестве   "технологической   основы
определенной практической деятельности".
     Особо    необходимо   рассматривать   возможности   использования
алгоритмов   и   программного   обеспечения   в   сфере   цифровых   и
информационно-коммуникационных технологий.
     Например,  РНТД  в области обработки сигналов, повышения скорости
обмена  данными  и обработки информации или совершенствования языков и
алгоритмов   программирования  может  стать  основой  для  создания  и
обеспечения функционирования компьютерной техники.
     В  другом  примере  система  уравнений,  полученная  в результате
анализа  данных  по  проблеме моделирования кинетики коррозии, сама по
себе  еще  не  является "технологической основой" для функционирования
программы  для  ЭВМ,  позволяющей  проводить  моделирование  коррозии,
точнее  толщины оксидной пленки, при разных условиях. Однако алгоритм,
описание  последовательности счетных операций для решения этой системы
уравнений  уже  служит  технологической  основой  для  работы ЭВМ, тем
более,  если этот алгоритм выражен на одном из языков программирования
или переведен в виде машинных кодов.
     Всякое  программное  обеспечение  процессов  управления  является
технологической  основой  практической  деятельности  в  самом широком
смысле.  Для  программ с иными функциями такое назначение не очевидно.
Представленная   в   примере  выше  программа  моделирования  кинетики
коррозии  является  инструментом  автоматизации сложных математических
расчетов  для проведения теоретических научно-исследовательских работ,
но  не  для  непосредственной  практической  деятельности в какой-либо
области.  Обучающая  компьютерная программа в форме интерактивной игры
также  не предназначена для реализации в практической деятельности, но
дает  возможность  с  помощью  специфической  интеллектуальной  работы
выработать  у  обучаемого  определенные навыки и устойчивые стереотипы
определенного   поведения.   В   общем  же  случае  любое  программное
обеспечение   является  основой  для  функционирования  ЭВМ  и  других
компьютерных  устройств  в  целях  получения определенного результата.
Поэтому,  если  РНТД  в  виде  алгоритмов  или  программ  обеспечивает
функционирование    устройств,    то    такие   РНТД   могут   служить
"технологической основой".

     12.5. На шаге 5 первого этапа необходимо установить, имеются ли в
составе   РНТД   результаты   интеллектуальной  деятельности,  которые
относятся    к   РИД,   которым   предоставляется   правовая   охрана,
охраноспособные  РИД и РИД, на которые исключительные права на которые
уже получены.
     Объем  работ  данного  шага  значительно  зависит  от состояния и
особенностей  делопроизводства  в  организации,  получившей РНТД. Так,
например, если для проведения идентификации РНТД как единой технологии
был  представлен  только отчет о научно-исследовательской работе или в
случае  опытно-конструкторских  и  технологических  работ  -  комплект
технической  документации,  то объем работ увеличивается и потребуется
первичное выявление охраняемых РИД в составе РНТД.
     Последовательное документальное оформление создания, приобретения
РНТД   и   РИД,   итоги   и   ход  реализации  мер  для  признания  за
правообладателем  и  получения  правообладателем  прав  на  результаты
интеллектуальной   деятельности,   содержащиеся  в  РНТД,  существенно
снижает  трудозатраты  на  выявление  тех РИД, которым предоставляется
правовая  охрана.  Помимо отчета о научно-исследовательской работе или
технической  документации  по  результатам  опытно-конструкторских или
технологических  работ  к  документам,  отражающим  наличие  различных
результатов интеллектуальной деятельности в структуре РНТД, относятся:
     уведомления   автора  в  адрес  работодателя  о  создании  нового
служебного РИД;
     уведомления   организации-исполнителя   в   адрес   заказчика   о
собственной предшествующей интеллектуальной собственности;
     уведомления   организации-исполнителя   в   адрес   заказчика   о
необходимости использования РИД - объектов исключительных прав третьих
лиц;
     соответствующие лицензионные договоры и акты, подтверждающие факт
использования РИД, права на которые принадлежат третьим лицам;
     договоры  с  соисполнителями,  субподрядчиками,  в  том  числе  о
выполнении НИОКТР, направленные на создание элементов РНТД;
     решения   научно-технического   совета,   главного  конструктора,
главного  технолога  и прочих должностных лиц о выборе и использовании
тех или иных технических решений;
     отчеты  о  патентных  исследованиях,  проводимых на разных этапах
согласования  технического  задания  и  проектирования,  в том числе в
целях выявления ближайших аналогов, прототипов для создания новых РИД,
установления   патентоспособности   РИД  (ГОСТ  Р  15.011-96  "Система
разработки   и   постановки   продукции   на  производство.  Патентные
исследования. Содержание и порядок проведения");
     уведомления  организации-исполнителя  в  адрес  заказчика,  в том
числе,  на  основании  п.  2  ст.  1373  ГК  РФ о получении результата
интеллектуальной деятельности, способного к правовой охране в качестве
изобретения, полезной модели или промышленного образца;
     уведомления   организации-исполнителя   в   адрес   заказчика   о
готовности результатов работ (этапа работ) к сдаче;
     акты   испытаний,   заключения   приемочной   комиссии  и  прочая
документация сдачи-приемки результатов НИОКТР;
     инвентаризационные ведомости, акты инвентаризации прав на РНТД на
основании    Положения    об   инвентаризации   прав   на   результаты
научно-технической  деятельности  (Постановление  Правительства  РФ от
14.01.2002  N 7 "О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на
результаты  научно-технической  деятельности"  (в  ред.  Постановлений
Правительства  РФ  от  29.04.2006  N  265,  от  09.06.2007  N  366, от
12.09.2008 N 673);
     отчеты об информационном поиске согласно ст. 1386 ГК РФ и п. 26.5
Административного   регламента   исполнения   Федеральной  службой  по
интеллектуальной    собственности,    патентам   и   товарным   знакам
государственной  функции по организации приема заявок на изобретение и
их  рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов
Российской  Федерации  на изобретение (утвержден Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2008 г. N 327);
     заявки  на выдачу патента, заявки на государственную регистрацию,
материалы   переписки   с   Роспатентом,  решение  о  выдаче  патента,
уведомления,  свидетельства  о  государственной  регистрации,  патенты
Российской  Федерации,  патенты  иных  стран  (часть  четвертая ГК РФ,
административные  регламенты  исполнения  Роспатентом  государственных
функций, утвержденные Приказами Минобрнауки России, и иные нормативные
акты);
     документы  о мерах по охране конфиденциальности информации в виде
секретов  производства (ноу-хау) (ст. 1465 ГК РФ, Федеральный закон от
29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне");
     учетные  документы (формы) для государственного учета результатов
научно-технической    деятельности    на    основании    Постановления
Правительства   Российской   Федерации   от   04.05.2005   N   284  "О
государственном     учете     результатов    научно-исследовательских,
опытно-конструкторских    и    технологических    работ   гражданского
назначения" (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ
от  18.08.2008  N 622), дело документов объекта государственного учета
РНТД  в соответствии с "Методическими рекомендациями, необходимыми для
государственного     учета    результатов    научно-исследовательских,
опытно-конструкторских    и    технологических    работ   гражданского
назначения,   выполняемых   за  счет  средств  федерального  бюджета",
утвержденными Приказом Минобрнауки России от 22 марта 2006 г. N 63.
     При   выявлении  в  составе  РНТД  охраняемых  РИД  рекомендуется
провести   проверку  сведений  и  документов  согласно  пп.  10  и  12
Постановления  Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2006 г.
N   696   "Об   осуществлении  контроля  в  сфере  правовой  охраны  и

Страницы: 1  2  


Оглавление