ТРЕБОВАНИЯ КОНКУРСНОГО КРЕДИТОРА МОГУТ ОБРАЗОВЫВАТЬ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, ВОЗНИКШИЕ ПО РАЗНЫМ ОСНОВАНИЯМ (ЗАЙМЫ, ПРОЦЕНТЫ ПО ЗАЙМАМ, ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ, ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО ДОГОВОРУ ЛИЗИНГА, НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ И Т.Д.). НА ВСЮ СУММУ ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРА В СООТВЕТСТВИИ С П. 2 СТ. 95 И П. 2.1 СТ. 126 ЗАКОНА 127-ФЗ "О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)" НАЧИСЛЯЮТСЯ ПРОЦЕНТЫ ДО ПОГАШЕНИЯ ЭТИХ ТРЕБОВАНИЙ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ РАЗНУЮ ПРИРОДУ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОБЪЕДИНЕНЫ КРЕДИТОРОМ ПРИ ВЫСТАВЛЕНИИ СВОИХ ТРЕБОВАНИЙ К ДОЛЖНИКУ В ПРОЦЕДУРЕ БАНКРОТСТВА. СЛЕДУЕТ ЛИ СЧИТАТЬ ЭТУ СУММУ ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРА ДОЛГОВЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВОМ В СМЫСЛЕ П. 6 СТ. 250 НК РФ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ, НА КОТОРУЮ НАЧИСЛЯЮТСЯ ПРОЦЕНТЫ В ВИДЕ ПРОЦЕНТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПО ДРУГИМ ДОЛГОВЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ? В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ 127-ФЗ "О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)" ПРОЦЕНТЫ НА СУММУ ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРА НАЧИСЛЯЮТСЯ АРБИТРАЖНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ ПРИ РАСЧЕТАХ С КРЕДИТОРОМ, ПРИ ЭТОМ НЕИЗВЕСТНО, В КАКОМ РАЗМЕРЕ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ БУДЕТ ПОГАШЕНА И НА КАКИЕ СУММЫ БУДУТ НАЧИСЛЕНЫ ПРОЦЕНТЫ. ДО НАЧАЛА ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НАЧИСЛЕНИЕ ПРОЦЕНТОВ ПРОТИВОРЕЧИТ СМЫСЛУ СТ. СТ. 95 И 126 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 127-ФЗ. КРОМЕ ТОГО, В СИТУАЦИИ БАНКРОТСТВА ДОЛЖНИКА ЭТИ ТРЕБОВАНИЯ НЕ БУДУТ УДОВЛЕТВОРЕНЫ. КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА ПРОЦЕНТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ НАЧИСЛЕНИЮ НА СУММУ ТРЕБОВАНИЙ КОНКУРСНОГО КРЕДИТОРА В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ 127-ФЗ, В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ: В СООТВЕТСТВИИ С П. 6 СТ. 250 НК РФ ИЛИ В СООТВЕТСТВИИ С П. 3 СТ. 250 НК РФ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 2 июня 2010 г. N 03-03-06/1/363 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу доходов в виде процентов и сообщает следующее. Согласно п. 2.1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 127-ФЗ, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены ст. 126 Федерального закона N 127-ФЗ. Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженную в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства. Подлежащие начислению и уплате в соответствии со ст. 126 Федерального закона N 127-ФЗ проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником. Исходя из этого у организации - конкурсного кредитора появляется внереализационный доход в виде начисленных процентов на сумму требований конкурсного кредитора к должнику. В соответствии с п. 3 ст. 43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам. В данном случае проценты начисляются на сумму долговых обязательств должника перед конкурсным кредитором. По нашему мнению, указанный внереализационный доход признается доходом в виде начисленных процентов, а не в виде сумм штрафных санкций, поскольку для взыскания указанных процентов с должника не требуется ни его признания, ни решения суда о взыскании процентов. Кроме того, согласно п. 1 ст. 126 Федерального закона N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника. Таким образом, начисляемые в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ проценты на сумму требований конкурсного кредитора подлежат учету для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов в соответствии с п. 6 ст. 250 НК РФ. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 2 июня 2010 г. N 03-03-06/1/363 |