О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА 28 мая 2010 г. N 18-12/26517 (Д) На обращение ФТС России Верховный Суд Российской Федерации в письме от 12.03.2010 N 5/общ-884 изложил правовую позицию по вопросу, связанному с определением территориальной подсудности дел об административных правонарушениях (далее - АП), возбужденных по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) в отношении иностранных граждан. В соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП России дела об АП, возбужденные по части 1 статьи 20.25 КоАП России, подлежат рассмотрению по месту совершения правонарушения. Поскольку объективную сторону рассматриваемого правонарушения образует противоправное бездействие, то согласно подпункту "з" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" местом совершения АП в форме бездействия следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность. Исходя из положений Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" Верховным Судом Российской Федерации сделан вывод, что местом совершения АП, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 КоАП России, является место жительства или пребывания лиц в пределах Российской Федерации независимо от их гражданства. Таким образом, местом совершения иностранным лицом АП, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 КоАП России, является адрес регистрации иностранного гражданина по месту жительства или учета иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации. Учитывая правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации о территориальной подсудности дел об АП, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 КоАП России, рекомендуем направлять материалы дел об АП в порядке статьи 23.1 КоАП России в отношении: физических лиц - граждан Российской Федерации по месту жительства (при отсутствии постоянного места жительства - по месту последней по времени регистрации по месту пребывания); иностранных граждан (лиц без гражданства), временно пребывающих или постоянно (временно) проживающих в Российской Федерации, по месту последнего по времени пребывания (проживания); юридических лиц, учрежденных в Российской Федерации, по месту регистрации на территории России; иностранных юридических лиц, иностранных граждан (лиц без гражданства), незарегистрированных в Российской Федерации, по месту нахождения таможенного органа, в регионе деятельности которого совершено АП. В целях соблюдения территориальной подсудности дел об АП в отношении иностранных граждан (лиц без гражданства) по части 1 статьи 20.25 КоАП России до возбуждения такого дела и для установления последнего по времени места жительства (пребывания) или регистрации необходимо руководствоваться документами, полученными при производстве по делу об АП, по которому вынесено постановление о назначении административного наказания и возбуждено исполнительное производство, визовыми и таможенными документами, а также сведениями из адресно-справочного бюро. Кроме того, на основании Соглашения о взаимодействии Федеральной таможенной службы Российской Федерации и Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 11.03.2008 (письмо ФТС России от 20.03.2008 N 17-18/10437) в отношении постоянно (временно) проживающих в Российской Федерации иностранных граждан (лиц без гражданства) возможно направление письменного запроса в территориальные органы ФМС России. Начальник Главного управления таможенных расследований и дознания генерал-лейтенант таможенной службы А.П.КИЗЛЫК 28 мая 2010 г. N 18-12/26517 |