О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 19.05.10 Д05-1517

         О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТАМ 
                МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
    
                                ПИСЬМО
    
               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
                                   
                            19 мая 2010 г. 
                              N Д05-1517

                                 (Д)
                                   
    
     Департамент   развития   малого  и  среднего  предпринимательства
рассмотрел обращение и сообщает.
     Государственная  поддержка  малого и среднего предпринимательства
осуществляется   в   соответствии   с   Постановлением   Правительства
Российской   Федерации   от   27.02.2009  N  178  "О  распределении  и
предоставлении  субсидий  из  федерального  бюджета бюджетам субъектов
Российской  Федерации  на  государственную поддержку малого и среднего
предпринимательства,   включая  крестьянские  (фермерские)  хозяйства"
(далее   -   Постановление   N   178).   В  соответствии  с  указанным
Постановлением  Правительства  Российской  Федерации Минэкономразвития
России утверждает распределение субсидий бюджетам субъектов Российской
Федерации    на    государственную   поддержку   малого   и   среднего
предпринимательства.
     В  2010  г.  расходы федерального бюджета на реализацию программы
поддержки  малого и среднего предпринимательства составят 11 млрд руб.
Кроме   того,   в   соответствии  с  Протоколом  совещания  у  Первого
заместителя   Председателя  Правительства  Российской  Федерации  И.И.
Шувалова    от   18.03.2010   N   ИШ-П13-11пр   (далее   -   Протокол)
Минэкономразвития   России   поручено  обеспечить  увеличение  объемов
средств  федерального  бюджета  на  оказание в 2010 г. государственной
поддержки  развития малого и среднего предпринимательства по следующим
направлениям:
     на   поддержку  создания  новых  малых  и  средних  инновационных
компаний - в объеме 2 млрд руб.;
     на  реализацию  программ  содействия  развитию  малого и среднего
предпринимательства в моногородах - в объеме 2 млрд руб.;
     на    развитие    малого   и   среднего   предпринимательства   в
Северо-Кавказском федеральном округе - в объеме 1 млрд руб.
     Таким    образом,    16    млрд    руб.   будут   предоставляться
Минэкономразвития России на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам
субъектов  Российской  Федерации при условии софинансирования расходов
за   счет   средств   соответствующих  бюджетов  и  в  соответствии  с
утвержденной  им  программой  поддержки  и  развития малого и среднего
предпринимательства.
     Кроме   того,   в   соответствии   с   Протоколом   предусмотрены
дополнительные  меры  по  оказанию в 2010 г. государственной поддержки
развития малого и среднего предпринимательства:
     увеличение  на  1  млрд руб. расходов на финансирование в 2010 г.
Фонда  содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической
сфере;
     обеспечение  размещения  у  субъектов  малого предпринимательства
заказов  в  объеме  5  млрд  руб.  на выполнение работ по капитальному
ремонту  многоквартирных  домов и по переселению граждан из аварийного
жилищного фонда;
     направление 2 млрд руб. для оказания поддержки субъектам малого и
среднего   предпринимательства,  осуществляющим  экспорт  промышленной
продукции.
     В  2010  г.  основной  акцент в программе предлагается сделать на
поддержку   инновационных   малых   компаний   и  поддержку  компаний,
осуществляющих   модернизацию   производства,   при  этом  сохраняются
наиболее  востребованные  направления:  грантовая поддержка, поддержка
микрофинансирования, обучающие программы.
     Среди  основных  мер  поддержки  начинающих  малых  инновационных
компаний можно выделить гранты малым компаниям, создаваемым при высших
учебных  заведениях.  Сумма  гранта  составит  0,5  млн руб. на одного
получателя поддержки - юридическое лицо.
     Также   предусмотрено  предоставление  субсидий  уже  действующим
инновационным  компаниям  на  компенсацию  затрат  по разработке новых
продуктов,   услуг   и   методов  их  производства  (передачи),  новых
производственных   процессов;   приобретению   машин  и  оборудования,
связанных   с   технологическими   инновациями;   приобретению   новых
технологий  (в  том  числе  прав на патенты, лицензии на использование
изобретений, промышленных образцов, полезных моделей) и т.п.
     В  число приоритетов включена поддержка экспортно-ориентированных
малых  и средних предприятий, так как именно такие компании производят
конкурентоспособную      продукцию.     Сейчас     поддержка     малых
компаний-экспортеров минимальна: за 5 лет программы получили поддержку
540  компаний. Поддержка будет оказана 10 - 15 регионам, представившим
комплексные   программы   поддержки   экспортно-ориентированных  малых
компаний.
     Следующий  блок  поддержки - это развитие лизинга малых и средних
компаний  и  развитие  специализированной инфраструктуры имущественной
поддержки  предприятий.  Рынок  лизинга  в России очень мал - около 90
млрд  руб.,  из  которых  только  четверть  - это лизинг оборудования.
Направление  на  развитие  лизинга  3  млрд  руб.  сможет  существенно
расширить предложение для малых компаний по данному направлению.
     В  этот  блок  включены субсидии федерального бюджета на развитие
лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства,
которые   предоставляются   на   реализацию   следующих   мероприятий:
субсидирование  процентов  и  предоставление целевых грантов на уплату
первого взноса в размере, не превышающем 1,0 млн руб.
     Новыми направлениями станут: существенное увеличение региональных
программ  поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах,
входящих   в  Северо-Кавказский  федеральный  округ,  и  муниципальных
программ монопрофильных городов.
     Поддержка    малого    предпринимательства    моногородов   будет
проводиться   в  рамках  муниципальных  программ  поддержки.  Основные
мероприятия таких программ: гранты, микрофинансирование, строительство
бизнес-инкубаторов, образовательные программы, промышленные парки.
     В   среднем   расходы   на   реализацию  муниципальной  программы
составляют  80  млн  руб. - 100 млн руб. Основная часть расходов будет
осуществлена  за  счет  средств  федерального  бюджета при минимальных
требованиях о софинансировании со стороны регионов в размере 5%.
     Важным    мероприятием    по    поддержке   малого   и   среднего
предпринимательства   является  программа  Государственной  корпорации
"Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".
     В   2009   г.   объем  средств,  предоставленных  Государственной
корпорации   "Банк   развития   и   внешнеэкономической   деятельности
(Внешэкономбанк)"  ОАО "РосБР" на реализацию программы поддержки СМСП,
составил  40  млрд  руб.,  из  которых:  10  млрд  руб. были внесены в
уставный капитал; 30 млрд руб. предоставлены в форме кредита на срок 8
лет  за  счет  средств  Фонда  национального  благосостояния (под 8,5%
годовых) (в 2008 г. программа составила 9 млрд руб.).
     Уже  заключены  соглашения  с  88  банками  по  реализации данной
программы, которым перечислено 24,46 млрд руб. кредитных ресурсов.
     С   2009   г.   программа  ОАО  "РосБР"  позволяет  предоставлять
дополнительное финансирование для организаций инфраструктуры поддержки
малого  и  среднего предпринимательства. Так, по состоянию на май 2010
г.  заключены  соглашения с 45 лизинговыми компаниями на общую сумму 4
953,58   млн   руб.,   с   тремя  негосударственными  микрофинансовыми
организациями  первого  уровня на общую сумму 175,0 млн руб., с шестью
государственными  и муниципальными фондами поддержки малого и среднего
предпринимательства   на   сумму   840   млн   руб.,   а  также  двумя
факторинговыми компаниями на общую сумму 980 млн руб.
     В  соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных
видов   деятельности,   а   также   земельный   налог  устанавливаются
нормативными  правовыми  актами представительных органов муниципальных
районов,  городских  округов,  законами  городов федерального значения
Москвы и Санкт-Петербурга.
     Таким   образом,   считаем  целесообразным  по  вопросу  снижения
налоговой   нагрузки   по   видам   предпринимательской   деятельности
обращаться в местные органы.
    
Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего 
предпринимательства
                                                         Н.И.ЛАРИОНОВА
19 мая 2010 г. 
N Д05-1517