СОГЛАСНО ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 15.09.2005 N 03-11-02/37 ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ В РОЗНИЦУ КАК ФИЗИЧЕСКИМ, ТАК И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК ИМЕЕТ ПРАВО ПРИМЕНЯТЬ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕНВД. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ДО 1 ЯНВАРЯ 2006 Г. ПОД РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕЙ ПОНИМАЛАСЬ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ И ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПОКУПАТЕЛЯМ ЗА НАЛИЧНЫЙ РАСЧЕТ, А ТАКЖЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ. ПРИ ЭТОМ ОКАЗАНИЕ БЫТОВЫХ УСЛУГ ВЫДЕЛЕНО В НК РФ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОТОРОГО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК ИМЕЕТ ПРАВО ПРИМЕНЯТЬ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕНВД. ЧТО ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ ПОД ОКАЗАНИЕМ УСЛУГ ПОКУПАТЕЛЯМ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ ПО РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ, ПЕРЕЧЕНЬ КОТОРЫХ ЗАКРЕПЛЕН В ОБЩЕРОССИЙСКОМ КЛАССИФИКАТОРЕ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОК 004-93, ИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОКАЗАНИЮ БЫТОВЫХ УСЛУГ, ПЕРЕЧЕНЬ КОТОРЫХ ЗАКРЕПЛЕН В ОБЩЕРОССИЙСКОМ КЛАССИФИКАТОРЕ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ ОК 002-93? МОЖНО ЛИ ПРИМЕНЯТЬ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕНВД, ЕСЛИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК РЕАЛИЗОВЫВАЛ ТОВАР В РОЗНИЦУ И ОКАЗЫВАЛ ПРИ ЭТОМ СОПУТСТВУЮЩИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ УСЛУГИ ПОКУПАТЕЛЯМ - ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 8 июня 2010 г. N 03-11-11/159 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о возможности отнесения к розничной торговле в целях применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности сопутствующих услуг и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее. Исходя из ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на уплату единого налога на вмененный доход переводится в том числе предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли. До 1 января 2006 г. согласно ст. 346.27 Кодекса к розничной торговле относилась торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. Согласно действующей редакции ст. 346.27 Кодекса под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. В соответствии с п. 98 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р51303-99 "Торговля. Термины и определения", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст, под услугой торговли понимается результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров. К данным услугам, в частности, могут быть отнесены услуги по доставке товаров, по упаковке и сборке, по установке приобретенных покупателем товаров и т.д. Учитывая изложенное, если обязанность продавца по оказанию дополнительных услуг предусматривается договором розничной купли-продажи и их стоимость включается в цену реализуемого товара, то такие услуги следует рассматривать как способ исполнения обязанности продавца по передаче товара покупателю, а не в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 458 Гражданского кодекса Российской Федерации). Поэтому оказание продавцом сопутствующих услуг, предусмотренных договором розничной купли-продажи, подлежит налогообложению единым налогом на вмененный доход как неотъемлемая часть предпринимательской деятельности, связанной с осуществлением розничной торговли. Если те или иные виды услуг оказываются на основании отдельного договора, а не в рамках договора розничной купли-продажи и оплата за оказанные услуги производится отдельно, то в целях применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход такую деятельность следует рассматривать в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности. Кроме того, сообщаем, что в соответствии со ст. 346.26 Кодекса как в действующей редакции, так и в редакции, действовавшей до 1 января 2006 г., система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг. Одновременно обращаем внимание, что согласно п. 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области" (далее - Положение), определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Пунктом 10 указанного Положения установлено, что предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, обеспечивают Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная служба государственной статистики - в отношении всех общероссийских классификаторов. Определение кода вида деятельности, подлежащего переводу на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в том числе в целях заполнения налоговой декларации, возлагается на налогоплательщика. В связи с этим по вопросам, касающимся применения классификаторов, следует обращаться в Ростехрегулирование. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 8 июня 2010 г. N 03-11-11/159 |