социально-экономического развития города Москвы В современных условиях Москва становится местом взаимодействия различных культур, составляющих "российскую цивилизацию". Москва имеет возможность стать "открытой площадкой", модельным регионом для России, областью развития принципов толерантности, уважения к традициям и культурам разных народов, к разнообразию форм классического и современного искусства. Устойчивое развитие культуры в Москве возможно в том случае, если специфические проблемы мегаполиса будут рассматриваться как его уникальные возможности, если государство и другие субъекты культурной деятельности мобилизуют усилия для интеграции культуры в процесс социально-экономического развития столицы. Основополагающими принципами развития социально-культурной инфраструктуры города Москвы являются: - соответствие существующим нормам обеспечения населения учреждениями культуры; - равномерное распределение объектов культуры по всей территории города; - приоритетное развитие учреждений культуры для детско-юношеской аудитории; - удовлетворение культурных потребностей маломобильных групп населения старшего возраста по месту проживания, инвалидов и людей с ограниченными возможностями; - многофункциональность учреждений культуры. Решение вышеуказанных задач предусматривает создание сети объектов культуры разного уровня. Все учреждения и объекты культуры подразделяются на два основных уровня: - сеть объектов районного уровня; - объекты городского уровня, включающие учреждения культуры как общероссийского, так и международного уровня. Общей тенденцией развития объектов культуры обеих сетей - районного и городского уровня - при сохранении их специализации является совершенствование инфраструктуры и превращение их в многофункциональные культурные центры. Районный уровень учреждений культуры Приоритетным направлением развития культуры Москвы является совершенствование сети районного уровня, включающей объекты социальной направленности, нацеленные на духовно-нравственное воспитание детской и молодежной аудитории и доступные для социально незащищенных слоев населения по факторам ценовым и месторасположения. Сеть объектов районного уровня размещена вблизи жилья, осуществляет культурно-образовательные и культурно-досуговые функции для всех категорий населения и в первую очередь - детей, молодежи, пенсионеров. Объекты районного уровня - это минимальный стандарт учреждений культуры для данного района города Москвы или административного округа города Москвы, социально гарантированный уровень. В данный минимальный стандартный социально-гарантированный набор объектов культуры для района должны входить культурно-образовательные учреждения, библиотеки, центры творчества, видеосалоны (синематеки), клубы. В каждом округе минимально должен быть один дворец культуры. Районный уровень учреждений культуры способствует массовому приобщению детей и молодежи к культуре и искусству в повседневной жизни и жилой среде в радиусе от 500 до 1500 метров пешеходной доступности, вблизи жилья, семейному проведению досуга высокого культурного уровня в пешеходной доступности, возможности общения и удовлетворения культурных потребностей для маломобильных групп населения старшего возраста по месту проживания, инвалидов и для людей с ограниченными возможностями. Районный уровень объектов культуры характеризуется следующими видами деятельности и объектами: На районном уровне размещаются: учреждения дополнительного образования - доступного начального образования в сфере искусства для подрастающего поколения и учреждения досуга для различных категорий населения. К районному уровню относятся: - учреждения дополнительного образования для детей и взрослых, в т.ч. детские музыкальные школы, художественные школы, школы искусств (до 6000 кв. м); - библиотеки, в том числе детские, преобразованные в информационно-образовательные центры (интеллект-центры) (500-1000 кв. м); - клубные учреждения и территориальные клубные системы: дома народных традиций и культуры, креатив-центры (поддержка творческих инициатив), многофункциональные досуговые центры, молодежные клубы (интерактив-центры), дома и дворцы культуры и т.д. (250-2000 кв. м). Для объектов культуры районного уровня оптимальной формой являются многофункциональные культурные центры с развитой инфраструктурой, которые могут создаваться на базе следующих учреждений культуры: 1. Традиционной формой учреждений досуга являются клубы. Типы современных клубов и формы их работы должны соответствовать культурным, духовным, интеллектуальным, рекреативным запросам всех категорий населения. Наиболее перспективными направлениями деятельности клубов являются: клубы по интересам (все возрастные категории); работа с дошкольной детской аудиторией; семейный досуг; организация активного отдыха детей и подростков; самодеятельное творчество; женские клубы. Перспективной формой функционирования клубов можно считать объединение малых клубов (по месту жительства) по территориальному признаку в территориальный досуговый клубный комплекс - т.н. территориальная клубная система. Несомненным положительным аспектом подобной формы работы клубов является объединение материальных ресурсов, бюджетных и внебюджетных ассигнований, кадров. В каждом из округов города может существовать несколько таких систем. 2. Уже существующие и вновь создаваемые информационные интеллект-центры на базе публичных библиотек, в которых комплексно используются традиционные образовательно-просветительские направления деятельности библиотек в совокупности с новейшими информационными технологиями. Деятельность и специализация информационных интеллект-центров осуществляются по следующим направлениям: - по возрастным или социальным категориям пользователей (дети, юношество, семья, предприниматели, люди с ограниченными возможностями и др.); - по тематическим признакам (например, центр русской словесности и культуры, центр муниципальной, правовой и деловой информации, компьютерная библиотека, центр экологической информации и др.); - по видам информационных ресурсов (коллекция печатных изданий, подборка аудио-, видео-, мультимедиа-документов, электронная библиотека, электронный учебный ресурс и т.д.); - по формам работы (клубы, студии, кружки, лектории, консультационные центры и др.). Типовая модель может включать следующие направления деятельности: информационно-справочная служба с элементами электронной доставки документов; Интернет-клуб, включающий пункт общественного доступа к информации, учебный класс, клуб общения по интересам; отдел профессиональной ориентации и адаптации; центр развития творческих способностей (театральное, художественное мастерство, дизайн и т.д.); зал многофункционального использования (для выставок, конференций, концертов и т.д.), рекреационно-досуговые зоны. 3. Новые организационные формы культурных учреждений - модульные многофункциональные центры - молодежные интерактив-центры (МИЦ). Молодежные интерактив-центры имеют два пути своего становления: на основе модернизации действующих клубов (по аналогии с созданием на базе публичных библиотек современных информационных интеллект-центров), а также апробации новой формы культурно-досуговых учреждений с размещением их в новых модульных зданиях, построенных в экономичном режиме с применением современных строительных технологий. Создание сети городских интерактив-центров составит реальную альтернативу частным ночным клубам и позволит направить молодежную субкультуру в русло общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и отечественных культурных традиций. Городской уровень учреждений культуры Городской уровень - это сеть объектов культуры массового спроса и уникальных объектов культуры. Или, другими словами, городской уровень учреждений культуры включает две подсистемы объектов культуры, условно обозначенные как "массовая городская культура" и "культура общероссийского и международного значения". 1. Массовая городская культура характеризуется следующими видами деятельности и объектами: предоставление и доступность бесплатной информации для обучения молодежи и повышения профессионального обучения творчески активных групп населения; обеспечение массового проведения досуга москвичей высокого культурного уровня и удовлетворение избирательного спроса на произведения культуры и искусства в области оперного, драматического искусства, балета и народных танцев, киноискусства, музыки, живописи, графики, архитектуры, литературы; повышение творческой активности москвичей в области непрофессиональной деятельности в сфере искусства и народного творчества, приобщение москвичей и гостей столицы к историко-культурной сфере Москвы (музеи-усадьбы, музеи-квартиры), обеспечение массового доступного отдыха и проведение праздников в парках культуры и на общественных городских территориях. Основными объектами являются специализированные объекты, строительство которых финансируется в основном из средств городского бюджета для удовлетворения спроса и интересов населения в сфере культуры, искусства, образования и досуга. К ним относятся: - театры, в т.ч. детские; - музеи военно-патриотические, исторические, художественные и галереи, мемориальные, музеи-усадьбы, естественно-научные и технические музеи; - многозальные кинотеатры и объекты кинопоказа в многофункциональных центрах; - многофункциональные учреждения клубного типа; - парки культуры; - образовательные центры по видам искусств. 2. Культура общероссийского и международного значения характеризуется следующими видами деятельности: проведение международных и всероссийских фестивалей, концертов, выставок, форумов, гастролей деятелей искусств мирового значения, просветительско-образовательные мероприятия, включая международные конкурсы молодых исполнителей и др., деятельность в сфере искусства уникальных московских творческих коллективов и учреждений, профессиональное образование в сфере театральной деятельности, музыки, живописи, архитектуры и киноискусства. Основными объектами являются: уникальные национальные объекты, демонстрирующие достижения культуры и искусства мирового уровня и предоставляющие профессиональное образование, размещаемые на общественных территориях общегородского значения, в том числе: культурно-развлекательные комплексы (музыкально-концертный многозальный фестивальный кинокомплекс и т.д.), многофункциональный библиотечно-информационный центр (на базе ЦГПБ имени Н.А. Некрасова), специализированные объекты (которыми могут стать "Детский парк чудес", авиакосмический Экспоцентр, новые музейные комплексы). Городской уровень обеспечивает удовлетворение избирательных интересов населения в сфере культуры и искусства, проведение досуга, приобщение к культурному и духовному потенциалу Москвы, лучшим образцам мировой культуры, профессиональное образование и воспитание творческого поколения. Объекты культуры сети городского уровня предназначены для проведения крупных общегородских мероприятий День города, Московский фестиваль отечественного кино "Московская премьера", Московская выставка-конкурс современной живописи "Золотая кисть", Московская международная выставка-конкурс детского творчества "Золотая кисточка", фестиваль "Московская хоровая весна", Московский городской конкурс песен о Москве "Дорогая моя столица", детский рождественский патриарший праздник "Рождество Христово" и др. Объекты общероссийского и международного уровня - для проведения культурно-зрелищных и культурно-просветительных мероприятий международного уровня и профессионального образования в сфере искусства и культуры. Объекты городского уровня сопоставимы с мировыми стандартами. Объекты культуры для проведения всероссийских и международных праздников и форумов, таких как День Победы, Дни исторического и культурного наследия, Дни славянской письменности и культуры, Фестиваль студенческого творчества "ФЕСТОС", фестиваль "Интермузей", Пушкинский фестиваль "С веком наравне", Московский международный фестиваль камерной музыки "Весна в России", Московский международный театрально-телевизионный фестиваль "Молодость века", Международный музыкальный фестиваль "Московское действо", Международный фестиваль "Фотобиеннале" и другие. 1.3. Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом Целесообразность решения проблемы развития культурной сферы города Москвы программно-целевым методом обусловлена тем, что комплексные целевые программы позволяют, используя научный подход к планированию и организации процесса развития культурно-досуговой сферы, определить важнейшие проблемы и приоритеты в развитии отрасли, добиться значимых результатов и рационального расходования финансовых средств. Система мероприятий целевой Программы позволяет направить имеющиеся ресурсы на развитие стратегически значимых направлений и ликвидацию наиболее болезненных общественно-культурных явлений. В ходе реализации комплексных программ координируются взаимодействие различных отраслей социальной сферы, оптимизируется использование бюджетных средств, развитие культурной сферы увязывается с развитием всех других отраслей городского хозяйства. Эффективность решения проблемы модернизации сферы культуры программно-целевым методом проявилась в ходе реализации предыдущих городских целевых программ "Культура Москвы". В условиях утверждения рыночных отношений, укрепления государственности, развития общественных связей, демократизации общества, стабилизации в экономической и хозяйственной сферах Городская целевая комплексная программа "Культура Москвы (2008-2010 гг.)" должна стать инструментом обеспечения стабильного развития культуры в Москве как одного из приоритетных государственных проектов. Программа разработана: - в соответствии с требованиями, предъявляемыми к разработке федеральных целевых и ведомственных целевых программ; - с учетом основных положений государственной административной реформы и бюджетной реформы. Нормативные правовые и научно-методические основания для разработки и реализации Программы содержатся в следующих документах: - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; - Федеральный закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре (в новой редакции)" (от 23 июня 1999 г. N 115-ФЗ); - Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" <*>; - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <**>; - Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (от 12.01.1996 N 7-ФЗ, в редакции Федеральных законов Российской Федерации от 26 ноября 1998 г. N 174-ФЗ и от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ) <х х х>; - Закон города Москвы от 17 января 2001 г. N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы"; - Положение о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ (утверждено постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2005 г. N 239); - Федеральная целевая программа "Культура России (2006-2010 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. N 740; - постановление Правительства Москвы от 17 января 2006 г. N 33-ПП "О порядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации городских целевых программ в городе Москве"; - постановление Правительства Москвы от 24 октября 2006 года N 839-ПП "О схеме развития и размещения объектов культуры на территории города Москвы до 2020 года". -------------------------------- <*> С изменениями на 22 августа 2004 года. <**> С изменениями на 31 декабря 2005 года. <**> С изменениями на 2 марта 2007 года. Программа исходит из следующих принципов: - комплексное решение задач реализации культурной политики в столице в рамках широкого взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, общественных и иных негосударственных субъектов культурной деятельности; - социальная ориентированность мероприятий, касающихся сохранения и развития сферы культуры, а также обеспечения социальных гарантий для москвичей и работников учреждений культуры; - поддержка инновационных проектов в области культуры, внедрение современных управленческих, информационных и иных технологий в деятельность учреждений культуры; - социальное партнерство и сетевое сотрудничество в деле развития отрасли; - гибкость планирования, т.е. возможность адаптации проектов к изменяющимся условиям развития (как внутренним, так и внешним); - наличие альтернативных вариантов на случай изменения ситуации; - возможность реализации проектов параллельно, в последовательности и выборочно, определяя приоритеты в зависимости от конкретной ситуации. При формировании Городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2008-2010 гг.)" применен единый системный подход, характеризующийся следующими основными принципами (концептуальными положениями): - обязательность достижения согласованности мероприятий Программы по ресурсам, исполнителям, источникам финансирования, а также срокам их выполнения; - рассмотрение системы программных мероприятий как неотъемлемой составляющей решения приоритетных задач социального и социально-экономического развития Москвы; - обеспечение согласованности целей и задач Программы с требованиями действующего федерального законодательства и законодательства Москвы, с Генеральным планом развития города Москвы, действующими программами социально-экономического развития Российской Федерации и Москвы; - признание многообразия форм культурной деятельности в их динамике; - ориентация на государственную поддержку конкретных проектов и культурных учреждений с учетом их значимости в системе единой культурной политики города, призванной обеспечить конституционное право граждан на участие в культурной жизни города и доступ к культурным ценностям; - отношение к объектам культуры и результатам творческой деятельности как средству для формирования позитивной ценностной ориентации населения, в особенности молодежи; - концентрация ресурсов на выполнении приоритетных мероприятий по развитию социально-культурной сферы; - обеспечение необходимой координации деятельности органов государственной власти города Москвы, государственных, коммерческих, общественных организаций города Москвы, общественных объединений, граждан при выполнении Программы; - использование отечественного и зарубежного позитивного опыта управления социально-культурной сферой мегаполиса. 1.4. Возможные варианты программного решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах Активное системное участие государства в развитии сферы культуры путем использования программно-целевого метода управления отраслью является гарантом ее устойчивого функционирования и поступательного развития культуры в московском мегаполисе. Программное решение проблем отрасли культуры предполагает гибкое использование достоинств всех типов программ, которые по срокам реализации могут быть краткосрочными, среднесрочными, долгосрочными и перспективными. Краткосрочное планирование имеет в качестве преимущества детальную проработку отдельных проектов и может быть частью системы мероприятий при реализации среднесрочных или долгосрочных программ. Долгосрочное и перспективное планирование в сфере культуры эффективно в условиях стабильного государства и общества, сложившихся культурных процессов, стереотипов, системы ценностей, ориентиров и моделей развития. В ситуации активных социально-политических, экономических, культурных трансформаций, когда динамика их имеет стремительный, часто неожиданный характер, а те или иные изменения культурной ситуации требуют быстрых и эффективных государственных решений и мер, долгосрочные программы требуют постоянной корректировки, что затрудняет управление и тормозит их реализацию. В настоящий момент наиболее эффективным инструментом организации процессов в культурной сфере московского мегаполиса является Среднесрочная целевая программа развития культуры. Она дает возможности для краткосрочного (ежегодного) планирования, для оперативной корректировки ее направлений на основании постоянного мониторинга в связи с меняющейся (экономической, политической, социально-культурной и т.п.) ситуацией, а также учитывает положения перспективного планирования развития отрасли, отраженные в Схеме развития и размещения объектов культуры до 2020 г.. Успешная реализация целевых комплексных программ "Культура Москвы" (2002-2004, 2005-2007 гг.) подтвердила целесообразность и эффективность решения задач культурного развития Москвы в реальных условиях программно-целевым методом. Вместе с тем Среднесрочная программа комплексного развития отрасли "Культура" может быть представлена в двух вариантах. Первый предусматривает построение систем программных мероприятий в рамках основных направлений развития отрасли. Например, важнейшее из них: первоочередное развитие учреждений культуры и внедрение услуг, ориентированных на детей и молодежь. Второй предполагает построение системы мероприятий по типам объектов культуры и основным видам деятельности в культурной сфере. Построение программных мероприятий по каждому из этих вариантов не позволяет получить системное представление о путях и этапах развития отрасли. Поэтому при разработке системы мероприятий Городской целевой программы "Культура Москвы (2008-2010 гг.)" применен системный и многофакторный подход, что позволяет внедрить в систему мероприятий, построенную по типам учреждений культуры и основным направлениям деятельности учреждений культуры, приоритеты развития отрасли на этот период. Раздел II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ. ОЦЕНКА ОЖИДАЕМЫХ СОЦИАЛЬНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ При составлении Программы за основу принималась идея развития культуры как отрасли, способной влиять на процессы социально - экономической трансформации общества, важного ресурса социального и экономического развития города. Особенностью миссии сферы культуры в столице является воспитание патриотичных, гармонически развитых людей, способных к творчеству и адекватным действиям в сложных жизненных ситуациях, выполнению своего гражданского долга в особых условиях многомиллионного многоконфессионального города, в сложной социально-экономической, социокультурной, политической ситуации. Основные цели Программы заключаются в комплексном развитии культурного потенциала Москвы, сохранении культурного наследия и совершенствовании культурной жизни столицы. Исходя из этого определена система приоритетных целей на период 2008-2010 годов: 1. Развитие всех форм работы с детьми, создание условий для творческого досуга и художественного самообразования подрастающего поколения. В качестве показателей результативности предполагается выйти на существенное (до 30%) увеличение детской аудитории театров, посетителей музеев, участников клубных формирований, читателей детских библиотек. 2. Развитие разнообразия и повышение качества услуг сферы культуры для различных категорий населения. 3. Увеличение доступности культурных благ для населения столицы за счет расширения культурного пространства города. В практическом плане для достижения поставленной цели в первую очередь должно быть предусмотрено развитие деятельности ведущих учреждений и художественно-творческих коллективов в новых районах города. Кроме того, к приоритетным целям социально-экономического развития столичного мегаполиса будут отнесены обеспечение доступности культурных благ для всех категорий населения, ликвидация диспропорции в размещении учреждений культуры и искусства в центре города и в районах массовой жилой застройки. Формируемая система разноуровневых сетей объектов культуры районного и городского (общероссийского и международного) значения позволит удовлетворить запросы различных социальных категорий населения, в общекультурном контексте она направлена на усиление взаимосвязи традиционной, классической (элитарной) и массовой культур. Инновациями по целям Программы "Культура Москвы" являются: 1. Реализация мероприятий первого этапа работ по созданию объектов культуры в новых районах массовой жилой застройки (трехлетка объектов культуры районного уровня). 2. Существенное увеличение видов и объемов услуг (библиотек, клубов, парков) на основе модернизации оборудования, использования современных телекоммуникационных систем и медиа-технологий, а также программ деятельности городских учреждений (театров, музеев, концертных организаций) в районах массовой жилой застройки. 3. Переход к программно-целевому принципу финансирования основных видов деятельности учреждений культуры; ввод в практику управления отраслью бюджетирования, ориентированного на общественно значимый результат (БОР), который оценивается на основании количественных изменений основных показателей социально-экономической эффективности реализации услуг в сфере культуры. Реализация Городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2008-2010 гг.)" призвана внедрить инновационные технологии в сферу культуры, оптимизировать процесс развития учреждений культуры, искусства и досуга, а также повысить уровень культуры в обществе, от которого напрямую зависят общественное сознание, общественная консолидация в деле решения государственных задач, социально-экономическое развитие столичного мегаполиса. Программа представляет собой увязанный по направлениям, ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, обеспечивающих решение приоритетных социально-культурных проблем города Москвы, в контексте развития соответствующих отраслей городского хозяйства и административно-территориальных единиц. Раздел III. ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО РЕШИТЬ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ, С УКАЗАНИЕМ СРОКОВ И ЭТАПОВ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ. ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПОЭТАПНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ 3.1. Основные задачи Реализация Программы направлена на решение приоритетных задач социально-культурного развития Москвы в первую очередь путем обеспечения благоприятной социальной ситуации, реализации конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации, укрепления роли Москвы как культурно-исторического центра мирового значения, совершенствования взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти, создания института государственно-частного партнерства в деле развития социально-культурной сферы, стимулирования и поддержки творческих инициатив, обеспечения свободы творчества. Реализация мероприятий, предложенных в данной Программе, обеспечит: - доступность культурных благ, в том числе информационного характера, для всех массовых групп и слоев общества, включая инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями, путем приспособления учреждений отрасли, предоставления услуг данным категориям граждан, а также создания системы льгот на посещение учреждений культуры; - достижение более высокого качественного уровня культурного обслуживания жителей города; - комплексную модернизацию социально-культурной сферы города, укрепление материальной инфраструктуры, внедрение современных информационных технологий в деятельность учреждений культуры; - поддержку культурной деятельности различных этнических групп, проживающих в Москве, и социально-культурной адаптации мигрантов; - поддержку в условиях многонационального города различных форм межнационального культурного обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост взаимопонимания и взаимоуважения представителей всех наций и народностей; - сохранение и пропаганду культурного наследия и культурного потенциала Москвы, особенно в молодежной среде, как основы культурной идентификации и единства российского общества; - формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли Москвы в судьбах России и мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою столицу; - поддержание в репрезентативном состоянии уникальных культурно-природных комплексов столицы (парков, музеев-заповедников, музеев-усадеб, зоопарка), сохранение их природной среды, воспитание любви к природе, формирование экологического мышления, экологической культуры детей и молодежи, внедрение экологического просвещения в деятельность всех типов учреждений культуры; - развитие межрегиональных и международных культурных связей города Москвы с целью интеграции культуры города в европейское и мировое культурное пространство и формирования позитивного образа России и Москвы и повышения их международного авторитета; - стимулирование и поддержка разнообразных творческих инициатив, защита и обеспечение свободы творчества; - эффективное взаимодействие с общественными и иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере культуры, искусства, досуга, образования, просвещения. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24 октября 2006 года N 839-ПП "О схеме развития и размещения объектов культуры на территории города Москвы до 2020 года" в качестве инновационных данная Программа предусматривает решение следующих конкретных задач: 1. Достижение более высокого качественного уровня культурного обслуживания в жилых районах города. По сети районного уровня: - строительство до 2010 г. 60 объектов культуры (51 объект в районе с нулевой обеспеченностью, 9 - в районах с низкой обеспеченностью); - реконструкция 35 объектов культуры. По сети городского уровня: - до 2010 г. строительство 93 объектов культуры; - реконструкция 103 объектов культуры; - создание уникальных объектов культуры, в т.ч. Музейно-мемориального комплекса истории Военно-морского флота России, нового музейного комплекса "Музей истории Москвы" на базе "Провиантских магазинов" и усадьбы Гагариных, Музейно-выставочного центра "Музей моды" и др. Увеличение площадей объектов культуры к 2010 г. за счет нового строительства составит: всего - 2,2 млн. кв. м; районный уровень - 1,3 млн. кв. м; городской уровень - 0,9 млн. кв. м (из них массовых объектов - 0,6 млн. кв. м, уникальных - 0,3 млн. кв. м). 2. Комплексная модернизация социально-культурной сферы города, укрепление материальной инфраструктуры, внедрение современных информационных технологий в деятельность учреждений культуры: - доля единиц хранения (фондов музеев, библиотек), занесенных в электронный каталог, возрастет на 40-50%; - количество учреждений культуры, имеющих выход в Интернет, возрастет на 30%; - количество компьютеризированных рабочих мест для пользователей возрастет на 30%. Все мероприятия Программы включены в единую последовательность: задача - мероприятие - результат - контроль. Классификация мероприятий (выделение основных направлений) осуществляется по следующим основаниям: 1) по уровню выполнения: - общегородские мероприятия, проводимые при участии Департамента культуры города Москвы; - мероприятия, проводимые в округах и районах при участии префектур административных округов города Москвы и управ районов города Москвы; - иные мероприятия; 2) по участвующим организациям культурной сферы (театры, музеи, библиотеки, образовательные учреждения и т.д.); 3) по основным элементам социально-культурной сферы: - сохранение культурного наследия; - доступ к культурным ценностям; - творческая деятельность; - дополнительное художественное образование и воспитание; - специальные направления (мигранты, этнические группы). Система мероприятий Программы в каждой из своих таблиц отражает пять основных подпрограмм или приоритетов развития отрасли на период 2008-2010 годов: 1. "Трехлетка объектов культуры в районах "МКАДовского пояса" Москвы". Реализация мероприятий первого этапа работ по созданию объектов культуры в новых районах массовой жилой застройки - многофункциональных объектов модульного типа, включающих набор основных культурно-досуговых объектов - клуб, библиотека, выставочный зал, учреждение дополнительного образования. 2. "От модернизации оборудования - к модернизации услуг". Внедрение новых видов услуг населению культурного профиля в учреждениях районного уровня (библиотеки, клубы, парки, кинотеатры) на основе современного оборудования и телекоммуникационных систем с целью повышения их конкурентоспособности. 3. "Учреждения культуры - детям". Расширение видов деятельности учреждений культуры с детской аудиторией (грантовая поддержка образовательных учреждений, библиотек, театров, клубов, концертных организаций, музеев). 4. "Семейный досуг и творчество". Строительство новых объектов (многофункциональных культурных центров), создание досуговых комплексов в действующих учреждениях культуры, реализация программы мероприятий, направленных на организацию семейных форм досуга и творчества. 5. Инновации: - внедрение новых типов учреждений культуры (например, Молодежный интеллект-центр (МИЦ), оценка их эффективности и апробация вариантов их организационно-правовой структуры; - внедрение новой типологии объектов культуры (для модулей); - модернизация классических типов учреждений культуры (библиотек, музеев, кинотеатров, клубов); - апробация функционирования учреждений культуры с разными вариантами их организационно-правовой структуры; - внедрение показателей и индикаторов эффективности деятельности (ГУК, переход на программно-целевой метод бюджетного финансирования всей системы учреждений культуры (бюджетирование, ориентированное на результат (БОР); - изучение вопроса о возможности реорганизации государственных учреждений культуры (ГУК) в автономные учреждения (АУ) для различных видов учреждений культуры. 3.2. Целевые индикаторы и показатели Оценка конечных и промежуточных результатов выполнения Программы, а также оценка эффективности реализации ее конкретных мероприятий невозможны без функционирования системы целевых индикаторов и показателей, позволяющих объективно оценивать состояние работ по Программе. Методической основой для создания данной системы являются результаты социологического мониторинга качества жизни, в том числе и унифицированные методики. Подобный подход обеспечивает объективность и сравнимость результатов исследований, отслеживание динамик и корректировку тех или иных направлений, процессов в ходе реализации Программы. В частности, в систему целевых индикаторов и показателей включены следующие их группы: 1. Статистические показатели, характеризующие доступность культурных ценностей для основных категорий населения Москвы (например, количество театров, библиотек, относительная обеспеченность учреждениями культуры по районам и т.д.). 2. Социологические показатели, характеризующие структуру культурных потребностей населения города (например, доля населения города, регулярно посещающего театры, музеи, массовые культурно-зрелищные мероприятия и т.д.). 3. Социологические показатели, характеризующие степень удовлетворенности населения города состоянием социально-культурной сферы, и предложения граждан по ее совершенствованию (например, индекс удовлетворенности состоянием социально-культурной сферы и ее элементов и т.д.). 4. Статистические и социологические показатели, характеризующие доступность учреждений культурно-досуговой деятельности для лиц с ограниченными возможностями (например, количество учреждений, полностью или частично доступных для этих категорий; доля лиц, регулярно посещающих учреждения; доля лиц, привлеченных к участию в народном творчестве, и т.д.). 5. Натуральные показатели, характеризующие фактическую полноту выполнения и ресурсного обеспечения программных мероприятий, и т.д. 6. Экономические показатели, характеризующие структуру затрат и финансовые ресурсы. Внедрение системы программно-целевого управления, ориентированного на результат, переносит акцент бюджетирования в сфере культуры с затрат учреждений культуры на результат деятельности. Финансирование согласно требованиям бюджетной реформы будет осуществляться не на сеть учреждений, а на услуги, оказываемые населению. В качестве индикаторов эффективности деятельности учреждений культуры, находящихся в ведении Департамента культуры города Москвы, и факторов, определяющих систему мероприятий Программы, также выступают: - рост посещаемости учреждений культуры и культурно-досуговых мероприятий; - наличие систем по обеспечению безопасности населения при посещении культурно-массовых мероприятий; - сохранность (количество отреставрированных ед.) объектов культуры, включая музейные и библиотечные коллекции, архивы и др.; - доля внебюджетного финансирования, в т.ч. общественных пожертвований и спонсорской поддержки; - модернизация материально-технической базы подведомственных организаций; - объемы работ по реставрации, капитальному и текущему ремонту зданий, помещений, инженерных сетей и коммуникаций; - повышение квалификации кадров отрасли. Оценка результативности бюджетных расходов предусматривает: - формирование системы оценки результативности бюджетных расходов; - приведение системы управления в соответствие с принципами бюджетирования, ориентированного на общественно значимые результаты. Департаментом культуры города Москвы на основании долголетней практики работы предложены оценочные (целевые) показатели для оценки хода реализации Программы, предусмотрено создание организационных и нормативно-правовых условий для проведения оценки. Для определения эффективности реализации системы мероприятий данной Программы применяются следующие натуральные показатели (таблица N 3). Таблица N 3 НАТУРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |N п/п|Наименование показателей |Ед. изм. |2005 г. |2006 г. |2007 г. |2008 г. |2009 г. |2010 г. | |-----|-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| |1. |Количество объектов культуры, |ед. | 887 | 897 | 900 | 900 | 907 | 915 | | |охваченных мероприятиями Программы | | | | | | | | |-----|-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| |2. |Количество рабочих мест в отрасли |тыс. чел.| 51 | 53 | 54 | 57 | 60 | 65 | |-----|-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| |3. |Театры и концертные организации | | | | | | | | |-----|-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| |3.1. |Количество учреждений |ед. | 106 | 109 | 110 | 110 | 110 | 100 | |-----|-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| |3.2. |Показатели театров на своих площадках| | | | | | | | | |-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| | |- количество спектаклей |ед. | 13930 |14380 | 14600 | 16020 | 16240 | 16460 | | |-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| | |- число зрителей |тыс. чел.| 2806,0| 2900,0 | 3130,0| 3580,0| 3760,0| 3950,0| | |-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| | |- коммерческая вместимость зрительных|ед. | 22779 |24360 | 25424 | 28104 | 28704 | 29300 | | |залов | | | | | | | | | |-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| | |- число новых постановок |ед. | 146 | 161 | 170 | 186 | 198 | 205 | |-----|-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| |4. |Библиотеки | | | | | | | | |-----|-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| |4.1. |Количество учреждений |ед. | 434 | 437 | 437 | 437 | 437 | 437 | |-----|-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| |4.2. |Количество читателей |тыс. чел.| 2538,0| 2515,0 | 2550,0| 2600,0| 2652,0| 2705,0| |-----|-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| |4.3. |Книговыдача (количество выданных |тыс. ед. | 52287 |51804 | 52001 | 52100 | 52300 | 53000 | | |книг) | | | | | | | | |-----|-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| |4.4. |Количество изданий в библиотеках |тыс. ед. | 26661 |26623 | 26800 | 26850 | 27000 | 27300 | |-----|-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| |5. |Музеи и выставочные залы | | | | | | | | |-----|-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| |5.1. |Количество учреждений |ед. | 60 | 61 | 63 | 63 | 63 | 63 | |-----|-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| |5.2. |Количество посетителей |тыс. чел.| 3896,0| 3850,0 | 4225,0| 4436,0| 4657,0| 4889,0| |-----|-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| |5.3. |Количество выставок |ед. | 649 | 730 | 817 | 915 | 1002 | 1025 | |-----|-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| |6. |Учреждения образования | | | | | | | | |-----|-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| |6.1 |Количество учреждений |ед. | 138 | 139 | 139 | 139 | 139 | 139 | |-----|-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| |6.2. |Количество учащихся, занимающихся в |тыс. чел.| 57,2| 61,0 | 61,2| 61,2| 61,2| 61,4| | |детских музыкальных, художественных | | | | | | | | | |школах и школах искусств | | | | | | | | |-----|-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| |7. |Детские кинотеатры и ГУК "ЭЛЬДАР" | | | | | | | | |-----|-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| |7.1. |Количество учреждений |ед. | 9 | 9 | 9 | 9 | 10 | 10 | |-----|-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| |7.2. |Количество посещений кинотеатров |тыс. чел.| 94,54| 133,15| 136,0| 147,0| 160,0| 175,0| |-----|-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| |8. |Клубы и дома культуры | | | | | | | | |-----|-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| |8.1. |Количество учреждений |ед. | 89 | 89 | 90 | 90 | 97 | 105 | |-----|-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| |8.2. |Количество участников |тыс. чел.| 100,5| 108,3 | 115,5| 120,0| 125,5| 130,0| | |культурно-досуговых формирований | | | | | | | | |-----|-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| |9. |Парки культуры и отдыха, зоопарк | | | | | | | | |-----|-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| |9.1. |Количество учреждений |ед. | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | |-----|-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| |9.2. |Количество посетителей |тыс. чел.| 11110,0|11554,4 | 12000,0| 12960,0| 14200,0| 15500,0| |-----|-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| |10. |Мероприятия | | | | | | | | |-----|-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| |10.1.|Количество проведенных |ед. | 70 | 81 | 85 | 90 | 95 | 100 | | |межрегиональных и международных | | | | | | | | | |культурных акций | | | | | | | | |-----|-------------------------------------|---------|--------|--------|--------|---------|--------|--------| |10.2.|Количество общественно значимых и |ед. | 147 | 158 | 170 | 180 | 190 | 200 | | |культурных мероприятий | | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Раздел IV. СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КАЖДОЙ ИЗ ЗАДАЧ, И КОНКРЕТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТИХ МЕРОПРИЯТИЙ 4.1. Театры и концертная деятельность (таблица 1) Приоритетами и особенностью этого раздела Программы является развитие театров и концертной деятельности в направлении создания высокохудожественного театрального продукта столичного уровня путем: - проведения целенаправленной репертуарной политики, предусматривающей расширение репертуара с учетом целевой молодежной аудитории; - создания современной инфраструктуры по обслуживанию посетителей, позволяющей театрам и концертным комплексам конкурировать за свободное время москвичей; - создания и объединения свободных сценических площадок в единую театрально-концертную сеть. Задачи и решения Комплекс программных мероприятий государственной поддержки культуры и искусства содержит важнейшие проекты в области театрального дела и концертной деятельности, направленные на решение следующих приоритетных задач: - совершенствование и расширение системы целевого государственного заказа, направленного на создание детского и молодежного репертуара театров, имеющего высоконравственное, патриотическое и гражданское содержание, а также позволяющего внедрить современные формы поддержки творческой молодежи - драматургов, режиссеров, актеров, музыкантов; - всестороннее развитие проекта "Открытая сцена", в том числе в части целевого использования имеющихся сценических площадок в качестве творческой лаборатории для поиска и поддержки молодых дарований, создание в округах дополнительных сценических площадок и их включение в театральный оборот; - поддержка творческой деятельности фольклорных коллективов, развивающих лучшие традиции народного искусства России; - расширение зрительской аудитории за счет организации бесплатного посещения учащимися театров и концертных организаций, что позволит рассчитывать на культурно образованное общество будущего; - творческая поддержка театров, театров-студий, размещенных за пределами Садового кольца и в районах массовой жилой застройки; - развитие гастрольной деятельности, адресная поддержка театрального и филармонического обмена. В Программе уделено значительное внимание мероприятиям, пропагандирующим лучшие образцы искусства, направленным на формирование эстетического вкуса, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, гражданственности, гуманизма, приобщения различных категорий населения к духовным и нравственным ценностям отечественной культуры. Инновационный подход к решению кадровых проблем в театральной среде предусматривает проведение экспериментов по созданию молодежных студий на базе двух театров в целях поддержки творческой молодежи и частичного решения имеющихся кадровых проблем. Для перехода на бюджетирование, ориентированное на общественно значимый результат, Программа предусматривает внедрение целевых индикаторов, позволяющих проводить мониторинг развития театрального дела и концертной деятельности. С целью поиска путей эффективного использования бюджетных средств в области концертной работы предусматривается экспериментальный переход одной - двух концертных организаций (имеющих значительную коммерческую составляющую) на фиксированное долевое финансирование из бюджетных средств и собственных средств организации. Ожидаемые результаты Увеличение премьерных показов спектаклей как важнейшей составляющей столичного театрального продукта. Сохранение системы репертуарного театра, являющейся базовой культурной ценностью для нынешнего и будущих поколений. Увеличение театральной зрительской аудитории за счет детей и молодежи, привлеченных спектаклями с участием молодых исполнителей - актеров, а также детским и молодежным репертуаром. Совершенствование кадровой политики в театральной сфере за счет создания двух студий и соответственно новых условий для выпускников творческих вузов. Более эффективное использование средств в театрально-концертной сфере с переориентацией на поддержку приоритетных инновационных направлений в гастрольной деятельности, театральном и филармоническом обменах. Финансирование театральных проектов в виде целевого государственного заказа на конкурсной основе на создание драматических и музыкальных сценических произведений для детей и юношества, а также высокохудожественных концертных программ в области классического искусства, предназначенных для самых широких слоев населения столицы, как поддержка одного из приоритетных направлений. 4.2. Музеи и выставочная деятельность (таблица 2) Приоритетные направления развития музейного дела и выставочной деятельности в столице на период действия Программы отражают современные мировые тенденции в формировании конкурентоспособного культурного продукта, который: - включает в себя обеспечение сохранности и представление подлинных музейных художественных ценностей в контексте музейных программ и проектов; - ориентирован на целевые аудитории (детей, молодежь, семью и пр.); - формирует культурную среду как в музейно-выставочном и информационном пространствах, так и в рекреационных зонах с развитой инфраструктурой, делающих посещение музеев и выставочных залов комфортным для пребывания посетителей. Задачи и решения Главными задачами в области музейно-выставочной деятельности являются сохранение государственных коллекций путем внедрения современных технических средств, обеспечивающих их охрану, совершенствование системы целевого государственного заказа на создание музейно-выставочных экспозиций, имеющих важное значение для патриотического и нравственного воспитания населения, поддержки отечественной культуры, искусства, образования. Учитывая новейшие мировые тенденции в области музейной деятельности, изменения законодательной базы Российской Федерации, касающиеся сферы культуры, научно-методические разработки отечественных ученых-музееведов, а также многолетний опыт работы городских и федеральных музеев, приоритетными являются: - реализация инновационного проекта "Создание музейно-выставочного комплекса "Царицыно" с природно-историческим парком (Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно")"; - создание многофункциональных музейных комплексов на базе историко-культурных территорий и достопримечательных мест по типологии уже имеющихся в городе или создающихся музеев-комплексов (комплекс зданий - памятники архитектуры "Провиантские магазины" и усадьба Гагариных (МО "Музей истории Москвы"), Музей русской усадебной культуры "Кузьминки" с природно-историческим парком (филиал МО "Музей истории Москвы"), Московский государственный объединенный художественный, историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник (Коломенское - Люблино - Лефортово - Измайлово) в соответствии с разработанной Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ по поручению Правительства РФ Государственной стратегией формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников Российской Федерации от 2006 года; - реализация общегородской программы, посвященной Дням исторического и культурного наследия, с участием музеев города, учреждений и организаций, подведомственных Комплексу социальной сферы города Москвы; - расширение сети окружных музейно-выставочных залов с постоянным организационно-творческим кураторством со стороны городских музеев, обеспечивающим их становление как многофункциональных учреждений культуры по перспективным направлениям работы: музейно-выставочной, музейно-образовательной, музейно-экологической, музейно-рекреационной. При этом городские музеи-кураторы смогут обеспечить показ на их площадях собственных коллекций, ранее недоступных широкой публике (фондовые коллекции); - создание музейно-выставочных экспозиций интерактивного типа, позволяющих повысить эффективность использования выставочных площадей и способных адаптировать экспозиционный материал к запросам различных категорий посетителей; - внедрение информационных технологий в систему учета и контроля за состоянием музейных фондов, создание материально-технической базы для обеспечения сохранности музейных культурных ценностей путем доведения до современного уровня имеющихся фондохранилищ, а также проектирования и строительства централизованных фондохранилищ для группы музеев. Ожидаемые результаты Реализация программных мероприятий в области музейно-выставочной деятельности позволит: - поддерживать и развивать многофункциональную деятельность музеев и выставочных залов Москвы, упрочив их позиции в культурно - досуговой сфере, создать новые музейные объекты с развитой инфраструктурой, приблизив музейную систему к современным запросам населения; - стимулировать внедрение современных форм публичного представления музейных ценностей и музейной коммуникации; - сберечь для будущих поколений культурное наследие Москвы как источник пополнения духовных сил общества и сохранения исторической памяти, обогащения и развития интеллекта нации; - обеспечить доступность музеев и выставочных залов для различных категорий москвичей, прежде всего детей, юношества и социально незащищенных слоев населения. 4.3. Библиотеки (таблица 3) Важнейшими приоритетами в развитии библиотек на трехлетний период являются: - укрепление позиций библиотек как основного места приобщения к культуре всех категорий населения, включая маломобильные группы, через повышение разнообразия библиотечно-информационных услуг и их оперативности; - внедрение системы целевого государственного заказа путем выделения грантов для реализации библиотечных проектов, имеющих важное значение для развития современных технологий обслуживания населения, поддержки отечественного искусства и культуры, образования и воспитания подрастающего поколения, создания дополнительных видов услуг. Задачи и решения Комплекс программных мероприятий предусматривает преодоление "кризиса чтения" путем реализации комплексных программ, обращенных к подрастающему поколению, создания условий приобщения молодежи к полноценному пользованию отечественным культурным богатством путем: - разработки и реализации проекта "Библиогород" - создания открытой корпоративной информационной системы обмена базами данных московских библиотек; - организации на базе проекта "Библиогород" новых инновационных видов услуг библиотечного профиля для всех категорий населения: автоматизированной справочно-информационной и поисковой системы, службы индивидуального клиентского обслуживания (служба запросов), службы Единого сводного каталога московских библиотек, службы Единого читательского билета, Музея редкой книги, Электронной библиотеки Москвы, Фонда "Домашняя библиотека, Фонда нотно-музыкальных изданий и других проектов ЦБС и библиотек города; - реализации перспективных и успешно прошедших практическую апробацию следующих проектов в сфере модернизации библиотечного дела: - создание детских и юношеских центров на базе интеллект-центров, открытых в библиотеках города в ходе реализации Программы "Культура Москвы (2005-2007 гг.)"; - создание центров общественного доступа (ЦОД) на базе публичных библиотек города Москвы в рамках программы "Электронная Москва"; - внедрение проекта "Библиоавтобус" для обслуживания населения районов, не имеющих возможностей для регулярного посещения библиотек; - распространение программ "Запишись в библиотеку", "Новое поколение выбирает чтение" и других, направленных на повышение роли библиотеки и социального статуса библиотечного работника, формирование культуры чтения, пропаганды книги. Ожидаемые результаты Приобщение детской и молодежной аудитории столицы к библиотечным ценностям, укрепление позиций библиотек как наиболее информативного и доступного типа учреждений культуры для всех категорий населения за счет разнообразия интеллектуальных услуг и оперативности в предоставлении их населению. Увеличение книговыдачи: книги на 20%, медиа-ресурсы - на 35%. Создание информационных центров различной направленности на базе публичных библиотек города Москвы найдет свое продолжение в рамках создания в каждом районе города многофункциональных культурных центров на основе библиотечных форм работы и компьютерных технологий. Для доступа инвалидов и маломобильных категорий граждан будет приспособлена 41 библиотека, осуществлена модернизация систем комплексной безопасности 124 библиотек. 4.4. Клубы и иные учреждения досуга (таблица 4) Отличительной особенностью раздела Программы, посвященного клубам и иным учреждениям досуга, является: - формирование стабильной, постоянно и динамично развивающейся сети учреждений культуры клубного типа, удовлетворяющей растущую потребность населения Москвы в современных формах семейного, молодежного досуга, детского эстетического воспитания; - внедрение в практику организационно-структурных, экономических и содержательных нововведений, определяющих эффективное развитие клубных учреждений в период системной модернизации отрасли. Задачи и решения Среди первоочередных задач в развитии сети учреждений клубного типа являются: - реализация комплекса мероприятий, которые входят в дополнительные меры по развитию системы и видов деятельности государственных учреждений культуры города Москвы клубного типа. Среди важнейших позиций дополнительных мер следующие: - повышение объема и качества культурных услуг на основе модернизации оборудования, технического переоснащения учреждений, внедрения новых, более эффективных форм работы с различными категориями населения; - развитие специализированных форм клубного досуга, в том числе активизация семейных форм культурного досуга, организация самообразования и др. Это предполагает внедрение системы государственной поддержки инновационных проектов путем присуждения грантов; - мониторинг, ситуационный анализ обеспеченности населения районов Москвы услугами культурного профиля. Содействие созданию и развитию территориальных клубных систем в округах города, подготовка обоснования по дислокации новых учреждений культуры клубного типа в районах массовой жилой застройки, а также предложений по передаче в собственность города зданий бывших профсоюзных и ведомственных дворцов, домов культуры и клубов; - в целях успешного реагирования на процессы реформирования бюджетного сектора - осуществление системы мероприятий по освоению клубными учреждениями новых организационно-правовых и экономических форм деятельности, в числе которых поэтапный переход на программно-целевой метод финансирования основных видов деятельности и внедрение в режиме эксперимента механизмов реорганизации государственного учреждения культуры (ГУК) в автономное учреждение (АУ); - для совершенствования нормативно-правовой базы предусмотреть разработку правовых документов, регулирующих деятельность государственных клубных учреждений с учетом современных социально-экономических условий, положения о государственном учреждении культуры клубного типа города Москвы, объемных показателей деятельности клубов, стандартов и оценочных критериев эффективности работы клубных учреждений на основании участия в конкурсе социально значимых программ, нормативов функционально-технологического оснащения и др. Среди локальных задач, отвечающих программным приоритетам, выделяются следующие: - развитие системы учреждений клубного типа в местах, отдаленных от центральной части города, включая строительство многофункциональных культурно-досуговых центров в районах с дефицитным уровнем культурных услуг населению; - модернизация звукового и светового оборудования действующих учреждений культуры, оборудование современных систем охраны и безопасности, создание новых услуг на основе компьютерных технологий, детских и молодежных центров; - развитие основных видов деятельности на основе внедрения системы целевого государственного заказа путем выделения грантов для реализации проектов, имеющих важное значение для поддержки традиционной народной культуры, самодеятельного творчества, различных форм семейного досуга, художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения, создания дополнительных видов услуг на основе современных технологий; - создание клубных учреждений культуры нового типа - центров поддержки инновационных проектов в сфере культуры - креатив-центров; - создание на базе Государственного социально-культурного центра "Надежда" методического центра для распространения опыта работы по социокультурной реабилитации инвалидов. Внедрение в практику работы учреждений культуры различных моделей социокультурной реабилитации инвалидов. Обучение специалистов учреждений культуры по вопросам социокультурной реабилитации инвалидов. Реализация программы "Ренессанс" (развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями). Ожидаемые результаты Важнейшим результатом реализации системы программных мероприятий станет формирование стабильной и динамично развивающейся сети учреждений культуры клубного типа, которая гибко применяет технологии социального маркетинга и укрепляет позиции клубов как наиболее массовых и востребованных культурно-досуговых учреждений, обеспечивающих доступность культурных благ всем категориям населения. Результатом выполнения программных мероприятий станут: - повышение культурного уровня населения; - увеличение количества участников секций, студий на 15%; - увеличение детско-юношеской аудитории на 20%; - расширение сети учреждений культуры клубного типа; - увеличение спектра предлагаемых видов услуг и форм работы; - рост социальной активности всех групп населения; - повышение уровня социальной адаптации и интеграции людей с ограниченными физическими возможностями. 4.5. Парки культуры и отдыха (таблица 5) Приоритетным направлением развития парков в период 2008-2010 годов станет распространение социальной маркетинговой стратегии на их текущую деятельность, что должно способствовать: - развитию профильной специализации каждого из парков - как эффективному пути повышения своеобразия их культурного продукта; - повышению уровня рекреационного обслуживания населения Москвы с учетом социальных ориентиров на разработку и внедрение комплекса услуг для семейного отдыха, а также на переход к всесезонным видам услуг и формам работы с посетителями. Генеральным направлением деятельности каждого из парков независимо от их специализации станет воспитание экологической культуры населения мегаполиса как на примере содержания природного комплекса территории парков, так и путем постоянных мероприятий, акций, конкурсов, смотров, а также применения современных методов экологического просвещения. Задачи и решения Основными задачами всестороннего развития парков культуры и отдыха являются: - разработка проектов планировок парков с учетом особенности и специфики их деятельности в едином парковом комплексе города Москвы. Создание парков культуры и отдыха различных типов: парков аттракционов, экологических парков, этнографических парков, исторических парков, военно-исторических парков, художественно-архитектурных, парков искусств, парков культуры и спорта; - разработка и реализация проектов, направленных на сохранение и развитие природных комплексов парков города; - приоритетное развитие инфраструктуры парков, предназначенной для всесезонной работы и обслуживания посетителей парков; - разработка и реализация проектов, направленных на восстановление исторических объектов, расположенных на территориях парков и прилегающих к ним территориях; - разработка и реализация проектов создания объектов парковой инфраструктуры для организации совместных форм работы с театрами, концертными организациями, музеями и другими учреждениями культуры; - внедрение новых форм экономической деятельности парков с привлечением внебюджетных источников финансирования парков; - модернизация аттракционного хозяйства. Ожидаемые результаты Появление на карте города тематических парков культуры и отдыха с инновационными формами обслуживания населения. Повышение социальной, экологической, архитектурно-ландшафтной значимости парков на современном этапе. Качественно иная инфраструктура парков с наличием современных форм обслуживания населения с учетом мировых тенденций паркового развития. Наличие широкого ассортимента видов услуг, оказываемых населению, с учетом различных возрастных и социальных категорий. Сохранение природной среды города и экологического комфорта. 4.6. Кинофикация и кинопрокат (таблица 6) Особенность раздела Программы по кинофикации и кинопрокату состоит в ориентации на общественно значимый результат, что выражают следующие приоритетные целевые установки: - реализация протекционистской политики в области проката российских фильмов, прежде всего некоммерческих, авторских, лучших образцов отечественного кино прошлых лет, детских, учебных и научно-популярных фильмов; - развитие видового разнообразия и качественного уровня услуг кинопоказа для осуществления средствами кинематографа воспитательной, просветительской, образовательной и досуговой функций культуры; - совершенствование городской сети государственных учреждений культуры "Специализированные детские кинотеатры" с единой программой работы, прокатной политикой для наиболее полного удовлетворения духовных и эстетических потребностей детей и юношества. Задачи и решения Для достижения поставленных целей намечена реализация следующих задач: - создание условий для развития отечественного кино и доступа жителей Москвы к лучшим произведениям кинематографии, включая создание Центра российских кинопремьер на базе кинотеатра "Художественный"; - сохранение, развитие и пополнение городского фильмофонда; - создание благоприятных условий для творчества и самореализации специалистов в области кинопроката и внедрения новых информационных технологий; - обеспечение сохранности и эффективного использования зданий и имущества городских кинотеатров; - создание современных кинозалов на базе действующих кинотеатров путем их реконструкции; - поддержка сети государственных учреждений культуры в сфере кинофикации и кинопроката; - преобразование сети детских кинотеатров в современные молодежные кинотеатральные центры с единой программой работы с детьми и юношеством, репертуаром и рекламной политикой; разработка концепции и технологического задания создания в Москве Центрального дома детского кино; - разработка и внедрение новых эффективных и тактичных форм приобщения молодежи к "золотому запасу" кинематографа; создание Центра молодежной субкультуры (синтез кино, театрального, эстрадного, визуального, авангардного искусства) на базе кинотеатра "Рассвет"; - использование инновационных технологий для расширения возможностей сети городских кинотеатров с целью повышения уровня удовлетворения духовных и социальных потребностей населения города Москвы; - использование ресурсов социальной рекламы и информации города Москвы для обеспечения протекционистской политики поддержки отечественного кино и повышения уровня информированности населения города о деятельности городской киносети. Ожидаемые результаты Возрождение московских традиций проведения киномероприятий высокого уровня: фестивалей, премьерных и тематических показов фильмов во вновь созданном на базе кинотеатра "Художественный" Центре российских кинопремьер. Приобретение для проката 160 новых фильмов отечественного производства. Расширение киносети детских кинотеатров с 8 кинотеатров до 12. Функционирование в городе Москве современного мультимедийного детского киноцентра "Центральный дом детского кино". Проведение 15 кинофестивалей, Дней кино, в том числе 9 - для детей и юношества. Проведение киномероприятий - 300, количество участников - 40000 человек. Количество сеансов российских фильмов в год - 2500 сеансов. 4.7. Образовательные учреждения (таблица 7) Генеральная цель и приоритетное направление комплексного развития образовательных учреждений на период действия Программы - улучшение условий для оказания услуг населению в области образования, в том числе образовательными учреждениями профессионального образования и образовательными учреждениями дополнительного образования детей и взрослых. Задачи и решения Задачи в области профессионального образования: - повышение профессионального уровня выпускников путем реализации системы мер, включающих совершенствование конкурсного отбора абитуриентов, стимулирование творческой активности учащихся и студентов, укрепление их здоровья; - формирование эксклюзивного культурного продукта для населения за счет развития концертной деятельности лучших солистов и концертных коллективов образовательных учреждений (духовые и симфонические оркестры, хоровые и хореографические коллективы); - развитие научно-методического потенциала педагогических кадров, в том числе обеспечение условий для постоянного повышения квалификации педагогических и руководящих кадров. Задачи в области дополнительного образования детей (детские школы искусств): - расширение возможностей для развития творческих способностей детей, подростков и молодежи, поддержка одаренных детей и подготовка их к профессиональной деятельности в сфере искусства, включая следующие меры: - увеличение количества детских школ искусств (общее название для ДМШ, ДХШ, ДШИ) в целях более равномерного их распределения в городской инфраструктуре и территориальной доступности; - оптимизация процесса обучения в детских музыкальных школах с классическим набором инструментов за счет внедрения учебных планов и программ нового поколения; - развитие разнообразных форм концертно-фестивальной деятельности учащихся, в том числе увеличение количества мероприятий для лиц с ограниченными физическими возможностями; - направленность кадровой политики на привлечение молодых специалистов (как педагогических, так и руководящих работников) в целях безболезненной смены творческих поколений, а также повышение образовательного ценза педагогических и руководящих работников; - сохранение доступности качественного художественного образования для всех слоев населения; - разработка и реализация образовательных программ, нацеленных на сохранение и развитие многообразных жанров и видов народной культуры, а также освоение новых видов художественно-творческой деятельности; - обновление парка музыкальных инструментов в учреждениях дополнительного образования. Ожидаемые результаты Выполнение мероприятий Программы позволит: - внедрить в педагогическую практику детских музыкальных, художественных школ и детских школ искусств современные личностно ориентированные и сберегающие здоровье образовательные программы и технологии; - расширить сеть образовательных учреждений, работающих в инновационном режиме; - сохранить академические традиции художественного образования детей и юношества; - выявить представителей нового поколения одаренной молодежи в целях дальнейшей поддержки их творческого становления; - повысить квалификацию педагогических работников образовательных учреждений; - повысить престиж педагогического труда. 4.8. Охрана художественного наследия (таблица 8) Программа нацелена на сохранение и приумножение культурного потенциала города, совершенствование работы по созданию и сооружению памятников и памятных знаков, эффективное взаимодействие скульпторов, архитекторов и строителей на всех этапах работы, пресечение незаконного вывоза художественных ценностей за рубеж. Задачи и решения Основными задачами всестороннего развития этого направления являются: - научно-историческое обоснование и формирование культурной политики города в решении проблем обогащения его градостроительного и архитектурно-художественного облика; - продолжение работы по поэтапному переводу на конкурсную основу всех основных видов творческой деятельности по созданию памятных знаков (мемориальных досок); - привлечение специалистов высшей квалификации к подготовке и проведению конкурсов на лучшие проекты памятников и памятных знаков; - дальнейшее совершенствование работы Художественно-экспертного совета по скульптуре, монументальному и декоративному искусству; - совершенствование производственной деятельности Московской службы по сохранению культурных ценностей, активное освоение новых технологий в работе по выявлению, экспертизе, постановке под государственную охрану произведений искусства, находящихся в немузейных собраниях, в пользовании юридических и физических лиц на территории Москвы; - запуск в полном объеме специальной компьютерной программы "Государственная регистрация культурных ценностей в городе Москве", находящихся в немузейных собраниях; - усиление государственного контроля за вывозом культурных ценностей за рубеж путем освоения новых научных методик, применения современных технических средств и эффективного взаимодействия с сотрудниками таможенных служб. Ожидаемые результаты Реализация Программы позволит: - обеспечить на высоком художественном уровне выполнение решений Правительства Москвы о создании памятников, скульптурных композиций и мемориальных знаков, в том числе: - в 2008 году - памятников: летчику В.П. Чкалову, академику А.М. Прохорову, поэту Мусе Джалилю; скульптурной композиции "Астана" (дар столицы Казахстана Москве); - в 2009 году - памятников: генералу М.Д. Скобелеву, летчику М.В. Водопьянову; в честь воинов, отстоявших Москву в битве 1941-1942 гг.; - существенно пополнить Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации за счет вновь выявленных предметов музейного значения в немузейных собраниях, коллекциях юридических и физических лиц; - обеспечивать и поддерживать в городе Москве режим особого контроля за сохранением культурных ценностей, их ввозом и вывозом через границу, повышение научного и технологического уровня проведения искусствоведческой, историко-культурной экспертизы; - активизировать деятельность художественных промыслов и ремесел в местах их традиционного пребывания в городе Москве. 4.9. Международное и межрегиональное сотрудничество (таблица 9) Важнейшей инновацией в развитии данного направления является подчинение всех проектов идее целенаправленного формирования международного имиджа столичного мегаполиса как центра в создании нового культурного миропорядка на основе единства и разнообразия культур. Важнейшим условием реализации этого инновационного подхода станет продвижение позитивного образа Москвы средствами культуры с привлечением и участием СМИ через имиджевые программы, отражающие самобытность, богатство талантов, высочайший художественный уровень и эстетическое разнообразие московской городской культуры. Правовую основу международного и межрегионального культурного сотрудничества в 2008-2010 годах, как и в предыдущие годы, составляют соглашения, заключаемые Правительством Москвы с зарубежными городами, субъектами, городами и областями регионов Российской Федерации, а также ежегодные планы международных и межрегиональных мероприятий, утверждаемые распоряжениями Правительства Москвы. Одним из наиболее важных приоритетов является оказание систематической и разносторонней поддержки российским соотечественникам за рубежом в сохранении ими культурной, этнической и языковой самобытности в новых независимых государствах. Исключительно важно сохранение роли Москвы как одного из мировых центров культуры, места проведения авторитетных международных выставок, фестивалей, гастрольных турне лучших зарубежных коллективов и исполнителей, встреч представителей творческой интеллигенции, Дней культуры других стран. Средством демонстрации принадлежности Москвы к мировому культурному сообществу служит организация мероприятий, связанных с памятными и праздничными датами календаря международной культурной жизни. Задачи и решения В процессе осуществления международного и межрегионального культурного сотрудничества Москвы особое место займут следующие задачи: - формирование и реализация стратегии Правительства Москвы в области международного и межрегионального культурного сотрудничества; - планомерная работа по повышению качества и уровня проведения крупных городских международных и межрегиональных культурных акций (Дней культуры и др.) и отдельных мероприятий по линии музейно-выставочных, театрально-концертных обменов; - постоянное совершенствование договорно-правовой базы в рамках осуществления международного и межрегионального культурного сотрудничества; - активная деятельность по установлению и развитию культурных связей Правительства Москвы с городами и регионами зарубежных стран (включая страны СНГ и Балтии) и городами и регионами Российской Федерации; - оказание содействия российским культурным центрам за рубежом в организации и проведении крупных общественно значимых культурных программ и оказание поддержки российским соотечественникам за рубежом в сохранении культурной, этнической и языковой самобытности; - участие московских учреждений культуры в реализации международного и межрегионального культурного сотрудничества на основе прямых партнерских связей; - организация и проведение мероприятий, связанных с памятными и праздничными датами международной культурной жизни и жизни городов и регионов Российской Федерации; - участие в мероприятиях согласно программам, направленным на повышение международного авторитета города Москвы. Ожидаемые результаты Реализация международных и межрегиональных культурных мероприятий позволит создать эффективную систему координации международного и межрегионального культурного сотрудничества, обеспечить расширение существующих и налаживание новых международных и межрегиональных связей в области культуры, повысить их эффективность для развития социальной сферы, качества жизни москвичей, а также: - обеспечить развитие международных и межрегиональных культурных связей Москвы с целью интеграции культуры города в европейское и мировое культурное пространство и формирование позитивного имиджа Москвы в сознании жителей регионов РФ и зарубежных городов; - способствовать более глубокому изучению и учету обычаев, национальных традиций с целью воспитания толерантного этнокультурного сознания и чувства просвещенного патриотизма; - существенно расширить и укрепить культурные связи с российскими соотечественниками, проживающими за рубежом, более эффективно использовать их возможности при проведении мероприятий в городах дальнего и ближнего зарубежья. 4.10. Проведение ежегодных городских общественно значимых и социально-культурных мероприятий (таблица 10) Москва является одним из крупнейших исторических и культурных мегаполисов мира, где ежегодно проводятся сотни культурных акций и мероприятий. При формировании Программы исходя из поручений Правительства Москвы и с учетом предложений деятелей культуры и искусства, общественных организаций и объединений в нее включены мероприятия международного, национального и городского масштаба, а также |