ОРГАНИЗАЦИЕЙ БЫЛ ПОЛУЧЕН ТОВАР НА ТОВАРНЫЙ СКЛАД. ТОВАРЫ БЫЛИ ПОЛУЧЕНЫ И ОПРИХОДОВАНЫ НА ОСНОВАНИИ НАКЛАДНЫХ ПО ФОРМЕ N ТОРГ-12. У ОРГАНИЗАЦИИ ОТСУТСТВУЕТ ОБЯЗАННОСТЬ ПО ДОСТАВКЕ ГРУЗА ПО УСЛОВИЯМ ДОГОВОРОВ ПОСТАВКИ С КОНТРАГЕНТАМИ-ПОСТАВЩИКАМИ. В ДАЛЬНЕЙШЕМ ОПРИХОДОВАННЫЙ ТОВАР БЫЛ ОТГРУЖЕН ПОКУПАТЕЛЯМ. НУЖНА ЛИ ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНАЯ НАКЛАДНАЯ ПО ФОРМЕ N 1-Т ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ФАКТА ПРИОБРЕТЕНИЯ ТОВАРОВ И ПРИЗНАНИЯ РАСХОДОВ НА ИХ ПРИОБРЕТЕНИЕ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ? ИЛИ ДЛЯ ЭТИХ ЦЕЛЕЙ ДОСТАТОЧНО ЛИШЬ ТОВАРНОЙ НАКЛАДНОЙ ПО ФОРМЕ N ТОРГ-12? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 15 июня 2010 г. N 03-03-06/1/413 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу, относящемуся к своей компетенции, сообщает следующее. В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. На основании абз. 1 ст. 313 Кодекса налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом. При этом товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т) относится к первичным документам по учету движения товаров. Согласно Постановлению Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов, при этом товарный раздел накладной определяет взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служит для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей. Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" утверждена товарная накладная (форма N ТОРГ-12), она относится к первичной учетной документации по учету торговых операций и применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Товарная накладная составляется в двух экземплярах, первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, являясь основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей. Таким образом, по мнению Департамента, если организация-покупатель не оплачивает транспортировку товаров, то для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров может служить оформленная товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т) либо товарная накладная (форма N ТОРГ-12). Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 15 июня 2010 г. N 03-03-06/1/413 |