О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ С ТЕРРИТОРИИ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ В СООТВЕТСТВИИ С ПРОЕКТОМ ФОРМИРОВАНИЯ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРОМЫШЛЕННОГО ОБЪЕКТА (ЗАТРАТЫ НА ПРИОБРЕТЕНИ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 17.06.10 03-03-06/1/418

           О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
            РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ С
         ТЕРРИТОРИИ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ В СООТВЕТСТВИИ С
            ПРОЕКТОМ ФОРМИРОВАНИЯ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ
            ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРОМЫШЛЕННОГО ОБЪЕКТА (ЗАТРАТЫ НА
            ПРИОБРЕТЕНИЕ КВАРТИР ДЛЯ ОБМЕНА НА ЖИЛЫЕ ДОМА,
         РАСПОЛОЖЕННЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ,
                     ЗАТРАТЫ НА СНОС ЭТИХ ДОМОВ).

                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                           17 июня 2010 г. 
                           N 03-03-06/1/418

                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  учета  в  целях  налогообложения прибыли расходов
организации на создание санитарно-защитной зоны и сообщает следующее.
     В  соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2002 N
7-ФЗ  "Об  охране  окружающей  среды"  в целях охраны окружающей среды
городских  и  сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в
том  числе  санитарно-защитные зоны. В частности, такие зоны создаются
вокруг  промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности,
оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
     Федеральным     законом     от     30.03.1999    N    52-ФЗ    "О
санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения" установлено, что
при    проектировании,   строительстве,   реконструкции,   техническом
перевооружении,  расширении,  консервации  и  ликвидации промышленных,
транспортных   объектов,   зданий   и   сооружений  культурно-бытового
назначения,   жилых   домов,   объектов  инженерной  инфраструктуры  и
благоустройства   и  иных  объектов  необходимо  соблюдать  санитарные
правила.
     Постановлением   Главного   государственного   санитарного  врача
Российской     Федерации     от    25.09.2007    N    74    утверждены
Санитарно-эпидемиологические  правила  и нормативы "Санитарно-защитные
зоны   и  санитарная  классификация  предприятий,  сооружений  и  иных
объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03" (далее - Правила).
     В   Правилах   установлены  гигиенические  требования  к  размеру
санитарно-защитных  зон  в  зависимости  от  санитарной  классификации
предприятий, сооружений и иных объектов, требования к их организации и
благоустройству,  основания  к  пересмотру  этих  размеров.  Указанные
требования    распространяются    на    размещение,    проектирование,
строительство  и  эксплуатацию  вновь  строящихся,  реконструируемых и
действующих   предприятий,   зданий   и   сооружений,   в   том  числе
промышленного  назначения, которые являются источниками воздействия на
среду обитания и здоровье человека.
     Пунктами  3.1  и  3.2  Правил  предусмотрено,  что проектирование
санитарно-защитных   зон  осуществляется  на  всех  этапах  разработки
градостроительной  документации, проектов строительства, реконструкции
и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и (или)
группы промышленных объектов и производств.
     Размеры  и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте
санитарно-защитной  зоны.  Разработка  проекта санитарно-защитной зоны
для объектов I - III классов опасности является обязательной.
     В   проекте   санитарно-защитной  зоны  на  строительство  новых,
реконструкцию  или техническое перевооружение действующих промышленных
объектов,   производств   и   сооружений   должны  быть  предусмотрены
мероприятия  и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая
отселение  жителей  в  случае  необходимости.  Выполнение мероприятий,
включая    отселение    жителей,    обеспечивают    должностные   лица
соответствующих промышленных объектов и производств.
     Из  письма  следует,  что  проект формирования санитарно-защитной
зоны  действующего  промышленного  объекта предусматривает переселение
жителей   с   территории   санитарно-защитной   зоны.   В  этих  целях
организацией приобретены жилые квартиры, заключены договоры мены жилых
домов  с  жителями,  проживающими  на  указанной  территории,  и после
перехода  права собственности на данные дома к организации осуществлен
их снос.
     В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на
прибыль   организаций  в  составе  материальных  расходов  учитываются
затраты,  которые  связаны  с  содержанием  и  эксплуатацией  основных
средств и иного имущества природоохранного назначения, и в частности -
расходы,   связанные   с   формированием   санитарно-защитных   зон  в
соответствии          с          действующими         государственными
санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
     В   то   же   время  в  соответствии  с  п.  1  ст.  257  Кодекса
первоначальная  стоимость  основного  средства  определяется как сумма
расходов на его приобретение (а если имущество получено безвозмездно -
как  сумма,  в  которую  оно  оценено  согласно п. 8 ст. 250 Кодекса),
сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором
оно  пригодно  для  использования (за исключением НДС и акцизов, кроме
случаев, предусмотренных Кодексом). Первоначальная стоимость основного
средства погашается через механизм амортизации.
     Таким    образом,   расходы   производственной   организации   по
формированию  санитарно-защитных зон в соответствии с государственными
санитарно-эпидемиологическими  правилами  и нормативам, обязанность по
формированию  которых  согласно предпроектной и проектной документации
обусловлена  созданием,  реконструкцией,  техническим  перевооружением
основных   средств,  признаются  расходами,  связанными  с  доведением
основных средств до состояния, в котором они пригодны к использованию.
     На  основании  ст.  257  Кодекса  подобные  расходы,  в том числе
затраты  на отселение жителей (включая затраты на приобретение квартир
для    обмена    на    жилые   дома,   расположенные   на   территории
санитарно-защитной  зоны,  затраты  на снос этих домов), учитываются в
первоначальной стоимости объекта основных средств.
     Затраты,  связанные с формированием санитарно-защитных зон, в том
числе  указанные выше затраты на отселение жителей, которые невозможно
отнести  к конкретному объекту основных средств, учитываются в составе
материальных расходов на основании ст. 254 Кодекса.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
17 июня 2010 г. 
N 03-03-06/1/418