ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, ВКЛЮЧЕННОГО В УСТАНОВЛЕННЫЕ ГРАНИЦЫ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 12 апреля 2010 г. N Д23-546 (Д) Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение по вопросу об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением категории земель земельного участка, включенного в установленные границы населенного пункта, и сообщает. В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения. Вместе с тем по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственный кадастровый учет изменений земельного участка в связи с изменением категории земель может быть осуществлен на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и документов, предусмотренных ст. 22 Закона о кадастре, либо на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия. Порядок внесения изменений в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастр) в связи с переводом земельных участков из одной категории земель в другую установлен, в частности, ст. 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе). Согласно п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. В связи с изложенным ч. 1 ст. 8 Закона о переводе предусмотрено, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. В данном случае Законом о переводе не требуется принятия акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее - акт о переводе). Положениями ст. 84 ЗК РФ регламентировано, что установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования (далее - генеральный план); 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района (далее - схема территориального планирования), отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях). Между тем генеральные планы и схемы территориального планирования, в соответствии с гл. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, являются градостроительной документацией по территориальному планированию, разрабатываемой и утверждаемой в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности. Согласно ч. 3 ст. 8 Закона о переводе орган, принявший акт о переводе (в том числе утвердивший генеральный план или схему территориального планирования), направляет в орган кадастрового учета сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенного пункта или исключенных из границ населенного пункта, для внесения соответствующих изменений в кадастр. Законом о кадастре и иными нормативными правовыми актами в сфере регулирования кадастровых отношений орган кадастрового учета не наделен полномочиями по проверке правомерности принятия и оценке содержания градостроительной документации об установлении или изменении границ населенных пунктов, на основании которой орган, принявший решение об утверждении генерального плана или схемы территориального планирования, направил в орган кадастрового учета сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенного пункта или исключенных из границ населенного пункта. В связи с изложенным, по мнению Департамента недвижимости, сведения о кадастровых номерах земельных участков, вошедших в установленные границы населенного пункта, направляемые в соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона о переводе в орган кадастрового учета, являются основанием для изменения кадастровых сведений о категории земель таких земельных участков. Директор Департамента недвижимости А.И.ИВАКИН 12 апреля 2010 г. N Д23-546 |