В 2008 Г. ОРГАНИЗАЦИЯ ПО ДОГОВОРУ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРИОБРЕЛА У ЗАСТРОЙЩИКА НЕЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ (ЧАСТЬ ПЕРВОГО ЭТАЖА В ЖИЛОМ ДОМЕ) БЕЗ "ЧИСТОВОЙ" ОТДЕЛКИ. АКТ СДАЧИ-ПРИЕМКИ С ЗАСТРОЙЩИКОМ БЫЛ ПОДПИСАН В МАЕ 2008 Г., РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ПОМЕЩЕНИЕ ОФОРМЛЕНА В МАРТЕ 2009 Г. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПОМЕЩЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ, ТАК КАК ФИНАНСОВОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РЕМОНТА У ОРГАНИЗАЦИИ В ПЕРИОД КРИЗИСА НЕТ. МОЖЕТ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИТЫВАТЬ ВЫШЕУКАЗАННОЕ ПОМЕЩЕНИЕ НА СЧЕТЕ 08, НЕ СТАВЯ ЕГО НА УЧЕТ НА СЧЕТ 01 В СВЯЗИ С НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НЕТ РЕМОНТА)? КОГДА СЛЕДУЕТ ВВОДИТЬ ЗДАНИЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ, НАЧИСЛЯТЬ АМОРТИЗАЦИЮ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ И ПЛАТИТЬ НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО - В МАЕ 2008 Г. (АКТ СДАЧИ-ПРИЕМКИ С ЗАСТРОЙЩИКОМ), ИЛИ В МАРТЕ 2009 Г. (ГОСРЕГИСТРАЦИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ), ИЛИ ПО ОКОНЧАНИИ РЕМОНТНЫХ РАБОТ, КОГДА ПОМЕЩЕНИЕ БУДЕТ ГОТОВО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ? ЕСЛИ ПОМЕЩЕНИЕ ПРИНЯТО К УЧЕТУ НА СЧЕТЕ 01 И ПРОИЗВОДИТСЯ НАЧИСЛЕНИЕ АМОРТИЗАЦИИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ, ТО: - МОЖНО ЛИ В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ СОГЛАСНО П. 1 СТ. 256 (ОБЪЕКТ НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) НЕ НАЧИСЛЯТЬ АМОРТИЗАЦИЮ, ТЕМ САМЫМ НЕ УМЕНЬШАЯ СТОИМОСТИ ЭТОГО ПОМЕЩЕНИЯ В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ НА СУММУ НАЧИСЛЕННОЙ АМОРТИЗАЦИИ; ИЛИ - СЛЕДУЕТ НАЧИСЛЯТЬ АМОРТИЗАЦИЮ В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ, УМЕНЬШАТЬ СТОИМОСТЬ ЗДАНИЯ НА СУММУ НАЧИСЛЕННОЙ АМОРТИЗАЦИИ, А ПРИ РАСЧЕТЕ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ НЕ УМЕНЬШАТЬ НАЛОГООБЛАГАЕМУЮ ПРИБЫЛЬ НА СУММУ НАЧИСЛЕННОЙ АМОРТИЗАЦИИ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 22 июня 2010 г. N 03-03-06/1/425 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по практике применения нормативных правовых актов министерства, а также по опенке конкретных хозяйственных ситуаций. Одновременно обращаем внимание, что согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Кодекса. Статьей 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. Таким документом является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которое удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. При этом к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются в том числе акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора) и документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство. Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и Положению по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (Письмо Минфина России от 30.12.1993 N 160) расходы застройщика, связанные с возведеньем объектов строительства (реконструкцией), отражаются в бухгалтерском учете на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" и списываются на счет 01 "Основные средства" при принятии инвестором, застройщиком (заказчиком) объектов, законченных строительством, к учету в качестве основных средств. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременном выполнении условий, установленных п. 4 этого Положения, то есть когда объект приведен в состояние, пригодное для использования в деятельности организации. В части начисления амортизации для целей налогообложения прибыли сообщаем следующее. На основании п. 1 ст. 256 Кодекса амортизируемым имуществом в целях гл. 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб. Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, согласно п. 4 ст. 259 Кодекса, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию. Учитывая изложенное, считаем, что по объектам, не введенным в эксплуатацию и не используемым для извлечения дохода, амортизация начисляться не может. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 22 июня 2010 г. N 03-03-06/1/425 |