В 2009 Г. ОРГАНИЗАЦИЯ ОТГРУЗИЛА ПОКУПАТЕЛЮ СВОЮ ПРОДУКЦИЮ И ПОЛУЧИЛА ОТ ЭТОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИБЫЛЬ, УПЛАТИЛА НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ. В ФЕВРАЛЕ 2010 Г. ПОКУПАТЕЛЬ ВЕРНУЛ ЧАСТЬ ПРОДУКЦИИ ПО ПРИЧИНЕ ОБНАРУЖЕНИЯ БРАКА, В СВЯЗИ С ЧЕМ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВЕЛА КОРРЕКТИР. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 02.06.10 03-03-06/1/370

           В 2009 Г. ОРГАНИЗАЦИЯ ОТГРУЗИЛА ПОКУПАТЕЛЮ СВОЮ
           ПРОДУКЦИЮ И ПОЛУЧИЛА ОТ ЭТОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИБЫЛЬ,
             УПЛАТИЛА НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ. В ФЕВРАЛЕ 2010 Г.
             ПОКУПАТЕЛЬ ВЕРНУЛ ЧАСТЬ ПРОДУКЦИИ ПО ПРИЧИНЕ
        ОБНАРУЖЕНИЯ БРАКА, В СВЯЗИ С ЧЕМ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВЕЛА
            КОРРЕКТИРОВКУ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ И ВЕЛИЧИНЫ
                         ПОЛУЧЕННОЙ ПРИБЫЛИ.
             ДОЛЖНА ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ (УЧИТЫВАЯ, ЧТО ОНА НЕ
        ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ СВОЕГО ПРАВА ВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ В РАСЧЕТ
          НАЛОГОВОЙ БАЗЫ, НЕ ПРИВЕДШИЕ К ЗАНИЖЕНИЮ НАЛОГА НА
          ПРИБЫЛЬ) ПОДАТЬ УТОЧНЕННУЮ НАЛОГОВУЮ ДЕКЛАРАЦИЮ ЗА
          2009 Г., СКОРРЕКТИРОВАВ СУММУ ПОЛУЧЕННОГО ДОХОДА И
          ПРОИЗВЕДЕННЫХ РАСХОДОВ НА СТОИМОСТЬ ВОЗВРАЩЕННОГО
            БРАКА, ИЛИ КОРРЕКТИРОВКУ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ МОЖНО
         ПРОИЗВЕСТИ В ТЕКУЩЕМ НАЛОГОВОМ (ОТЧЕТНОМ) ПЕРИОДЕ НА
        ОСНОВАНИИ П. 1 СТ. 54 НК РФ В РЕДАКЦИИ, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ С
         1 ЯНВАРЯ 2010 Г., СОГЛАСНО КОТОРОЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК
          ВПРАВЕ ПРОВЕСТИ ПЕРЕРАСЧЕТ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ И СУММЫ
           НАЛОГА ЗА НАЛОГОВЫЙ (ОТЧЕТНЫЙ) ПЕРИОД, В КОТОРОМ
          ВЫЯВЛЕНЫ ОШИБКИ (ИСКАЖЕНИЯ), ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПРОШЛЫМ
        НАЛОГОВЫМ (ОТЧЕТНЫМ) ПЕРИОДАМ, ТАКЖЕ И В ТЕХ СЛУЧАЯХ,
        КОГДА ДОПУЩЕННЫЕ ОШИБКИ (ИСКАЖЕНИЯ) ПРИВЕЛИ К ИЗЛИШНЕЙ
                            УПЛАТЕ НАЛОГА?

                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                            2 июня 2010 г. 
                           N 03-03-06/1/370

                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  и  по  вопросу,  относящемуся  к  своей  компетенции, сообщает
следующее.
     Как  следует из ст. ст. 469 - 470 Гражданского кодекса Российской
Федерации  (далее  -  ГК РФ), товар в течение всего гарантийного срока
должен  соответствовать  требованиям качества, установленным договором
купли-продажи.
     Пунктом  3 ст. 477 ГК РФ предусмотрено, что требования, связанные
с  недостатками  товара, на который установлен гарантийный срок, могут
предъявляться   покупателями  в  течение  установленного  гарантийного
срока.
     В  соответствии  с  п.  п.  1  - 2 ст. 475 ГК РФ, если недостатки
товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар
ненадлежащего   качества,  вправе  по  своему  выбору  потребовать  от
продавца:
     соразмерного уменьшения покупной цены;
     безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
     возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
     В  случае  существенного  нарушения  требований к качеству товара
(обнаружения  неустранимых  недостатков, недостатков, которые не могут
быть  устранены  без  несоразмерных  расходов  или  затрат времени или
выявляются  неоднократно либо проявляются вновь после их устранения, и
других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
     отказаться  от  исполнения  договора  купли-продажи и потребовать
возврата уплаченной за товар денежной суммы;
     потребовать   замены   товара   ненадлежащего  качества  товаром,
соответствующим договору.
     В  том  случае,  если покупатель отказался от исполнения договора
купли-продажи  и  потребовал  возврата  уплаченной  за  товар денежной
суммы,  следует  учитывать,  что в соответствии с п. 3 ст. 450 ГК РФ в
случае  одностороннего  отказа  от  исполнения  договора полностью или
частично,  когда  такой  отказ  допускается  законом  или  соглашением
сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
     Договор   купли-продажи,   расторгнутый  покупателем  в  связи  с
существенным  нарушением  требований к качеству товара в одностороннем
порядке,  считается  прекращенными  с  момента  отказа  покупателя  от
исполнения  договора купли-продажи и требования возврата уплаченной за
товар денежной суммы.
     Как  следует  из  п.  1  ст.  81  Налогового  кодекса  Российской
Федерации  (далее - НК РФ), налогоплательщик обязан внести необходимые
изменения  в  налоговую  декларацию  и  представить  в налоговый орган
уточненную  налоговую  декларацию  при  обнаружении  в  поданной  им в
налоговый  орган  налоговой декларации факта неотражения или неполноты
отражения  сведений,  а  также  ошибок,  приводящих  к занижению суммы
налога, подлежащей уплате.
     При этом расторжение договора купли-продажи следует рассматривать
как  самостоятельную  хозяйственную  операцию,  а  связанные  с  таким
расторжением доходы и расходы продавца необходимо отразить в налоговом
учете в периоде, в котором договор считается прекращенным.
     Для  этого  налогоплательщик отражает в составе внереализационных
расходов   отчетного   (налогового)   периода,   в  котором  произошел
односторонний  отказ покупателя от исполнения договорных обязательств,
сумму  возвращенной  покупателю  оплаты за поставленный некачественный
товар  как  убытки  прошлых  налоговых  периодов, выявленные в текущем
отчетном (налоговом) периоде, на основании пп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ.
     Одновременно  в доходах, учитываемых при налогообложении прибыли,
налогоплательщик  отражает  стоимость возвращенного покупателем товара
ненадлежащего  качества,  на  которую был уменьшен доход от реализации
данного   товара,  как  доходы  прошлых  лет,  выявленные  в  отчетном
(налоговом) периоде (п. 10 ст. 250 НК РФ).
     Товар,  возвращенный покупателем, принимается к учету продавца по
стоимости, по которой данный товар учитывался на дату реализации.
     Одновременно  сообщаем,  что  мнение  Департамента, приведенное в
настоящем   письме,  не  содержит  правовых  норм  или  общих  правил,
конкретизирующих  нормативные  предписания,  и не является нормативным
правовым  актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007
N    03-02-07/2-138    направляемое    мнение    Департамента    имеет
информационно-разъяснительный    характер   по   вопросам   применения
законодательства   Российской  Федерации  о  налогах  и  сборах  и  не
препятствует   налоговым   органам,  налогоплательщикам,  плательщикам
сборов  и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства
о  налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной
в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
2 июня 2010 г. 
N 03-03-06/1/370