1. ВПРАВЕ ЛИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК, ПРИМЕНЯЮЩИЙ УСН ("ДОХОДЫ МИНУС РАСХОДЫ"), УЧЕСТЬ В КАЧЕСТВЕ РАСХОДОВ ОСТАТОЧНУЮ СТОИМОСТЬ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ИМ В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ, А ИМЕННО: К НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ БЫЛО ПРИСОЕДИНЕНО ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО, НАХОДЯЩЕЕСЯ НА ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, С ПЕРЕХОДОМ ВСЕХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ К НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ, В ТОМ ЧИСЛЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ ПЕРЕШЛИ И ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА (ЗДАНИЯ, СООРУЖЕНИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ)? 2. НА КАКИЕ РАСХОДЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК, ПРИМЕНЯЮЩИЙ УСН ("ДОХОДЫ МИНУС РАСХОДЫ"), ВПРАВЕ УМЕНЬШИТЬ ДОХОДЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, ЕСЛИ ЭТИ ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПЕРЕШЛИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ? 3. ВПРАВЕ ЛИ УКАЗАННЫЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ РАСХОДОВ УЧЕСТЬ СУММЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОГАШЕНИЕ ЗАЙМОВ, ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО КОТОРЫМ ПЕРЕШЛИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ, А ИМЕННО: К НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ БЫЛО ПРИСОЕДИНЕНО ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО, НАХОДЯЩЕЕСЯ НА ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, С ПЕРЕХОДОМ ВСЕХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ К НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ, В ТОМ ЧИСЛЕ И В ЧАСТИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ДОГОВОРАМ ЗАЙМА? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 7 июня 2010 г. N 03-11-06/2/90 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения положений гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и, исходя из информации, изложенной в письме, сообщает следующее. По вопросу 1. В соответствии с п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Согласно п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Статьей 346.15 Кодекса установлено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 Кодекса. В соответствии с п. 3 ст. 251 Кодекса при определении объекта налогообложения не учитываются в составе доходов вновь созданных, реорганизуемых и реорганизованных организаций стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых (передаваемых) в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. В связи с этим реорганизованная организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы не учитывает в составе доходов остаточную стоимость основных средств, перешедших к ней в результате присоединения другой организации. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 346.16 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, вправе при определении налоговой базы уменьшать полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений п. п. 3 и 4 ст. 346.16 Кодекса). Пунктом 2 ст. 346.17 Кодекса установлено, что расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. При этом расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей: расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемые в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 Кодекса, отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. Указанные расходы учитываются только по основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности. В связи с тем что основные средства перешли к налогоплательщику в результате реорганизации в форме присоединения (то есть фактической оплаты указанных основных средств произведено не было), то налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, не вправе при определении налоговой базы по налогу учитывать расходы на приобретение указанных основных средств. По вопросу 2. При определении налоговой базы налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, вправе уменьшить полученные доходы на расходы, поименованные в п. 1 ст. 346.16 Кодекса. Вместе с тем следует отметить, что указанный в ст. 346.16 Кодекса перечень расходов является закрытым. По вопросу 3. В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 346.16 Кодекса налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, вправе при определении налоговой базы уменьшить полученные доходы на расходы в виде процентов, уплачиваемых за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46 Кодекса. В связи с тем что согласно ст. 58 ГК РФ при реорганизации, проводимой в форме присоединения юридического лица к другому юридическому лицу, к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица, то организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, вправе учесть в составе расходов, уменьшающих полученные доходы, расходы, направленные на погашение займов, обязательства по которым перешли к ней после реорганизации (присоединения). Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 7 июня 2010 г. N 03-11-06/2/90 |