БАНК ЯВЛЯЕТСЯ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ СО 100%-НЫМ УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА. ИНСТРУКЦИЕЙ БАНКА РОССИИ ОТ 16.01.2004 N 110-И "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ НОРМАТИВАХ БАНКОВ" (ДАЛЕЕ - ИНСТРУКЦИЯ) УСТАНОВЛЕНЫ: - НОРМАТИВ МАКСИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА РИСКА НА ОДНОГО ЗАЕМЩИКА ИЛИ ГРУППУ СВЯЗАННЫХ ЗАЕМЩИКОВ (Н6), КОТОРЫЙ РЕГУЛИРУЕТ (ОГРАНИЧИВАЕТ) КРЕДИТНЫЙ РИСК БАНКА В ОТНОШЕНИИ ОДНОГО ЗАЕМЩИКА ИЛИ ГРУППЫ СВЯЗАННЫХ ЗАЕМЩИКОВ И ОПРЕДЕЛЯЕТ МАКСИМАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ СОВОКУПНОЙ СУММЫ КРЕДИТНЫХ ТРЕБОВАНИЙ БАНКА К ЗАЕМЩИКУ ИЛИ ГРУППЕ СВЯЗАННЫХ ЗАЕМЩИКОВ К СОБСТВЕННЫМ СРЕДСТВАМ (КАПИТАЛУ) БАНКА. МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМОЕ ЧИСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДАННОГО НОРМАТИВА НЕ МОЖЕТ ПРЕВЫШАТЬ 25%; - НОРМАТИВ ДОСТАТОЧНОСТИ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ (КАПИТАЛА) БАНКА (Н1), РЕГУЛИРУЮЩИЙ (ОГРАНИЧИВАЮЩИЙ) РИСК НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА И ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ТРЕБОВАНИЯ ПО МИНИМАЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЕ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ (КАПИТАЛА) БАНКА, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПОКРЫТИЯ КРЕДИТНОГО И РЫНОЧНОГО РИСКОВ. НОРМАТИВ ДОСТАТОЧНОСТИ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ (КАПИТАЛА) БАНКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК ОТНОШЕНИЕ РАЗМЕРА СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ (КАПИТАЛА) БАНКА И СУММЫ ЕГО АКТИВОВ, ВЗВЕШЕННЫХ ПО УРОВНЮ РИСКА. В ЧАСТНОСТИ, В РАСЧЕТ НОРМАТИВА ДОСТАТОЧНОСТИ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ (КАПИТАЛА) БАНКА ВКЛЮЧАЕТСЯ ВЕЛИЧИНА КРЕДИТНОГО РИСКА ПО СРОЧНЫМ СДЕЛКАМ. МИНИМАЛЬНО ДОПУСТИМОЕ ЧИСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ НОРМАТИВА Н1 УСТАНАВЛИВАЕТСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАЗМЕРА СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ (КАПИТАЛА) БАНКА И СОСТАВЛЯЕТ 10 - 11%. ВСЕ КРЕДИТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БАНКА К ЗАЕМЩИКУ ИЛИ ГРУППЕ СВЯЗАННЫХ ЗАЕМЩИКОВ, УСЛОВНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА КРЕДИТНОГО ХАРАКТЕРА И СРОЧНЫЕ СДЕЛКИ УЧИТЫВАЮТСЯ ПРИ РАСЧЕТЕ НОРМАТИВОВ Н6 И Н1 С УЧЕТОМ КОЭФФИЦИЕНТА ИХ РИСКА. ПО НЕОБЕСПЕЧЕННЫМ КРЕДИТНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ, УСЛОВНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ КРЕДИТНОГО ХАРАКТЕРА И СРОЧНЫМ СДЕЛКАМ КОЭФФИЦИЕНТ РИСКА СОСТАВЛЯЕТ 100% (П. 2.3 ИНСТРУКЦИИ). В СВЯЗИ С НЕОБХОДИМОСТЬЮ СОБЛЮДЕНИЯ БАНКОМ УКАЗАННЫХ ДОПУСТИМЫХ ЗНАЧЕНИЙ НОРМАТИВОВ, С ЦЕЛЬЮ СНИЖЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА РИСКА, А ТАКЖЕ УВЕЛИЧЕНИЯ СУММЫ ВЫДАВАЕМОГО КРЕДИТА И СУММЫ СРОЧНОЙ СДЕЛКИ БАНК ПЛАНИРУЕТ ОБРАЩАТЬСЯ К СВОЕМУ ИНОСТРАННОМУ АКЦИОНЕРУ С ПРОСЬБОЙ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГАРАНТИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ КЛИЕНТОВ (ЗАЕМЩИКА ИЛИ ГРУППЫ СВЯЗАННЫХ ЗАЕМЩИКОВ ПО ВЫДАННОМУ КРЕДИТУ ИЛИ КОНТРАГЕНТА ПО СРОЧНОЙ СДЕЛКЕ). ПО ОБЕСПЕЧЕННЫМ ТАКИМИ ГАРАНТИЯМИ КРЕДИТНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ, УСЛОВНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ КРЕДИТНОГО ХАРАКТЕРА И СРОЧНЫМ СДЕЛКАМ КОЭФФИЦИЕНТ РИСКА СНИЖАЕТСЯ СО 100% ДО 20%. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЭТО ПОЗВОЛИЛО БЫ БАНКУ УВЕЛИЧИТЬ СУММУ ВЫДАВАЕМОГО КРЕДИТА И СУММУ СРОЧНОЙ СДЕЛКИ, А ТАКЖЕ ПОВЫСИТЬ РАЗМЕР ДОХОДОВ БАНКА ПО СООТВЕТСТВУЮЩИМ ОПЕРАЦИЯМ. ВПРАВЕ ЛИ БАНК УЧЕСТЬ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ РАСХОДЫ В ВИДЕ КОМИССИИ, УПЛАЧИВАЕМОЙ ИНОСТРАННОМУ АКЦИОНЕРУ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ТАКИХ ГАРАНТИЙ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 2 июня 2010 г. N 03-03-06/2/105 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и сообщает следующее. Согласно ст. 361 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В соответствии с пп. 16 п. 2 ст. 291 НК РФ к расходам банков относятся расходы по гарантиям, поручительствам, акцептам и авалям, предоставляемым банку другими организациями. Таким образом, расходы в виде комиссии поручителю могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций. Одновременно сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 2 июня 2010 г. N 03-03-06/2/105 |