СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ ДО 2030 ГОДА). Распоряжение. Правительство РФ. 21.06.10 1039-Р

Оглавление


                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
                                   
                           21 июня 2010 г. 
                               N 1039-р
     
                                 (Д)
                                   
                                   
     1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития геологической отрасли
Российской Федерации до 2030 года.
     2.  Минприроды  России  с  участием  заинтересованных федеральных
органов  исполнительной власти разработать и утвердить в месячный срок
план   мероприятий  по  реализации  Стратегии  развития  геологической
отрасли Российской Федерации до 2030 года и обеспечить его выполнение.
    
Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                               В.ПУТИН
21 июня 2010 г. 
N 1039-р
    
    
                                                            Утверждена
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                    от 21 июня 2010 г. 
                                                              N 1039-р
    
                               СТРАТЕГИЯ
              РАЗВИТИЯ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ ДО 2030 ГОДА
    
                              I. Введение
    
     Геологическая  отрасль  является  базовой  составляющей экономики
страны,  представляющей  собой  совокупность  управленческих структур,
производственных   и  научных  организаций  всех  форм  собственности,
обеспечивающих    потребности   государства   и   общества   в   сфере
геологического    изучения   территории   Российской   Федерации,   ее
континентального  шельфа  и  акваторий  внутренних морей, дна Мирового
океана, Арктики и Антарктики, воспроизводства минерально-сырьевой базы
страны, мониторинга и охраны недр.
     Настоящая   Стратегия   учитывает  тенденции  изменения  в  сфере
геологического     изучения     недр,    отечественной    и    мировой
минерально-сырьевой базы и анализ их текущего состояния.
     Настоящая  Стратегия  определяет  основные  направления  развития
геологической  отрасли  Российской Федерации в условиях интенсификации
процессов глобализации, обострения конкуренции на международных рынках
минерального  сырья  и  сервисных услуг в области геолого-разведочного
производства.
     
            II. Современное состояние геологической отрасли
     
     Геологическая     отрасль    обеспечивает    минерально-сырьевую,
энергетическую  и  экономическую  безопасность  Российской  Федерации,
реализацию ее геополитических интересов, в том числе в Мировом океане,
Арктике, Антарктике и на континентальном шельфе Российской Федерации.
     Геологическая   отрасль   неразрывно   связана   с  деятельностью
отраслей, осуществляющих:
     добычу,   первичную  переработку,  транспортировку  и  реализацию
минерального сырья;
     использование   минерального   сырья   производителями   энергии,
металлургической и химической промышленностью, строительной индустрией
и агропромышленным комплексом.
     
             1. Структура управления геологической отраслью
     
     Система  государственного  управления  геологической  отраслью на
федеральном уровне включает:
     Министерство  природных ресурсов и экологии Российской Федерации,
осуществляющее   функции   по  выработке  государственной  политики  и
нормативно-правовому  регулированию  в  сфере изучения, использования,
воспроизводства  и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с
пользованием недрами, а также мониторинга состояния недр;
     Федеральное  агентство  по недропользованию и его территориальные
органы,  оказывающие государственные услуги по геологическому изучению
недр,    осуществляющие    управление    государственным   имуществом,
лицензирование     недропользования,     государственный     учет    и
государственную    экспертизу    запасов,    информации   и   проектов
геолого-разведочных работ;
     Федеральную  службу  по  надзору  в сфере природопользования и ее
территориальные  органы,  осуществляющие  государственный  контроль за
геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
     К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской
Федерации  в  сфере регулирования отношений недропользования относятся
управление   фондом  недр  общераспространенных  полезных  ископаемых,
участками  недр  местного  значения,  а  также  участие в разработке и
реализации  государственных  программ  геологического  изучения недр и
воспроизводства  минерально-сырьевой  базы  и  участие  в  определении
условий  пользования  месторождениями  полезных  ископаемых  на  своих
территориях.
     Координационным     органом,     обеспечивающим    взаимодействие
федеральных  органов  исполнительной  власти,  органов  исполнительной
власти  субъектов  Российской Федерации и иных органов и организаций в
области   изучения   и   использования  минерально-сырьевых  ресурсов,
является       Правительственная       комиссия       по      вопросам
топливно-энергетического       комплекса       и       воспроизводства
минерально-сырьевой базы.
     В    настоящее    время    отсутствует    четкое    разграничение
ответственности   государства   и   бизнеса  в  сфере  воспроизводства
минерально-сырьевой   базы   Российской  Федерации.  Поиски  и  оценка
месторождений  полезных  ископаемых осуществляются как за счет средств
федерального  бюджета  в рамках государственного заказа, так и за счет
средств   недропользователей   на   лицензионной   основе.   При  этом
соотношение вкладов государства и бизнеса в геолого-разведочные работы
в  денежном выражении составляет в среднем соответственно 1 к 20 - для
углеводородного  сырья  и  1  к  5  - для твердых полезных ископаемых.
Геолого-разведочные  работы по поиску отдельных видов твердых полезных
ископаемых за счет средств недропользователей не ведутся.
     Большинство   геологических  организаций  функционирует  в  форме
федеральных   государственных   унитарных  предприятий  и  акционерных
обществ,  управление  которыми  осуществляется при минимальном участии
Федерального агентства по недропользованию.
     
               2. Информационно-аналитическое обеспечение
                         геологической отрасли
     
     Информационно-аналитическое обеспечение отрасли включает:
     сбор и обработку геологической информации, а также ее хранение;
     создание     сводной    информационно-аналитической    продукции,
необходимой для государственного управления фондом недр;
     предоставление         геологической         информации         и
информационно-аналитической продукции потребителям.
     Получение и интерпретация геологической информации осуществляются
недропользователями,   научными   и  производственными  организациями,
проводящими работы по геологическому изучению и использованию недр.
     Сбор,   обработка,   хранение   и   предоставление  геологической
информации    в   пользование   обеспечиваются   разветвленной   сетью
организаций,   находящихся   в   ведении   Федерального  агентства  по
недропользованию.
     Основными   сводными   информационно-аналитическими   продуктами,
имеющими  ключевое  значение  для  государственного  управления фондом
недр, являются:
     государственный баланс запасов полезных ископаемых;
     государственный   кадастр  месторождений  и  проявлений  полезных
ископаемых Российской Федерации;
     государственный  реестр  работ  по  геологическому изучению недр,
участков  недр,  предоставленных  для  добычи  полезных ископаемых и в
целях,  не  связанных  с  добычей,  а  также  лицензий  на пользование
недрами;
     сводные   данные  федерального  государственного  статистического
наблюдения,  отражающие объемы выполненных геолого-разведочных работ в
физическом и денежном выражении.
     В   настоящее   время  содержание  геологической  информации,  ее
полнота,  доступность  и оперативность предоставления в пользование не
полностью      соответствуют     потребностям     геолого-разведочного
производства,   выработки   и   принятия   управленческих  решений.  В
частности,  геологическая информация, полученная пользователем недр за
счет собственных или привлеченных средств, является его собственностью
и фактически выпадает из оборота на неопределенный срок.
     Не  решены  вопросы  сбора  и  хранения  первичной  геологической
информации.
     
        3. Научно-техническое обеспечение геологической отрасли
     
     Геолого-разведочные работы характеризуются высокой наукоемкостью.
Результатом  научных  исследований  в геологии являются новые данные и
знания  о  геологическом строении недр, закономерностях формирования и
размещения   полезных  ископаемых.  Эффективность  геолого-разведочных
работ   обеспечивается   внедрением  прогрессивных  научно-технических
решений  и  технологий  в  области  поисков  и  разведки месторождений
полезных ископаемых.
     Основные  объемы  научных  исследований  и опытно-конструкторских
разработок  в  области  геологического изучения недр и воспроизводства
минерально-сырьевой     базы    выполняются    отраслевыми    научными
организациями,  учреждениями  Российской  академии  наук и профильными
высшими учебными заведениями.
     Научные   исследования   в   геологии   развиваются   в  условиях
постоянного   обновления   информации   о   геологическом  строении  и
минерагеническом  потенциале недр, появления новых идей и концепций, а
также изменения экономической и геополитической ситуации.
     Решающее  значение  в развитии научных геологических исследований
имеет возможность обработки и освоения огромного объема геологических,
геофизических,   геохимических   и   дистанционных  данных  на  основе
современных  информационных  технологий.  Принципиально новым является
переход от качественных оценок к количественным моделям.
     Разрабатываются  новые  подходы  к тектоническому районированию и
прогнозированию  открытий  месторождений полезных ископаемых на основе
геодинамического анализа.
     Существенно  усовершенствованы  используемые  методы исследования
вещества  и  строения  недр  Земли,  позволяющие получать всестороннюю
аналитическую   характеристику   геологического   вещества  на  основе
элементного  и  изотопного  анализа, и разработаны новые такие методы.
Использование   новых  физических  методов  дает  возможность  выявить
детальные  особенности  внутреннего строения горных пород и минералов.
Значительное  повышение  чувствительности  геофизических  методов и их
комплексное  применение  привело  к  существенной детализации и новому
пониманию внутреннего строения Земли.
     Отмечается  расширение  объектов  геолого-разведочных  работ и их
масштаба.  Кроме  верхних горизонтов земной коры в сферу геологических
исследований   уже   сейчас   вовлечены   вся   литосфера,  территория
континентального  шельфа  Российской  Федерации и дно Мирового океана.
Это  стало  возможным  благодаря  глубокому  и сверхглубокому бурению,
возросшей  точности  геофизических  исследований,  особенно  различных
сейсмических   методов,   достижениям   в   области  экспериментальной
петрологии  и  минералогии  и  изучении каменного материала глубинного
происхождения,  а  также  успехам  в  физике  горных  пород в условиях
высоких температур и давлений.
     К  настоящему времени достаточно детально изучены нефтегазоносные
и  нефтегазоперспективные  отложения  осадочных  бассейнов  России  на
глубине  до  3,5  -  4,5  км.  Весьма  актуальным становится повышение
глубинности  исследований в пределах территории Российской Федерации и
получение  новых  данных  о  нефтегазоносности континентального шельфа
Российской Федерации.
     В  практику  геолого-геофизических исследований внедрены цифровые
измерительные    системы,    а    также    средства    автоматики    и
информационно-коммуникационных технологий.
     Использование   передовых  научно-технических  решений  позволяет
уменьшить  риски,  неизбежные  при  проведении  геологических работ на
ранних стадиях геологического изучения территории.
     Вместе  с тем в последние годы вследствие перепрофилирования ряда
конструкторских  и приборостроительных организаций разработка и выпуск
отечественных  аппаратурно-технологических  комплексов  и оборудования
существенно  сократились.  Отчетливо  проявилось отставание в развитии
отечественных технических средств и технологий для геолого-разведочных
работ   от   уровня,   достигнутого   зарубежными  странами.  По  ряду
направлений   происходит   замещение   отечественного  оборудования  и
технологий импортными.
     Имеющиеся    в    распоряжении    государственных   геологических
организаций  технические  средства  в  значительной степени изношены и
морально устарели.
     Выявление  новых  источников  минерального  сырья  становится все
более  сложным  и  дорогостоящим  из-за  усложнения условий проведения
геолого-разведочных   работ.   Стоящие  перед  геологической  отраслью
проблемы  определяют  необходимость разработки новых подходов, научных
теорий, методов и технологий поисков и разведки.
     
             4. Кадровое обеспечение геологической отрасли
     
     Подготовка   специалистов  геологического  профиля  в  Российской
Федерации   ведется   в  34  высших  учебных  заведениях,  включая  18
технических  университетов,  академий  и  институтов, и 20 техникумах.
Подготовка  ведется  по  15  специальностям  высшего профессионального
образования и 8 специальностям среднего профессионального образования.
     Общий  контингент  студентов-геологов  составляет  около  18 тыс.
человек,  в  том  числе  студентов высших учебных заведений - около 16
тыс.  человек,  студентов  техникумов  - около 2 тыс. человек. Годовой
выпуск  специалистов  с  высшим  геологическим образованием составляет
около  2,5 тыс. человек, со средним геологическим образованием - около
500   человек.  По  данным  последних  лет,  от  30  до  50  процентов
выпускников-геологов работают не по специальности.
     За  последние  15  лет  обеспеченность  организаций геологической
отрасли специалистами с высшим профессиональным образованием снизилась
почти в 1,5 раза, выросла доля лиц пенсионного возраста и одновременно
снизилась  доля персонала в экономически активной возрастной категории
до  40  лет. Кроме того, постоянно увеличивается отток кадров, а более
10   процентов   появившихся  рабочих  мест  остаются  вакантными.  По
различным   оценкам,   дефицит   молодых   инженеров,   экономистов  и
управленцев,  а  также  других  специалистов  с  высшим образованием в
геологической отрасли составляет свыше 20 тыс. человек.
     Причинами  дефицита  высококвалифицированных геологических кадров
являются:
     отсутствие мотивационных стимулов и недостаточный имидж профессии
геолога для привлечения молодых и талантливых кадров и, как следствие,
изменение возрастной структуры в сторону преобладания предпенсионных и
пенсионных  групп,  в  результате  чего  средний возраст геологических
кадров,  особенно  в  государственных организациях, составляет 50 - 60
лет;
     слабое  и неэффективное взаимодействие высших учебных заведений и
других   учебных   заведений   с   успешно   работающими   научными  и
производственными         геологическими        организациями        и
компаниями-недропользователями;
     отсутствие   образовательных   программ,  отвечающих  современным
требованиям;
     несоответствие   номенклатуры   специальностей   подготавливаемых
специалистов реальным потребностям отрасли;
     отсутствие   системы   повышения  квалификации  кадров  с  учетом
потребностей инновационного развития геологической отрасли;
     отсутствие   современных  механизмов  и  инструментов  управления
кадровым  обеспечением  геологической  отрасли,  способных  эффективно
прогнозировать  и  удовлетворять  спрос на специалистов геологического
профиля в условиях современного рынка труда.
     
               III. Стратегическая цель и задачи развития
                         геологической отрасли
                                   
     Стратегической  целью развития геологической отрасли до 2030 года
является  формирование высокоэффективной, инновационно ориентированной
системы     геологического    изучения    недр    и    воспроизводства
минерально-сырьевой базы, обеспечивающей решение поставленных задач на
современном этапе и в долгосрочном периоде.
     В  соответствии  с  Основами  государственной  политики в области
использования  минерального  сырья  и  недропользования, утвержденными
распоряжением  Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2003 г.
N  494-р,  и  долгосрочной  государственной программой изучения недр и
воспроизводства  минерально-сырьевой  базы  России  на  основе баланса
потребления   и   воспроизводства   минерального  сырья,  утвержденной
Министерством  природных  ресурсов  и  экологии  Российской Федерации,
основными  задачами  геологической отрасли на долгосрочную перспективу
являются:
     воспроизводство  минерально-сырьевой  базы в объемах, необходимых
для удовлетворения потребностей экономики страны в минерально-сырьевых
ресурсах,  создания минерально-сырьевых основ социально-экономического
развития  регионов Российской Федерации и обеспечения энергетической и
минерально-сырьевой безопасности;
     изучение  территории  Российской  Федерации,  ее континентального
шельфа,  акваторий  внутренних  морей,  дна Мирового океана, Арктики и
Антарктики для геологического обеспечения различных отраслей экономики
страны и ее геополитических интересов;
     охрана  недр  и  рациональное  использование  минерально-сырьевых
ресурсов  для  удовлетворения  текущих  и  перспективных  потребностей
базовых отраслей экономики;
     оценка  и  прогноз  состояния  недр  на территориях, подверженных
опасным геологическим процессам и явлениям.
     Минерально-сырьевая   база   является  естественным  конкурентным
преимуществом  народного  хозяйства  и  промышленного  сектора России,
донором  российской экономики, обеспечивающим ее развитие и переход на
новый  технологический уклад. Экономические и геополитические интересы
России  и  в  долгосрочной  перспективе  будут существенно зависеть от
состояния   минерально-сырьевой   базы,   воспроизводство  которой  на
современном   технологическом   уровне  является  центральной  задачей
геологической  отрасли.  Решение этой задачи определяется детальностью
геологической   изученности  территории  страны,  результативностью  и
качеством геолого-разведочных работ на всех стадиях их проведения - от
регионального   изучения   недр  до  разведки  месторождений  полезных
ископаемых.
     Россия  располагает  значительными минерально-сырьевыми ресурсами
большинства  используемых  в  мире  полезных ископаемых. Годовой объем
производства товарной продукции по таким видам минерального сырья, как
нефть,  природный  газ,  угли,  железные руды, алюминий, медь, никель,
золото,  алмазы,  металлы платиновой группы, фосфорные руды и калийные
соли,  в  стоимостном выражении составляет более 30 процентов валового
внутреннего продукта Российской Федерации.
     В  развитии российского и мирового минерально-сырьевого комплекса
отмечаются следующие основные тенденции:
     повышение  роли  новых  территорий,  акваторий внутренних морей и
континентального   шельфа  в  связи  с  истощением  ресурсной  базы  в
традиционных   районах   добычи   углеводородов   и  твердых  полезных
ископаемых на фоне исчерпания фонда легкооткрываемых месторождений;
     усиление  внимания к новым для промышленности типам месторождений
твердых  полезных  ископаемых,  углеводородного сырья, геотермальным и
гидроминеральным ресурсам;
     увеличение  глубин  поисков  и  разработки месторождений полезных
ископаемых;
     снижение  качества  руд  вводимых  в эксплуатацию месторождений и
постепенное замещение выбывающих из эксплуатации месторождений богатых
легкообогатимых руд месторождениями бедных труднообогатимых руд;
     перемещение геолого-разведочных работ в удаленные районы и районы
со  сложными  горно-геологическими  и климатическими условиями и слабо
развитой инфраструктурой.
     С  развитием научно-технического прогресса изменился и продолжает
меняться  спектр  используемых полезных ископаемых, а также отмечается
сокращение  потребления отдельных видов минерального сырья в сочетании
с ростом других и появлением новых.
     При  высокой  обеспеченности  России  общими запасами большинства
полезных   ископаемых   в   стране  имеется  дефицит  отдельных  видов
минерального  сырья,  потребность в которых не покрывается собственной
добычей  и  удовлетворяется  за счет импорта. Причинами этого являются
отсутствие   или   неблагоприятное  геолого-географическое  размещение
месторождений   качественных  руд,  а  также  наличие  технологических
сложностей добычи, обогащения и переработки минерального сырья.
     Развитие   минерально-сырьевой   базы   находится   под  влиянием
следующих сдерживающих факторов:
     отсутствует        отвечающая       современным       требованиям
геолого-картографическая основа по ряду перспективных регионов России,
что   сдерживает   проведение  опережающих  прогнозно-минерагенических
исследований и поисковых работ;
     существенно  сократился  резерв  объектов,  на  которых  возможно
получение  в  ближайшие годы значительных приростов запасов интенсивно
добываемых полезных ископаемых;
     в  нераспределенном  фонде  недр  велика  доля  запасов  полезных
ископаемых,   освоение   которых   экономически   нецелесообразно  при
используемых технологиях добычи, обогащения и переработки минерального
сырья, а также при существующем состоянии транспортной, энергетической
и социальной инфраструктуры;
     действующая   система  государственного  регулирования  отношений
недропользования   не  создает  достаточных  условий  для  привлечения
инвестиций недропользователей в геолого-разведочные работы;
     существующая   система   государственных   закупок  не  позволяет
обеспечить непрерывное осуществление полного цикла геолого-разведочных
работ  от  обнаружения  перспективных  площадей  до  открытия и начала
освоения  месторождений, продолжительность которого составляет от 5 до
15 лет.
     Проблема  устойчивого развития и использования минерального сырья
может быть решена на основе реализации широкого комплекса мероприятий,
направленных    на    повышение    инвестиционной    привлекательности
геолого-разведочных  проектов,  расширения объемов геолого-разведочных
работ и повышения их эффективности, совершенствования административных
и  экономических  механизмов  регулирования недропользования, усиления
научно-технического,    инновационного    и    кадрового   обеспечения
геологического  изучения  недр  и  воспроизводства минерально-сырьевой
базы.
     
      IV. Приоритетные направления развития геологической отрасли
     
     Развитие  геологической  отрасли  в  рамках  настоящей  Стратегии
предусматривается по следующим приоритетным направлениям:
     совершенствование     системы     государственного     управления
геологическим  изучением  недр  и воспроизводством минерально-сырьевой
базы;
     повышение    инвестиционной    привлекательности   геологического
изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы;
     совершенствование  системы  сбора, обработки, анализа, хранения и
предоставления в пользование геологической информации;
     совершенствование         научно-технического         обеспечения
геолого-разведочных работ;
     создание условий для внедрения инновационных технологий;
     совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров.
     
            1. Совершенствование государственного управления
                     геолого-разведочными работами
     
     Совершенствование    государственного    управления    в    сфере
геологического   изучения   недр,   воспроизводства   и  использования
минерально-сырьевой базы будет основано на оптимизации организационной
структуры     геологической     отрасли     и    развитии    принципов
программно-целевого планирования геолого-разведочных работ.
     Необходимо   конкретизировать  функции  и  сферу  ответственности
государственного  сектора  геологической отрасли, а также разграничить
вклад  государства  и  бизнеса  в  воспроизводство минерально-сырьевой
базы.  В  зависимости  от  вида полезных ископаемых, района проведения
геолого-разведочных   работ   и  других  факторов  эта  граница  может
смещаться в ту или иную сторону.
     В  сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы углеводородного
сырья  вклад  государства  должен  ограничиваться региональной стадией
изучения   новых   нефтегазоносных  провинций  (научные  исследования,
бурение  параметрических  скважин,  геофизические работы регионального
масштаба,  в  том  числе  сейсмические). Более детальные геофизические
исследования,  включая  подготовку перспективных структур к бурению, а
также  само  поисково-разведочное  бурение  должны  находиться в сфере
ответственности  нефтегазодобывающих  компаний и финансироваться за их
счет.
     В сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы твердых полезных
ископаемых   государственный  заказ  в  ряде  случаев  может  включать
проведение  геолого-разведочных  работ  поисково-оценочной  стадии,  а
иногда  (для  месторождений,  имеющих первостепенное государственное и
военно-стратегическое значение) - разведочной стадии.
     
                 Оптимизация организационной структуры
                         геологической отрасли
     
     Оптимизация   организационной   структуры  геологической  отрасли
направлена на достижение следующих целей:
     обеспечение  государственного  контроля  за  стратегически важной
отраслью;
     повышение  эффективности размещения и исполнения государственного
заказа   в   сфере  геологического  изучения  недр  и  воспроизводства
минерально-сырьевой базы;
     обеспечение оптимального функционирования государственной системы
лицензирования пользования участками недр;
     обеспечение   более   качественного   выполнения  работ  в  сфере
геологического  изучения  недр  и  воспроизводства минерально-сырьевой
базы;
     повышение   эффективности   управления  имущественным  комплексом
геолого-разведочных организаций;
     создание      условий     для     технического     перевооружения
геолого-разведочных организаций в соответствии с их специализацией;
     формирование      единого      информационного      пространства,
консолидирующего  в себе информационные потоки различной ведомственной
принадлежности,  относящиеся к проблемам государственного управления и
инвестирования в области геологического изучения недр, воспроизводства
и использования минерально-сырьевой базы;
     укрепление  кадрового  потенциала организаций, специализирующихся
по видам работ и полезных ископаемых;
     создание    условий   для   диверсификации   минерально-сырьевого
обеспечения   экономики   страны   за   счет   расширения  российского
присутствия на международном рынке геологических услуг.
     Реструктуризация геологической отрасли предполагает:
     преобразование  федеральных государственных унитарных предприятий
информационно-экспертного  профиля в бюджетные учреждения, находящиеся
в ведении Федерального агентства по недропользованию;
     развитие научных организаций, осуществляющих научно-аналитическое
обеспечение   выполнения   возложенных  на  Федеральное  агентство  по
недропользованию  государственных  функций  по геологическому изучению
недр    и    воспроизводству   минерально-сырьевой   базы,   а   также
совершенствование принципов управления ими;
     консолидацию   специализированных  по  видам  геолого-разведочных
работ   и   полезных  ископаемых  геологических  организаций  в  форме
акционерного   общества,  в  уставный  капитал  которого  должны  быть
переданы  акции открытых акционерных обществ и акции преобразованных в
открытые  акционерные  общества  федеральных государственных унитарных
предприятий,   объединенных  горизонтальными  научно-производственными
связями.  Предполагается,  что в отношении этого акционерного общества
позиции   акционера   -   Российской   Федерации   будут  определяться
Правительством   Российской   Федерации.  Участие  в  управлении  этим
обществом   предполагается   возложить  на  Федеральное  агентство  по
недропользованию.      Финансирование      сервисного      обеспечения
геолого-разведочного  производства должно будет осуществляться за счет
внебюджетных источников.
     Государственный сектор геологической отрасли призван обеспечивать
выполнение следующих функций:
     государственное  геологическое  изучение  и  выявление ресурсного
потенциала   перспективных   территорий   Российской   Федерации,   ее
континентального  шельфа  и  акваторий  внутренних  морей, а также дна
Мирового океана, Арктики и Антарктики;
     локализация  и  оценка  ресурсного  потенциала  нераспределенного
фонда недр в освоенных и новых районах с целью воспроизводства запасов
минерального сырья;
     функционирование государственной системы лицензирования;
     выполнение    государственной    экспертизы    запасов   полезных
ископаемых,  технических  проектов  разработки  месторождений полезных
ископаемых и проектов геолого-разведочных работ;
     государственный  учет  запасов  и  прогнозных  ресурсов  полезных
ископаемых, работ, участков недр и лицензий;
     государственный мониторинг состояния недр;
     государственный контроль и надзор за геологическим изучением недр
и рациональным недропользованием.
     Оптимизация     функционирования    негосударственного    сектора
геологической отрасли предусматривает создание условий для дальнейшего
развития  геолого-разведочных  подразделений действующих горнорудных и
нефтегазодобывающих  компаний, сервисных геолого-разведочных структур,
а  также  для  формирования  небольших  геолого-разведочных компаний и
усиления  роли  субъектов  малого  и  среднего  предпринимательства  в
проведении  геолого-разведочных  работ  и разработке месторождений, не
представляющих  интереса  для  крупных  компаний.  В  этих целях будут
приняты следующие меры:
     упрощение  процедуры получения лицензии на геологическое изучение
за  счет  собственных  или  привлеченных  средств  (вплоть до введения
заявительного принципа) и обеспечение возможности свободного рыночного
оборота поисковых лицензий;
     обеспечение   свободного   доступа  к  геологической  информации,
полученной  за  счет  средств федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации и внебюджетных источников;
     развитие   рыночных  механизмов  привлечения  рискового  капитала
(бирж,  финансовых  институтов и других механизмов) для финансирования
геолого-разведочных работ.
     Для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к
разработке  месторождений,  не  представляющих  интереса  для  крупных
компаний, предусматривается:
     разработка критериев определения участков недр, не представляющих
интереса для крупных компаний;
     упрощение   порядка   предоставления   таких   участков   недр  в
пользование в целях разработки и добычи полезных ископаемых;
     обеспечение   возможности  переуступки  прав  пользования  такими
участками    недр    в    пользу    субъектов    малого   и   среднего
предпринимательства на рыночных условиях.
     
           Совершенствование программно-целевого планирования
     
     Программно-целевое  планирование  в сфере геологического изучения
недр,  воспроизводства  и использования минерально-сырьевой базы будет
осуществляться на основе действующих и разрабатываемых государственных
программ.  Получит  развитие  планирование геолого-разведочных работ в
пределах    естественных    границ    минерагенических   провинций   и
минерально-сырьевых   центров,   выделяемых   с   учетом  возможностей
транспортной    и   энергетической   инфраструктуры   территорий   вне
зависимости от административно-территориального деления.
     Минерально-сырьевые    центры   определяются   как   совокупность
разрабатываемых и планируемых к освоению месторождений и перспективных
площадей, связанных общей существующей и планируемой инфраструктурой и
имеющих  единый  пункт  отгрузки  добываемого  сырья или продуктов его
обогащения   в   федеральную  или  региональную  транспортную  систему
(железнодорожный,  трубопроводный  и  морской  транспорт) для доставки
потребителям.
     Для    выделяемых   объектов   планирования   будет   проводиться
согласование программ геолого-разведочных работ, финансируемых за счет
средств  федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации
и средств пользователей недр.
     Такой  же  подход  будет  использоваться  при подготовке программ
лицензирования с учетом соблюдения следующих основных принципов:
     обеспечение  балансов  между  локализацией  прогнозных  ресурсов,
воспроизводством и освоением запасов полезных ископаемых;
     использование  конкурсных  (аукционных) механизмов предоставления
прав  пользования недрами, в том числе на близко расположенные участки
недр,  содержащие малые и средние месторождения полезных ископаемых, в
рамках одного лота;
     корректировка    программ    социально-экономического    развития
регионов,   направленная   на   совершенствование   энергетической   и
транспортной инфраструктуры освоения минерально-сырьевых ресурсов.
     
             2. Повышение инвестиционной привлекательности
                 объектов геологического изучения недр
     
     Повышение    инвестиционной    привлекательности   геологического
изучения   недр   и  воспроизводства  минерально-сырьевой  базы  будет
осуществляться   на   основе   совершенствования  нормативно-правового
обеспечения  недропользования  и  введения  механизмов  экономического
стимулирования    геологического    изучения   недр,   воспроизводства
минерально-сырьевой     базы     и     рационального     использования
минерально-сырьевых ресурсов.
     
           Совершенствование нормативно-правового обеспечения
     
     Совершенствование    нормативно-правового    обеспечения    будет
направлено  на  снятие  административных  барьеров  при  регулировании
геологического  изучения  недр  и  воспроизводства минерально-сырьевой
базы и предусматривает:
     совершенствование  порядка  предоставления в пользование участков
недр федерального значения;
     упрощение    порядка   формирования   перечней   участков   недр,
предоставляемых  в  пользование  без конкурса для целей геологического
изучения,  а  также  на  условиях  конкурса  или  аукциона  для  целей
геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых;
     упрощение   порядка  предоставления  недропользователю  права  на
разведку  и разработку нижележащих горизонтов разрабатываемых участков
недр  и  сопредельных  участков  нераспределенного  фонда  при  выходе
месторождения  или  отдельных  его  частей  за  пределы  первоначально
предоставленной лицензионной площади и последующую разработку открытых
месторождений (залежей), а также введение возможности продления сроков
действия лицензий с уточнением границ лицензионной площади;
     создание  нормативной правовой базы для геологического изучения и
разработки трансграничных месторождений полезных ископаемых;
     разработку  и  утверждение  требований  к  содержанию технических
проектов по видам полезных ископаемых;
     упрощение   порядка   предоставления   в  пользование  для  целей
проведения поисковых, разведочных и эксплуатационных работ земельных и
лесных  участков,  находящихся  во всех формах собственности, с учетом
интереса собственника;
     разработку   и   нормативное  закрепление  понятийного  аппарата,
используемого  в  законодательных и других нормативных правовых актах,
регулирующих отношения в сфере использования недр;
     создание    необходимой    нормативной    правовой    базы    для
функционирования  рынков  частного  акционерного капитала, необходимых
для  привлечения средств внебюджетных источников в целях осуществления
работ по поиску и оценке полезных ископаемых;
     введение механизма гарантирования лицу, открывшему месторождение,
в  том  числе  федерального  значения,  права  на участие в реализации
проекта по обустройству и разработке такого месторождения;
     создание   прозрачной   системы   санкций  за  нарушение  условий
пользования  недрами  и  установление  формализованных  оснований  для
прекращения,   приостановления   или   ограничения  права  пользования
участками недр.
     
                      Экономическое стимулирование
                       геолого-разведочных работ
     
     В  целях  экономического  стимулирования  геологического изучения
недр,   воспроизводства   минерально-сырьевой   базы  и  рационального
недропользования предполагается введение ряда мер.
     В   области   совершенствования   системы   налогов   и  платежей
предусматривается введение следующих мер:
     обоснование  введения  дифференцированной ставки налога на добычу
полезных ископаемых;
     выработка  механизмов  перехода  в  долгосрочной  перспективе  на
налогообложение   добычи  природных  ресурсов  на  основе  результатов
финансово-хозяйственной  деятельности организации (налог на добавочный
доход);
     оптимизация  механизма  взимания экспортных пошлин на минеральное
сырье и продукты его переработки.
     Введение    налоговых    новаций   планируется   осуществлять   в
соответствии  с мероприятиями, предусмотренными Министерством финансов
Российской   Федерации   и   заинтересованными  федеральными  органами
исполнительной власти.
     В  области  совершенствования  механизма  предоставления участков
недр в пользование предусматриваются следующие меры:
     стимулирование   геолого-разведочной   деятельности   компаний  и
снижение  их  инвестиционных  рисков в процессе пользования недрами на
участках  федерального  значения  в  части совершенствования принципов
возмещения   расходов   недропользователей,   открывших  месторождения
полезных ископаемых;
     дальнейшее  совершенствование порядка расчета разового платежа за
пользование недрами;
     совершенствование  порядка  расчета  и взимания иных платежей при
предоставлении недр в пользование.
     В части оптимизации затрат недропользователей предусматривается:
     совершенствование механизма осуществления государственного заказа
в   части   включения   в  него  положений,  определяющих  особенности
формирования  условий  торгов  применительно  к  размещению  заказа на
ведение геолого-разведочных работ;
     разработка    укрупненных    нормативов    затрат   на   освоение
месторождений по различным регионам Российской Федерации;
     принятие    положения   о   ликвидационном   фонде,   формируемом
компаниями-недропользователями  в  целях финансирования мероприятий по
консервации и ликвидации предприятия, восстановлению природной среды и
рекультивации  земель  и благоустройству территорий. Отчисления в этот
фонд будут производиться недропользователями на специальный депозитный
счет  в  любом  банке  на  территории  Российской  Федерации в течение
действия проекта отработки месторождения.
     Кроме  того,  в целях развития геолого-разведочной деятельности и
стимулирования рационального пользования недрами предусматривается:
     совершенствование   классификации  запасов  и  ресурсов  полезных
ископаемых в части учета экономических факторов их освоения;
     разработка  мер, направленных на стимулирование первооткрывателей
месторождений  полезных  ископаемых,  и  дальнейшее  совершенствование
института первооткрывательства.
     
            3. Совершенствование информационного обеспечения
                       геолого-разведочных работ
     
     Совершенствование  системы  сбора, обработки, анализа, хранения и
предоставления  в пользование геологической информации предусматривает
обеспечение  полноты,  достоверности  и  оперативности  предоставления
геологической    информации    в   соответствии   с   современными   и
перспективными   требованиями   геолого-разведочного   производства  и
государственного управления в сфере недропользования.
     Для   достижения   требуемого  уровня  полноты,  достоверности  и
оперативности  предоставления  геологической информации предполагается
решить следующие задачи:
     обеспечение     нормативно-правового    регулирования    вопросов
интеллектуальной    собственности    и   коммерческого   использования
геологической  информации,  полученной  как  государственными,  так  и
негосударственными   организациями   за   счет   различных  источников
финансирования;
     разработка  нормативно-правового  обеспечения  сбора,  обработки,
анализа  и  хранения  геологической  информации, в том числе носителей
первичной геологической и геофизической информации;
     актуализация   форм  федерального  статистического  наблюдения  и
совершенствование  технологии  сбора,  обработки,  хранения  и анализа
собираемых по ним данных.
     Предусматривается создание системы предоставления геологической и
сопутствующей   информации   на   безвозмездной   основе.  Планируется
предоставить   геологическим   компаниям  возможность  самостоятельной
реализации  продукции геологического изучения недр, полученной за счет
средств внебюджетных источников. Результаты геолого-разведочных работ,
выполненных на территории Российской Федерации за счет средств частных
компаний,   могут   на  протяжении  определенного  времени  составлять
коммерческую тайну, а затем должны передаваться в открытый доступ.
     Для  обеспечения  свободного  доступа  к  открытой  геологической
информации  будет  создан информационный портал, содержащий сведения о
динамике  ресурсной базы и добычи полезных ископаемых, видах, объемах,
стоимости  и  результативности  геолого-разведочных  работ.  Повышение
оперативности      предоставления      в      пользование     основных
информационно-аналитических  продуктов должно обеспечиваться переводом
их  на  электронные  носители,  имеющие  равный статус с традиционными
бумажными документами.
     
          4. Совершенствование научно-технического обеспечения
                       геолого-разведочных работ
     
     Совершенствование         научно-технического         обеспечения
геолого-разведочных   работ   планируется   осуществлять  в  следующих
направлениях:
     разработка  перспективных научных направлений, научно-технических
решений,  современных  методов  и технологий, приборов и оборудования,
призванных   повысить   эффективность  геологического  изучения  недр,
воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы страны;
     разработка  типовых прогнозно-геологических моделей месторождений
полезных  ископаемых  для  их  выявления и оценки в различных регионах
страны;
     целевое   изучение   основных   горнорудных   районов   страны  и
определение  перспектив выявления новых месторождений и скрытых рудных
тел  в  пределах  рудных  полей,  на  флангах  и  глубоких  горизонтах
отрабатываемых месторождений;
     разработка  и внедрение современных технологий поисков, разведки,
добычи,  обогащения и переработки минерального сырья, его комплексного
использования,   направленных   на   повышение  энергоэффективности  и
минимизацию негативного воздействия на окружающую среду;
     научное  обоснование  закономерностей  размещения  и выявления на
территории  Российской  Федерации  нетрадиционных  видов  минерального
сырья и новых типов месторождений.
     Необходимой   составляющей   всех  этапов  работ,  выполняемых  в
геологической  отрасли  (работы общегеологического и минерагенического
назначения,   поиски,  оценка,  разведка  и  освоение  месторождений),
является   научно-методическое   сопровождение,  которое  обеспечивает
повышение  воспроизводства  фонда  недропользования,  его  ликвидной и
остродефицитной частей.
     Для создания единой системы отраслевых научных знаний необходимо:
     сохранение   существующих   и   создание   новых   научных  школ,
совершенствование подготовки специалистов высшей квалификации;
     развитие   теоретических   основ   мониторинга,  моделирования  и
прогнозирования    опасных    геологических   процессов   и   явлений,
обеспечивающих  повышение  точности риска и снижение ущерба от опасных
геологических процессов и явлений;
     проведение    на    постоянной   основе   опережающих   проблемно
ориентированных     фундаментальных     геологических    исследований,
обеспечивающих  решение  современных  и перспективных прикладных задач
геологической отрасли в части, касающейся:
     обоснования  новых  подходов  к  минерагеническому  районированию
территории  страны и оценке прогнозных ресурсов полезных ископаемых, а
также разработки моделей глубинного строения рудных районов;
     разработки  фундаментальных  основ  оценки  ресурсного потенциала
глубоких горизонтов осадочных бассейнов, прогноза уникальных и крупных
месторождений  углеводородов,  в том числе в пределах континентального
шельфа Российской Федерации и акваторий внутренних морей.
     Необходимо  дальнейшее  развитие геофизических методов и создание
современных  аппаратурно-технологических  средств, наиболее важными из
которых являются:
     аэрогеофизические аппаратурно-технологические комплексы с высокой
разрешающей способностью;
     многоканальные  телеметрические системы регистрации геофизических
данных с высокой частотой дискретизации;
     геофизическая  аппаратура  на  основе  сверхпроводящих  квантовых
интерференционных датчиков, обладающих высокой чувствительностью.
     Для  обеспечения  морских  геофизических  исследований на опорных
профилях   необходимо   создание   нового  поколения  донных  станций,
использующих  сейсмический  и  электромагнитный  каналы, а также канал
измерения теплового потока.
     Предусматривается    совершенствование   технико-технологического
обеспечения  бурения  и  исследования  глубоких  скважин,  скважин  на
твердые полезные ископаемые и гидрогеологических скважин.
     Для  развития геолого-разведочных работ на континентальном шельфе
Российской  Федерации  и в Мировом океане требуется переоборудование и
переоснащение    современными    техническими   средствами   имеющихся
научно-исследовательских      судов      и     строительство     новых
научно-исследовательских судов.
     Необходимо  создать  современную метрологическую базу обеспечения
единства   измерений   при   проведении  геолого-разведочных  работ  и
лабораторно-аналитических исследований.
     Передовые   научно-технические   достижения   должны   определять
требования   к   результатам  и  качеству  геолого-разведочных  работ,
закрепляемые      соответствующими      стандартами,     регламентами,
рекомендациями и другими нормативными документами.
     
            5. Инновационное развитие геологической отрасли
     
     Переход  на  инновационный  путь  развития  геологической отрасли
предполагает     техническое    перевооружение    средств    получения
геологической информации, ее обработки, интерпретации и предоставления
в пользование.
     Инновационную  базу  средств  получения  геологической информации
планируется    развивать    на   основе   современных   измерительных,
аналитических    и    интерпретационных    аппаратурно-технологических
комплексов,  специализированных  по  видам геолого-разведочных работ и
минерального  сырья,  а  также  на  основе технологий интегрированного
анализа и поддержки принятия управленческих решений.
     Предусматривается      широкое      использование     современных
компьютеризированных  систем  сбора,  обработки и оперативной передачи
геологических,  геофизических  и геохимических данных. Особое значение
имеет  внедрение информационно-технологических решений, обеспечивающих
координацию  данных  из  официальных источников цифровой информации по
недропользованию.  Для  этого предусматривается создание мотивационных
условий, способствующих внедрению передовых технологий проведения всех
видов геолого-разведочных работ.
     Экономическое      обеспечение     инновационной     деятельности
предусматривает:
     выделение  прямых инвестиций за счет средств федерального бюджета
на    разработку    инновационных   проектов,   важных   для   решения
государственных задач, не решаемых частными инвесторами;
     разработку    финансовых    механизмов   развития   инновационной
деятельности в сфере недропользования путем создания возможных условий
для реализации лизинговых соглашений;
     субсидирование  процентных  ставок  по  кредитам,  привлеченным в
российских   кредитных   организациях,   и  лизинговым  договорам  для
компаний,   осуществляющих   разработку   и  реализацию  инновационных
проектов;
     внесение  изменений  в  законодательство  Российской  Федерации о
размещении  заказов  в  целях  стимулирования инноваций и модернизации
через систему государственного заказа;
     освобождение  на определенный период времени от уплаты таможенных
пошлин   ввозимого   геолого-разведочного  оборудования,  не  имеющего
российских аналогов.
     
               6. Совершенствование кадрового обеспечения
                         геологической отрасли
     
     Совершенствование  системы  подготовки  и  переподготовки  кадров
предполагает  разработку  и  реализацию программы подготовки кадров по
геологическим      специальностям,     включающей     организационные,
нормативно-правовые     и     финансово-экономические     мероприятия,
направленные:
     на обеспечение кадрового потенциала отрасли;
     на обеспечение качественной профессиональной кадровой подготовки;
     на оптимизацию размещения образовательных центров;
     на организацию мониторинга кадровой ситуации.
     Обеспечение  потребностей  в кадровых ресурсах необходимо решать,
прежде   всего,   за  счет  повышения  престижа  профессии  геолога  и
закрепления   в   отрасли   специалистов,  получивших  соответствующее
образование. Решению этой проблемы будут способствовать:
     реализация     программ     целевой    подготовки    специалистов
горно-геологического  профиля  с  высшим  и  средним  профессиональным
образованием  на  основе  договоров на целевую контрактную подготовку,
заключаемых между студентом и работодателем;
     обеспечение  конкурентного  уровня  материального  вознаграждения
работников отрасли;
     установление  вознаграждения за выслугу лет и введение социальных
гарантий;
     признание    научных    достижений    и    достойное    поощрение
первооткрывательства;
     расширение     возможности    научного,    профессионального    и
административного роста.
     Обеспечение  качественной  подготовки  кадров требует постоянного
обновления   знаний  и  реализации  принципов  непрерывности  общей  и
профессиональной   подготовки  специалистов  по  всем  образовательным
уровням.
     В  общеобразовательных учебных заведениях предполагается развитие
детско-юношеских   геологических   движений   (геологические   кружки,
молодежные  геологические  партии  и  экспедиции, экскурсии, выставки,
олимпиады  и  конкурсы),  обеспечивающих  популяризацию среди молодого
поколения профессий горно-геологической направленности.
     Система  подготовки  специалистов геологического профиля в высших
учебных заведениях предусматривает:
     рациональную  модель подготовки специалистов, способных принимать
инженерные  решения  в  процессе  практической  деятельности на основе
принципа   неразрывного   единства   теоретического   и  практического
обучения;
     подготовку  кадров для осуществления инновационной деятельности в
области  наукоемких  технологий и коммерциализации результатов научных
разработок;
     повышение   доли  практической  компоненты  в  обучении  за  счет
увеличения  роли  и  обеспеченности самостоятельной работы студентов с
целью повышения их творческой активности;
     закрепление   за   высшими   учебными   заведениями   и  средними
специальными   учебными  заведениями  производственных  организаций  в
качестве постоянных баз производственной практики студентов;
     стимулирование   заинтересованности   организаций   в  проведении
преддипломной  практики  с  последующим  трудоустройством  выпускников
высших учебных заведений;
     развитие   региональных   центров   (полигонов)  для  прохождения
студентами  учебной  практики  при  ведущих  высших учебных заведениях
горно-геологического профиля;
     переоснащение учебно-лабораторной базы образовательных учреждений
и  совершенствование  их  научно-методической  базы  в  соответствии с
текущими и перспективными задачами отрасли;
     объединение  учебно-образовательных  ресурсов и программ в единую
общероссийскую   систему  непрерывного  геологического  образования  и
управления   знаниями,  а  также  применение  в  рамках  этой  системы
инновационных технологий и методов обучения специалистов;
     создание  в профильных научно-исследовательских институтах кафедр
высших   учебных   заведений,   способствующих   участию  студентов  в
научно-исследовательском процессе.
     Для   обеспечения   послевузовской   подготовки   специалистов  и
руководителей геологической отрасли планируется восстановить:
     сеть учебных центров повышения квалификации, обеспечив разработку
новых    организационных,   финансовых   и   методических   основ   их
деятельности;
     формирование отраслевого кадрового резерва;
     целевую   подготовку   кадров   высшей   квалификации   для  нужд
геологической отрасли.
     Проблему   рационального   размещения   образовательных   центров
предполагается   решить   с   учетом  существующей  географии  учебных
заведений,   количественных   и   качественных   показателей   выпуска
специалистов,  а  также задач, стоящих перед геологической отраслью на
территориальном, региональном и федеральном уровнях.
     Организация  кадрового  мониторинга  геологической  отрасли будет
заключаться  в  целенаправленном отслеживании динамики и эффективности
подготовки,    переподготовки    и    использования   специалистов   и
руководителей различных уровней геологической отрасли.
     Мониторинг обеспечит решение следующих задач:
     получение достоверной и всесторонней кадровой информации;
     формирование     банка     данных    персонала    и    разработка
информационно-поисковой системы кадров;
     систематизация,  обобщение  статистических  данных  и определение
динамики и оценок состояния кадрового обеспечения;
     интегрирование  результатов анализа в целостную систему оценочных
показателей  для  прогнозирования, планирования и управления кадровыми
процессами;
     определение  направлений  дальнейшего совершенствования механизма
кадрового обеспечения.
     
         V. Ожидаемые результаты и целевые показатели развития
                         геологической отрасли
     
     Реализация  настоящей  Стратегии позволит перевести геологическую
отрасль   на  качественно  новый  уровень,  в  результате  чего  будет
достигнуто повышение геологической изученности страны, воспроизводство
минерально-сырьевой базы, обеспечение рационального недропользования и
снижение ущербов от негативных процессов и явлений.
     Для  оценки  реализации  настоящей Стратегии сформирована система
целевых показателей, характеризующих развитие геологической отрасли по
критериям     инновационного    развития,    кадрового    обеспечения,
инвестиционной     привлекательности,     обусловливающим     развитие
минерально-сырьевой  базы, рост геологической изученности территории и
увеличение  степени  охвата территорий системой наблюдений за опасными
геологическими процессами и явлениями. При этом используются следующие
целевые показатели:
     увеличение   до  70  процентов  доли  геолого-разведочных  работ,
выполняемых инновационно-активными организациями;
     достижение   полной   обеспеченности   геологических  организаций
специалистами высшего уровня квалификации;
     обеспечение   роста   объемов   финансирования  за  счет  средств
внебюджетных    источников    вследствие    повышения   инвестиционной
привлекательности    геолого-разведочных    работ   по   отношению   к
достигнутому  уровню  в 2015 году на 20 процентов, в 2020 году - на 40
процентов, в 2030 году - на 50 процентов;
     обеспечение воспроизводства минерального сырья с учетом текущей и
перспективной   потребности   в   разведанных   запасах,   которое   в
соответствии  с  основными  документами  стратегического  планирования
социально-экономического  развития  страны  составит  соответственно в
среднем в год к 2015, 2020 и 2030 годам:
     по нефти - до 490 млн. тонн в год, до 500 млн. тонн и до 530 млн.
тонн;
     по  природному газу - до 715 млрд. куб. метров, до 780 млрд. куб.
метров и до 900 млрд. куб. метров;
     по золоту - до 210 тонн, до 220 тонн и до 250 тонн;
     по  железной  руде  - до 180 млн. тонн, до 190 млн. тонн и до 200
млн. тонн;
     по  меди  -  до  1100 тыс. тонн, до 1250 тыс. тонн и до 1400 тыс.
тонн;
     по  никелю  -  до  400  тыс. тонн, до 440 тыс. тонн и до 450 тыс.
тонн;
     повышение  уровня изученности территории Российской Федерации, ее
континентального  шельфа  и  акваторий  внутренних  морей  посредством
проведения  работ  общегеологического и специального назначения к 2012
году до 45 процентов, к 2020 году - до 50 процентов и к 2030 году - до
70 процентов;
     повышение  уровня  изученности  территорий  Российской Федерации,
подверженных влиянию опасных геологических процессов и явлений, к 2015
году  - до 55 процентов, к 2020 году - до 60 процентов и к 2030 году -
до 80 процентов.
     
                VI. Риски реализации настоящей Стратегии
     
     Для  достижения  поставленной цели настоящей Стратегии необходимо
учитывать     макроэкономические,     операционные,    социальные    и
научно-технологические риски.
     Макроэкономические   риски   связаны   с   возможным   ухудшением
внутренней  и внешней конъюнктуры, со снижением темпов роста экономики
и  уровня  инвестиционной  активности,  с  высокой инфляцией, кризисом
банковской системы и возникновением бюджетного дефицита.
     Источниками возникновения таких рисков являются:
     снижение объемов выпуска продукции наиболее ресурсоемких отраслей
экономики;
     неблагоприятное  изменение  внутренней  и  внешней  конъюнктуры в
смежных отраслях экономики;
     недостаток   мощностей  и  низкий  технический  уровень  развития
отечественного приборо- и машиностроения для геологической отрасли;
     несоответствие  объема  выделяемых  государственных инвестиций на
геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы
требованиям настоящей Стратегии.
     Нестабильность  международной обстановки может оказать негативное
влияние на реализацию проектов с участием зарубежных партнеров, объемы
международного  кооперационного  сотрудничества,  а  также на снижение
инвестиционной  привлекательности  и  рейтинга  кредитного  доверия  к
геологической отрасли со стороны кредитных организаций и международных
финансовых институтов.
     Операционные   риски   связаны   с   недостатками   в  процедурах
управления, поддержки и контроля за реализацией настоящей Стратегии, в
том числе с недостатками нормативно-правового обеспечения. Эффективное
и  динамичное  развитие  геологической  отрасли  во  многом зависит от
создания благоприятного правового климата для инновационного развития.
Несвоевременное  внесение  назревших  изменений в нормативную правовую
базу  может стать источником серьезных трудностей на пути эффективного
и динамичного развития отрасли.
     К     операционным     рискам     следует    отнести    возможное
перепрофилирование геологических организаций при их приватизации.
     Социальные  риски  обусловлены  дефицитом высококвалифицированных
кадров  геологической  отрасли для осуществления научных исследований,
геолого-разведочных  работ  и полномочий на федеральном и региональном
уровнях.
     Научно-технологические    риски   возникают   при   недостаточном
финансировании  работ,  направленных на усиление научно-технического и
инновационного  развития  геологической  отрасли, создание и внедрение
современных технологий.
     Риски  достижения показателей воспроизводства минерально-сырьевой
базы  определяются также вероятностным характером геолого-разведочного
процесса.
     Необходимым  условием  эффективной реализации настоящей Стратегии
является    минимизация   указанных   рисков,   анализ   промежуточных
результатов  ее выполнения и принятие оперативных мер по корректировке
приоритетных направлений развития геологической отрасли.
     
         VII. Финансовое обеспечение, этапы и сроки реализации
                          настоящей Стратегии
     
     Финансирование    предусмотренных    настоящей   Стратегией   мер
предполагается  осуществлять  за  счет  средств  федерального бюджета,
бюджетов   субъектов   Российской  Федерации  и  средств  внебюджетных
источников.
     Направления   и   механизмы   развития  геологической  отрасли  в
соответствии    с   настоящей   Стратегией   нацелены   на   повышение
эффективности  использования  финансовых средств, предусматриваемых на
геологическое  изучение  недр  и  воспроизводство  минерально-сырьевой
базы.
     Финансовое  обеспечение  мероприятий,  связанных  с  оптимизацией
организационной   структуры   геологической   отрасли,   экономическим
стимулированием    геологического   изучения   недр,   воспроизводства
минерально-сырьевой базы и рационального недропользования, с созданием
условий   для  внедрения  инновационных  технологий  за  счет  средств
федерального бюджета на исполнение принимаемых расходных обязательств,
предусматривается    уточнять   по   результатам   рассмотрения   этих
обязательств  в  установленном  порядке  при  подготовке  федерального
бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
     Стратегия реализуется в 3 этапа:
     первый этап - 2010 - 2012 годы;
     второй этап - 2013 - 2020 годы;
     третий этап - 2021 - 2030 годы.
     На   первом   этапе   предусматривается  создание  первоочередных
нормативно-правовых и экономических механизмов развития отрасли.
     На   втором  этапе  предполагается  завершение  институциональных
преобразований,  в  том  числе  связанных с совершенствованием системы
государственного управления геологической отраслью, совершенствованием
системы   сбора,  обработки,  анализа,  хранения  и  предоставления  в
пользование  геологической информации, усилением научно-технического и
кадрового    обеспечения    геолого-разведочных    работ.   При   этом
предполагается  обеспечить  геологическое изучение территории страны и
воспроизводство  минерально-сырьевой  базы  в объемах, достаточных для
функционирования экономики страны в условиях инновационного развития.
     Реализация  настоящей  Стратегии  на  первом  и  втором этапах не
потребует изменений финансового обеспечения геолого-разведочных работ,
предусмотренных  долгосрочной государственной программой изучения недр
и  воспроизводства  минерально-сырьевой  базы России на основе баланса
потребления   и   воспроизводства   минерального  сырья,  утвержденной
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
     На  третьем  этапе  в  результате введения в действие нормативной
правовой  базы в части повышения доступности геологической информации,
заявительного   принципа  получения  и  свободного  оборота  поисковых
лицензий    инвестиционная    привлекательность    геолого-разведочной
деятельности  значительно возрастет. При этом вклад недропользователей
в  решение проблем воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской
Федерации,  ее  континентального  шельфа  и акваторий внутренних морей
будет  определяющим.  С  этого  времени  средства федерального бюджета
должны    будут    направляться    преимущественно   на   региональное
геологическое    изучение    территории   Российской   Федерации,   ее
континентального  шельфа,  акваторий  внутренних  морей,  дна Мирового
океана,   Арктики   и  Антарктики  в  целях  обеспечения  потребностей
различных  отраслей  экономики  страны  и  защиты  ее  геополитических
интересов.  Указанные  изменения  найдут  отражение  в государственной
программе геологического изучения недр.
     
        VIII. Система управления реализацией настоящей Стратегии
     
     Для    достижения   стратегической   цели   настоящей   Стратегии
формируется система управления ее реализацией, которая предполагает:
     формирование  плана мероприятий по реализации настоящей Стратегии
и эффективной организационной модели по его выполнению;
     концентрацию  имеющихся  ресурсов  на достижении значений целевых
показателей развития геологической отрасли;
     создание  механизма  мониторинга,  оценки  и  минимизации  рисков
реализации настоящей Стратегии.
     Реализация    настоящей    Стратегии    осуществляется   органами
государственной  власти  в соответствии с полномочиями в установленной
сфере     деятельности.    При    реализации    настоящей    Стратегии
соответствующими  органами  государственной  власти  представляется  в
Министерство   природных  ресурсов  и  экологии  Российской  Федерации
промежуточная  отчетность  о  фактически достигнутых значениях целевых
показателей   развития  геологической  отрасли,  проблемах  и  рисках,
предпринимаемых мерах по их преодолению.
     Координация   реализации   настоящей   Стратегии  возлагается  на
Министерство  природных  ресурсов  и  экологии  Российской  Федерации.
Задачами координатора являются организация системы мониторинга, анализ
хода  реализации настоящей Стратегии и оценка достигнутых результатов,
а  также  представление  в  Правительство Российской Федерации сводной
отчетности и предложений по оптимизации комплекса мер и их финансового
обеспечения.
Оглавление