ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
    
                        О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ,
        КАСАЮЩИХСЯ КОМПЕТЕНЦИИ РОСПОТРЕБНАДЗОРА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
                          ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

                                ПИСЬМО

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
              ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
                                   
                            12 мая 2010 г. 
                           N 01/7191-10-32

                                 (Д)
                                   
    
     В  последнее  время  все  более  широкое распространение получает
практика  проведения  различных  несанкционированных  в  установленном
законом порядке псевдоспортивных "игр" и "соревнований", основанных на
азарте  их  участников,  целью которых является выявление победителя с
вручением ему соответствующего приза (выигрыша).
     Участие   в   таких  "играх"  зачастую  сознательно  предполагает
сопряжение  с  ничем  не  оправданным  риском причинения вреда жизни и
здоровью,  причем  не  только  самим непосредственным участникам, но и
третьим  лицам,  так  как  экстремальные  условия достижения "победы",
разрабатываемые организаторами, намеренно игнорируют всякие требования
безопасности.
     В  этой  связи,  поскольку  фактор платного участия в такого рода
"играх"  нередко  приводит  к неправильным выводам о якобы оказываемых
гражданам  возмездных  услугах  и,  как  следствие,  о потребительской
природе  соответствующих правоотношений, Федеральная служба по надзору
в  сфере  защиты  прав  потребителей  и  благополучия человека считает
необходимым довести нижеследующую свою позицию по данному вопросу.
     Применительно    к    реализуемым    Роспотребнадзором    и   его
территориальными  органами  функциям  по  контролю  и  надзору в сфере
защиты  прав  потребителей  необходимо  иметь  в  виду,  что предметом
отношений,  регулируемых законодательством о защите прав потребителей,
так  или  иначе  являются вполне определенные объекты гражданских прав
(ст.  128 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ), а
именно    -   товары,   работы,   услуги,   приобретаемые   в   рамках
соответствующих     гражданско-правовых    договоров    купли-продажи,
выполнения работ, оказания услуг.
     При  этом  законодательство о защите прав потребителей регулирует
отношения между потребителем - гражданином, имеющим намерение заказать
или  приобрести  либо заказывающим, приобретающим или использующим для
личных   (бытовых,  семейных)  нужд,  не  связанных  с  осуществлением
предпринимательской  деятельности,  товары  (работы,  услуги), с одной
стороны,  и  организацией  -  юридическим  лицом  либо  индивидуальным
предпринимателем,   производящими   товары   для  реализации  конечным
потребителям  (изготовителями),  реализующими  товары  потребителям по
договору  розничной  купли-продажи (продавцами), выполняющими работы и
оказывающими    услуги    потребителям    по    возмездному   договору
(исполнителями), - с другой стороны.
     Подробно  характеристика основного спектра отношений, относящихся
и  не  относящихся  к  предмету ведения законодательства о защите прав
потребителей,  включая  соответствующие  примеры и разъяснение понятий
"товар",  "работа",  "услуга",  была  изложена  в  методическом письме
Роспотребнадзора   от  11.03.2005  N  0100/1745-05-32  "О  направлении
информационного материала по защите прав потребителей".
     Согласно  ст.  9  Федерального  закона  от  26.01.1996 N 15-ФЗ "О
введении  в  действие  части  второй  Гражданского  кодекса Российской
Федерации"  "в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является
гражданин,  использующий,  приобретающий,  заказывающий  либо  имеющий
намерение  приобрести  или заказать товары (работы, услуги) для личных
бытовых   нужд,   такой   гражданин   пользуется   правами  стороны  в
обязательстве   в   соответствии  с  Гражданским  кодексом  Российской
Федерации,  а  также  правами,  предоставленными  потребителю  Законом
Российской  Федерации  "О  защите  прав  потребителей"  и  изданными в
соответствии с ним иными правовыми актами".
     При  этом  в  соответствии  со ст. 4 этого же Федерального закона
Закон  Российской  Федерации  от  07.02.1992  N  2300-1 "О защите прав
потребителей"   (далее  -  Закон  РФ  "О  защите  прав  потребителей")
применяется  к  отдельным видам гражданско-правовых договоров в части,
не противоречащей ГК РФ.
     Таким  образом,  при  наличии того, что стороной обязательства по
договору  на  продажу товара, выполнение работы или оказание услуги за
плату по отношению к гражданину-потребителю выступает юридическое лицо
или индивидуальный предприниматель, к отношениям, возникшим между ними
в   рамках   общих  положений  обязательственного  права  гражданского
законодательства,  могут и будут применяться соответствующие положения
Закона РФ "О защите прав потребителей".
     События  же,  касающиеся  обстоятельств участия граждан в разного
рода  конкурсах,  играх, пари и т.д. с объявленным призом, выигрышем и
т.п.,   и  возникающие  в  связи  с  этим  отношения,  имеющие  вполне
определенное   самостоятельное   правовое   регулирование   в   рамках
гражданского   законодательства   (главы   56,   58  ГК  РФ),  нормами
законодательства о защите прав потребителей не регулируются, в связи с
чем  их  оценка  с  компетенцией  и  полномочиями  Роспотребнадзора  в
установленной сфере деятельности никак не связана.
     В  этой  связи  обращаем  внимание  на  то,  что  правовые основы
государственного   регулирования   деятельности   по   организации   и
проведению  азартных игр на территории Российской Федерации определены
в  Федеральном  законе  от  29.12.2006  N  244-ФЗ  "О  государственном
регулировании  деятельности по организации и проведению азартных игр и
о  внесении  изменений  в  некоторые  законодательные  акты Российской
Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ), который устанавливает ограничения
осуществления  данной деятельности в целях защиты нравственности, прав
и законных интересов граждан. Одним из таких ограничений, закрепленных
в  ч.  3  ст.  5  Закона  N  244-ФЗ,  служит  императивный  запрет  на
деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием
информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет",
а  также  средств  связи,  в том числе подвижной связи (соответственно
любая  деятельность  в  этой  области,  не  отвечающая  требованиям  к
организаторам   азартных   игр,   предъявляемым   в   рамках   данного
законодательного акта, априори также будет незаконна).
     Закон  N  244-ФЗ,  как  системообразующий  источник  права,  дает
определения  целого  ряда  понятий,  используемых  в  сфере проведения
азартных  игр,  в  том  числе  таких,  как  "азартная  игра",  "пари",
"ставка",  "выигрыш"  и  др., что позволяет установить квалифицирующие
признаки  соответствующих  отношений,  по которым они в конечном итоге
идентифицируются как отношения в области игорного бизнеса.
     Так,  азартная  игра  -  это  основанное  на  риске  соглашение о
выигрыше,   заключенное   двумя  или  несколькими  участниками  такого
соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам,
установленным  организатором  азартной  игры  (п.  1  ст.  4  Закона N
244-ФЗ);
     пари  -  азартная  игра,  при  которой исход основанного на риске
соглашения  о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками
пари  между  собой  либо  с  организатором данного вида азартной игры,
зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или
нет (п. 2 ст. 4 Закона N 244-ФЗ).
     Практически  аналогичные  определения  "азартной  игры"  и "пари"
приведены  в  ст. 364 Налогового кодекса Российской Федерации, дающего
помимо  прочего  определение игорного бизнеса, согласно которому это -
предпринимательская     деятельность,    связанная    с    извлечением
организациями  или  индивидуальными  предпринимателями  доходов в виде
выигрыша  и  (или)  платы  за проведение азартных игр и (или) пари, не
являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
     Таким   образом,   принимая  во  внимание  вышеизложенное,  можно
констатировать,  что  ни  азартная игра, ни пари, т.е. по сути - любое
основанное  на  риске  соглашение  о  выигрыше,  заключенное двумя или
несколькими  участниками  такого  соглашения  между собой либо с неким
лицом,  соответствующим определению "организатора азартной игры" (п. 5
ст.  4  Закона  N 244-ФЗ), товарами (работами, услугами) не являются в
принципе   и,  следовательно,  предметом  правоотношений,  на  которые
распространяются  нормы  законодательства  о защите прав потребителей,
быть не могут.
     При  этом понятия "выигрыш" и "ставка", приведенные в п. 4 и п. 3
ст.  4  Закона N 244-ФЗ, по своему правовому смыслу вполне очевидно не
могут рассматриваться в качестве цены товара (работы, услуги).
     Дополнительным  аргументом  в  пользу  того,  что  на  отношения,
связанные  с  организацией,  проведением  игр  (пари) и участием в них
(даже  в  случае  их  полностью  легального проведения в установленном
законом порядке), нормы законодательства о защите прав потребителей не
распространяются, служит то обстоятельство, что если согласно п. 1 ст.
17  Закона  РФ  "О  защите прав потребителей" защита прав потребителей
осуществляется  судом  без каких-либо изъятий из этого общего правила,
то  в  силу  п.  1  ст.  1062  ГК  РФ  требования граждан, связанные с
организацией  игр  и пари или с участием в них, изначально не подлежат
судебной  защите  (за  исключением требований лиц, принявших участие в
играх или пари под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного
соглашения  их  представителя  с  организатором  игр или пари, а также
требований,  первопричиной которых является неисполнение организатором
игры обязанности по выплате выигрыша).
     Прошу учесть все вышеизложенное в своей практической деятельности
и  в  целях  предупреждения  и  минимизации  негативных последствий от
противоправных  действий  по  проведению  соответствующих "игр", также
недопущения  вовлечения  в  них подростков и лиц молодого возраста, не
обладающих  достаточным  уровнем  соответствующих  знаний,  которые бы
позволяли им должным образом соизмерять степень возможного физического
и  иного  риска  от участия в подобных практиках, обеспечить доведение
информации  о  порядке  правового  регулирования  отношений  в области
азартных  игр  и нераспространении норм законодательства о защите прав
потребителей   на   рассматриваемые   отношения   до   образовательных
учреждений, иных заинтересованных органов и организаций.
     О  всех  фактах,  указывающих  на  противоправную деятельность по
организации    и    проведению    азартных    игр   с   использованием
информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет",
которые  могут  выявляться  в  ходе  реализации  функций по контролю и
надзору  за  соблюдением  требований  законодательства  о  защите прав
потребителей   в   сфере  связи,  необходимо  своевременно  ставить  в
известность правоохранительные органы.
    
Руководитель
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
12 мая 2010 г. 
N 01/7191-10-32
    

Печать
2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru