ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН НА ТЕРРИТОРИИ Г.МОСКВЫ ПРИКАЗ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 14 февраля 2000 г. N 21 (НАБ 00-5) В целях усиления организации контроля на территории г.Москвы за соблюдением закона РФ от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" приказываю: 1. Утвердить прилагаемые Порядок организации работы по контролю за применением контрольно-кассовых машин на территории г.Москвы (приложение N 1) и Порядок регистрации и снятия с учета контрольно-кассовых машин в налоговых органах г.Москвы (приложение N 2), ввести их в действие с 1 марта 2000 г. 2. Инспекциям МНС России по административным округам г.Москвы и Межрайонным инспекциям МНС России по г.Москве: - обеспечить организацию контроля за применением контрольно-кассовых машин организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории г.москвы, в строгом соответствии с Порядком, утвержденным пунктом 1 настоящего Приказа; - обеспечить с 1 марта 2000 г. регистрацию и снятие с учета контрольно-кассовых машин организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории г.Москвы, в строгом соответствии с Порядком, утвержденным пунктом настоящего приказа. 3. Считать с 1 марта 2000 г. утратившим силу Приказ от 30.12.94 N 58 "Об организации работы по контролю за использованием контрольно-кассовых машин на территории г.Москвы". 4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Управления МНС России по г.Москве Родионова А.А. Руководитель Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Москве Г.И.Букаев Приложение N 1 к приказу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Москве от 14.02.2000 N 21 ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН (ККМ) НА ТЕРРИТОРИИ Г.МОСКВЫ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящий Порядок организации работы по контролю за применением контрольно-кассовых машин (ККМ) на территории г.Москвы (далее - Порядок) устанавливается для единого подхода к предупреждению, выявлению и пресечению нарушений Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон). Работа инспекций на территории г.Москвы осуществляется в строгом соответствии с данным Порядком и направлена на усиление в строгом соответствии с данным Порядком и направлена на усиление контроля за выполнением требований Закона, полнотой учета выручки и уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды. 1.2. Работу по организации контроля за применением контрольно-кассовых машин осуществляет Отдел оперативного контроля в сфере торговли и платных услуг Управления МНС России по г.Москве, который: - организует и осуществляет контроль за законностью оборота наличных денежных средств; - оказывает методическую и практическую помощь инспекциям по вопросам контроля за соблюдением законодательства о применении ККМ; - рассматривает разногласия и спорные вопросы по применению Закона; - направляет разъяснения по вопросам действующего законодательства; - осуществляет контроль за организацией работы городской мобильно-оперативной группы (ГМОГ) и территориальных мобильно-оперативных групп (ТМОГ), проводит анализ их работы; - проводит профессионально-экономическую учебу сотрудников инспекций; - готовит и вносит предложения в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, а также органам исполнительной власти г.Москвы; - направляет предложения в Департамент потребительского рынка и услуг Правительства Москвы об аннулировании регистрации Центров технического обслуживания (ЦТО) в случаях, когда нарушения законодательства и других нормативных актов о применении ККМ допущено по вине ЦТО; - информирует население через средства массовой информации (печать, радио, телевидение) о нормах действующего законодательства по обязательному применению контрольно-кассовых машин. 1.3. Работу по контролю за применением ККМ на контролируемой территории осуществляют Отделы оперативного контроля (далее - Отделы) инспекций г.Москвы. Отделы обеспечивают контроль за соблюдением законодательства с целью повышения эффективности проверок, организуют их на постоянной основе во взаимодействии с органами налоговой полиции, внутренних дел, местной администрацией и другими государственными контролирующими органами. Начальник отдела обеспечивает своевременность выполнения возложенных на Отдел задач и функциональных обязанностей по следующим основным направлениям: - проведение регистрации и осуществление учета ККМ организаций и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальных предпринимателей); - проведение постоянных проверок соблюдения законодательства о применении ККМ организациями и индивидуальными предпринимателями; - подготовка материалов для вынесения решений руководителем (заместителем) инспекции по результатам рассмотрения актов проверки и документов, представленных организацией (индивидуальным предпринимателем); - принятие мер к взысканию денежных средств в доход бюджетов в соответствии с действующим законодательством; - направление материалов в правоохранительные органы по установленным фактам правонарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с действующим законодательством; - рассмотрение писем налогоплательщиков по вопросам применения контрольно-кассовых машин; - обеспечение качественного и своевременного представления установленной отчетности и оперативной информации по контролируемым направлениям работы; - ведение базы данных об объектах, осуществляющих налично-денежный оборот с применением ККМ или бланков строгой отчетности; - сбор информации из иных источников (через телефоны доверия рекламные объявления в печати, городские стенды и т.д.). 1.4. Отделами проводится работа по предупреждению правонарушений, связанных с применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. При регистрации ККМ в налоговых органах проводится ознакомление налогоплательщиков: - с действующим законодательством и нормативными актами по применению ККМ, документами строгой отчетности для учета денежных средств, утвержденных Минфином России; - с ответственностью за нарушения законодательства о применении ККМ, о работе с денежной наличностью и т.д,; - с моделями контрольно-кассовых машин, включенных в "Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации" (Госреестр) и разрешенных Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК) к применению в той или иной сфере деятельности (торговля, оказание платных услуг, торговля нефтепродуктами, отели и рестораны) согласно Классификатору ККМ; - с сетью центров технического обслуживания ККМ (ЦТО) в регионе и обслуживаемых ими моделях ККМ. 2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОВЕРОК ПРИМЕНЕНИЯ ККМ 2.1. Работа по организации проверок законодательства о применении ККМ осуществляется на плановых началах. В этих целях на основе анализа состояния дел по соблюдению законодательства о применении ККМ различными хозяйствующими субъектами и базы данных, формируемой в инспекции, рекомендуется составление календарного (месячного) плана-графика проведения проверок организаций и индивидуальных предпринимателей. 2.2. Календарный план-график проведения проверок по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением утверждается руководителем инспекции или его заместителем. 2.3. Объектами проверок выполнения Закона являются предприятия, организации, учреждения, их филиалы, киоски, палатки и другие обособленные подразделения (далее - организации), а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие продажу товаров или оказание услуг населению (далее - индивидуальные предприниматели). При выборе организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве объектов для проведения проверок целесообразно придерживаться определенной последовательности: в первую очередь подлежат проверке вновь открытые организации и индивидуальные предприниматели, затем - повторные проверки организаций и индивидуальных предпринимателей, которым установлены сроки для устранения допущенных нарушений, далее - остальные организации и индивидуальные предприниматели согласно плану-графику контрольных проверок. 2.4. Отделами инспекций накапливаются и систематизируются данные о дислокации торговых точек, организаций обслуживания населения и их владельцах с учетом информации, поступающей из различных источников. На основе этих сведений формируется база данных для планирования и проведения проверок. 2.5. Проверка законодательства о применении ККМ производится на основании поручения на проверку, подписанного руководителем налогового органа или его заместителем. 2.6. В проверке организаций и индивидуальных предпринимателей участвуют не менее 2-х проверяющих. К проведению проверок соблюдения Закона допускаются квалифицированные сотрудники, имеющие опят в проведении проверок. 2.7. По возможности, перед выходом на проверку проверяющие должны ознакомиться с банком данных проверяемой(ых) организации(ий), материалами предыдущих проверок, а также данными, связанными с регистрацией и техническим обслуживанием ККМ. 3. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН 3.1. Объекты проверок (группу объектов) определяет начальник отдела по согласованию с руководителем (заместителем) инспекции. Перед началом проверки в выписываемом поручении на проверку указывается место проверяемых объектов (адрес проверяемого объекта, группы объектов). Вместе с поручением выдаются номерные бланки актов проверки (номера сквозные по всей инспекции). В случае невозможности проведения ежедневных проверок (отсутствии необходимой поддержки налоговой полиции и правоохранительных органов, проведение других проверочных мероприятий и др.) они проводятся по мере возможности, но не менее 50 проверок в месяц. Для отделов фактической численностью менее 15 сотрудников количество проверок должно составлять не менее 40 проверок в месяц. В вечернее и ночное время с 18:00 до 09:00 проводится не менее 10 проверок в месяц, а в выходные и праздничные дни - не менее 5 проверок в месяц. Инспекторам, участвующим в проведении проверок в вечернее и ночное время, а также в выходные дни, предоставляются отгулы в соответствии с Кодексом законов о труде Российской Федерации. Проведение проверок в организациях, не приступивших к работе (завершивших работу) или во время перерыва, не рекомендуется. 3.2. Проверки исполнения законодательства о применении ККМ и полноты учета выручки проводятся во взаимодействии с органами налоговой полиции, внутренних дел, местной администрации и другими государственными контролирующими органами. Они осуществляются: - на контролируемой инспекцией территории в общем порядке; - путем проведения "перекрестных" проверок. В рамках "перекрестных" проверок допускается проведение сотрудниками одного налогового органа проверок организаций и индивидуальных предпринимателей на территориях, контролируемых другим налоговым органом; - путем проведения "челночных" проверок на контролируемой инспекцией территории. Данные проверки заключаются в периодическом контроле за соблюдением требований законодательства о применении ККМ в местах массовой торговли (рынки, ярмарки и т.п.) в течение дня. Периодичность повторения проверки конкретного места массовой торговли определяется начальником отдела; - путем проведения (участия в проведении) выездных налоговых проверок в связи с выявленными фактами нарушений законодательства, устанавливающего порядок работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций. 4. ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ ККМ 4.1. Проверки проводятся следующими методами: - визуального наблюдения проверяющим за продажей товаров (оказанием услуг, проведением работ) покупателям (клиентам); - приобретение проверяющим товаров в личное пользование; - приобретение товаров сотрудниками органов, наделенных правом контрольной (проверочной) закупки, участвующих в проведении проверки, с последующим оформлением соответствующего акта; - выявление нарушений Закона в ходе выездных налоговых проверок. 4.2. На начальном этапе проведения проверки по результатам наблюдения проверяющими за продажей товаров (оказанием услуг) клиентам, наличием ценников (прейскурантов), соблюдением порядка выдачи покупки (оформления услуги, работы) дается предварительная оценка состоянию соблюдения законодательства о применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением на конкретном объекте при осуществлении денежных расчетов с населением на конкретном объекте проверки (точке). Особое внимание обращается на выдачу вместе с покупкой (услугой) кассового чека или приравненного к нему документа строгой отчетности по форме, утвержденной в установленном порядке. С согласия покупателей просматриваются выданные им чеки (документы строгой отчетности) на предмет их четкости и наличия в них обязательных реквизитов. Однократного нарушения достаточно для оформления акта о нарушении действующего законодательства. 4.3. С учетом оснований, полученных в результате визуального наблюдения, проверяющие приступают к проведению проверки. При необходимости, в установленном порядке производится контрольная (проверочная) закупка товаров сотрудниками органов, наделенных соответствующими полномочиями и участвующих в проведении проверки, которая оформляется соответствующим актом. После этого проверяющие предъявляют руководителю или другому должностному лицу организации поручение налогового органа, документы, удостоверяющие их личность (должность) и приступают к более детальной проверке соблюдения законодательства о применении ККМ и документальному оформлению материалов проверки. 4.4. Проверяется весь комплекс документов, характеризующих статус организации и организационно-правовая форма, устанавливаются личности и должностное положение персонала, наличие у них соответствующих квалификационных документов (свидетельств, аттестатов, удостоверений и т.п.), документов на право осуществления той или иной конкретной деятельности, на право пользования помещением, документов, подтверждающих регистрацию организации и постановку ее на учет в налоговом органе, наличие лицензий на право торговли винно-водочными изделиями и другими подакцизными товарами и т.п. Одновременно проверяются: соответствие применяемых моделей ККМ требованиям Госреестра, классификатора ККМ, установленным срокам использования моделей, исключенных из Госреестра, соответствие заводских (паспортных) и регистрационно-учетных данных ККМ фактическим, их исправность, наличие договора на техническое обслуживание, карточки регистрации ККМ, наличие средств визуального контроля, маркировочной таблички ККМ, пломб и т.д. 4.5. Проверка выполнения организацией требований "Положения по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением", утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации 30.07.93 N 745 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.98 N 904) наряду с требованиями "Типовых правил эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением", утвержденных Минфином России 30.08.93 N 104, производится непосредственно на месте установки ККМ. Сверяется фактическое место установки ККМ с данными, зафиксированными с документах о регистрации ККМ, путем осмотра внешнего состояния ККМ устанавливается тождественность заводского номера на машине и в документах, наличие пломб на кожухе машины, наличие голограмм, качество чека и полнота напечатанных на нем реквизитов и др. 4.6. После осмотра контрольно-кассовой машины рекомендуется тщательно проверить имеющиеся контрольные ленты (особенно в местах обрыва), обращая особое внимание на наличие на ленте порядковых номеров, даты и времени совершения торговой операции, количество гашений счетчиков и т.д. Следует иметь в виду, что в некоторых моделях ККМ дата начала работы должны вводиться механически кассиром-операционистом ежедневно в начале смены, что не исключает возможности злоупотреблений при использовании ККМ. В то же время, на всех электронных ККМ с фискальной памятью, включенных в Государственный реестр, дата и время покупки, нумерация чеков осуществляются в автоматическом режиме, что позволяет установить допущенные злоупотребления относительно утраты или замены части контрольной ленты. 4.7. Проверяются нулевые чеки: их количество, время пробития, если их несколько в течение смены, то чем была вызвана эта необходимость. 4.8. Проверяется наличие прошитого и скрепленного печатью (штампом) налогового органа журнала кассира-операциониста по ф.N КМ-4 (при наличии его на проверяемом объекте), надлежащим образом оформленных ценников на товары (прейскурантов на услуги). При проверке наличия прейскуранта на оказываемые услуги проверяющий обращает внимание на обоснованность этого документа (кем утвержден, когда, для какой отрасли, ведомства, организации), внешнее оформление (четкость написания, наличие заверяющей подписи, печати и др.), а также на размещение его в доступном для клиента месте. 4.9. Если в ходе проверки будет установлено, что машина выдает кассовый чек с нечеткой (нечитаемой) печатью, не полными реквизитами, или у машины неработоспособно печатающее устройство, неисправна работа дататора, нумератора, не обеспечивается выход чека, допущен и не устранен обрыв контрольной ленты, отсутствует текущая и результирующая информация на индикаторах кассира или покупателя и др., проверяющие отражают в акте неисправность ККМ и в доказательство этого к материалам проверки прилагают кассовый чек. 4.10. При выявлении ККМ, не зарегистрированной в налоговом органе, необходимо убедиться в том, что эта машина не находится в скрытой эксплуатации. С этой целью рекомендуется проверить паспорт на эту машину, документы о ее приобретении, показания суммирующих счетчиков, а также журнал кассира-операциониста (ф.N КМ-4) и контрольные ленты ККМ. 4.11. Одновременно проверяется наличие договора с ЦТО на сервисное обслуживание ККМ, а также ведение записей в журнале вызова технических специалистов и регистрации выполненных работ по форме N КМ-8 (бывш. форма N 30 Типовых правил по эксплуатации ККМ). 4.12. При проверке организаций (индивидуальных предпринимателей), которые могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой машины, т.е. с выдачей квитанций, путевок, билетов, талонов, знаков почтовой оплаты или других приравненных к чекам документов строгой отчетности следует проверить правомерность применения данной организацией (предпринимателем) документов строгой отчетности. 4.13. Право утверждения форм документов строгой отчетности, по представлению заинтересованных министерств, ведомств и организаций, предоставлено министерству финансов России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам. Все остальные бланки не установленного образца не являются документами строгой отчетности и не дают права на прием наличных денег без применения ККМ. Бланки строгой отчетности должны содержать следующие реквизиты: а) гриф утверждения формы документа; б) наименование формы документа, серию и шестизначный номер; в) код формы документа по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД); г) дату составления документа; д) наименование и код организации по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО); е) вид оказываемых работ (услуг); ж) единицы измерения (в натуральном и денежном выражении); з) подпись ответственных должностных лиц (с указанием должности). Неотъемлемым реквизитом является наличие на каждом экземпляре бланка порядкового номера. Бланки строгой отчетности для осуществления денежных расчетов с населением без применения ККМ могут быть изготовлены типографиями по заказам министерств и ведомств, администрации региона, а также по индивидуальным заказам организаций. 4.14. Организация (индивидуальный предприниматель), которая(ый) в соответствии с законодательством вправе применять при осуществлении денежных расчетов с населением документы строгой отчетности по утвержденным формам и не применяет их, а равно использует бланки неутвержденных форм, не освобождается от обязанности применения ККМ и несет ответственность, установленную абзацем 2 статьи 7 Закона. 4.15. В случае выявления факта невыдачи клиенту квитанции или другого приравниваемого к чеку документа строгой отчетности или выдачи документа с указанием суммы менее уплаченной, проверяющий делает соответствующую запись в акте проверки. 4.16. За выявленные проверкой нарушения порядка учета, хранения и выдачи документов строгой отчетности, которые рассматриваются как нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, следует применять меры ответственности, установленные законодательством Российской Федерации. 4.17. В акте проверки выполнения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" отражаются все факты нарушения и связанные с ними обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам проверки. При описании составов правонарушений необходимо придерживаться тех формулировок, которые содержатся в законодательных актах. Также акт должен содержать ссылки на конкретные статьи Закона, пункты нормативно-правовых актов, которые организация (индивидуальный предприниматель) нарушила(ил). Обстоятельства совершения правонарушения должны подтвердиться документами, оформленными в ходе проверки, объяснениями должностных лиц, свидетельскими показаниями (заявлениями) покупателей товара (оказанной услуги) и другими документами. В качестве доказательств нарушений законодательства о применении ККМ могут использоваться также документы и фактические данные организации (индивидуального предпринимателя), акты контрольных (проверочных) закупок, чеки, объяснения должностных лиц проверяемой организации, документы предыдущих проверок, проведенных налоговыми инспекциями, а также государственными контролирующими или правоохранительными органами (акты проверок, протоколы, постановления контрольных инспекций и др.). Объяснения должностных лиц проверяемой организации следует получить по каждому факту выявленного в процессе проверки правонарушения (что ограничит вероятность поступления последующих жалоб или претензий от проверяемых организаций по результатам проверок и принятых по ним решениям налоговых органов). В случае отказа должностных лиц проверяемой организации от дачи объяснения и подписания акта проверки этот факт отмечается в акте проверки после подписи проверяющих записью примерно такого содержания: "От подписания акта и объяснения причины нарушения действующего законодательства должностные лица организации (указывается, кто конкретно) отказались". 4.18. На организации и индивидуальных предпринимателей за нарушение требований Закона РФ от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" налоговыми органами налагаются штрафные санкции в соответствии с действующим законодательством. 4.19. Проверяющими разъясняются представителю объекта проверки права и обязанности в соответствии со статьей 247 КоАП РСФСР и делается соответствующая запись в акте проверки. 4.20. По окончании проверки и ее результатам составляется акт в двух экземплярах в соответствии с действующими требованиями. Изменения, дополнения или уточнения после подписания акта не допускаются. Акт проверки подписывается всеми проверяющими лицами и представителем организации, присутствующим при осуществлении проверки. Один экземпляр акта (копия) передается руководителю (представителю) проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю, другой передается в инспекцию в день проведения проверки (в исключительных случаях при проведении проверок в вечернее время допускается передача актов на следующий день). В случае выявления нарушения при проведении выездной (камеральной) налоговой проверки акт может быть составлен по совершенному ранее правонарушению при условии его доказанности. При составлении акта следует учитывать сроки наложения административного взыскания, установленные статьей 38 КоАП РСФСР. 4.21. По окончании проверки соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением проверяющими осуществляется оперативный контроль полноты учета выручки. Проверяющие сопоставляют размер фактической выручки за рабочий день (смену), полученный путем ревизии наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККМ и данных сменных отчетов ("X" и "Z" отчетов) контрольно-кассовой машины, а также данных журнала кассира-операциониста. Данные фиксируются в составляемом акте проверки наличных денежных средств. Примечание. Перед подсчетом наличных денежных средств необходимо взять расписку у проверяемого об отсутствии в кассе его личных денег и иных не оприходованных денежных средств, о представлении всех квитанций приходных кассовых ордеров по сданной выручке. При выявлении нарушения учета наличного денежного оборота руководителем (заместителем руководителя) инспекции принимается решение об осуществлении документального контроля полноты учета выручки, полученной с применением ККМ (за неделю, месяц, квартал, год и т.д.). В ходе проведения контроля показатели фискальной памяти по проверяемому периоду документируются посредством снятия фискального отчета с проверяемой ККМ (в случае снятия фискальных отчетов с нескольких ККМ, составляется сводная ведомость и прилагается к акту проверки), заверяется подписью проверяющего и служат в дальнейшем исходным документом для сопоставления с данными бухгалтерского учета и отчетности; журнала кассира-операциониста; кассовой книгой; журналом ордером N 1 (мемориальным ордером); приходными кассовыми ордерами (с приложениями) на приход денежной наличности в кассу предприятия; главной книгой или балансом; отчетом о движении денежных средств (форма N 4); книгой учета доходов и расходов граждан, имеющих доходы от предпринимательской деятельности. В случае несоответствия данных выручки по фискальному отчету данным бухгалтерского учета и выяснения причин имеющихся расхождений проверяющие определяют характер допущенного нарушения. Результаты проверки полноты оприходования денежной выручки, полученной с применением ККМ, оформляются актом проверки полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. Материалы проверки полноты учета выручки направляются в отдел выездных налоговых проверок для осуществления контроля за полнотой и правильностью исчисления налогов и сборов, либо по решению руководителя (заместителя руководителя) инспекции выездная налоговая проверка проводится силами Отдела оперативного контроля. Результаты выездной налоговой проверки доводятся до Отдела камеральных проверок для последнего контроля соответствия отчетных данных данным первичного учета с применением ККМ и полноты уплаты налогов. Проведение выездных налоговых проверок организаций и индивидуальных предпринимателей, ведущих денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций и оказании услуг, без проверок полноты оприходования денежной наличности не допускаются. 5. РАССМОТРЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПРОВЕРКИ 5.1. Руководителем (заместителем) инспекции выносится решение по актам проверок в срок до 15 дней (статья 257 КоАП РСФСР) со дня получения материалов проверок, в зависимости от состава правонарушения, за исключением случаев возникновения спорных ситуаций, требующих дополнительных проверок. По результатам рассмотрения материалов проверок с участием всех заинтересованных сторон должно быть вынесено одно из следующих решений: а) о привлечении к ответственности за нарушение Закона; б) о направлении акта по территориальной принадлежности. Инспекция, проводившая проверку, все материалы по проверке (объяснения, жалобы, письма и др. материалы) направляет в инспекцию по месту учета налогоплательщика для принятия решения. В случае возникновения спорных ситуаций решение выносится инспекцией при рассмотрении материалов проверок с участием всех заинтересованных сторон: сотрудников инспекции, которая проводила проверку налогоплательщика и других юридических или физических лиц, которые могут дать пояснения по обстоятельствам, имеющим значение для выяснения решения; в) о прекращении рассмотрения дела, если акт проверки оформлен с явным нарушением установленного порядка; г) в случае отсутствия состава правонарушения решение по акту проверки не выносится. 5.2. Наложение штрафных санкций за нарушение действующего законодательства о применении контрольно-кассовых машин производится не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения (статья 38 КоАП РСФСР). В решении должно быть отражено предложение о добровольной уплате предъявленной суммы штрафа, а также информация о том, что в случае несогласия с решением оно может быть обжаловано в установленном порядке (в суд и (или) вышестоящую инстанцию) в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен быть узнать о нарушении своих прав (статья 139 Налогового кодекса Российской Федерации). Срок добровольной уплаты суммы штрафа определен статьей 285 КоАП РСФСР и составляет 15 дней со дня вручения решения о наложении штрафа, а в случае обжалования или опротестования - не позднее 15 дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. В случае неисполнения юридическим или физическим лицом решения налогового органа в срок, определенного статьей 282 КоАП РСФСР, в добровольном порядке налоговым органом должно быть предъявлено в установленном порядке (в том числе судебном) требование о взыскании сумм штрафа. При повторном нарушении законодательства о ККМ налоговый орган в праве наложить штрафные санкции, либо предъявить в суд исковое заявление о ликвидации организации на основании пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации. При осуществлении организацией торговых операций (оказания услуг) после приостановления ее деятельности в порядке, установленном статьей 6 Закона, она подвергается штрафу в 700-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда. 5.3. В случае проведения проверок правоохранительными или иными контролирующими органами и получения от них материалов проверок, налоговым органом следует перепроверить выявленные нарушения, предусмотренные статьей 7 Закона, и, если они имеют место, составить акт и принять соответствующее решение. При выявлении организаций и индивидуальных предпринимателей не вставших (несвоевременно вставших) на налоговый учет в инспекции, к ним применяются меры налоговой ответственности в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. 6. ОТЧЕТНОСТЬ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО Предоставление отчетности в Управление МНС России по г.Москве осуществляется в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к срокам и формам отчетности. В целях повышения оперативности получения информации, отчетности направляются как на бумажном носителе, так и по электронной почте. По результатам проверки контролируется выполнение решений по взысканию штрафных санкций. На основании накопленного материала предоставляется отчетность в Управление МНС России по г.Москве. Акты проверок хранятся отдельно от других документов организации, в случае необходимости в дело организации подшивается ксерокопия акта. При направлении материалов в другие инспекции, органы налоговой полиции и другие организации в делах инспекции должна оставаться копия акта проверки. В инспекции МНС России по административным округам г.Москвы поручения и акты фиксируются в специальных журналах (Приложение N 1, 2, 3). Журналы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью налогового органа. Приложение N 1 к Порядку организации работы по контролю за применением ККМ на территории г.Москвы ФОРМА ЖУРНАЛА РЕГИСТРАЦИИ ПОРУЧЕНИЙ И АКТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИМЕНЕНИИ ККМ ИНСПЕКЦИИ МНС РОССИИ ____________________________________________________________________________________________________________________ | N | Дата выдачи | NN поручений | Кому выдано | Роспись | Дата возврата | Роспись | Примечание | | п/п | поручений и актов | и актов | | в получении | поручений и актов | о возврате | | |_____|___________________|______________|_____________|_____________|___________________|____________|____________| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |_____|___________________|______________|_____________|_____________|___________________|____________|____________| | | | | | | | | | |_____|___________________|______________|_____________|_____________|___________________|____________|____________| | | | | | | | | | |_____|___________________|______________|_____________|_____________|___________________|____________|____________| Приложение N 2 к Порядку организации работы по контролю за применением ККМ на территории г.Москвы ФОРМА ВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛА ПОРУЧЕНИЙ И АКТОВ ПРОВЕРОК ИНСПЕКЦИИ __________________________________________________________________________________________________________________________________ | N | Дата выдачи | NN поручений | Объект проверки | Дата | Ф.И.О. | Вид | Меры по акту | Отметка | | п/п | поручений | и актов | (адрес) | проверки | | нарушения | | о взыскании | |_____|___________________|______________|_________________|__________|_______________|____________|______________|______________| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |_____|___________________|______________|_________________|__________|_______________|____________|______________|______________| | | | | | | | | | | |_____|___________________|______________|_________________|__________|_______________|____________|______________|______________| | | | | | | | | | | |_____|___________________|______________|_________________|__________|_______________|____________|______________|______________| 1. Номер по порядку. 2. Дата получения актов и поручений. 3. Номера поручений и актов. 4. Наименование и адрес объекта проверки. 5. Дата проведения проверки. 6. Фамилии и инициалы проверяющих, участвующих в проведении проверки. 7. Вид выявленного в результате проверки нарушения. 8. Номер, дата решения по акту проверки или отметка о направлении в другую ИМНС РФ. 9. Отметка о взыскании штрафных санкций. Приложение N 3 к Порядку организации работы по контролю за применением ККМ на территории г.Москвы ФОРМА ВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛА АКТОВ ПРОВЕРОК, ПРИСЛАННЫХ ИЗ ДРУГИХ ИНСПЕКЦИЙ ___________________________________________________________________________________________________________________ | N | Дата выдачи | N акта и дата | Направивший | Объект | Вид | Меры по акту | Отметка | | п/п | поручений и актов | оформления | орган | проверки | нарушения | | о взыскании | |_____|___________________|_______________|_________________|__________|____________|______________|______________| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |_____|___________________|_______________|_________________|__________|____________|______________|______________| | | | | | | | | | |_____|___________________|_______________|_________________|__________|____________|______________|______________| | | | | | | | | | |_____|___________________|_______________|_________________|__________|____________|______________|______________| 1. Номер по порядку. 2. Дата получения материалов проверки. 3. Номер акта и дата оформления акта проверки. 4. Наименование органа, направившего материалы проверки. 5. Наименование и адрес объекта проверки. 6. Вид выявленного в результате проверки нарушения. 7. Номер, дата решения по акту проверки. 8. Отметка о взыскании штрафных санкций. Приложение N 2 к приказу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Москве от 14.02.2000 N 21 ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ С УЧЕТА КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ Г.МОСКВЫ 1. РЕГИСТРАЦИЯ ККМ В соответствии с Законом Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон о ККМ) с изданными во исполнение этого Закона нормативно-правовыми актами налоговые органы обязаны регистрировать контрольно-кассовые машины (ККМ), используемые для денежных расчетов с населением. Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах утвержден Приказом ГНС РФ от 22.06.95 N ВГ-3-14/36 "Об утверждении порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах". Организации, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг (далее - организации), обязаны зарегистрировать применяемые ККМ в налоговом органе по месту своего нахождения. Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации местом нахождения организации является место ее государственной регистрации, местом жительства физического лица - место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает. Статья 3 Закона РСФСР от 07.12.91 N 2001-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" устанавливает, что государственная регистрация физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется соответствующей администрацией по месту постоянного жительства этого лица. Таким образом, согласно Закону о ККМ индивидуальный предприниматель должен зарегистрировать свои ККМ в налоговом органе по месту жительства. Если физическое лицо имеет временную прописку (регистрацию) в г.Москве (6 и более месяцев) и желает осуществлять торговую деятельность или оказывать услуги в г.Москве, то оно должно зарегистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица и налоговая инспекция, на территории которой временно прописан предприниматель, может зарегистрировать его кассовые аппараты при наличии соответствующих документов. При этом в карточке регистрации ККМ делается отметка: "Временно на срок до ...". Если организация состоит на налоговом учете в г.Москве и имеет обособленные подразделения (торговые точки) в г.Москве и в других регионах, то все используемые кассовые аппараты как на территории г.Москвы, так и в регионах, согласно действующему законодательству о ККМ, должны быть зарегистрированы в налоговом органе по адресу, указанному в учредительных документах организации, т.е. по месту учета в г.Москве. В связи с этим при регистрации ККМ, применяемых в данном регионе, организация может представить договор на ремонт и техническое обслуживание, заключенное с ЦТО этого региона с обязательным представлением документов, подтверждающих его регистрацию в качестве ЦТО и перечнем обслуживаемых им моделей ККМ, заверенных в ИМНС по месту нахождения ЦТО. В случае аренды контрольно-кассовой машины организация-арендатор должна зарегистрировать ККМ в налоговом органе по адресу, указанному в учредительных документах организации в установленном порядке. При регистрации ККМ в налоговых органах необходимо учитывать соответствие предъявляемой к регистрации модели ККМ требованиями Государственного реестра контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, а также руководствоваться Классификатором ККМ, которым разрешается применение конкретной модели ККМ для той или иной сферы деятельности. При регистрации ККМ, относящихся к активным системным контрольно-кассовым машинам, имеющим возможность работать в компьютерно-кассовой системе, управляя при этом работой системы, необходимо проверить соответствие установленной программы перечню пакетов прикладных программ к активным системным ККМ, утвержденному решениями ГМЭК (протокол от 05.04.99 N 2/50-99 и письмо МНС РФ от 17.06.99 N АС-6-16/484). Запись об установке программного продукта должна быть осуществлена в техническом паспорте ККМ организацией-продавцом ККМ и заверена его печатью. Налоговый орган делает отметку об установленном пакете прикладных программ и его разработчике в Карточке регистрации ККМ и книге учета ККМ организаций. Для регистрации ККМ необходимы следующие документы: - заявление владельца по установленной форме (приложение N 1). В заявлении должно быть указано: вид объекта торговли и вид деятельности организации; - доверенность на право регистрации ККМ в налоговом органе, оформленную в установленном порядке (ст.185 ГК РФ), если регистрацию ККМ будет осуществлять не руководитель организации, а любой другой сотрудник организации и документ, удостоверяющий личность; - журнал кассира-операциониста (форма КМ-4 утверждена постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 N 132), который должен быть прошнурован, пронумерован, скреплен подписями и печатью организации. Налоговый инспектор заверяет журнал подписью, штампом налогового органа и ставит дату фискализации ККМ; - технический паспорт на подлежащую регистрации ККМ (проверяется правильность заполнения всех разделов паспорта - дата выпуска, фирма и страна-производитель, дата упаковки, наличие печатей завода-изготовителя или продавца ККМ; запись об установлении средств визуального контроля (голограмм-СВК), индивидуальные номера голограмм-СВК и их название; соответствие программного продукта; заполнение владельцем ККМ талона-заявки на ввод ККМ в эксплуатацию); - договор на техническое обслуживание и ремонт (на учет в ЦТО кассовые аппараты ставятся при заключении договора на техническое обслуживание и ремонт. Выбор ЦТО предоставлен организации-владельцу кассового аппарата и зависит только от того, зарегистрирован ли данный ЦТО в Департаменте потребительского рынка и услуг Правительства г.Москвы в качестве ЦТО и имеет ли право выполнять работы по обслуживанию ККМ данной модели); - средства визуального контроля (объемные голограммы "Государственный реестр 199... (200...)" - четыре цифры обозначают год реализации ККМ генеральным поставщиком и "Сервисное обслуживание 200...)" - четыре цифры обозначают текущий год, в котором ККМ поставлены на техническое обслуживание в ЦТО. При производстве ежегодных проверок исправности кассовых аппаратов ЦТО в январе-феврале очередного года устанавливает эти голограммы, при этом ККМ должны иметь голограммы генерального поставщика). При регистрации ККМ проверяется наличие задолженности перед бюджетом и своевременность представления бухгалтерской отчетности. В налоговой инспекции в приемный день проводится: регистрация, перерегистрация и снятие с учета ККМ, фискализация ККМ, выдача Карточки регистрации ККМ. При осуществлении фискализации ККМ, налоговые органы могут применять следующие варианты: - в назначенный день для фискализации кассового аппарата приглашают в налоговую инспекцию по месту нахождения организации-владельца ККМ должностное лицо организации и кассира-операциониста, которые согласовывают присутствие специалиста ЦТО, с которым заключен договор на техническое обслуживание и ремонт ККМ, и доставляют кассовые аппараты, предназначенные для фискализации и регистрации; - налоговый(ые) инспектор(а) выезжает сам для фискализации ККМ на место установки кассовых аппаратов, если организацией предъявлено к регистрации большое количество ККМ, где также присутствие представителя администрации, кассира-операциониста и специалиста ЦТО обязательно. Налоговый инспектор должен проверить у представителя обслуживающей организации документ, удостоверяющий его личность, как специалиста ЦТО. В ходе подготовки к регистрации налоговым инспектором, специалистом ЦТО и пользователем ККМ выполняются следующие операции. Налоговый инспектор просматривает представленные для регистрации ККМ документы, проверяет достоверность изложенных в заявлении на регистрацию данных (модель ККМ, номер, год выпуска, адрес места установки), проверяет приобретение ККМ: в паспорте должна быть запись продавца с обязательным указанием даты продажи ККМ и круглая печать продавца. Специалист ЦТО проверяет исправность и работоспособность ККМ, при возникновении мелких неисправностей устраняет их на месте, программирует операцию печати на кассовом чеке названия организации-владельца ККМ - юридического лица, указанного в свидетельстве регистрационной палаты, или физического лица, осуществляющего свою деятельность, без образования юридического лица; полного заводского номера ККМ, идентификационного номера организации, опечатывает ККМ своим пломбиром, проверяет соответствие программного продукта (для активных системных ККМ) и заполняет в паспорте раздел "Ввод в эксплуатацию", заверяет его своей подписью с указанием номера удостоверения и скрепляет оттиском пломбира. Если ККМ имеет показания суммирующих денежных счетчиков, то об этом делается запись в техническом паспорте ККМ, в Журнале кассира-операциониста. После заполнения раздела "Ввод в эксплуатацию" специалист ЦТО забирает отрывной талон-заявку из паспорта. Специалист ЦТО программирует режим ввода пароля налогового инспектора, инспектор вводит цифровой пароль. Запрещается специалистами ЦТО или иными лицами ввод пароля налогового инспектора. Порядок введения пароля налогового инспектора в ККМ для каждой конкретной модели регламентируется документом "Руководство налогового инспектора", который является обязательным для ККМ с фискальной памятью. В этом документе указывается количество разрядов пароля налогового инспектора для конкретной модели ККМ. Если действия по активизации фискальной памяти или перерегистрации, описанные в "Руководстве налогового инспектора" для ККМ конкретной модели, требуют присутствия специалиста ЦТО, то их выезд должен быть согласован потребителем, в остальных случаях налоговый инспектор может провести активизацию фискальной памяти или перерегистрацию самостоятельно. После того, как вся работа по фискализации завершена, налоговый инспектор пробивает условную сумму (например, 1 руб. 11 коп.), чтобы убедиться в исправности контрольно-кассовой машины, снимает итоговый отчет за смену или итоги дня и отчет фискальной памяти по паролю налогового инспектора. Убедившись в исправности ККМ, правильности написания всех реквизитов организации на чеке, нормальной работе блока фискальной памяти инспектор к заявлению организации прилагает кассовый чек, на котором должны отражаться следующие реквизиты: название организации-владельца ККМ, ИНН, полный заводской номер ККМ, порядковый номер чека, дата и время (фискализации), стоимость (например, 1-11), признак фискального режима, а также итоговый и фискальный отчеты и осуществляет регистрацию ККМ путем внесения сведений о контрольно-кассовых машинах в Книгу учета контрольно-кассовых машин организаций, ведущуюся налоговым органом по форме, приведенной в Приложении N 2 к настоящему Порядку. Книга обязательно должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписью руководителя (заместителя руководителя) и печатью налогового органа. Днем регистрации ККМ считается день ввода пароля налогового инспектора. С этого дня контролируется включение памяти контрольно-кассовой машины. Налоговый инспектор записывает пароль доступа к фискальной памяти зарегистрированной ККМ в журнал паролей, который должен быть прошнурован, пронумерован, скреплен подписью руководителя и печатью налогового органа. Примерная форма ведения журнала паролей доступа к фискальной памяти ККМ приведена в приложении N 4 к настоящему Порядку. Одновременно в налоговой инспекции при регистрации ККМ заверяется Журнал кассира-операциониста на данный кассовый аппарат. На обложке журнала кассира-операциониста должны быть указаны требуемые реквизиты. Журналу присваивается регистрационный номер ККМ согласно регистрационному номеру в книге учета ККМ. Если за время эксплуатации ККМ организация заводит несколько журналов, то после регистрационного номера через дробь пишется номер журнала (например, N 543/1.../2). По окончании журнала кассира-операциониста и при регистрации нового журнала владелец ККМ должен представить: - заявление на регистрацию журнала; - старый журнал с записью общей суммы выручки на период эксплуатации. Допускается применение книги кассира-операциониста формы N 24 до ее окончания. К регистрации принимаются только те ККМ, которые поставлены на учет в Центре технического обслуживания и ремонта (ЦТО) кассовых аппаратов. Сведения о заключенном с ЦТО договоре заносятся в книгу регистрации ККМ и регистрационную карточку кассового аппарата. Налоговый инспектор разъясняет кассиру-операционисту и представителю администрации порядок оформления кассовых отчетов, порядок проведения проверок, уточняет перечень документов, которые должны быть на объекте торговли, отвечает на вопросы. Если организация меняет место установки ККМ, то достаточно переоформить карточку регистрации (изменить адрес места установки) с сохранением регистрационного номера. При этом журнал кассира-операциониста ведется старый. Инспектор при регистрации новых кассовых аппаратов организации должен проверять использование зарегистрированных ранее, финансовую дисциплину по уплате штрафных санкций и др. В случае снятия ККМ с учета в одной налоговой инспекции и постановки на учет в другой инспекции, начальник отдела оперативного контроля (исполняющий его обязанности) одной инспекции передает пароль доступа к фискальной памяти по телефону начальнику отдела оперативного контроля (исполняющему его обязанности) другой инспекции или по письменному запросу инспекции. Регистрация налоговыми органами ККМ, передаваемых пользователям из резервного фонда ЦТО для замены неисправных ККМ на время ремонта, должна проводиться в соответствии с настоящим Порядком регистрации ККМ. В случае необходимости замены действующих контрольно-кассовых машин другими либо установки дополнительных машин, организация обязана до ввода их в эксплуатацию подать в налоговый орган заявление о регистрации новых машин и снятии с учета зарегистрированных ранее. Налоговый орган, получивший заявление организации о замене контрольно-кассовых машин, производит в 5-дневный срок регистрацию новых и снятие с учета изымаемых из эксплуатации в данной организации контрольно-кассовых машин и выдает организации карточки на вновь зарегистрированные в установленном настоящим Порядком в налоговом органе контрольно-кассовые машины. Работник налоговой инспекции оформляет карточку регистрации ККМ и подписывает ее у руководителя (заместителя руководителя) инспекции в день фискализации или в следующий приемный день, но не позднее 5 дней с момента получения пакета документов, выдает организации Карточку регистрации контрольно-кассовой машины в налоговом органе по форме согласно Приложению N 3 к настоящему Порядку, а также возвращает паспорта на регистрируемые контрольно-кассовые машины и договор об их техническом обслуживании и ремонте в Центре технического обслуживания, а также журнал кассира-операциониста. В книге учета ККМ представитель организации расписывается в получении карточки регистрации. Не допускаются случаи неполучения карточек регистрации ККМ организацией, индивидуальным предпринимателем. 2. КАРТОЧКА РЕГИСТРАЦИИ ККМ Карточка регистрации ККМ заверяется подписью руководителя (заместителя руководителя), печатью налогового органа и ставится дата фискализации ККМ. В строке "контрольно-кассовая машина" пишется полное наименование модели ККМ, заводской номер, год выпуска; наименование пакета прикладных программ (ППП), разработчик - только для активных системных ККМ. В строке "полное наименование организации" следует писать организационно-правовую форму и наименование полностью (например, "Общество с Ограниченной Ответственностью "Производственная фирма "Незабудка"), а также указывать ИНН и полный адрес, указанный в учредительных документах. В строке "установлена по адресу" указывается вид объекта торговли и полное наименование объекта (например, магазин "Стрелец", ресторан "Стрелец", павильон N 58), а также вид деятельности организации (торговля продуктами питания, оказание бытовых услуг) и точные координаты месторасположения объекта: город, улица, дом, станция метро - выход к вокзалу, на улицу и т.д. Если организация (предприниматель) осуществляет выездную торговлю, то в строке "установлена по адресу" пишется юридический адрес и слова "выездная торговля". Если организация (индивидуальный предприниматель) временно осуществляет торговлю в другом месте, то она должна уведомить об этом налоговую инспекцию, которая делает отметку в карточке регистрации ККМ на какой период и где будет установлен кассовый аппарат. При изменении организационно-правовой формы организации на основании соответствующих документов необходимо снести изменения в карточку регистрации ККМ. Все изменения, исправления, которые вносятся в карточку регистрации ККМ, заверяются подписью должностного лица налогового органа и скрепляются печатью. Для внесения изменений в карточку регистрации необходимы следующие документы: - заявление в произвольной форме с изложением наименования организации, ИНН, модели ККМ, заводского номера ККМ, даты регистрации, характера и причины изменений; - карточка регистрации ККМ в налоговом органе. Карточка регистрации контрольно-кассовой машины хранится в организации по месту установки контрольно-кассовой машины в течение всего срока ее эксплуатации, предъявляется по требованию представителей налогового органа и других организаций, осуществляющих контроль за применением контрольно-кассовых машин, и возвращается налоговому органу при снятии контрольно-кассовой машины с регистрации. При порче, утере, краже или по другой причине выдается дубликат карточки регистрации ККМ, в котором указывается старая дата регистрации и слово "дубликат". При снятии контрольно-кассовой машины с учета в карточке регистрации ККМ делается отметка о снятии с учета, заверяется подписью должностного лица налогового органа, ответственного за регистрацию, и скрепляется печатью. В налоговом органе, где была зарегистрирована ККМ, карточка регистрации контрольно-кассовой машины хранится в течение трех лет после снятия контрольно-кассовой машины с учета и не пересылается в другие налоговые инспекции. 3. ОТКАЗ В РЕГИСТРАЦИИ ККМ Налоговый орган может отказать в регистрации ККМ в следующих случаях, если: а) документы, необходимые для регистрации, представлены не в полном объеме, оформлены не надлежащим образом, данные в представленных документах не соответствуют данным дела организации, хранящемся в налоговом органе; б) представленные к регистрации контрольно-кассовые машины исключены из государственного реестра ККМ, используемых на территории Российской Федерации; - применение конкретной модели ККМ не соответствует для той или иной сферы деятельности согласно Классификатору ККМ; - ККМ не соответствует техническим требованиям к контрольно-кассовым машинам: отсутствует либо повреждена пломба ЦТО, отсутствуют маркировка предприятия-изготовителя или одно из средств визуального контроля; - ККМ не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на кассовом чеке реквизиты организации; в) на активных системных контрольно-кассовых машинах применяются прикладные программы, не допущенные ГМЭК по ККМ к использованию с конкретной моделью кассового аппарата; г) при регистрации новых кассовых аппаратов организацией не сняты с учета зарегистрированные ранее, которые исключены из Госреестра ККМ; д) в иных установленных действующим законодательством случаях. 4. СНЯТИЕ ККМ С РЕГИСТРАЦИИ Контрольно-кассовые машины, стоящие на учете в налоговом органе, по окончанию эксплуатации, истечению срока применения модели ККМ, указанного в Государственном реестре ККМ, используемых на территории Российской Федерации, реорганизации, изменения юридического лица организации, при смене собственника (владельца) применявшейся машины, а также во всех иных случаях, когда кассовый аппарат выбывает из обращения в данной организации, подлежат снятию с учета в налоговом органе. При снятии с регистрации ККМ необходимы следующие документы: - заявление; - доверенность на снятие с учета ККМ, если организацию представляет не руководитель, а иное лицо, и удостоверение личности; - журнал кассира-операциониста с записью общей суммы выручки за период регистрации ККМ (в котором ставится штамп налогового органа и делается отметка о снятии с учета); - технический паспорт ККМ (в котором ставится штамп налогового органа м делается отметка о снятии с учета); - карточка регистрации ККМ (в которой делается отметка о снятии с учета); - последний чек суммирующих денежных счетчиков (итоговой суммы); - фискальный отчет (для проверки полноты учета выручки денежных средств организации за период регистрации ККМ. Производится путем сопоставления выручки, согласно данным фискальной памяти используемых организацией ККМ, с записями в журналах кассира-операциониста и данными бухгалтерского учета и отчетности). Запрещается снимать с учета ККМ без проверки представленных фискальных отчетов. Налоговый орган, получив заявление организации и требуемые документы, производит снятие с учета контрольно-кассовой машины, о чем делает отметку в Книге учета контрольно-кассовых машин организаций и карточке регистрации контрольно-кассовой машины. По окончании срока применения модели контрольно-кассовой машины, указанного в Государственном реестре контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, налоговые органы снимают с учета контрольно-кассовые машины этих моделей. При этом организации о снятии с учета таких контрольно-кассовых машин уведомляются за 30 дней до истечения срока их применения. В случае уничтожения ККМ и документов в результате стихийного бедствия или чрезвычайного происшествия, снятие ККМ с учета производится при наличии заявления, справки, подтверждающей факт происшествия событий. В данном случае инспекцией проводится проверка организации на предмет подтверждения действительности события. Приложение N 1 к Порядку регистрации и снятия с учета контрольно-кассовых машин в налоговых органах г.Москвы В инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N ____________ по ________________________ административному округу г.Москвы. ЗАЯВЛЕНИЕ В соответствии со статьями 2 и 6 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" ______________________________________________________________________ (полное наименование организации) просит зарегистрировать контрольно-кассовые машины в количестве ___________ штук. Для приема на учет указанных контрольно-кассовых машин сообщаем следующие сведения: 1. ______________________________________________________________ ______________________________________________________________________ (полное наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы, ИНН, адрес, указанный в учредительных документах, местонахождение исполнительного органа организации, телефон, телефакс, дата регистрации организации) 2. ______________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество руководителя организации, номер служебного телефона) 3. ______________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество руководителя организации, номер служебного телефона) 4. ______________________________________________________________ (наименования учреждений банков, номер расчетного, текущего счета, субсчета и других счетов, дата открытия) 5. ______________________________________________________________ (наименование обособленных подразделений организации, их адреса и номера телефонов (при необходимости приложить список)) 6. ______________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ (количество и наименование моделей контрольно-кассовых машин, пакет прикладных программ, разработчик только активных системных ККМ, заводские номера ККМ, года их выпуска, номера технических паспортов ККМ, показания счетчиков, место установки машин (адреса, вид объекта торговли, вид деятельности объекта), в каком Центре технического обслуживания поставлены на обслуживание и ремонт) 7. Приложения: 1. Технический паспорт ККМ в количестве ________ единиц. 2. Договор о техническом обслуживании и ремонте ККМ на ____ листах. 3. Журнал кассира-операциониста в количестве _______ единиц. Руководитель организации _________________ (подпись) Главный бухгалтер ________________________ (подпись) ___________________________ (Подпись должностного лица налогового органа, печать) "___" ____________ 200__ г. (Дата получения заявления налоговой инспекцией) Приложение N 2 к Порядку регистрации и снятия с учета контрольно-кассовых машин в налоговых органах г.Москвы КНИГА УЧЕТА КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН ОРГАНИЗАЦИЙ Инспекция МНС России N _____ по _________________________________ административному округу г.Москвы ___________________________________________________________________________________________________________________ | N | Наименование | Модель ККМ, пакет прикладных программ (ППП) | Показания | Место | Отметка о внесении | | п/п | организации | для активных ККМ, разработчик ППП, | счетчиков | установки | ККМ в Госреестр | | | | заводской номер, год выпуска, | | | | | | | страна-производитель, фирма-изготовитель ККМ, | | | | | | | номер паспорта | | | | |_____|______________|_______________________________________________|___________|___________|____________________| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |_____|______________|_______________________________________________|___________|___________|____________________| | | | | | | | |_____|______________|_______________________________________________|___________|___________|____________________| | | | | | | | |_____|______________|_______________________________________________|___________|___________|____________________| ______________________________________________________________________________________ | Отметка о постановке на | Отметка о выдачи Карточки регистрации | Примечание | | обслуживание и ремонт в ЦТО | | | | (наименование ЦТО, | | | | дата и номер договора) | | | |_____________________________|_________________________________________|____________| | | N карточки | Дата | Роспись в получении | | |_____________________________|____________|______|_____________________|____________| | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |_____________________________|____________|______|_____________________|____________| | | | | | | |_____________________________|____________|______|_____________________|____________| | | | | | | |_____________________________|____________|______|_____________________|____________| Примечание. Книга должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена подписью руководителя (заместителя руководителя) и печатью налогового органа. Приложение N 3 к Порядку регистрации и снятия с учета контрольно-кассовых машин в налоговых органах г.Москвы КАРТОЧКА РЕГИСТРАЦИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ МАШИНЫ N ____ Контрольно-кассовая машина ______________________________________ (модель) _____________________________________________________________ (наименование ракета прикладных программ для активных ККМ, разработчик), заводской номер: ________________________ год выпуска _________________, принадлежащая _____________________________________ (полное наименование организации, ИНН) зарегистрирована в инспекции МНС России N ____________________ по _________________________________ административному округу г.Москвы в Книге учета контрольно-кассовых машин организаций под N __________________________. Установлена по адресу, вид объекта торговли, вид деятельности ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Показания счетчиков: ____________________________________________ ______________________________________________________________________ Техническое обслуживание и ремонт производит ____________________ ______________________________________________________________________ (наименование Центра технического обслуживания и ремонта, адрес) Руководитель ИМНС России N ______________________________________ ___________________ (подпись. дата фискализации, печать) Отметка о снятии с учета Контрольно-кассовая машина снята с учета ______________________________________________________________________ (дата, подпись должностного лица налогового органа, печать) Приложение N 4 к Порядку регистрации и снятия с учета контрольно-кассовых машин в налоговых органах г.Москвы ФОРМА ЖУРНАЛА ПАРОЛЕЙ ДОСТУПА К ФИСКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ ККМ _______________________________________________________________________________________________________________________ | N | Дата введения | Наименование | ИНН | Модель | Заводской номер | N карточки | N пароля | Примечание | | п/п | пароля | организации | | ККМ | ККМ | регистрации | налогового | | | | | | | | | ККМ | инспектора | | |_____|_______________|______________|_________|__________|_________________|_____________|______________|____________| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |_____|_______________|______________|_________|__________|_________________|_____________|______________|____________| | | | | | | | | | | |_____|_______________|______________|_________|__________|_________________|_____________|______________|____________| | | | | | | | | | | |_____|_______________|______________|_________|__________|_________________|_____________|______________|____________| |