БАНК ЯВЛЯЕТСЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ ФОНДА БАНКОВСКОГО УПРАВЛЕНИЯ (ДАЛЕЕ - ОФБУ), КОТОРЫЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЕДИНЫЙ ИМУЩЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, НАХОДЯЩИЙСЯ В ОБЩЕЙ ДОЛЕВОЙ СОБСТВЕННОСТИ УЧРЕДИТЕЛЕЙ ОФБУ И ПЕРЕДАННЫЙ В ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ БАНКУ. УЧРЕДИТЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ - ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО ИМЕЕТ ПРАВО ПЕРЕДАВАТЬ В ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОФБУ КАК ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА, ТАК И ЦЕННЫЕ БУМАГИ (АКЦИИ). ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО ЯВЛЯЕТСЯ СОБСТВЕННИКОМ ПАКЕТА АКЦИЙ, ПРИОБРЕТЕННОГО РАНЕЕ ЗА 1000 РУБ. ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПЕРЕДАЕТ ЭТОТ ПАКЕТ АКЦИЙ В ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОФБУ, ПРИ ЭТОМ АКЦИИ ОЦЕНИВАЮТСЯ ПО РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ НА ДАТУ ПЕРЕДАЧИ И ПРИНИМАЮТСЯ В ОФБУ КАК ИМУЩЕСТВО СТОИМОСТЬЮ 2000 РУБ. В ДАННЫЙ МОМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА НА ОСНОВАНИИ СТ. 39 НК РФ НЕ ПРОИСХОДИТ. ПРИ ВЫХОДЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА ИЗ ОФБУ СТОИМОСТЬ ДОЛИ ВЫВОДИМОГО ИМУЩЕСТВА (В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ), РАССЧИТАННОЙ С УЧЕТОМ РАСХОДОВ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО И ЕГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ, СОСТАВИЛА 2500 РУБ. ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ, ЯВЛЯЯСЬ НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ, ОБЯЗАН ИСЧИСЛИТЬ И УДЕРЖАТЬ НДФЛ. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НАЛОГОВУЮ БАЗУ: - 2500 - 1000 = 1500 (В СЛУЧАЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНО ПОДТВЕРЖДЕННЫХ РАСХОДОВ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ АКЦИЙ); - 2500 - 0 = 2500 (В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНО ПОДТВЕРЖДЕННЫХ РАСХОДОВ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ АКЦИЙ); - 2500 - 2000 = 500 (ПРИРОСТ СТОИМОСТИ ДОЛИ ОФБУ ЗА ВРЕМЯ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ)? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 23 июня 2010 г. N 03-04-06/2-133 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее. Из письма следует, что при выходе из общего фонда банковского управления (далее - ОФБУ) физическому лицу - учредителю ОФБУ была выплачена сумма, соответствующая стоимости доли выводимого из ОФБУ имущества. Согласно п. 17 ст. 214.1 Кодекса доверительный управляющий признается налоговым агентом по отношению к лицу, в интересах которого осуществляется доверительное управление в соответствии с договором доверительного управления. Таким образом, в тех случаях, когда организация выступает в качестве вышеуказанного лица, она является налоговым агентом и обязана исчислять, удерживать у налогоплательщика и перечислять в бюджет сумму налога на доходы физических лиц. В соответствии с п. 17 ст. 214.1 Кодекса налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, осуществляемым доверительным управляющим, определяется в порядке, установленном п. п. 6 - 15 ст. 214.1 Кодекса, с учетом сумм, уплаченных по договору доверительного управления доверительному управляющему в виде вознаграждения и компенсации произведенных им расходов по осуществленным операциям с ценными бумагами, финансовыми инструментами срочных сделок, а также расходов, установленных п. 10 ст. 214.1 Кодекса. Пунктом 12 ст. 214.1 Кодекса установлено, что финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в п. 10 ст. 214.1 Кодекса. Таким образом, налоговой базой при выводе имущества из ОФБУ является финансовый результат, определяемый на дату вывода в соответствии с положениями ст. 214.1 Кодекса. Вместе с этим абз. 2 п. 18 ст. 214.1 Кодекса установлено, что налоговый агент определяет налоговую базу налогоплательщика по всем видам доходов от операций, осуществляемых налоговым агентом в пользу налогоплательщика. Из этого следует, что организация - доверительный управляющий в качестве налогового агента не может учитывать расходы физического лица, произведенные им без участия данной организации. Такие расходы могут быть учтены физическим лицом самостоятельно при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 23 июня 2010 г. N 03-04-06/2-133 |