ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, ВКЛЮЧЕННОГО В УСТАНОВЛЕННЫЕ ГРАНИЦЫ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 12.04.10 Д23-546

         ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА
           В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ ЗЕМЕЛЬНОГО
             УЧАСТКА, ВКЛЮЧЕННОГО В УСТАНОВЛЕННЫЕ ГРАНИЦЫ
                          НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

                          12 апреля 2010 г.
                              N Д23-546

                                 (Д)


     Департамент   недвижимости   Минэкономразвития  России  (далее  -
Департамент   недвижимости)   рассмотрел   обращение   по  вопросу  об
осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением
категории  земель  земельного  участка,  включенного  в  установленные
границы населенного пункта, и сообщает.
     В   соответствии   с  Положением  о  Министерстве  экономического
развития    Российской    Федерации,    утвержденным    Постановлением
Правительства    Российской    Федерации    от   05.06.2008   N   437,
Минэкономразвития  России  не  наделено  полномочиями  по  разъяснению
законодательства   Российской   Федерации,   а   также   практики  его
применения.
     Вместе   с  тем  по  затронутым  в  обращении  вопросам  полагаем
возможным отметить следующее.
     В  соответствии  со  ст.  16  Федерального закона от 24.07.2007 N
221-ФЗ  "О  государственном  кадастре  недвижимости"  (далее - Закон о
кадастре)   государственный   кадастровый  учет  изменений  земельного
участка  в  связи с изменением категории земель может быть осуществлен
на  основании  заявления о государственном кадастровом учете изменений
объекта  недвижимости  и  документов,  предусмотренных ст. 22 Закона о
кадастре,   либо   на   основании   документов,  поступивших  в  орган
кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
     Порядок внесения изменений в государственный кадастр недвижимости
(далее  -  кадастр)  в  связи  с переводом земельных участков из одной
категории  земель в другую установлен, в частности, ст. 5 Федерального
закона  от  21.12.2004  N  172-ФЗ  "О  переводе  земель  или земельных
участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе).
     Согласно  п.  1  ст.  8  Земельного  кодекса Российской Федерации
(далее  -  ЗК  РФ)  перевод  земель  населенных  пунктов  в земли иных
категорий   и   земель  иных  категорий  в  земли  населенных  пунктов
независимо  от их форм собственности осуществляется путем установления
или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ
и   законодательством   Российской   Федерации   о   градостроительной
деятельности.
     В  связи с изложенным ч. 1 ст. 8 Закона о переводе предусмотрено,
что  установление  или  изменение  границ  населенных пунктов, а также
включение   земельных  участков  в  границы  населенных  пунктов  либо
исключение  земельных  участков  из границ населенных пунктов является
переводом  земель  населенных пунктов или земельных участков в составе
таких  земель  в  другую категорию либо переводом земель или земельных
участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных
пунктов. В данном случае Законом о переводе не требуется принятия акта
о  переводе  земель  или  земельных участков в составе таких земель из
одной категории в другую (далее - акт о переводе).
     Положениями  ст. 84 ЗК РФ регламентировано, что установлением или
изменением границ населенных пунктов является:
     1)   утверждение  или  изменение  генерального  плана  городского
округа,   поселения,   отображающего   границы   населенных   пунктов,
расположенных  в  границах соответствующего муниципального образования
(далее - генеральный план);
     2)  утверждение или изменение схемы территориального планирования
муниципального  района  (далее - схема территориального планирования),
отображающей  границы  сельских  населенных  пунктов, расположенных за
пределами границ поселений (на межселенных территориях).
     Между    тем   генеральные   планы   и   схемы   территориального
планирования,  в  соответствии  с  гл.  3  Градостроительного  кодекса
Российской  Федерации,  являются  градостроительной  документацией  по
территориальному   планированию,   разрабатываемой  и  утверждаемой  в
соответствии   с  требованиями  законодательства  о  градостроительной
деятельности.
     Согласно  ч.  3  ст.  8  Закона о переводе орган, принявший акт о
переводе   (в   том  числе  утвердивший  генеральный  план  или  схему
территориального  планирования), направляет в орган кадастрового учета
сведения  о  кадастровых  номерах  земельных  участков,  включенных  в
границы  населенного  пункта  или  исключенных  из  границ населенного
пункта, для внесения соответствующих изменений в кадастр.
     Законом  о кадастре и иными нормативными правовыми актами в сфере
регулирования   кадастровых  отношений  орган  кадастрового  учета  не
наделен  полномочиями  по  проверке  правомерности  принятия  и оценке
содержания   градостроительной   документации   об   установлении  или
изменении  границ  населенных  пунктов,  на  основании  которой орган,
принявший   решение   об  утверждении  генерального  плана  или  схемы
территориального  планирования,  направил  в  орган кадастрового учета
сведения  о  кадастровых  номерах  земельных  участков,  включенных  в
границы  населенного  пункта  или  исключенных  из  границ населенного
пункта.
     В  связи  с  изложенным,  по  мнению  Департамента  недвижимости,
сведения   о   кадастровых  номерах  земельных  участков,  вошедших  в
установленные  границы населенного пункта, направляемые в соответствии
с  ч.  3  ст. 8 Закона о переводе в орган кадастрового учета, являются
основанием для изменения кадастровых сведений о категории земель таких
земельных участков.

Директор
Департамента недвижимости
                                                            А.И.ИВАКИН
12 апреля 2010 г.
N Д23-546