О ПОРЯДКЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ТУРЕЦКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ - УЧАСТНИКОМ РОССИЙСКОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА (АО) ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ УСТАВНОГО КАПИТАЛА АО ПУТЕМ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ АКЦИЙ ЗА СЧЕТ ИМУЩЕСТВА А. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 01.06.10 03-08-05

        О ПОРЯДКЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ ДОХОДОВ,
      ПОЛУЧЕННЫХ ТУРЕЦКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ - УЧАСТНИКОМ РОССИЙСКОГО
     АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА (АО) ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ УСТАВНОГО КАПИТАЛА
                АО ПУТЕМ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ
                     ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ АКЦИЙ ЗА СЧЕТ
       ИМУЩЕСТВА АО В ВИДЕ НЕРАСПРЕДЕЛЕННОЙ ПРИБЫЛИ ПРОШЛЫХ ЛЕТ
       И СРЕДСТВ ФОНДОВ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, СФОРМИРОВАННЫХ
        ИЗ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ ПОСЛЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                            1 июня 2010 г.
                              N 03-08-05

                                 (Д)

     Департамент налоговой и  таможенно-тарифной  политики  рассмотрел
запрос  относительно  налогообложения  доходов  турецкой организации -
участника российского акционерного общества при  увеличении  уставного
капитала   российского  общества  путем  пропорционального  размещения
дополнительных   акций   за   счет   имущества   общества    в    виде
нераспределенной  прибыли  прошлых  лет  и средств фондов специального
назначения,  сформированных  из  чистой  прибыли  после   формирования
резервного  фонда,  и  сообщает.
     Согласно п.  5 ст.  28 "Увеличение уставного  капитала  общества"
Федерального  закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"
(далее  -  Закон)  увеличение  уставного   капитала   общества   путем
размещения дополнительных акций может осуществляться за счет имущества
общества.  Увеличение уставного  капитала  общества  путем  увеличения
номинальной  стоимости  акций  осуществляется только за счет имущества
общества.
     В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) объектом налогообложения по  налогу  на  прибыль  для
иностранных  организаций,  не имеющих постоянного представительства на
территории  Российской  Федерации,  признается  доход,  полученный  от
источников в Российской Федерации, который определяется в соответствии
со ст.  309 Кодекса.
     Согласно пп.  2  п.  1  ст.  309  Кодекса  к  доходам иностранной
организации от источников в Российской Федерации, подлежащим обложению
налогом,  удерживаемым  у источника выплаты дохода,  относятся доходы,
получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций
прибыли или имущества организаций,  иных лиц или их объединений, в том
числе при их ликвидации (с учетом  положений  п.  п.  1  и  2  ст.  43
Кодекса).
     В соответствии со ст.  310 Кодекса налог  с  доходов,  полученных
иностранной   организацией   от  источников  в  Российской  Федерации,
исчисляется и удерживается  российской  организацией  или  иностранной
организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через
постоянное   представительство,   выплачивающими   доход   иностранной
организации  при  каждой  выплате доходов,  указанных в п.  1 ст.  309
Кодекса.
     Налог с видов доходов,  указанных в пп.  2 п.  1 ст. 309 Кодекса,
исчисляется по ставке,  предусмотренной пп. 1 п. 2 ст. 284 Кодекса, то
есть  по  ставке  20  процентов.
     Однако в  силу  норм  ст.  7  Кодекса  налогообложение   доходов,
полученных  турецким  участником  при  увеличении  уставного  капитала
российского общества путем пропорционального размещения дополнительных
акций  за  счет  имущества  общества  в  виде нераспределенной прибыли
прошлых лет и средств фондов специального  назначения,  сформированных
из чистой прибыли после формирования резервного фонда,  осуществляется
в  соответствии  с   положениями   Соглашения   между   Правительством
Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании
двойного налогообложения в отношении налогов на доходы  от  15.12.1997
(далее - Соглашение).
     В соответствии с  п.  3  ст.  10  Соглашения  термин  "дивиденды"
означает доход от акций или других прав, которые не являются долговыми
требованиями,  дающими право на участие в прибыли,  а также  доход  от
других  корпоративных  прав,  который  подлежит  такому  же налоговому
регулированию,  как доход от акций, в соответствии с законодательством
Государства,   в   котором  компания,  распределяющая  прибыль,  имеет
постоянное местопребывание.
     В соответствии  с  Комментариями  к  модели конвенции Организации
экономического  сотрудничества  и  развития  по  налогам  на  доход  и
капитал,   на  основе  которой  заключаются  Российской  Федерацией  с
иностранными   государствами   соглашения   об   избежании    двойного
налогообложения, платежи, рассматриваемые в качестве дивидендов, могут
включать  не  только  распределение  прибыли,   принимаемое   решением
ежегодных   собраний   акционеров,   но   также   денежные  суммы  или
дополнительные выплаты в форме акций,  премии,  прибыль от  ликвидации
общества,  а  также скрытое распределение прибыли.
     В связи с этим при увеличении обществом  уставного  капитала  без
изменения  доли его участника за счет нераспределенной прибыли прошлых
лет и средств фондов специального назначения, сформированных из чистой
прибыли  после  формирования  резервного фонда,  у налогоплательщика -
акционера данного общества,  являющегося налоговым резидентом Турецкой
Республики,   возникает   доход   в  размере  стоимости  дополнительно
полученных акций,  который,  по нашему мнению, следует квалифицировать
как  доход в виде дивидендов.  Следовательно,  налогообложение данного
дохода турецкой компании осуществляется в соответствии  с  положениями
ст.    10   Соглашения,   регулирующей   налогообложение   дивидендов.
     Одновременно сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента   не
содержит правовых норм или общих правил,  конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение Департамента имеет  информационно-разъяснительный  характер  по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства  о
налогах и сборах в понимании,  отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            Н.А.КОМОВА
1 июня 2010 г.
N 03-08-05