О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМ НАЛОГОМ ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРИ ПРИВАТИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ.. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 21.06.10 03-05-06-02/59

         О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМ НАЛОГОМ ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ,
           ПОЛУЧЕННЫХ ПРИ ПРИВАТИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
                               УГОДИЙ.

                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                           21 июня 2010 г. 
                           N 03-05-06-02/59

                                 (Д)
                                   

     В    Департаменте   налоговой   и   таможенно-тарифной   политики
рассмотрено  обращение  по  вопросу о налогообложении земельных долей,
полученных  при приватизации сельскохозяйственных угодий, и сообщается
следующее.
     В  соответствии  с  п.  1  ст.  388 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  налогоплательщиками  земельного  налога
признаются   организации  и  физические  лица,  обладающие  земельными
участками,   признаваемыми   объектами   налогообложения,   на   праве
собственности,  праве  постоянного (бессрочного) пользования или праве
пожизненного наследуемого владения.
     Согласно  ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право
собственности  и  другие  вещные права на недвижимые вещи, ограничения
этих   прав,   их   возникновение,   переход  и  прекращение  подлежат
государственной регистрации в едином государственном реестре органами,
осуществляющими  государственную  регистрацию  прав  на недвижимость и
сделок с ней.
     Таким образом, основанием для взимания земельного налога является
документ,   подтверждающий   право  собственности,  право  постоянного
(бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения
на земельный участок.
     В  силу  п.  1  ст.  392  Кодекса в отношении земельных участков,
находящихся   в   общей   долевой  собственности,  налоговая  база  по
земельному  налогу  определяется  для  каждого  из налогоплательщиков,
являющихся  собственниками данного земельного участка, пропорционально
его доле в общей долевой собственности.
     Статьей 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте
земель  сельскохозяйственного  назначения"  установлено, что земельная
доля,  полученная  при  приватизации  сельскохозяйственных  угодий  до
вступления  в силу данного Федерального закона, является долей в праве
общей     собственности     на    земельные    участки    из    земель
сельскохозяйственного назначения.
     На  основании  ст.  18 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ
свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу
Федерального   закона   от  21.07.1997  N  122-ФЗ  "О  государственной
регистрации  прав  на  недвижимое  имущество и сделок с ним", а при их
отсутствии  выписки  из  принятых  до  вступления  в  силу  указанного
Федерального   закона   решений   органов  местного  самоуправления  о
приватизации  сельскохозяйственных  угодий,  удостоверяющие  права  на
земельную  долю,  имеют  равную  юридическую  силу с записями в Едином
государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
     Учитывая  изложенное,  налогоплательщиками  земельного  налога  в
отношении     земельных    долей,    полученных    при    приватизации
сельскохозяйственных  угодий,  признаются собственники таких земельных
долей.
     Одновременно  сообщается,  что  особенности оборота долей в праве
общей     собственности     на    земельные    участки    из    земель
сельскохозяйственного  назначения  определены  в  гл. III Федерального
закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ.
     В частности, в силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2002
N  101-ФЗ  участник  долевой  собственности  без  выделения земельного
участка  в  счет  земельной  доли по своему усмотрению вправе завещать
свою  земельную  долю,  внести  ее  в  уставный  (складочный)  капитал
сельскохозяйственной   организации,  использующей  земельный  участок,
находящийся в долевой собственности, либо передать свою земельную долю
в  доверительное управление, продать или подарить ее другому участнику
долевой  собственности,  а  также сельскохозяйственной организации или
гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим
земельный  участок,  находящийся  в  долевой  собственности.  Участник
долевой  собственности  вправе распорядиться земельной долей по своему
усмотрению  иным  образом  только после выделения земельного участка в
счет земельной доли.
     Согласно  п.  1 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ
участник   долевой   собственности  на  земельный  участок  из  земель
сельскохозяйственного  назначения  вправе выделить земельный участок в
счет своей земельной доли. При этом местоположение земельного участка,
выделяемого  в  счет  земельной доли, определяется участниками долевой
собственности  в  соответствии  с  решением общего собрания участников
долевой    собственности    при   утверждении   местоположения   части
находящегося    в    долевой    собственности    земельного   участка,
предназначенной для выделения в первоочередном порядке.
     Кроме того, отмечается, что на основании Положения о Министерстве
сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от 12.06.2008 N 450, федеральным
органом  исполнительной  власти, осуществляющим функции по выработке и
реализации    государственной    политики    и    нормативно-правовому
регулированию  в  сфере земельных отношений в части, касающейся земель
сельскохозяйственного назначения, является Минсельхоз России.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
21 июня 2010 г. 
N 03-05-06-02/59