ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ И КРИТЕРИАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ВИДА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 29 июня 2000 г. N 1965 (НЦПИ) На основании Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996 N 125-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.1999 N 1323 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации высшего учебного заведения" и в соответствии с решением Аккредитационной коллегии Минобразования России от 12.04.2000 3-2000 приказываю: 1. Утвердить Перечень показателей государственной аккредитации высшего учебного заведения (Приложение N 1). 2. Утвердить критериальные значения показателей государственной аккредитации, используемые при установлении вида высшего учебного заведения (Приложение N 2). 4. Считать утратившим силу Приказ Минобразования России от 14.12.1999 N 1170. 5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра В.Д. Шадрикова. Министр образования Российской Федерации В.М. ФИЛИППОВ 29 июня 2000 г. N 1965 Приложение N 1 к Приказу Минобразования России от 29 июня 2000 года N 1965 ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ 1. Показатели государственной аккредитации, определяющие аккредитационный статус по типу "высшее учебное заведение" Показатель 1.1. Содержание подготовки. Структура и содержание реализуемых образовательных программ. Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных образовательных стандартов. Показатель 1.2. Качество подготовки. Требования при приеме в вуз. Организация учебного процесса. Соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов. Внутривузовская система контроля качества. Востребованность выпускников. Показатель 1.3. Информационно - методическое обеспечение образовательного процесса. Состояние библиотечного фонда. Состояние учебно - информационного фонда. Показатель 1.4. Информатизация вуза. Наличие средств вычислительной техники и применение их в учебном процессе, научной деятельности и управлении вузом. Показатель 1.5. Материально - техническая база. Наличие условий, необходимого оборудования, приборов, специализированных кабинетов и аудиторий для осуществления образовательного процесса. Показатель 1.6. Социальная поддержка студентов. Наличие условий для проживания обучающихся в общежитиях, медицинского обслуживания, питания и занятий спортом. 2. Показатели государственной аккредитации, используемые для определения вида высшего учебного заведения (институт, академия, университет) Показатель 2.1. Спектр реализуемых основных образовательных программ. Реализуемые основные образовательные программы и контингент студентов по профилям подготовки. ------------------------------------------------------- | Профили подготовки | |-----------------------------------------------------| | Гуманитарные науки | |-----------------------------------------------------| | Естественные науки и математика | |-----------------------------------------------------| | Культура и искусство | |-----------------------------------------------------| | Компьютерные науки | |-----------------------------------------------------| | Медицинские науки и здравоохранение | |-----------------------------------------------------| | Педагогические науки | |-----------------------------------------------------| | Сельское хозяйство | |-----------------------------------------------------| | Сервис | |-----------------------------------------------------| | Строительство и архитектура | |-----------------------------------------------------| | Технический (инженерный) профиль | |-----------------------------------------------------| | Технологический профиль (промышленное производство) | |-----------------------------------------------------| | Транспорт и связь | |-----------------------------------------------------| | Экономика и управление | |-----------------------------------------------------| | Военные специальности | |-----------------------------------------------------| | Прочие | ------------------------------------------------------- Показатель 2.2. Возможность продолжения образования по программам послевузовского и дополнительного профессионального образования. Реализация программ послевузовского профессионального образования (аспирантура, докторантура), контингент аспирантов и (или) докторантов, соискателей ученой степени кандидата и (или) доктора наук. Диссертационные советы. Реализация образовательных программ, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров. Показатель 2.3. Научные исследования. Спектр наук, в рамках которых выполняются научные исследования. Объем финансирования и результативность научных исследований. Показатель 2.4. Научно - методическая работа. Изданные монографии. Изданные учебники и учебные пособия с грифами федеральных органов управления образованием, других федеральных органов исполнительной власти, учебно - методических объединений. Показатель 2.5. Качественный состав научно - педагогических кадров. Преподаватели с учеными степенями и (или) званиями. Преподаватели - доктора наук и (или) профессора. Приложение N 2 к Приказу Минобразования России от 29 июня 2000 года N 1965 КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ВИДА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ----------------------------------------------------------------------------- | Показатель | Название критерия | | государственной | | | аккредитации | | |---------------------------|-----------------------------------------------| | 2.1. Спектр реализуемых | Число профилей реализуемых основных | | основных образовательных | образовательных программ: | | программ | для университетов - более 5 | | | для академий - 1 - 2 | |---------------------------|-----------------------------------------------| | 2.2. Возможность | Число отраслей наук по специальностям | | продолжения образования | аспирантуры: | | по программам | для университета - более 5 | | послевузовского и | для академии - 1 - 2 | | дополнительного | | | профессионального | Число аспирантов на 100 студентов | | образования | контингента, приведенного к очной форме | | | обучения: | | | для университета - не менее 2 | | | для академии - не менее 1 | | |-----------------------------------------------| | | Для университета - наличие докторантуры, | | | диссертационных советов, реализация | | | программ переподготовки и (или) повышения | | | квалификации работников высшей квалифика- | | | ции, научных и научно - педагогических | | | работников | | |-----------------------------------------------| | | Для академии - наличие докторантуры, | | | диссертационных советов. | | | Реализация программ переподготовки и (или) | | | повышения квалификации для определенной | | | области научной и научно - педагогической | | | деятельности | |---------------------------|-----------------------------------------------| | 2.3. Научные исследования | Число отраслей науки, в рамках которых | | | выполняются научные исследования: | | | для университета - более 5 | | | для академии - 1 - 2 | | |-----------------------------------------------| | | Объем научных исследований на единицу | | | профессорско - преподавательского состава | | | (тыс. руб.): | | | для университета - не менее 3,8 | | | для академии - не менее 2,6 | | | для института - не менее 1,5 | | |-----------------------------------------------| | | Объем фундаментальных и прикладных | | | научных исследований на единицу | | | профессорско - преподавательского состава | | | (тыс. руб.): | | | для университета - не менее 2,0 | | | для академии - не менее 1,5 | | | для института - не менее 0,5 | | |-----------------------------------------------| | | Объем финансирования научных | | | исследований из внешних источников на | | | единицу профессорско - преподавательского | | | состава (тыс. руб.): | | | для университета - не менее 1,2 | | | для академии - не менее 0,8 | | | для института - не менее 0,4 | |---------------------------|-----------------------------------------------| | 2.4. Научно - | Количество изданных монографий на 100 | | методическая работа | преподавателей с учеными степенями и | | | (или) званиями: | | | для университетов - не менее 2,0 | | | для академий - не менее 1,5 | | | для институтов - не менее 1,2 | | |-----------------------------------------------| | | Количество изданных учебников и учебных | | | пособий с грифами федеральных органов | | | управления образованием, других | | | федеральных органов исполнительной | | | власти, учебно - методических объединений | | | на 100 преподавателей с учеными степенями | | | и званиями: | | | для университетов - не менее 0,5 | | | для академий - не менее 0,3 | | | для институтов - не менее 0,15 | |---------------------------|-----------------------------------------------| | 2.5. Качественный состав | Процент преподавателей с учеными | | научно - педагогических | степенями и (или) званиями: | | кадров | для университетов - не менее 60 | | | для академий - не менее 60 | | | для институтов - не менее 55 | | |-----------------------------------------------| | | Процент докторов наук и (или) профессоров: | | | для университетов - не менее 10 | | | для академий - не менее 10 | | | для институтов - не менее 8,5 | ----------------------------------------------------------------------------- |