БАНК ЯВЛЯЕТСЯ НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ ПО ДОГОВОРАМ БРОКЕРСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, ЗАКЛЮЧЕННЫМ С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ИМИ ОПЕРАЦИЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЦЕННЫХ БУМАГ. 1. ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО БАНК - НАЛОГОВЫЙ АГЕНТ, В СООТВЕТСТВИИ С П. 18 СТ. 214.1 НК РФ, ПРОИЗВЕСТИ ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ В БЮДЖЕТ НДФЛ В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО МЕСЯЦА С ДАТЫ ЕГО УДЕРЖАНИЯ В МОМЕНТ ВЫПЛАТЫ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ? 2. БАНК ОСУЩЕСТВЛЯЕТ БРОКЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ. БАНК ЯВЛЯЕТСЯ НОМИНАЛЬНЫМ ДЕРЖАТЕЛЕМ ОБЛИГАЦИЙ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ КУПОННЫЕ ВЫПЛАТЫ ЭМИТЕНТОМ ИХ ВЛАДЕЛЬЦУ - ФИЗИЧЕСКОМУ ЛИЦУ. НДФЛ С СУММЫ ВЫПЛАЧЕННОГО КУПОНА УДЕРЖИВАЕТ ЭМИТЕНТ ОБЛИГАЦИЙ. В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 214.1 НК РФ БАНК-БРОКЕР КАК НАЛОГОВЫЙ АГЕНТ ПО ОПЕРАЦИЯМ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЦЕННЫХ БУМАГ ОПРЕДЕЛЯЕТ ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (НАЛОГОВУЮ БАЗУ) ПО ОПЕРАЦИЯМ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ КАК ДОХОДЫ ЗА ВЫЧЕТОМ СООТВЕТСТВУЮЩИХ РАСХОДОВ. ПРИ ЭТОМ ПРИ ПОКУПКЕ БАНКОМ ПО ПОРУЧЕНИЮ И ЗА СЧЕТ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА КУПОННЫХ ОБЛИГАЦИЙ ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО НЕСЕТ РАСХОДЫ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ ОБЛИГАЦИЙ, КОТОРЫЕ ВКЛЮЧАЮТ ЧАСТЬ НАКОПЛЕННОГО, НО ЕЩЕ НЕ ВЫПЛАЧЕННОГО КУПОННОГО ДОХОДА. ДАННЫЙ КУПОННЫЙ ДОХОД ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ ЭМИТЕНТОМ, И С НЕГО УДЕРЖИВАЕТСЯ НДФЛ В МОМЕНТ ВЫПЛАТЫ. УЧИТЫВАЕТСЯ ЛИ СУММА НАЧИСЛЕННОГО КУПОННОГО ДОХОДА, УПЛАЧЕННОГО ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦОМ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ОБЛИГАЦИЙ, В РАСХОДАХ, УМЕНЬШАЮЩИХ ДОХОДЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННЫХ БУМАГ, ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА (НАЛОГОВОЙ БАЗЫ) ПО НДФЛ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗОШЛА В СЛЕДУЮЩЕМ КУПОННОМ ПЕРИОДЕ? 3. В СООТВЕТСТВИИ С П. 18 СТ. 214.1 НК РФ ВЫПЛАТОЙ ДОХОДА В НАТУРАЛЬНОЙ ФОРМЕ В ЦЕЛЯХ ДАННОГО ПУНКТА ПРИЗНАЕТСЯ ПЕРЕДАЧА НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ ЦЕННЫХ БУМАГ СО СЧЕТА ДЕПО (ЛИЦЕВОГО СЧЕТА) НАЛОГОВОГО АГЕНТА ИЛИ СЧЕТА ДЕПО (ЛИЦЕВОГО СЧЕТА) НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА, ПО КОТОРЫМ НАЛОГОВЫЙ АГЕНТ НАДЕЛЕН ПРАВОМ РАСПОРЯЖЕНИЯ. В РАМКАХ ВНУТРЕННЕГО БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ ПО ДОГОВОРАМ БРОКЕРСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ БАНК ОТКРЫВАЕТ НА СЧЕТЕ ДЕПО СУБСЧЕТА (РАЗДЕЛЫ) СЧЕТА ДЕПО: ТОРГОВЫЙ СЧЕТ ДЕПО, СЧЕТ ДЕПО ХРАНЕНИЕ. ДОЛЖЕН ЛИ БАНК КАК НАЛОГОВЫЙ АГЕНТ ИСЧИСЛЯТЬ И УДЕРЖИВАТЬ НДФЛ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ЦЕННЫХ БУМАГ ПО ПОРУЧЕНИЮ КЛИЕНТА С ТОРГОВОГО РАЗДЕЛА СЧЕТА ДЕПО НА РАЗДЕЛ ХРАНЕНИЕ СЧЕТА ДЕПО ВНУТРИ БАНКА? 4. С 01.01.2010 В ПП. 3 П. 1 СТ. 212 НК РФ ВВЕДЕНО ПОНЯТИЕ "МАТЕРИАЛЬНАЯ ВЫГОДА, ПОЛУЧЕННАЯ ОТ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ". ДО 01.01.2010 ДОХОД В ВИДЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ ВЫГОДЫ ОТ ПРИОБРЕТЕНИЯ НЕ ОБРАЩАЮЩИХСЯ НА ОРЦБ ЦЕННЫХ БУМАГ НЕ ОПРЕДЕЛЯЛСЯ (ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 02.07.2009 N 03-04-05-01/513). В СООТВЕТСТВИИ С П. 4 СТ. 212 НК РФ ДОХОД В ВИДЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ ВЫГОДЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК ПРЕВЫШЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ЦЕННЫХ БУМАГ НАД СУММОЙ ФАКТИЧЕСКИХ РАСХОДОВ НА ИХ ПРИОБРЕТЕНИЕ. ПРИ ЭТОМ РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ НЕ ОБРАЩАЮЩИХСЯ ЦЕННЫХ БУМАГ НА ОРГАНИЗОВАННОМ РЫНКЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ИСХОДЯ ИЗ РАСЧЕТНОЙ ЦЕНЫ ЦЕННЫХ БУМАГ С УЧЕТОМ ПРЕДЕЛЬНОЙ ГРАНИЦЫ ЕЕ КОЛЕБАНИЙ. НА ОСНОВАНИИ КАКИХ ДАННЫХ И В СООТВЕТСТВИИ С КАКОЙ МЕТОДИКОЙ СЛЕДУЕТ БАНКУ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ РАСЧЕТНОЙ ЦЕНЫ ЦЕННЫХ БУМАГ, НЕ ОБРАЩАЮЩИХСЯ НА ОРЦБ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 11 июня 2010 г. N 03-04-06/2-117 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу исчисления и уплаты налога с дохода от операций с ценными бумагами и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее. 1. В соответствии с п. 18 ст. 214.1 Кодекса исчисление, удержание и уплата суммы налога осуществляются налоговым агентом по окончании налогового периода, а также до истечения налогового периода или до истечения срока действия договора доверительного управления в порядке, установленном гл. 23 Кодекса. При этом согласно абз. 14 п. 18 ст. 214.1 Кодекса налоговые агенты исчисляют, удерживают и перечисляют удержанный у налогоплательщика налог не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода или с даты выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг). Таким образом, при выплате налогоплательщику денежных средств до истечения налогового периода налоговые агенты перечисляют удержанный у налогоплательщика налог не позднее одного месяца с даты выплаты указанных денежных средств. 2. Из письма следует, что банком в рамках исполнения брокерского договора по поручению клиента были приобретены облигации, в стоимость приобретения которых включена часть накопленного, но не выплаченного купонного дохода. При этом банк является номинальным держателем указанных облигаций. В дальнейшем указанные облигации были проданы. Пунктом 12 ст. 214.1 Кодекса установлено, что финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в п. 10 ст. 214.1 Кодекса. К таким расходам в соответствии с пп. 1 п. 10 ст. 214.1 Кодекса относятся, в частности, суммы, уплачиваемые эмитенту ценных бумаг (управляющей компании паевого инвестиционного фонда) в оплату размещаемых (выдаваемых) ценных бумаг, а также суммы, уплачиваемые в соответствии с договором купли-продажи ценных бумаг, в том числе суммы купона. Таким образом, при расчете налоговой базы с дохода от продажи облигаций суммы накопленного, но не выплаченного купонного дохода, включенные в стоимость облигаций при их приобретении, учитываются налоговым агентом в составе расходов на приобретение указанных облигаций вне зависимости от того, произошла их реализация до выплаты купона или после его выплаты. 3. Выплатой дохода в натуральной форме в целях п. 18 ст. 214.1 Кодекса признается передача налоговым агентом налогоплательщику ценных бумаг со счета депо (лицевого счета) налогового агента или счета депо (лицевого счета) налогоплательщика, по которым налоговый агент наделен правом распоряжения. При передаче по поручению клиента ценных бумаг с одного субсчета на другой субсчет, открытые на счете депо одного банка для целей внутреннего бухгалтерского учета операций с ценными бумагами по договорам брокерского обслуживания, дохода в натуральной форме, в связи с выплатой которого налоговым агентом производится расчет и уплата налога в соответствии с п. 18 ст. 214.1 Кодекса, не возникает. 4. В соответствии с п. 4 ст. 212 Кодекса при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в пп. 3 п. 1 ст. 212 Кодекса, налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение. Рыночная стоимость ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяется исходя из расчетной цены ценных бумаг с учетом предельной границы ее колебаний, если иное не установлено ст. 212 Кодекса. Абзацем 6 п. 4 ст. 212 Кодекса установлено, что порядок определения рыночной цены ценных бумаг, расчетной цены ценных бумаг, а также порядок определения предельной границы колебаний рыночной цены устанавливаются в целях гл. 23 Кодекса федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации с учетом положений п. 4 ст. 212 Кодекса. Вместе с этим Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 281-ФЗ) действие указанного абзаца приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 г. включительно. В период приостановления действия абз. 6 п. 4 ст. 212 Кодекса порядок определении рыночной цены ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, установлен п. 2 ст. 14 вышеуказанного Закона N 281-ФЗ. Специальных положений, устанавливающих порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в период приостановления действия абз. 6 п. 4 ст. 212 Кодекса, Кодексом не установлено. В этой связи при исчислении дохода в виде материальной выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в период приостановления действия абз. 6 п. 4 ст. 212 Кодекса налоговый агент вправе использовать расчетные цены, порядок определения которых закреплен в его учетной политике. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 11 июня 2010 г. N 03-04-06/2-117 |